Проблемы регионального развития

Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Ноября 2011 в 09:14, курсовая работа

Описание работы

Цель моей работы: выявить влияние экономики на аграрный сектор.
Объектом моей работы является аграрный сектор, а предметом - региональный аграрный сектор.
Задачи развития аграрного сектора, и какое состояние аграрного сектора в Краснодарском крае.
- какое значение имеет АПК для России
- какая экономическая стратегия регионального аграрного развития
- какие поставлены задачи развития в региональном аграрном секторе

Содержание

СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………….3
ГЛАВА I.РЕГИОНАЛЬНЫЙ ОТРАСЛЕВОЙ АГРОПРОМЫШЛЕННЫЙ КОМПЛЕКС КРАСНОДАРСКОГО КРАЯ
1.1.Значение Аграрного сектора для России…………………………………...5
1.2.Экономическая стратегия регионального аграрного развития……………5
1.3.Задачи развития в региональном аграрном секторе……………………….9
ГЛАВА II.СОСТОЯНИЕ АПК КРАСНОДАРСКОГО КРАЯ
2.1.Описание отросли АПК Краснодарского края……………………………15
ГЛАВА III . ПРОБЛЕМЫ РЕГИОНАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ АПК
3.1.Пути преодоления кризиса в АПК………………………………………….22
3.2.Перспективы развития……………………………………………………....24
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………...28
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ…………………………………………………….29

Работа содержит 1 файл

Агропромышленная система краснодарского края.docx

— 54.87 Кб (Скачать)
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

    СОДЕРЖАНИЕ 

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………….3

ГЛАВА I.РЕГИОНАЛЬНЫЙ ОТРАСЛЕВОЙ АГРОПРОМЫШЛЕННЫЙ КОМПЛЕКС КРАСНОДАРСКОГО КРАЯ

1.1.Значение Аграрного сектора для России…………………………………...5

1.2.Экономическая  стратегия регионального аграрного  развития……………5

1.3.Задачи развития  в региональном аграрном секторе……………………….9

ГЛАВА II.СОСТОЯНИЕ АПК КРАСНОДАРСКОГО КРАЯ

2.1.Описание отросли  АПК Краснодарского края……………………………15

ГЛАВА III . ПРОБЛЕМЫ РЕГИОНАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ АПК

3.1.Пути преодоления кризиса в АПК………………………………………….22

3.2.Перспективы  развития……………………………………………………....24

ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………...28

СПИСОК  ЛИТЕРАТУРЫ…………………………………………………….29 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

    ВВЕДЕНИЕ 

    Современное состояние агропромышленного производства требует объективной оценки проведенной  реорганизации хозяйств и организаций  аграрного сектора экономики, практики их работы в условиях многоукладной  экономики, а также выборов путей  дальнейших структурных преобразований. Это должно способствовать укреплению их материально-технической базы, развитию межхозяйственных связей и интеграционных процессов в АПК на всех уровнях, становлению оптимальных механизмов государственного и рыночного регулирования  развития форм хозяйствования. Осуществляемая программа приватизации и структурных  преобразований аграрного сектора  экономики не в полной мере учитывала  сложившиеся экономические условия, имеющийся технический уровень, особенности организации современного агропромышленного производства, перспективы  его развития. Аграрный сектор экономики  в условиях рынка занимает особое положение, не позволяющее без государственного управления и регулирования в  полной мере и на равных условиях участвовать  в межотраслевой конкуренции. Практика последнего десятилетия показала, что  расчет на решение проблем стабилизации аграрного производства, реформирование аграрного сектора лишь на основе его самоорганизации не оправдан. Выход может быть найден на путях  формирования в России системы государственного и хозяйственного управления аграрного  сектора, включающих в себя комплекс мер воздействия на систему экономических  отношений, развития многообразных  форм хозяйствования агропромышленного  сектора многоукладной экономики. В сельском хозяйстве следует  поддерживать все хозяйственные  формы, уже действующие и вновь  возникающие. Однако, по нашему мнению, решение проблем на данном этапе  требует создания структур государственного управления и регулирования, системы  хозяйственного управления, обеспечивающих развитие межотраслевых связей в  форме агропромышленной интеграции, системы кооперации и различных форм агропромышленных объединений.

