Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Ноября 2011 в 09:14, курсовая работа
Цель моей работы: выявить влияние экономики на аграрный сектор.
Объектом моей работы является аграрный сектор, а предметом - региональный аграрный сектор.
Задачи развития аграрного сектора, и какое состояние аграрного сектора в Краснодарском крае.
- какое значение имеет АПК для России
- какая экономическая стратегия регионального аграрного развития
- какие поставлены задачи развития в региональном аграрном секторе
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………….3
ГЛАВА I.РЕГИОНАЛЬНЫЙ ОТРАСЛЕВОЙ АГРОПРОМЫШЛЕННЫЙ КОМПЛЕКС КРАСНОДАРСКОГО КРАЯ
1.1.Значение Аграрного сектора для России…………………………………...5
1.2.Экономическая стратегия регионального аграрного развития……………5
1.3.Задачи развития в региональном аграрном секторе……………………….9
ГЛАВА II.СОСТОЯНИЕ АПК КРАСНОДАРСКОГО КРАЯ
2.1.Описание отросли АПК Краснодарского края……………………………15
ГЛАВА III . ПРОБЛЕМЫ РЕГИОНАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ АПК
3.1.Пути преодоления кризиса в АПК………………………………………….22
3.2.Перспективы развития……………………………………………………....24
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………...28
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ…………………………………………………….29
Однако эти проблемы не могут быть решены без адекватного развития научных исследований и внедрения их результатов в производство. Только так можно преодолеть научно-технологическое отставание сельского хозяйства от ведущих зарубежных стран и обеспечить его конкурентоспособность. Ведь по производительности аграрного труда мы отстаем от стран большой семерки» в 8-10 раз и продолжаем импортировать, а не экспортировать сельскохозяйственные технологии. Выплаты по импорту технологий в области сельского хозяйства, охоты и лесного хозяйства за 2005-2007 гг. составили 49,1 млн. долл., поступлений от экспорта сельскохозяйственных технологий в этот период не было. Вопрос о приоритетных направлениях развития сельскохозяйственной науки как основы инновационных преобразований в АПК был обсужден на Комиссии правительства РФ по вопросам агропромышленного комплекса 24 декабря 2009 г. Сейчас министерство совместно с Россельхозакадемией работает над реализацией принятых решений. Речь идет о формировании в сельском хозяйстве современной инновационной системы, элементы которой должны охватывать весь жизненный цикл инновации: от зарождения идеи до освоения законченной разработки в производстве. Только решив эту задачу, можно ликвидировать разрыв между научным потенциалом и эффективностью его использования и повысить уровень коммерциализации научных разработок. Для этого требуется комплекс мер правового, финансово-экономического и организационного характера как со стороны государства, так и научного сообщества. Во-первых, необходимо укрепить взаимодействие между Министерством сельского хозяйства России и Россельхозакадемией на всех стадиях научно-технологического цикла: планирование НИР, их осуществление и внедрение в производство. Однако сейчас нет единого плана научно-исследовательских работ. Годовые планы НИР академических институтов разрабатываются, как правило, без участия министерства. Мало совместных, создаваемых вузами Минсельхоза России и НИИ Россельхозакадемии, исследовательских групп и центров коллективного пользования оборудованием. Только шесть институтов Россельхозакадемии участвуют в деятельности Российского центра сельскохозяйственного консультирования. Такую разобщенность в интересах отрасли целесообразно преодолеть. Первым шагом в этом направлении должна быть совместная разработка долгосрочного (до 2030 г.) прогноза научно-технологического развития сельского хозяйства и связанных с ним отраслей. В рамках этого прогноза необходимо провести оценку перспективного позиционирования отечественной продукции на мировых агропродовольственных рынках, определить ее конкурентоспособность по ключевым отраслям, перспективы технологической модернизации отрасли. В результате должен быть составлен список приоритетных научно - технологических проектов в АПК как основы нового пятилетнего плана Россельхозакадемии и институтов Минсельхоза России. Отдельно должен быть определен перечень научно-технологических проектов в АПК, осуществление которых определит конкурентоспособность отрасли и продовольственную безопасность страны. На этих проектах следует сосредоточить большую часть финансовых и других ресурсов. Особое значение имеют актуальные направления агроэкономических исследований. Прошедший