Проблемы развития операций на открытом рынке в РФ

Автор: Пользователь скрыл имя, 31 Марта 2013 в 15:29, реферат

Описание работы

Одним из необходимых условий устойчивого равновесного развития народного хозяйства в рамках смешанной экономики является формирование четкого механизма денежно-кредитного регулирования. Денежно-кредитная (монетарная) политика государства - очень демократичный инструмент воздействия на смешанную экономику, не нарушающий суверенитета большинства субъектов системы бизнеса. В идеале денежно-кредитная политика должна обеспечивать стабильность цен, полную занятость и экономический рост - таковы ее высшие и конечные цели.

Содержание

Введение
Теоретические основы осуществления операций ЦБ на открытом рынке……………………………………………………………………..
1.1. Операции на открытом рынке как элемент осуществления денежно-кредитной политики …………………………………………………………
1.2. Международный опыт использования операций на открытом рынке………………………………………………………………………..
Проблемы и перспективы развития операций на открытом рынке в России………………………………………………………….
2.1. Деятельность Банка России на открытом рынке…………………..
2.2. Проблемы и перспективы развития операций Банка России на открытом рынке ………………………………………………………..
Заключение…………………………………………………………….
Список использованной литературы………………………

Работа содержит 1 файл

реферат дкр наша.docx

— 252.12 Кб (Скачать)


 

В силу общего структурного дефицита финансового сектора стран, входящих в Евросистему, по отношению к своим центральным банкам наибольшее значение приобрели операции прямого РЕПО, выполняющие роль базового, а в ряде случаев - единственного рекомендуемого в рамках Евросистемы механизма рефинансирования финансового сектора со стороны центральных банков как в рамках проведения операций на открытом рынке (open market operations), так и в рамках предоставления участникам т.н. «постоянно действующих      возможностей»      (standing facilities).

Данные о роли операций РЕПО  в рефинансировании    финансового    сектора центральными банками ведущих стран мира приведены в в приложении  табл. 5.

 

Необходимость в изъятии излишней ликвидности, по указанным выше причинам в       рамках       Евросистемы       возникает существенно реже, как правило, лишь в исключительных      ситуациях - для компенсации    конъюнктурных    колебаний финансовых рынков.

В соответствии с ЕДКП для стерилизации избыточной денежной массы  центральными банками Евросистемы используются так называемые операции «точной настройки» (fine-tuning), к которым относятся обратное

РЕПО, валютные свопы и срочные депозиты. Для изъятия избыточной ликвидности в рамках Евросистемы также используются депозитные операции, осуществляемые в рамках 2постоянно действующих возможностей», однако сфера их применения существенно ограничена.

 Однако и в ряду этих операций обратное РЕПО, по заключению Банка международных расчетов, играет ключевую роль.

В целом в соответствии с ЕДКП для проведения всех регулярных операций по управлению ликвидностью банковской системы выбран    единственный    базовый механизм - операции РЕПО, являющиеся основным        инструментом        проведения центральными       банками       Евросистемы денежно-кредитной политики.

Операции РЕПО являются также базовым инструментом и при проведении всех других видов операций: долгосрочных- структурны операций по рефинансированию и операций «точной настройки» .

 

    1. Проблемы и перспективы развития  операций на открытом рынке в России

2.1. Деятельность Банка России на открытом рынке

В связи с рыночными  реформами, начатыми в России в начале 90-х годов прошлого столетия, а  также с формированием в стране двухуровневой банковской системы  возникла объективная необходимость  использования рыночных механизмов регулирования сферы денежного обращения. Поэтому Банк России при содействии рабочей группы «Российско-американского банковского форума» в мае 1992 г. разработал проект создания современного рынка государственных краткосрочных облигаций.

Первый аукцион по размещению государственных краткосрочных  бескупонных облигаций состоялся 18 мая 1993 г. В ходе его было реализовано  облигаций на сумму 0,88 млрд руб. (по номиналу), а от продажи облигаций на счет Министерства финансов в 1993 г. была перечислена чистая выручка в размере 151 млрд рублей.

В 1994 г. рынок ГКО из стадии узкого проекта перешел в стадию становления рынка внутреннего  государственного долга, в результате чего чистый доход бюджета составил 5742 млрд руб., или возрос в 38 раз.

С целью улучшения временной  структуры государственного долга  и снижения стоимости его обслуживания в 1995 г. на рынке государственных  обязательств появился новый инструмент – облигации федерального займа  с переменным купонным доходом (ОФЗ-ПК).

Существенно возросла роль рынка ГКО-ОФЗ, причем не только как  средства финансирования дефицита государственного бюджета, но и как инструмента  проведения денежно-кредитной политики. Банк России осуществлял операции на открытом рынке с целью регулирования  банковской ликвидности. Он покупал  ценные бумаги правительства в те периоды, когда у банков возникала  потребность в ликвидных ресурсах, и продавал их с целью изъятия  избыточной ликвидности. В условиях становления финансового рынка  России это была одна из важнейших  операций на открытом рынке. Канализируя  свободные денежные средства, рынок  ГКО-ОФЗ играл важную роль в снижении инфляции.

Развитие рынка ГКО-ОФЗ  связано с наращиванием объемов  и совершенствованием его инфраструктуры. Структура рынка существенно  изменилась благодаря удлинению  сроков заимствования и расширению набора рыночных инструментов. С присоединением к торгам на ММВБ региональных бирж рынок государственных ценных бумаг  перестал быть преимущественно московским и приобрел общероссийский характер не только по размерам оборотов, но и  по охвату участников.

