Проблемы регионального развития

Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Ноября 2011 в 09:14, курсовая работа

Описание работы

Цель моей работы: выявить влияние экономики на аграрный сектор.
Объектом моей работы является аграрный сектор, а предметом - региональный аграрный сектор.
Задачи развития аграрного сектора, и какое состояние аграрного сектора в Краснодарском крае.
- какое значение имеет АПК для России
- какая экономическая стратегия регионального аграрного развития
- какие поставлены задачи развития в региональном аграрном секторе

Содержание

СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………….3
ГЛАВА I.РЕГИОНАЛЬНЫЙ ОТРАСЛЕВОЙ АГРОПРОМЫШЛЕННЫЙ КОМПЛЕКС КРАСНОДАРСКОГО КРАЯ
1.1.Значение Аграрного сектора для России…………………………………...5
1.2.Экономическая стратегия регионального аграрного развития……………5
1.3.Задачи развития в региональном аграрном секторе……………………….9
ГЛАВА II.СОСТОЯНИЕ АПК КРАСНОДАРСКОГО КРАЯ
2.1.Описание отросли АПК Краснодарского края……………………………15
ГЛАВА III . ПРОБЛЕМЫ РЕГИОНАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ АПК
3.1.Пути преодоления кризиса в АПК………………………………………….22
3.2.Перспективы развития……………………………………………………....24
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………...28
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ…………………………………………………….29

Работа содержит 1 файл

Агропромышленная система краснодарского края.docx

— 54.87 Кб (Скачать)

    Однако  эти проблемы не могут быть решены без адекватного развития научных  исследований и внедрения их результатов  в производство. Только так можно  преодолеть научно-технологическое  отставание сельского хозяйства от ведущих зарубежных стран и обеспечить его конкурентоспособность. Ведь по производительности аграрного труда мы отстаем от стран большой семерки» в 8-10 раз и продолжаем импортировать, а не экспортировать сельскохозяйственные технологии. Выплаты по импорту технологий в области сельского хозяйства, охоты и лесного хозяйства за 2005-2007 гг. составили 49,1 млн. долл., поступлений от экспорта сельскохозяйственных технологий в этот период не было. Вопрос о приоритетных направлениях развития сельскохозяйственной науки как основы инновационных преобразований в АПК был обсужден на Комиссии правительства РФ по вопросам агропромышленного комплекса 24 декабря 2009 г. Сейчас министерство совместно с Россельхозакадемией работает над реализацией принятых решений. Речь идет о формировании в сельском хозяйстве современной инновационной системы, элементы которой должны охватывать весь жизненный цикл инновации: от зарождения идеи до освоения законченной разработки в производстве. Только решив эту задачу, можно ликвидировать разрыв между научным потенциалом и эффективностью его использования и повысить уровень коммерциализации научных разработок. Для этого требуется комплекс мер правового, финансово-экономического и организационного характера как со стороны государства, так и научного сообщества. Во-первых, необходимо укрепить взаимодействие между Министерством сельского хозяйства России и Россельхозакадемией на всех стадиях научно-технологического цикла: планирование НИР, их осуществление и внедрение в производство. Однако сейчас нет единого плана научно-исследовательских работ. Годовые планы НИР академических институтов разрабатываются, как правило, без участия министерства. Мало совместных, создаваемых вузами Минсельхоза России и НИИ Россельхозакадемии, исследовательских групп и центров коллективного пользования оборудованием. Только шесть институтов Россельхозакадемии участвуют в деятельности Российского центра сельскохозяйственного консультирования. Такую разобщенность в интересах отрасли целесообразно преодолеть. Первым шагом в этом направлении должна быть совместная разработка долгосрочного (до 2030 г.) прогноза научно-технологического развития сельского хозяйства и связанных с ним отраслей. В рамках этого прогноза необходимо провести оценку перспективного позиционирования отечественной продукции на мировых агропродовольственных рынках, определить ее конкурентоспособность по ключевым отраслям, перспективы технологической модернизации отрасли. В результате должен быть составлен список приоритетных научно - технологических проектов в АПК как основы нового пятилетнего плана Россельхозакадемии и институтов Минсельхоза России. Отдельно должен быть определен перечень научно-технологических проектов в АПК, осуществление которых определит конкурентоспособность отрасли и продовольственную безопасность страны. На этих проектах следует сосредоточить большую часть финансовых и других ресурсов. Особое значение имеют актуальные направления агроэкономических исследований. Прошедший год ознаменовался рядом новых подходов в экономической политике в сельском хозяйстве, по которым следует расширить исследования. Речь идет об оценке эффективности бюджетных ассигнований в АПК на основе сформированного министерством реестра бюджетополучателей; о разработке прогнозных региональных балансов основных видов сельскохозяйственной продукции и продовольствия; составлении схем размещения сельского хозяйства и перерабатывающей промышленности на базе оценки биоклиматического и ресурсного потенциалов регионов и их роли в агропродовольственном рынке страны; совершенствовании земельных отношений с использованием результатов проводимого министерством мониторинга земель сельскохозяйственного назначения; разработке приоритетов структурной политики в отрасли на основе базы данных Всероссийской сельскохозяйственной переписи и материалов выборочных статистических обследований; методах регулирования ресурсных и продуктовых рынков, особенно рынка семян и проблем семеноводства в целом, рынка племенного скота с созданием баз данных племенных животных; разработке механизмов политики устойчивого развития сельских территорий и др.

