Проблемы развития жилищного строительства в России

Автор: u*************@gmail.com, 26 Ноября 2011 в 11:28, курсовая работа

Описание работы

Целью данной работы является выявление проблем развития жилищного строительства в России.
В соответствии с поставленной целью, выявлены следующие задачи: рассмотрение наиболее важных факторов, влияющих сегодня на рынок строительного производства; рассмотрение действующих национальных программ в области строительства.
Объектом исследования выступает рынок жилищного строительства в России. Предметом исследования являются проблемы развития жилищного строительства в России.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………….…….....3
ГЛАВА 1. ПРОБЛЕМЫ СТРОИТЕЛЬСТВА ЖИЛЬЯ…………….…………...5
. Состояние жилищного строительства в России…………….……….…….5
. Внедрение новых технологий и организационные противоречия в строительстве…………………………………………………….…….…...….7
. Роль ипотечного кредитования в рыночной экономике…….….……..…12

ГЛАВА 2. ГОСУДАРСТВЕННАЯ ЖИЛИЩНАЯ ПОЛИТИКА: ЦЕЛИ И ПРОГНОЗЫ……………………………………………………...….………..17
2.1. Национальный проект «Жилье»……………………………………..….….17
2.2. Коллективное и индивидуальное коллективное строительство….….…..21
2.3. Проблемы жилищного строительства и пути их решения……….….…...23
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………...……..27
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ………………….….……..29

Работа содержит 1 файл

ИТОГОВАЯ .doc

— 167.50 Кб (Скачать)
 
 
 
 

ПРОБЛЕМЫ  РАЗВИТИЯ ЖИЛИЩНОГО СТРОИТЕЛЬСТВА  В РОССИИ

(курсовая  работа)

по дисциплине «Национальная экономика» 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………….…….....3

ГЛАВА 1. ПРОБЛЕМЫ СТРОИТЕЛЬСТВА ЖИЛЬЯ…………….…………...5

    1. . Состояние жилищного строительства в России…………….……….…….5
    2. . Внедрение новых технологий и организационные противоречия в строительстве…………………………………………………….…….…...….7
    3. . Роль ипотечного кредитования в рыночной экономике…….….……..…12
 

ГЛАВА 2. ГОСУДАРСТВЕННАЯ ЖИЛИЩНАЯ ПОЛИТИКА: ЦЕЛИ И ПРОГНОЗЫ……………………………………………………...….………..17

2.1. Национальный проект «Жилье»……………………………………..….….17

2.2. Коллективное и индивидуальное коллективное строительство….….…..21

2.3. Проблемы жилищного строительства и пути их решения……….….…...23 

    ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………...……..27 

    СПИСОК  ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ………………….….……..29 
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     

    ВВЕДЕНИЕ

       На  сегодняшний день существует необходимость  учета различных факторов, в том  числе негативно сказывающихся  на строительном рынке Российской Федерации. Директивное руководство строительством давно ушло в прошлое. Сегодня, в условиях рыночной экономики, для эффективного руководства процессом строительства государственная и муниципальная власть должны принимать решения, основанные на объективной, полной информации о состоянии рынка. Необходимо учитывать все сложившиеся на данном рынке условия как экономического так и социального характера. В настоящий момент также нужно решать организационные проблемы, проблемы развития технологий, ситуацию, которая возникла в результате мирового финансового кризиса, а также экономические проблемы внутри самой страны.

             Только при полном и объективном  анализе строительного рынка  возможно принятие эффективных  решений, так как строительный  рынок достаточно сложный, и  находится в тесной взаимосвязи с другими отраслями, как производственной сферы, так и непроизводственной, например кредитно-банковской системы. На него влияют как общие экономические факторы (состояние спроса, платежеспособность населения, состояние банковской системы), так и специализированные, например  энергозатраты на обслуживание жилья или способность заводов производить большой объем цемента при росте строительного производства.

             Необходимостью такого анализа  рыночной ситуации  и обусловлена  актуальность данной темы.

       Целью данной работы является выявление проблем  развития жилищного строительства  в России.

       В соответствии с поставленной целью, выявлены следующие задачи: рассмотрение наиболее важных факторов, влияющих сегодня на рынок строительного производства; рассмотрение  действующих национальных программ в области строительства.

