Проблемы регионального развития

Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Ноября 2011 в 09:14, курсовая работа

Описание работы

Цель моей работы: выявить влияние экономики на аграрный сектор.
Объектом моей работы является аграрный сектор, а предметом - региональный аграрный сектор.
Задачи развития аграрного сектора, и какое состояние аграрного сектора в Краснодарском крае.
- какое значение имеет АПК для России
- какая экономическая стратегия регионального аграрного развития
- какие поставлены задачи развития в региональном аграрном секторе

Содержание

СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………….3
ГЛАВА I.РЕГИОНАЛЬНЫЙ ОТРАСЛЕВОЙ АГРОПРОМЫШЛЕННЫЙ КОМПЛЕКС КРАСНОДАРСКОГО КРАЯ
1.1.Значение Аграрного сектора для России…………………………………...5
1.2.Экономическая стратегия регионального аграрного развития……………5
1.3.Задачи развития в региональном аграрном секторе……………………….9
ГЛАВА II.СОСТОЯНИЕ АПК КРАСНОДАРСКОГО КРАЯ
2.1.Описание отросли АПК Краснодарского края……………………………15
ГЛАВА III . ПРОБЛЕМЫ РЕГИОНАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ АПК
3.1.Пути преодоления кризиса в АПК………………………………………….22
3.2.Перспективы развития……………………………………………………....24
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………...28
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ…………………………………………………….29

Работа содержит 1 файл

Агропромышленная система краснодарского края.docx

— 54.87 Кб (Скачать)

    Происходят  изменения в структуре производства мяса. Доля говядины в общем объеме производства в 2008 г. уменьшилась и  составила 18 % против 34 % в 1995 г., птицы  – увеличилась и составила  соответственно 32 % и 20 %. Доля свинины  сохранилась на уровне 1995 г. На долю хозяйств населения, крестьянских (фермерских) хозяйств и индивидуальных предпринимателей приходилось 52 % производства мяса, 38 % – молока и 42 % – яиц. В крупных и средних сельскохозяйственных организациях от одной коровы надоено 5 086 кг молока (101 % к 2007 г.). В среднем от одной курицы – несушки получено 294 яйца (105 % к уровню 2007 г.).

