Автор: u*************@gmail.com, 26 Ноября 2011 в 11:28, курсовая работа
Целью данной работы является выявление проблем развития жилищного строительства в России.
В соответствии с поставленной целью, выявлены следующие задачи: рассмотрение наиболее важных факторов, влияющих сегодня на рынок строительного производства; рассмотрение действующих национальных программ в области строительства.
Объектом исследования выступает рынок жилищного строительства в России. Предметом исследования являются проблемы развития жилищного строительства в России.
ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………….…….....3
ГЛАВА 1. ПРОБЛЕМЫ СТРОИТЕЛЬСТВА ЖИЛЬЯ…………….…………...5
. Состояние жилищного строительства в России…………….……….…….5
. Внедрение новых технологий и организационные противоречия в строительстве…………………………………………………….…….…...….7
. Роль ипотечного кредитования в рыночной экономике…….….……..…12
ГЛАВА 2. ГОСУДАРСТВЕННАЯ ЖИЛИЩНАЯ ПОЛИТИКА: ЦЕЛИ И ПРОГНОЗЫ……………………………………………………...….………..17
2.1. Национальный проект «Жилье»……………………………………..….….17
2.2. Коллективное и индивидуальное коллективное строительство….….…..21
2.3. Проблемы жилищного строительства и пути их решения……….….…...23
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………...……..27
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ………………….….……..29
ПРОБЛЕМЫ РАЗВИТИЯ ЖИЛИЩНОГО СТРОИТЕЛЬСТВА В РОССИИ
(курсовая работа)
по дисциплине
«Национальная экономика»
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………
ГЛАВА
1. ПРОБЛЕМЫ СТРОИТЕЛЬСТВА ЖИЛЬЯ…………….………….
ГЛАВА
2. ГОСУДАРСТВЕННАЯ ЖИЛИЩНАЯ ПОЛИТИКА:
ЦЕЛИ И ПРОГНОЗЫ……………………………………………………..
2.1. Национальный проект «Жилье»……………………………………..….….17
2.2. Коллективное и индивидуальное коллективное строительство….….…..21
2.3. Проблемы
жилищного строительства и пути их решения……….….…...23
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………
СПИСОК
ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ………………….….……..29
ВВЕДЕНИЕ
На сегодняшний день существует необходимость учета различных факторов, в том числе негативно сказывающихся на строительном рынке Российской Федерации. Директивное руководство строительством давно ушло в прошлое. Сегодня, в условиях рыночной экономики, для эффективного руководства процессом строительства государственная и муниципальная власть должны принимать решения, основанные на объективной, полной информации о состоянии рынка. Необходимо учитывать все сложившиеся на данном рынке условия как экономического так и социального характера. В настоящий момент также нужно решать организационные проблемы, проблемы развития технологий, ситуацию, которая возникла в результате мирового финансового кризиса, а также экономические проблемы внутри самой страны.
Только при полном и
Необходимостью такого анализа рыночной ситуации и обусловлена актуальность данной темы.
Целью данной работы является выявление проблем развития жилищного строительства в России.
В соответствии с поставленной целью, выявлены следующие задачи: рассмотрение наиболее важных факторов, влияющих сегодня на рынок строительного производства; рассмотрение действующих национальных программ в области строительства.
Объектом
исследования выступает рынок жилищного
строительства в России. Предметом
исследования являются проблемы развития
жилищного строительства в
При написании курсовой работы были использованы следующие методы научного исследования:
- Сравнительный метод;
- Изучение нормативно-правовой базы;
- Изучение монографических публикаций и статей;
- Аналитический метод.
В первой главе рассмотрены проблемы строительства жилья, проанализировано состояние жилищного строительства в России. Во второй главе раскрываются основные принципы государственной жилищной политики, цели и прогнозы, а также рассматриваются пути решения проблем жилищного строительства в России.
ГЛАВА 1. ПРОБЛЕМЫ СТРОИТЕЛЬСТВА ЖИЛЬЯ.
Для оценки состояния строительного рынка в России вначале сравним характеристики ВВП. Оценка структуры валового внутреннего продукта и темпы его роста играет важную роль при оценке экономического состояния любой страны, и используется для фундаментального анализа экономики. Строительная отрасль в России составляет более значительный процент в доле ВВП , чем в промышленно развитых странах западной Европы и США. Так, в Европе массовая доля строительства в общем объеме валовой добавленной стоимости (ВДС)-составляет приблизительно 4,5%, в России ВДС равен 7,2% с тенденцией дальнейшего увеличения. В развитых европейских странах объем мирового строительства составляет около 3,2 триллионов долларов и обеспечивает 5-7 %ВВП. В развивающихся странах этот показатель составляет 2-3 %. В России ежегодный прирост жилищного фонда должен составлять 145 миллионов м2, но эти показатели в 2,5 раза ниже.
По
словам генерального директора «Национального
градостроительного института» Александра
Кривова, «Две трети российских семей
в той или иной степени не удовлетворены
жилищными условиями, около 40 миллионов
человек имеют свое жилье, находящееся
в плохом или очень плохом состоянии(это
около 10 млн. семей). Лишь 12,4% семей могут
приобрести жилье самостоятельно или
с помощью заемных средств, а государство
имеет обязательства по обеспечению жильем
только 1,2 млн. семей – проблема налицо»[9].
Таблица 1.1.1 Общая площадь жилых помещений, приходящаяся в среднем на одного жителя.