       Объектом  исследования выступает рынок жилищного  строительства в России. Предметом  исследования являются проблемы развития жилищного строительства в России.

         При написании курсовой работы были использованы следующие методы научного исследования:

- Сравнительный  метод;

- Изучение  нормативно-правовой базы;

- Изучение  монографических публикаций и  статей;

- Аналитический  метод.

            В первой главе рассмотрены проблемы строительства жилья, проанализировано состояние жилищного строительства в России. Во второй главе раскрываются основные принципы государственной жилищной политики, цели и прогнозы, а также рассматриваются пути решения проблем жилищного строительства в России.

 

ГЛАВА 1. ПРОБЛЕМЫ СТРОИТЕЛЬСТВА ЖИЛЬЯ.

    1. Состояние жилищного строительства в России.

    Для оценки состояния строительного  рынка в России вначале сравним  характеристики ВВП. Оценка структуры  валового внутреннего продукта  и темпы его роста  играет важную роль  при оценке экономического  состояния любой страны, и используется для фундаментального анализа экономики. Строительная отрасль в России составляет более значительный процент  в доле ВВП , чем в промышленно развитых странах  западной Европы и США. Так, в Европе массовая доля строительства в общем объеме валовой добавленной стоимости  (ВДС)-составляет приблизительно 4,5%, в России ВДС равен 7,2% с тенденцией дальнейшего увеличения. В развитых европейских странах объем мирового строительства составляет  около 3,2 триллионов долларов и обеспечивает 5-7 %ВВП. В развивающихся странах этот показатель составляет  2-3 %. В России ежегодный прирост жилищного фонда должен составлять 145 миллионов м2, но эти показатели в 2,5 раза ниже.

    По  словам генерального директора «Национального градостроительного института» Александра Кривова, «Две трети российских семей в той или иной степени не удовлетворены жилищными условиями, около 40 миллионов человек имеют свое жилье, находящееся в плохом или очень плохом состоянии(это около 10 млн. семей). Лишь 12,4% семей могут приобрести жилье самостоятельно или с помощью заемных средств, а государство имеет обязательства по обеспечению жильем только 1,2 млн. семей – проблема налицо»[9]. 
 
 
 

Таблица 1.1.1 Общая площадь жилых помещений, приходящаяся в среднем на одного жителя.

  2000 2001 2002 2003 2004 2005 2006 2007 2008 2009
Общая площадь жилых помещений, приходящаяся в среднем на одного жителя (на конец  года) - всего, м2 19,2 19,5 19,8 20,2 20,5 20,9 21,3 21,5 22,0 22,4

    Источник: [15]

    Из  таблицы видно, что среднее количество жилплощади на душу населения составляет менее 20 м2, а по минимальным стандартам должно быть в 1,5 раза больше. Для обычного обновления жилого фонда и удовлетворения спроса населения на жилье ежегодно в России должно вводиться в строй не менее 1 м2 нового жилья на одного человека.  В среднем по РФ эта цифра составила 0,42 – 0,43 м2 , что говорит о том, что темпы строительства жилых домов в нашей стране сильно отстают от потребностей на жильё.

Таблица 1.1.2. Ввод в действие жилых домов. 

      Год Введено в действие жилых домов,  
      млн. м2 общей площади
      Год Введено в действие жилых домов,  
      млн. м2 общей площади
      2000 30,3 2005 43,6
      2001 31,7 2006 50,6
      2002 33,8 2007 61,2
      2003 36,4 2008 64,1
      2004 41,0 2009 59,9
 

                Источник: [18]

    Данные  таблицы - это ситуация в целом по стране. Среди субъектов Российской Федерации наибольшие объемы жилищного строительства осуществлялись в Московской области. Там было введено в эксплуатацию 12,2% от сданной общей площади жилья по России в целом, в Москве - -5,1%, Санкт-Петербурге – 5,0%, Краснодарском крае – 6,0%, Республике Татарстан – 3,5%, Тюменской области – 3,4%, Республике Башкортостан – 3,7%, Челябинской области – 3,2%, Ростовской области – 3,1%, Новосибирской области – 2,2%, Свердловской области – 2,7%.

    В этих субъектах было построено 50% введенной  общей площади жилья в России.