    В формировании ресурсов продукции животноводства в 2008 г., по предварительным данным, общие ресурсы мяса и мясопродуктов  уменьшились на 1,1 %, молока и молокопродуктов  увеличились на 0,3 %, ввоз из-за пределов края мяса и мясопродуктов, молока и  молокопродуктов сохранился на уровне прошлого года. По состоянию на 1 января 2009 г. численность крупного рогатого скота в хозяйствах всех категорий  в сравнении с аналогичной  датой 2008 г. сократилась на 1 765 голов (99,7 % к 2008 г.) и составила 687,3 тыс. голов, в том числе коров – 267,4 тыс. голов (100,2 %). При этом в крупных  и средних сельскохозяйственных организациях насчитывается 470 тыс. голов  крупного рогатого скота, в том числе  коров – 174 тыс. голов, что превысило  уровень 2007 г. на 0,5 %. Среднесуточный прирост  живой массы на откорме и нагуле молодняка крупного рогатого скота  составил 591 грамм, что превышает  прошлогодний показатель на 2,7 %. Сокращение численности поголовья в общественном секторе связано, прежде всего, с  экономической невыгодностью производства мяса говядины на убой, а также проведением  мероприятий по оздоровлению стада  от лейкоза, туберкулеза и некробактериоза, зоотехнической выбраковкой и заменой  низкопродуктивного скота на более  высокопродуктивный – импортный. Поголовье  свиней на 1 января 2009 г. в хозяйствах всех категорий насчитывается 1 094,5 тыс. голов, что составляет 74,8 % по сравнению  с 2008 г. Среднесуточный привес свиней по стаду за 2009 г. составил 454 грамма (105,6 % к уровню 2008 г.) На сегодняшний день в свиноводстве сложилась критическая  ситуация, связанная с неблагоприятной  динамикой цен на свинину и  зерно урожая 2007 г., в результате чего произошел сброс поголовья  свиней, в том числе маточного  поголовья и усугубившаяся заболеванием африканской чумы свиней (АЧС), зафиксированным на территории муниципального образования Новокубанский район в ЗАО КСП «Кубань» в конце октября 2008 г. Администрацией края и хозяйствующими субъектами были приняты исчерпывающие меры по локализации очага инфекции и проведению мероприятий по недопущению распространения заболевания в соответствии с действующими требованиями ветеринарного законодательства Российской Федерации. Производство пищевых продуктов – важная часть агропромышленного комплекса Краснодарского края – включает различные отрасли, связанные с переработкой сельскохозяйственного сырья и производством продуктов питания: хлебобулочную, мясную, молочную, плодоовощную, масложировую, сахарную, кондитерскую, винодельческую, рыбную, табачную и ряд других отраслей. Используя основную часть произведенного в регионе мяса, молока, подсолнечника, сахарной свеклы, овощей и других видов сельхоз сырья, она способствует развитию аграрного сектора края, определяет жизненный уровень населения Кубани, поскольку формирует почти половину налогооблагаемой базы промышленного комплекса края в целом. В производстве пищевых продуктов Краснодарского края функционируют более 1 000 предприятий, на которых работает около 80 тысяч человек. Производство пищевых продуктов, включая напитки и табака, в 2008 г. составило 96,3 %. Значительное увеличение объемов производства наблюдалось в переработке и консервировании картофеля, фруктов и овощей (на 4,2 %), в производстве продуктов мукомольно-крупяной промышленности, крахмалов и крахмалопродуктов (на 2,9 %), в переработке и консервировании рыбо- и морепродуктов (на 2,7 %), в производстве молочных продуктов (на 1,7%), и производстве напитков (на 1,6 %). В 2008 г. по сравнению с предыдущим годом рост производства наблюдался по большинству основных видов продукции, кроме мяса, включая субпродукты I категории, муки, сахара-песка, масел растительных, безалкогольных напитков, консервов мясных и рыбных. Из продуктов детского питания в 2008 г. по сравнению с 2007 г. сократился выпуск сухих продуктов для детского и диетического питания на злаковой основе на 46,2 %, детских мясных консервов – в 2,9 раза. Производство детских и диетических плодоовощных консервов увеличилось на 6,2 %.

    Производственные  мощности крупных и средних предприятий  пищевой индустрии края позволяют  переработать в год около 1,6 миллионов  тонн молока, 6 млн. тонн сахарной свеклы, около 1,5 млн. тонн семян масличных  культур, около 300 тыс. тонн мяса скота  и птицы в живом весе, свыше 300 тыс. тонн овощей и 200 тыс. тонн плодов, около 900 тыс. тонн зерна для выработки  муки и круп. Благодаря развитой производственной базе пищевого комплекса  Краснодарский край является одним  из основных регионов, обеспечивающих продовольственную безопасность России. Достаточно отметить, что в 2008 г. удельный вес кубанских товаров в российских объемах составил: кофе натурального – 83 %, сахара-песка – 36 %, масла растительного  и крупы – 25 %, папирос и сигарет  – 8 %, цельномолочной продукции, плодоовощных и молочных консервов – 7 %.

    Пищевая промышленность, являясь составной  частью АПК края, обладает целым  рядом специфических особенностей, в числе которых жесткая конкуренция  с зарубежными и инорегиональными поставщиками. Таким образом, пищевая  промышленность Краснодарского края обеспечивает продовольственную безопасность региона, а имеющийся потенциал ресурсов и ее развитие может обеспечивать продовольственную безопасность страны в целом. 
 