2000 | 2001 | 2002 | 2003 | 2004 | 2005 | 2006 | 2007 | 2008 | 2009 | |
Общая площадь жилых помещений, приходящаяся в среднем на одного жителя (на конец года) - всего, м2 | 19,2 | 19,5 | 19,8 | 20,2 | 20,5 | 20,9 | 21,3 | 21,5 | 22,0 | 22,4 |
Источник: [15]
Из таблицы видно, что среднее количество жилплощади на душу населения составляет менее 20 м2, а по минимальным стандартам должно быть в 1,5 раза больше. Для обычного обновления жилого фонда и удовлетворения спроса населения на жилье ежегодно в России должно вводиться в строй не менее 1 м2 нового жилья на одного человека. В среднем по РФ эта цифра составила 0,42 – 0,43 м2 , что говорит о том, что темпы строительства жилых домов в нашей стране сильно отстают от потребностей на жильё.
Таблица
1.1.2. Ввод в действие жилых домов.
Год | Введено в действие
жилых домов, млн. м2 общей площади |
Год | Введено в действие
жилых домов, млн. м2 общей площади |
2000 | 30,3 | 2005 | 43,6 |
2001 | 31,7 | 2006 | 50,6 |
2002 | 33,8 | 2007 | 61,2 |
2003 | 36,4 | 2008 | 64,1 |
2004 | 41,0 | 2009 | 59,9 |
Источник: [18]
Данные таблицы - это ситуация в целом по стране. Среди субъектов Российской Федерации наибольшие объемы жилищного строительства осуществлялись в Московской области. Там было введено в эксплуатацию 12,2% от сданной общей площади жилья по России в целом, в Москве - -5,1%, Санкт-Петербурге – 5,0%, Краснодарском крае – 6,0%, Республике Татарстан – 3,5%, Тюменской области – 3,4%, Республике Башкортостан – 3,7%, Челябинской области – 3,2%, Ростовской области – 3,1%, Новосибирской области – 2,2%, Свердловской области – 2,7%.
В этих субъектах было построено 50% введенной общей площади жилья в России.
Для
решения острой жилищной проблемы правительством
была разработана и введена
Что
касается остальных регионов России,
можно привести пример ситуации в регионе,
не входящем в состав лидеров строительного
рынка. Скажем, в Уссурийском городском
округе за последние три года финансирование
программы по переселению из ветхого жилья
не осуществляется вовсе [5].
Проблемы внедрения новых технологий , казалось бы, играют малозначительную роль в проблемах развития строительного рынка России ведь новые технологии, дающие выгоду, как строителям, так и покупателям квартир, должно стремительно развиваться, поскольку компании, осваивающие рынок, должны внедрять такие технологии в своих фирмах и получать, таким образом, конкурентное преимущество. Однако это не совсем так.
Обеспечение населения жильем подразумевает массовое строительство, так как оно наиболее дешевое, в массовом строительстве так же происходит экономика денежных средств, а так же возрастает скорость возведения домов. А это в свою очередь подразумевает тесное взаимодействие представителей власти, которые занимаются выдачей разрешений на строительство, выделением территорий под строительство, выделяют субсидии предприятиям на развитие технологий, а так же предприятий как производящих новые строительные материалы, так и самих строительных организаций, применяющих данные материалы для возведения зданий по новым технологиям. Причем ведь этот процесс взаимодействия должен быть массовым и работать по определенному плану.
В советское время была практика массового типового строительства жилья, которая несмотря на широко распространенное мнение о невыполненных планах, сама по себе дала очень хорошие результаты, ведь планы в то время были обычно несколько завышены. И огромный плюс Госплана в том, что он, несмотря на директивное внедрение, сверху вниз, обеспечивал тесное взаимодействие всех вышеуказанных структур: правительства, местного самоуправления, заводов по производству строительных материалов, проектных организаций и самих строительно-монтажных управлений.
В
настоящее время новые
При выделении субсидий и снижении налогового бремени финансовое состояние любой организации значительно улучшается. Внедрение же новой технологии в жизнь требует долгосрочных капитальных вложений, которые окупаются десятки лет, и строительные компании просто не могут себе позволить таких вложений из своих собственных средств. Отсюда простой и логичный вывод : для массового внедрения новых технологий необходимо внедрение государственного плана с утверждением территорий строительства, и конкретных организаций по реализации этого плана, с выделением целевых субсидий.
Напрашивается еще один вывод: в строительстве не должно быть мелких организаций, так как возведение зданий – процесс сам по себе затратный, и требует большой финансовой устойчивости строительной организации. Вывод, возможно, многим покажется парадоксальным, но стоит взглянуть в реестр недобросовестных поставщиков [17], чтобы убедиться, к чему приводит участие мелких фирм в аукционах и тендерах: сроки строительства срываются, фирмы попросту берут аванс на строительство и ничего не делают, занимаются обычным посредничеством, перепродавая объекты другим фирмам. Зачастую страдает качество построенных объектов из-за большого снижения цен при проведении тендеров. Сорванный таким образом объект приходится возводить вместо летнего времени зимой, с нарушением технологии, либо переносить строительство на следующий год, в результате чего страдает программа по строительству и ремонту жилья.
Еще один фактор, отрицательно влияющий на строительство – отсутствие информированности на местах. Казалось бы, здесь не должно быть проблем, однако на практике местное самоуправление не доводит до ТСЖ нужную информацию. В ряде регионов страны значительная часть представителей на местах, то есть председатели местных ТСЖ, даже не знают. Каким образом можно участвовать в программе переселения из ветхого жилья. Представители на местах сами не знают сколько им нужно выделить средств, инее подают заявку для участия в программе переселения из ветхого жилья. В результате этого даже те деньги, которые выделяются правительством, не расходуются полностью.
Информация о работе Проблемы развития жилищного строительства в России