год ознаменовался рядом новых подходов в экономической политике в сельском хозяйстве, по которым следует расширить исследования. Речь идет об оценке эффективности бюджетных ассигнований в АПК на основе сформированного министерством реестра бюджетополучателей; о разработке прогнозных региональных балансов основных видов сельскохозяйственной продукции и продовольствия; составлении схем размещения сельского хозяйства и перерабатывающей промышленности на базе оценки биоклиматического и ресурсного потенциалов регионов и их роли в агропродовольственном рынке страны; совершенствовании земельных отношений с использованием результатов проводимого министерством мониторинга земель сельскохозяйственного назначения; разработке приоритетов структурной политики в отрасли на основе базы данных Всероссийской сельскохозяйственной переписи и материалов выборочных статистических обследований; методах регулирования ресурсных и продуктовых рынков, особенно рынка семян и проблем семеноводства в целом, рынка племенного скота с созданием баз данных племенных животных; разработке механизмов политики устойчивого развития сельских территорий и др.
Во-вторых,
целесообразно перестроить
Нерационально
используется потенциал опытно-
В-третьих,
сельскохозяйственная наука существенно
недофинансирована несмотря на рост
расходов на НИОКР в последние 5 лет
как по линии Россельхозакадемии,
так и Минсельхоза России. В
целом отношение
Увеличение
финансирования - объективная необходимость,
но рост ассигнований должен сопровождаться
мерами по повышению эффективности
их использования. Необходимым условием
при этом является совершенствование
конкурсного отбора исследовательских
проектов и экспертизы их результатов,
включая независимую
Главные
направления этой работы: формирование
при ведущих институтах филиалов,
занимающихся прикладными разработками
и освоением результатов НИОКР;
интеграция институтов Россельхозакадемии
с сельскохозяйственными
В-четвертых,
самое главное - кадровая проблема.
Все перечисленные меры будут
содействовать росту престижа аграрной
науки, а значит притоку в нее
молодых талантливых
ГЛАВА II.СОСТОЯНИЕ АПК КРАСНОДАРСКОГО КРАЯ
2.1.Описание
отросли АПК Краснодарского
края
В Краснодарском крае посевная площадь зерновых культур ежегодно составляет около 2 млн. гектаров, при этом 70 % площади занимают озимые зерновые культуры, имеющие более высокую урожайность по сравнению с яровыми
В 2008 г. Краснодарский край в очередной раз подтвердил высокое звание «житница страны», располагая 5 % посевных площадей зерновых культур России, произвел 10,8 % зерна от общего производства в стране. Урожайность зерновых культур была получена выше средней по стране более чем в 2 раза.
В структуре производства зерна в Краснодарском крае, как в Российской Федерации, основной продовольственной культурой является пшеница, удельный вес которой в производстве зерна за последние годы остается наибольшим. В 2008 г. по сравнению с 2005 г. по Краснодарскому краю он сократился на 3,8 процентного пункта (п. п.), по России – на 2,3 п.п. Второй по доле производства зерновых культур – ячмень. Третье место по России занимает овес, его доля в производстве зерна в 2008 г. по сравнению с 2005 г. сократилась на 0,5 п.п. По Краснодарскому краю третье место принадлежит производству кукурузы на зерно, за 2005–2008 гг. ее удельный вес в производстве зерна сократился на 4,7 п.п. В крае развита отечественная база рисосеяния – самая северная в мире, в 2008 г. под посевами риса занято 118,7 тыс. гектаров, произведено 601,3 тыс. тонн зерна (81,4 % производства в стране). В составе зерновых культур в 2008 г. при увеличении урожая пшеницы, ржи, ячменя, кукурузы и проса в крае по сравнению с предыдущим годом отмечается уменьшение валовых сборов овса, гречихи, риса и зернобобовых культур. В Краснодарском крае, как и в России в целом, наибольшая доля производства зерновых сосредоточена в сельскохозяйственных организациях (в 2008 г. ими получено 76,5 % всего произведенного зерна). Доля крестьянских (фермерских) хозяйств и индивидуальных предпринимателей составила 22,4 %. В 1990 г. на долю сельскохозяйственных организаций приходилось 98,6 % всего произведенного зерна. Исследование уровня цен реализации сельскохозяйственными производителями зерна пшеницы и средних цен приобретения зерна для основного производства потребителями по месяцам 2008 г. показывает более низкий уровень средних цен производителей и существенные колебания в сторону снижения их с июля по декабрь.