    Во-вторых, целесообразно перестроить практику распространения результатов НИОКР. Сейчас научные исследования и освоение их результатов в производстве существуют как бы в «параллельных мирах». В бюджете Россельхозакадемии за последние 10 лет, в отличие от других государственных академий, снизилась  на 20% доля финансирования прикладных исследований и разработок.

    Нерационально используется потенциал опытно-производственных хозяйств: 72 из них проходят процедуру  банкротства; около 10% земли остальных  не используются по целевому назначению. Для улучшения ситуации необходимо: более решительно создавать как  при НИИ, так и при аграрных вузах хозяйственные общества для  коммерциализации НИОКР; предоставить бизнесу, занимающемуся инновациями  особенно в области семеноводства  и племенного дела дополнительные преференции; в общих государственных затратах на науку, и прежде всего в бюджете  Россельхозакадемии, увеличить долю расходов на прикладные исследования и разработки.

    В-третьих, сельскохозяйственная наука существенно  недофинансирована несмотря на рост расходов на НИОКР в последние 5 лет  как по линии Россельхозакадемии, так и Минсельхоза России. В  целом отношение государственных  затрат на науку в сельском хозяйстве  в процентах к добавленной  стоимости отрасли составляет в  России 0,37%, тогда как в развитых странах - в 7-10 раз больше (в Японии - 3,62%, Австрии - 3,38, Дании - 3,14, США - 2,65%). Кроме того, в Россельхозакадемии самые низкие затраты в расчете  на одного исследователя: 425 тыс. руб. в 2007 г., тогда как в РАН - 727 тыс. руб.

    Увеличение  финансирования - объективная необходимость, но рост ассигнований должен сопровождаться мерами по повышению эффективности  их использования. Необходимым условием при этом является совершенствование  конкурсного отбора исследовательских  проектов и экспертизы их результатов, включая независимую экспертизу. Надо также продолжить оптимизацию  сети научных учреждений, разработав для этого понятную для всех членов научного сообщества методику оценки результативности научных организаций.

    Главные направления этой работы: формирование при ведущих институтах филиалов, занимающихся прикладными разработками и освоением результатов НИОКР; интеграция институтов Россельхозакадемии с сельскохозяйственными вузами, включая создание федеральных и  национальных исследовательских университетов  аграрного профиля. Для формирования таких центров есть все условия  в Москве на базе Тимирязевской академии, Краснодаре, Ставрополе, Орле, Саратове, Новосибирске, Барнауле.