 
 
 
 
 

    ГЛАВА III . ПРОБЛЕМЫ РЕГИОНАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ АПК

    3.1.Пути преодоления кризиса в АПК 

    Одним из путей преодоления кризиса  в АПК служит усиление межхозяйственных связей и интеграционных процессов, объединяющих сельскохозяйственное производство с пищевой промышленностью и  другими отраслями третьей сферы  АПК. 3

    Монополизм  перерабатывающих предприятий заключается  в неэквивалентном обмене между  сельскохозяйственными предприятиями. Практика работы перерабатывающих предприятий  заставляет сельскохозяйственные предприятия  строить собственные малые предприятия  или искать пути реализации продукции  непосредственно потребителям. За последние  годы в сельскохозяйственных предприятиях АПК края построено около 1000 малых  цехов по производству колбас, масла  растительного и сливочного, мельниц  и др. Таким образом, была создана  конкурентная сфера, но без учета  ресурсов и производственных мощностей, что на практике привело к снижению качества и росту потерь, резкому  ухудшению использования производственных мощностей перерабатывающих предприятий  и значительному снижению объемов  производства перерабатывающей промышленности, только 39% мясного сырья перерабатывается на промышленных предприятиях АПК, молочного  сырья — 45%.

    Погоня  за получением эффекта по максимальному  критерию на отдельных предприятиях привела к разрушению прогрессивных  форм организации хозяйствования (межхозяйственной кооперации, агропромышленных комбинатов, фирм и объединений) и отрицательно сказалось на самофинансировании само инвестировании предприятий.

    Развитие  интеграционных процессов в агропромышленном комплексе объективно обусловлено  необходимостью обеспечения единства и непрерывности взаимосвязанных  этапов производства, заготовки, транспортировки, хранения и переработки сельскохозяйственной продукции.

    Зарубежный  опыт и отечественная практика последних  лет свидетельствует, что выполнением  этих задач должны быть заняты государственная  и хозяйственная системы управления в АПК.

    Экономику народного хозяйства и занятость  населения края во многом определяет агропромышленный комплекс, представленный многоотраслевыми сельскохозяйственными  и перерабатывающими предприятиями  с развитой инфраструктурой. В сельской местности проживают 2,3 млн. человек, или 46% от общей численности населения  края, в том числе в трудоспособном возрасте -1,3 млн. человек, или 45% от проживающих  на селе.

    Итоги институциональных изменений в  АПК Краснодарского края следующие: 75% собственности предприятий находится  в форме частной (долевой); 48% предприятий  имеют организационно-правовую форму  акционерных обществ открытого  и закрытого типа, 14% - колхозы  и совхозы.

    В условиях экономической реформы, коренных преобразований форм собственности  именно на районном уровне сконцентрированы проблемы государственного и хозяйственного управления АПК. В связи с появлением современных интегрированных формирований выявлено несовершенство уже сложившейся  системы управления агропромышленным производством в административных районах и в целом АПК края.

    Органы  местного самоуправления осуществляют непосредственное управление сельским хозяйством только по отношению к  хозяйствам, которые находятся в  муниципальной собственности. Однако без их участия сложно решать вопросы  управления агропромышленным производством  в предприятиях различных организационно-правовых форм.

    С другой стороны, в администрацию  района входят структуры, которые выполняют  государственные контрольно-инспекционные  функции и не находятся в ведении  органов местного самоуправления.

    Такая противоречивая ситуация подтверждает необходимость формирования государственной  и хозяйственной систем управления на районном, региональном и федеральном  уровнях управления АПК.

    На  примере АПК Краснодарского края выявлено, что проблема формирования системы государственного и хозяйственного управления требует как учета  уровней управления, так и специфики  формирования.

    Степень изученности вопроса. Решение задач  в период преобразования аграрных отношений  требуют значительных исследований систем государственного и хозяйственного управления.