Высока доля Краснодарского края в валовом сборе основных сельскохозяйственных культур Российской Федерации. В 2008 г. край произвел 21,1 % сахарной свеклы (фабричной), 17,3 % подсолнечника на зерно, около 5 % овощей и бахчевых продовольственных культур. По сравнению с 2007 г. производство сельскохозяйственных культур в крае увеличилось, в основном, за счет повышения урожайности.
Такие результаты стали возможны не только в результате благоприятных погодных условий, а также в результате повышения уровня технологий по возделыванию сельскохозяйственных культур.
Сельскохозяйственные
организации, как и в предыдущие
годы, являются основными производителями
зерна (в 2008 г. на их долю приходится 76,5
% от общего производства), сахарной свеклы
(фабричной) (90,4 %), подсолнечника на
зерно (67,6 %); хозяйства населения
– картофеля и овощей (82,6 % и 50,9
% соответственно). Для получения
объективной оценки состояния земель
сельскохозяйственного
В 2008 г., несмотря на ценовые колебания на минеральные удобрения, объем внесения удобрений составил 221,2 тыс. тонн в пересчете на 100 % питательных веществ, что на 12,7 тыс. тонн выше, чем в 2007 г.
В
течение года на поля было вывезено
и внесено 4 694,0 тыс. тонн органических
удобрений. Кроме зерна, показателями,
характеризующими продовольственную
безопасность, является производство
мяса и мясопродуктов, молока и молочных
продуктов. Развитие агропромышленного
комплекса находится в числе
приоритетов государственной
– увеличение объемов производства мяса на 7,5 %, молока – на 5,2 % к уровню 2005 г.;
– увеличение реализации племенного молодняка КРС к уровню 2006 г. на 15 %;
–
увеличение объемов реализации продукции,
произведенной личными
С привлечением кредитных ресурсов ведется строительство 22-х животноводческих комплексов, из которых 13 – для содержания крупного рогатого скота, 8 – свиноводческих. Кроме того, ведется реконструкция 62
действующих животноводческих комплексов: 32 – по крупному рогатому скоту, 26 – свиноводческих, 4 – птицеводческих.
Закончено
строительство и проведена
За время реализации проекта через ОАО «Росагролизинг» ввезено более 15 тыс. голов племенного высокопродуктивного скота молочных и мясных пород.
Выполняются решения по совершенствованию кредитования личных подсобных хозяйств, увеличению объемов выдачи кредитов на закупку скота, техники, кормов и обустройству подворий. Кроме того, ГУП КК «Кубаньплемподдержка» передала владельцам личных подсобных хозяйств 2,8 тыс. голов крупного рогатого скота с рассрочкой платежа на три года и 5,1 тыс. голов свиней с рассрочкой платежа на один год.
В
крае разработана целевая программа
«Развитие сельского хозяйства
и регулирование рынков сельскохозяйственной
продукции, сырья и продовольствия
в Краснодарском крае» на 2008–2012
гг., которая является документом, пролонгирующим
действие национального проекта
«Развитие АПК». Мероприятия Программы
предусматривают оказание предприятиям
агропромышленного комплекса, включая
крестьянские (фермерские) и личные
подсобные хозяйства, государственной
финансовой поддержки при проведении
единой аграрной политики, одним из
направлений которой является приоритетное
развитие животноводства. В производстве
животноводческой продукции Краснодарский
край занимает значительный удельный
вес в Южном федеральном