    Основным  содержанием деятельности структур систем государственного и хозяйственного управления на региональном уровне АПК  должно стать обеспечение взаимовыгодного  обмена между сельским хозяйством и  отраслями -производителями средств  производства, обслуживающими сельское хозяйство и перерабатывающими  его продукцию, развитие социальной инфраструктуры села.

         Предмет и объект исследования. Предметом исследования являются связи, отношения управления государственных, муниципальных и хозяйственных органов, выполняющих функции управления и регулирования субъектов хозяйствования АПК края. В качестве объекта исследования выбраны органы управления районного и краевого уровней АПК Краснодарского края.

    Цель  моей работы: выявить влияние экономики  на аграрный сектор.

    Объектом  моей работы является аграрный сектор, а предметом - региональный аграрный сектор.

    Задачи  развития аграрного сектора, и какое  состояние аграрного сектора  в Краснодарском крае.

-  какое значение имеет АПК для России

- какая экономическая стратегия регионального аграрного развития

- какие  поставлены задачи развития в региональном аграрном секторе 
 
 
 
 
 
 
 

    ГЛАВА I. РЕГИОНАЛЬНЫЙ ОТРАСЛЕВОЙ АГРОПРОМЫШЛЕННЫЙ КОМПЛЕКС КРАСНОДАРСКОГО КРАЯ

    1.1.Значение Аграрного сектора для России

    Аграрный  сектор – важнейшая составная  часть экономики страны, приоритет  которой определяется незаменимостью и особой ролью продовольствия в  финансовой системе государства, функциональным значением сельского хозяйства, – одной из жизненно важных, система образующих отраслей.1

    Правительство страны, Министерство сельского хозяйства  и продовольствия, местные органы государственного и хозяйственного управления предпринимают многие меры по стабилизации и развитию агропромышленного  производства. Например, разработана  Программа социально-экономического развития и возрождения села, введено  льготное кредитование и налогообложение  сельскохозяйственных предприятий, действуют  механизмы лизинга и товарного  кредита, приняты кардинальные меры по оздоровлению экономики сельскохозяйственных организаций.

    Сельское  хозяйство явилось предпосылкой возникновения государственности, объединению различных племен в  одну страну и т.д. Поэтому развитие самого сельского хозяйство должно развиваться, чтобы обеспечить сырьем сопутствующие отрасли. 

    1.2.Экономическая стратегия регионального аграрного развития  

    Необходимой предпосылкой анализа макроэкономических процессов и явлений выступает  цельное представление о всей системе народного хозяйства. По определению академика П.П. Маслова, это «должно быть главной задачей  экономической науки». Однако, как  правило, в экономической литературе проблемы народного хозяйства, промышленного  развития рассматриваются изолированно от процессов аграрных отношений. В результате последние предстают как обособленная часть экономики и социальной жизни общества с присущими им особенностями и противоречиями. Данный подход проявился в так называемой концепции «черной дыры», согласно которой сельское хозяйство рассматривается как неэффективная сфера приложения средств и капиталов, а возникающая вследствие этого нехватка продуктов аграрной сферы должна возмещаться за счет импорта продовольствия.

    В последнее время такая концепция  все реже употребляется экономистами и политиками. Вместо этого прибегают  к умолчанию неотложных проблем  этой сферы народного хозяйства. Однако встречается и другая оценка состояния этих проблем, например министра экономического развития Российской Федерации  Э. Набиуллиной, что сельское хозяйство  успешно выдержало испытание  кризисом и оказалось единственной отраслью, которая продемонстрировала в 2009 г. некоторый рост (0,9-1% по разным источникам).