    В-четвертых, самое главное - кадровая проблема. Все перечисленные меры будут  содействовать росту престижа аграрной науки, а значит притоку в нее  молодых талантливых исследователей. Но при этом в каждом научно-исследовательском  учреждении должен быть план стажировок и повышения квалификации сотрудников  в ведущих отечественных и  зарубежных научных центрах и  университетах. Заслуживает обсуждения и вопрос о выделении стипендиальной квоты при выборах членов-корреспондентов  и академиков Россельхозакадемии для  исследователей до 50 лет. Нужно также  целевое финансирование для строительства  жилья для молодых ученых. Такие  предложения по формированию инновационной  системы в АПК заслуживают  специального обсуждения на совместном заседании президиума Россельхозакадемии и коллегии министерства. 
 

    ГЛАВА II.СОСТОЯНИЕ АПК КРАСНОДАРСКОГО КРАЯ

    2.1.Описание  отросли АПК Краснодарского  края 

    В Краснодарском крае посевная площадь  зерновых культур ежегодно составляет около 2 млн. гектаров, при этом 70 % площади  занимают озимые зерновые культуры, имеющие  более высокую урожайность по сравнению с яровыми 

    В 2008 г. Краснодарский край в очередной  раз подтвердил высокое звание «житница страны», располагая 5 % посевных площадей зерновых культур России, произвел 10,8 % зерна от общего производства в  стране. Урожайность зерновых культур  была получена выше средней по стране более чем в 2 раза.

    В структуре производства зерна в  Краснодарском крае, как в Российской Федерации, основной продовольственной  культурой является пшеница, удельный вес которой в производстве зерна  за последние годы остается наибольшим. В 2008 г. по сравнению с 2005 г. по Краснодарскому краю он сократился на 3,8 процентного  пункта (п. п.), по России – на 2,3 п.п. Второй по доле производства зерновых культур  – ячмень. Третье место по России занимает овес, его доля в производстве зерна в 2008 г. по сравнению с 2005 г. сократилась на 0,5 п.п. По Краснодарскому краю третье место принадлежит производству кукурузы на зерно, за 2005–2008 гг. ее удельный вес в производстве зерна сократился на 4,7 п.п. В крае развита отечественная  база рисосеяния – самая северная в мире, в 2008 г. под посевами риса занято 118,7 тыс. гектаров, произведено 601,3 тыс. тонн зерна (81,4 % производства в  стране). В составе зерновых культур  в 2008 г. при увеличении урожая пшеницы, ржи, ячменя, кукурузы и проса в  крае по сравнению с предыдущим годом  отмечается уменьшение валовых сборов овса, гречихи, риса и зернобобовых культур. В Краснодарском крае, как  и в России в целом, наибольшая доля производства зерновых сосредоточена  в сельскохозяйственных организациях (в 2008 г. ими получено 76,5 % всего произведенного зерна). Доля крестьянских (фермерских) хозяйств и индивидуальных предпринимателей составила 22,4 %. В 1990 г. на долю сельскохозяйственных организаций приходилось 98,6 % всего произведенного зерна. Исследование уровня цен реализации сельскохозяйственными производителями зерна пшеницы и средних цен приобретения зерна для основного производства потребителями по месяцам 2008 г. показывает более низкий уровень средних цен производителей и существенные колебания в сторону снижения их с июля по декабрь.

    Высока  доля Краснодарского края в валовом  сборе основных сельскохозяйственных культур Российской Федерации. В 2008 г. край произвел 21,1 % сахарной свеклы (фабричной), 17,3 % подсолнечника на зерно, около 5 % овощей и бахчевых продовольственных  культур. По сравнению с 2007 г. производство сельскохозяйственных культур в  крае увеличилось, в основном, за счет повышения урожайности.

    Такие результаты стали возможны не только в результате благоприятных погодных условий, а также в результате повышения уровня технологий по возделыванию сельскохозяйственных культур.

    Сельскохозяйственные  организации, как и в предыдущие годы, являются основными производителями  зерна (в 2008 г. на их долю приходится 76,5 % от общего производства), сахарной свеклы (фабричной) (90,4 %), подсолнечника на зерно (67,6 %); хозяйства населения  – картофеля и овощей (82,6 % и 50,9 % соответственно). Для получения  объективной оценки состояния земель сельскохозяйственного назначения Соглашением, заключенным с Министерством  сельского хозяйства РФ, определены показатели агрохимического обследования почв на 461,7 тыс. гектарах, а в прошедшем  году обследование проведено на площади 535,7 тыс. га.