    Для решения острой жилищной проблемы правительством была разработана и введена программа  «Доступное и комфортное жилье –  гражданам России», рассчитанная до 2012 года. Однако эта программа выполняется не так качественно как хотелось бы. Так, в 2008 году было введено 63,8 миллионов м2 жилья, то есть рост составил 2,9 миллионов м2, а планировался рост 11,6 миллионов м2.

    Что касается остальных регионов России, можно привести пример ситуации в регионе, не входящем в состав лидеров строительного рынка. Скажем, в Уссурийском городском округе за последние три года финансирование программы по переселению из ветхого жилья не осуществляется вовсе [5]. 

    1. Внедрение новых технологий и организационные противоречия в строительстве.

    Проблемы  внедрения новых технологий , казалось бы, играют малозначительную роль в  проблемах развития строительного  рынка России ведь новые технологии, дающие выгоду, как строителям, так  и покупателям квартир, должно стремительно развиваться, поскольку компании, осваивающие рынок, должны внедрять такие технологии в своих фирмах и получать, таким образом, конкурентное преимущество. Однако это не совсем так.

    Обеспечение населения жильем подразумевает массовое строительство, так как оно наиболее дешевое, в массовом строительстве так же происходит экономика денежных средств, а так же возрастает скорость возведения домов. А это в свою очередь подразумевает тесное взаимодействие представителей власти, которые занимаются выдачей разрешений на строительство, выделением территорий под строительство, выделяют субсидии предприятиям на развитие технологий, а так же предприятий как производящих новые строительные материалы, так и самих строительных организаций, применяющих данные материалы для возведения зданий по новым технологиям. Причем ведь этот процесс взаимодействия должен быть массовым и работать по определенному плану.

    В советское время была практика массового  типового строительства жилья, которая  несмотря на широко распространенное мнение о невыполненных планах, сама по себе дала очень хорошие результаты, ведь планы в то время были обычно несколько завышены. И огромный плюс Госплана в том, что он, несмотря на директивное внедрение, сверху вниз, обеспечивал тесное взаимодействие всех вышеуказанных структур: правительства, местного самоуправления, заводов по производству строительных материалов, проектных организаций и самих строительно-монтажных управлений.

    В настоящее время новые технологии внедряются очень низкими темпами именно из-за недостаточного взаимодействия структур, участвующих в строительстве, малом размере целевых субсидий на развитие технологий и внедрение их в жизнь.

    При выделении субсидий и снижении налогового бремени финансовое  состояние  любой организации значительно улучшается. Внедрение же новой технологии в жизнь требует долгосрочных капитальных вложений, которые окупаются десятки лет, и строительные компании просто не могут себе позволить таких вложений из своих собственных средств. Отсюда простой и логичный вывод : для массового внедрения новых технологий необходимо внедрение государственного плана с утверждением территорий строительства, и конкретных организаций по реализации этого плана, с выделением целевых субсидий.

    Напрашивается еще один вывод: в строительстве не должно быть мелких организаций, так как возведение зданий – процесс сам по себе затратный, и требует большой финансовой устойчивости строительной организации. Вывод, возможно, многим покажется парадоксальным, но стоит взглянуть в реестр недобросовестных поставщиков [17], чтобы убедиться, к чему приводит участие мелких фирм в аукционах и тендерах: сроки строительства срываются, фирмы попросту берут аванс на строительство и ничего не делают, занимаются обычным посредничеством, перепродавая объекты другим фирмам. Зачастую страдает качество построенных объектов из-за большого снижения цен при проведении тендеров. Сорванный таким образом объект приходится возводить вместо летнего времени зимой, с нарушением технологии, либо переносить строительство на следующий год, в результате чего страдает программа по строительству и ремонту жилья.

       Еще один фактор, отрицательно влияющий на строительство – отсутствие информированности на местах. Казалось бы, здесь не должно быть проблем, однако на практике местное самоуправление не доводит до ТСЖ нужную информацию. В ряде регионов страны значительная часть представителей на местах, то есть председатели местных ТСЖ, даже не знают. Каким образом можно участвовать в программе переселения из ветхого жилья. Представители на местах сами не знают сколько им нужно выделить средств, инее подают заявку для участия   в программе переселения из ветхого жилья. В результате этого даже те деньги, которые выделяются правительством, не расходуются полностью.

Информация о работе Проблемы развития жилищного строительства в России