    Между тем сельское хозяйство уже много  лет находится в состоянии  затяжного кризиса. И последний  экономический и финансовый кризис лишь усугубил состояние аграрной сферы. Но такая оценка, на наш взгляд, недостаточна. Важна степень обеспечения продовольственной  безопасности страны. Именно такой  подход должен стать критерием стратегической перспективы аграрного развития. К сожалению, принятые государственные  документы не соответствуют данному  требованию.

    Сельское  хозяйство должно вскрывать возможные  резервы своего развития. Как сообщила министр сельского хозяйства  Е.Б. Скрынник, импорт сельскохозяйственной продукции сократился в последнее  время на 30%, продукция птицеводства выросла на 15, а свиноводства - на 9%. В качестве лидеров наращивания  аграрного производства указываются  Белгородская и Липецкая области . Несомненно, потенциал развития сельского хозяйства  значителен, но реализуется он в  рамках страны неудовлетворительно, из-за чего и остается необеспеченной продовольственная безопасность. Но даже такая цель представляется перспективной, а не окончательной. Большое значение имеет потребление россиянами жизненно важных продуктов питания. Сейчас оно значительно меньше физиологической нормы, если учитывать ресурсы и отечественного сельскохозяйственного производства, и импорта. По данным Министерства промышленности и торговли РФ, рыбы в среднем на душу населения потребляется 56% необходимого объема, мяса, молочных продуктов и яиц - 65, 61 и 88% соответственно. Однако средние цифры скрывают значительную дифференциацию доходов и потребления, характерную для граждан, и тем самым усложняют задачу достижения уровня потребления населения по научно обоснованным нормам.

    Перспективы развития будут связаны с таким  критерием, как рациональное использование  всего сельскохозяйственного потенциала, которое, по мнению А. Белоусова, остается крайне неэффективным. Например, по продуктивности крупного рогатого скота Россия заметно, в полтора-два раза отстает от ведущих стран мира. При этом надо учитывать, что сельское хозяйство  в разные годы испытывает неодинаковое влияние природных факторов. Так, в сравнении с благоприятным 2009 г. текущий год может оказаться  неудачным. Часть южных регионов поражена саранчой. На больших территориях  свирепствует засуха. По прогнозам, урожай должен был составить 93 млн. т, а реально  будет ниже 70 млн. т. В ряде засушливых регионов (Волгоградская обл. и др.) уборка зерна уже началась, и результаты меньше прогнозных. В Мордовии погибла  половина урожая.

    Уровень потребления зерна в год составляет в стране 74-75 млн. т. Однако некоторые  экономисты еще в 1960-е гг. утверждали (В.Г. Венжер и др.), что для расширенного воспроизводства необходимо производить 1 т зерна на человека в год. Это  предполагает наличие высокоразвитого  животноводства, покрывающего внутреннее потребление. Уровень развития животноводства как наиболее сложной отрасли является показателем сельскохозяйственного развития страны. Еще в самом начале XX в. экономист П.М. Лохтин в связи с тем, что в России животноводство систематически сокращалось, хотя и не в таких катастрофических масштабах, как сейчас, выдвинул тезис о том, что состояние скотоводства представляет хорошее мерило для суждения о состоянии сельского хозяйства. Сейчас положение на селе осложняется. Засуха уже поразила более 5 млн. га посевных площадей. Причем только 10% сельскохозяйственных предприятий застраховано, что является следствием как бедности предприятий, так и несовершенства самой системы страхования. Такую засуху специалисты характеризуют по разрушительной силе как редкостную, не обрушивающуюся на сельское хозяйство за последние 70 лет. В том-то и состоит одна из сложностей руководства развитием сельского хозяйства, что оно как отрасль помимо экономических особенностей должно учитывать глубинную связь с природой, неизбежно повторяющимися периодически катаклизмами.