    В 2008 г., несмотря на ценовые колебания  на минеральные удобрения, объем  внесения удобрений составил 221,2 тыс. тонн в пересчете на 100 % питательных  веществ, что на 12,7 тыс. тонн выше, чем  в 2007 г.

    В течение года на поля было вывезено и внесено 4 694,0 тыс. тонн органических удобрений. Кроме зерна, показателями, характеризующими продовольственную  безопасность, является производство мяса и мясопродуктов, молока и молочных продуктов. Развитие агропромышленного  комплекса находится в числе  приоритетов государственной политики страны в ближайшие годы. Национальный проект «Развитие АПК на 2006–2007 гг.»  наряду с ускоренным развитием животноводства, решением кадровых проблем на селе, предусматривал стимулирование развития малых форм хозяйствования путем  повышения доступности кредитных  ресурсов и усовершенствования порядка  кредитования граждан, ведущих личное подсобное хозяйство, модернизацию и развитие инфраструктурной сети заготовительных, снабженческо-сбытовых сельскохозяйственных кооперативов. В рамках реализации приоритетного национального проекта  определены были целевые показатели на 2007 г.:

    – увеличение объемов производства мяса на 7,5 %, молока – на 5,2 % к уровню 2005 г.;

    – увеличение реализации племенного молодняка  КРС к уровню 2006 г. на 15 %;

    – увеличение объемов реализации продукции, произведенной личными подсобными и крестьянскими (фермерскими) хозяйствами  на 6,1 %.

    С привлечением кредитных ресурсов ведется  строительство 22-х животноводческих комплексов, из которых 13 – для содержания крупного рогатого скота, 8 – свиноводческих. Кроме того, ведется реконструкция 62

    действующих животноводческих комплексов: 32 – по крупному рогатому скоту, 26 – свиноводческих, 4 – птицеводческих.

    Закончено строительство и проведена реконструкция  на 27 объектах, в том числе 11 в  скотоводстве (где размещено 8,5 тыс. голов КРС), 13 – в свиноводстве (более 40 тыс.) и 3 в птицеводстве (1,3 млн. голов птицы).

    За  время реализации проекта через  ОАО «Росагролизинг» ввезено  более 15 тыс. голов племенного высокопродуктивного  скота молочных и мясных пород.

    Выполняются решения по совершенствованию кредитования личных подсобных хозяйств, увеличению объемов выдачи кредитов на закупку  скота, техники, кормов и обустройству подворий. Кроме того, ГУП КК «Кубаньплемподдержка»  передала владельцам личных подсобных  хозяйств 2,8 тыс. голов крупного рогатого скота с рассрочкой платежа на три года и 5,1 тыс. голов свиней с  рассрочкой платежа на один год.

    В крае разработана целевая программа  «Развитие сельского хозяйства  и регулирование рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия в Краснодарском крае» на 2008–2012 гг., которая является документом, пролонгирующим действие национального проекта  «Развитие АПК». Мероприятия Программы  предусматривают оказание предприятиям агропромышленного комплекса, включая  крестьянские (фермерские) и личные подсобные хозяйства, государственной  финансовой поддержки при проведении единой аграрной политики, одним из направлений которой является приоритетное развитие животноводства. В производстве животноводческой продукции Краснодарский  край занимает значительный удельный вес в Южном федеральном округе. В 2008 г. на его долю приходилось 28 % скота  и птицы (реализованных на убой в  живой массе), 22 % молока, 32 % яиц. В  общероссийском производстве – соответственно 5 %, 4 % и 5 %. В 2008 г. производство скота  и птицы на убой (в живой массе) в хозяйствах всех категорий увеличилось  по сравнению с 2007 г. на 3 %. Производство молока составило 99,5 % к уровню 2007 г., яиц – 100,1 %.

Информация о работе Проблемы регионального развития