    является  научное обоснование формирования систем государственного и хозяйственного управления агропромышленным производством  на районном и региональном (краевом) уровнях АПК Краснодарского края.  

    3.2.Перспективы развития 

    Проведенные исследования дали возможность сделать  выводы и разработать предложения  по совершенствованию управления агропромышленным производством в АПК Краснодарского края.

    1. Агропромышленный комплекс края  является одним из ведущих  в народнохозяйственном АПК страны. В нем занято боле 36% трудоспособного  населения края. АПК края производит  свыше 5% валовой сельскохозяйственной  продукции в стране, в т.ч.: пшеницы  — 13.6%; сахарной свеклы - 21%; подсолнечника  - 17%; овощей -3,4%; молока - 4%.

    2. За последние годы резко ухудшилось  экономическое положение сельскохозяйственных  и перерабатывающих предприятий,  крестьянских (фермерских) хозяйств, осложнилось  материально-техническое обеспечение.  Обновление техники не превышает 1% в год от наличия. Кредиторская задолженность предприятий АПК края за 2001г. составила 12395 млн. руб.

    3. Монополизм перерабатывающих предприятий,  заключается в неэквивалентном  обмене между сельскохозяйственными  предприятиями это отражается  в недостаточной загруженности  первых и функционировании около  1000 малых цехов по переработке  сельскохозяйственного сырья в  сельскохозяйственном секторе АПК  края. В 2001 году использование  среднегодовой производственной  мощности в крупных и средних  перерабатывающих предприятиях  мясной промышленности составило  39%, в молочной промышленности - 45%.

    4. Финансовая поддержка сельскохозяйственным  предприятиям АПК края в форме  дотаций ежегодно снижается. Дотирование  отрасли растениеводства за 2000 год  по сравнению с 1996 годом из  средств федерального бюджета  уменьшились на 75%, из краевого  бюджета - на 69%. Средства, выделенные  на поддержку отрасли животноводства  из федерального бюджета в  2000 году составили 41,5% от средств  выделенных в 1996 году, а краевым  - 21%.

    5. Итогом институциональных преобразований  в АПК Краснодарского края  следует считать создание специализированных  рынков аграрной продукции, материальных  ресурсов, отдельных элементов рыночной  инфраструктуры. Однако не сформирован  рыночный механизм хозяйствования, предусматривающий наличие системы  государственного и хозяйственного  управления.

    6. В результате приватизации из 510 перерабатывающих и обслуживающих  предприятий АПК края создано  274 акционерных общества открытого  типа, 169 - закрытого типа. Приватизированные  предприятия владеют 90% контрольным  пакетом акций. Сельскохозяйственные  предприятия владеют акциями  перерабатывающих предприятий в  таком соотношении: молока - 57%, зерна  - 25%, скота и птицы - 26%.

    7. В АПК края уже имеет место  три вида интеграции: вертикальная, горизонтальная и диагональная (горизонтально-вертикальная). Вертикальная интеграция в ЗАО  фирмы «Агрокомплекс» ст. Выселки  представляет собой агро-холдинг;  горизонтальная интеграция осуществляется  мясокомбинатом «Тихорецкий» с  4-мя предприятиями; функционирование  ЗАО-племзавод «Привольное» Каневского  района служит примером диагональной  интеграции.

    8. На районном уровне регионального  АПК функции государственного  управления сведены к минимуму. Администрация района, осуществляющая  функции местного самоуправления, не оказывает существенного влияния  по регулированию социально-экономических  отношений хозяйствующих субъектов  на данной территории.

    9. Структуры органов управления  АПК Краснодарского края подвергаются  постоянной реорганизации, росту  отраслевых управлений и комитетов.  В 2002 году, наряду с департаментом  сельского хозяйства и продовольствия  администрации Краснодарского края, выделено из его состава и  дополнительно сформировано 13 самостоятельных  структур со штатной численностью 213 человек. 

Информация о работе Проблемы регионального развития