    К данным бедствиям страна оказалась  не готова. Перед нами частный случай проявления обшей тенденции. В целом  в стране не ведется эффективная  борьба с вредителями, поля зарастают  сорняками. В десять раз сократились  объемы мелиорации земель, фосфоритования, гипсования и орошения. Ирригационные  работы фактически прекращены, а имеющиеся  системы разрушаются. Наблюдается  постоянный дефицит применения удобрений. Треть посевных площадей вообще не удобряется, а на остальных землях нормы внесения удобрений снижены  в 3-4 раза. Стареет и приходит в  негодность сельскохозяйственная техника. Ее нехватка, физический и моральный  износ приводят к нарушению технологии работ и агротехнических сроков их проведения. Запущена селекционная работа в земледелии и животноводстве. Воспроизводственный процесс в  аграрной сфере нарушен. Это означает, что негативные природные явления  угрожают новыми трудностями, на преодоление  которых потребуется намного  больше средств, чем на поддержание текущего порядка. Все это говорит о том, что программы развития сельского хозяйства должны носить комплексный и всеобщий характер. В этом суть подлинной стратегии аграрного развития.

    Такая стратегия приобретает особую важность в свете того, что сельское хозяйство  служит производственной основой, без  которой невозможно народнохозяйственное воспроизводство в целом. Оно  удовлетворяет первейшие настоятельные  потребности человеческого бытия, обусловливающие возможность самой  жизни людей. 2 

    1.3.Задачи развития в региональном аграрном секторе 

    В настоящий период руководством страны поставлены масштабные задачи по модернизации отечественной экономики и перевода ее на инновационный путь развития. Экономический рост в сельском хозяйстве  продолжается одиннадцать лет подряд. Не стал исключением и прошедший  год несмотря на влияние мирового финансово-экономического кризиса  и самую значительную за десятилетие  засуху. Индекс сельскохозяйственного  производства составил 101,2%, в то время  как ВВП снизился на 7,9%, а объем  промышленного производства - на 10,8%. Благодаря вводу в строй более 250 новых объектов молочного и  мясного животноводства, значительно  выросло производство мяса - на 6,6% (до 9 млн. 950 тыс. т), молока - на 0,7% (до 32 млн. 600 тыс. т). На рынке мяса и молока наблюдается импортозамещение. Собран хороший урожай зерна - 97 млн. т, что  позволило пополнить стратегические запасы страны и сохранить высокий  экспортный потенциал (до 20 млн. т).

    Все это стало возможным благодаря  эффективному труду сельских тружеников, агробизнесменов, своевременным антикризисным  мерам правительства, в числе  которых дополнительное выделение  субсидированных краткосрочных и инвестиционных кредитов (прирост объемов кредитования АПК в 2009 г. составил 8,6% и достиг 776 млрд. руб.); таможенно-тарифное регулирование на животноводческом рынке; применение фиксированных цен на минеральные удобрения и горюче-смазочные материалы; повышение прозрачности бюджетирования сельского хозяйства путем формирования Минсельхозом России реестра бюджетополучателей; совершенствование взаимоотношений министерства с регионами, способствующее на 2-3 месяца сокращать сроки перечисления бюджетных средств крестьянам; дополнительные меры по развитию малого предпринимательства и сокращению сельской безработицы (в рамках региональных программ по снижению напряженности на рынке труда в сельскую местность направлено 6,7 млрд. руб.). В общем успехе развития отрасли заметен и вклад ученых, специалистов Россельхозакадемии.

    Однако  неиспользованных возможностей в агропромышленном комплексе еще много и их надо мобилизовать. Актуальны задачи дальнейшего  обновления материально-технической  базы отрасли несмотря на рост инвестиционных кредитов и лизинговых операций за последние 4 года; не соответствует  потребностям сельскохозяйственных товаропроизводителей инфраструктура агропродовольственного рынка, в том числе рынка зерна, что не позволяет государству  в необходимом объеме осуществлять его регулирование; на рынке животноводческой продукции еще существенна доля импортных поставок; доходы крестьян ниже, чем в среднем по стране; отстает уровень социального  обустройства деревни. Над этими  проблемами работает министерство в  рамках реализации государственной  программы развития сельского хозяйства  и определяя меры по реализации недавно  подписанной Президентом России доктрины продовольственной безопасности страны.

Информация о работе Проблемы регионального развития