Банк России провел большую  работу, направленную на развитие рынка, уделяя основное внимание внедрению  новых инструментов денежно-кредитного регулирования через операции на рынке государственного долга.

С октября 1996 г. Банк России приступил к осуществлению операций РЕПО. Был введен механизм осуществления  операций РЕПО, позволяющий первичным  дилерам до начала торгового дня  привлекать средства по рыночным ставкам  в ходе аукциона. По окончании торговой сессии или аукциона проходила вторая сессия РЕПО, предназначенная для  закрытия коротких денежных позиций  по фиксированной процентной ставке, которая устанавливалась на достаточно высоком уровне. Возможность привлечения  средств в начале дня по рыночным ставкам стимулировала высокий  спрос на данный инструмент со стороны  участников рынка, допущенных к операциям  РЕПО. Новый механизм также позволил Банку России при помощи ставки РЕПО оперативно воздействовать на ликвидность  банковской системы.

К началу 1998 г. рынок ГКО-ОФЗ  стал важнейшим сектором денежного  рынка. На нем был сконцентрирован  основной объем денежных средств  участников рынка, что определило его  ключевую роль и влияние на смежные  сектора рынка, а также на общеэкономическую  ситуацию в целом.

С августа 1998 г. объем операций на открытом рынке резко сократился в результате реструктуризации задолженности  по государственным ценным бумагам  со сроком погашения до 31 декабря 1999 г.  В декабре 1999 г. в рамках новации была проведена реструктуризация портфеля государственных ценных бумаг Банка России. В результате произошел частичный обмен находившихся в этом портфеле государственных ценных бумаг на облигации федерального займа с постоянным купонным доходом с выплатой процентного дохода в размере 2% годовых начиная с 2000 г. и сроками погашения займа в 2018 – 2029 гг.  Сформировавшаяся,  в результате переоформления структура портфеля государственных ценных бумаг, принадлежавших Банку России, существенно ограничила возможности проведения операций на открытом рынке и использования этого инструмента для реализации денежно-кредитной политики. С октября 2003 г. Банк России приступил к регулярному проведению аукционов прямого РЕПО на срок одна неделя и три месяца. В 2003 – 2004 гг. Минфин России и Банк России осуществили переоформление облигаций федерального займа с постоянным доходом из портфеля центрального банка в укрупненные выпуски облигаций с сохранением графика выплат на общую сумму 299,95 млрд руб. в 2003 г. и 51,91 млрд руб. в 2004 г. Обмен был проведен с целью повышения инвестиционной привлекательности государственных ценных бумаг, находившихся в портфеле Банка России, что позволило ему достаточно активно участвовать в рыночных торгах посредством продажи части своего портфеля или проведения операций РЕПО. В то же время в июне 2004 г. впервые за период с 1998 г. Банк России осуществил покупку государственных ценных бумаг на открытом рынке на сумму 138,2 млн руб. в целях поддержания уровня ликвидности банковского сектора. Объем операций прямого РЕПО составлял тогда 82,4 млрд руб. при средневзвешенной процентной ставке 7,26% годовых. Увеличение уровня ликвидности банковского сектора в дальнейшем обусловило размещение Банком России в сентябре 2004 г. собственных облигаций (ОБР), которое было проведено впервые с 2001 г. Переход к регулярному выпуску облигаций Банка России и целенаправленное формирование емкого и ликвидного рынка ОБР позволяет в определенной мере усилить влияние процентных ставок по операциям Банка России на достижение целей денежно-кредитной политики.

На современном этапе  под операциями на открытом рынке в Российской Федерации имеется в виду купля-продажа Банком России ценных бумаг, прежде всего государственных облигаций и других обязательств. К государственным ценным бумагам по российскому законодательству относятся ценные бумаги двух уровней:

1) ценные бумаги Российской Федерации;

2) ценные бумаги субъектов РФ.

Выбор Банком России активов для  операций открытого рынка определяется положениями Федерального закона «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)».

Центральный банк Российской Федерации  выполняет роль главного дилера и агента по обслуживанию государственного долга.

В практике Банка России операции по покупке/продаже ценных бумаг  на открытом рынке используются в  относительно небольших масштабах  как дополнительный инструмент регулирования  банковской ликвидности.

Прямые операции по покупке/продаже государственных ценных бумаг без обязательств обратной продажи/выкупа используются Банком России нерегулярно.

Операции по покупке/продаже государственных  ценных бумаг на вторичном рынке  могут осуществляться как через  секцию государственных ценных бумаг  ЗАО ММВБ, так и на внебиржевом  рынке. Участниками данных операций могут являться только российские кредитные организации. Специфика регулирования российского фондового рынка такова, что Центральный банк Российской Федерации может осуществлять операции на фондовом рынке только в секторе государственных ценных бумаг ММВБ. Любые другие операции с эмиссионными ценными бумагами вызывают проблемы с получением лицензии профессионального участника фондового рынка.

Кроме того, в период формирования профицита банковской ликвидности  использование данного инструмента  ограничено относительно небольшим  размером собственного портфеля ценных бумаг Банка России.

Согласно законодательству Банк России может осуществлять на рынке покупку/продажу  как государственных, так и корпоративных  долговых бумаг (акций – только в  рамках операций РЕПО). При этом покупка  государственных ценных бумаг Банком России может осуществляться только на вторичном рынке (в целях ограничения  возможностей прямого эмиссионного финансирования бюджета).

В практике Банка России покупка/продажа корпоративных ценных бумаг использовалась только в рамках операций РЕПО, либо при реализации ценных бумаг, полученных в обеспечение по сделкам РЕПО, при ненадлежащем исполнении контрагентами своих обязательств по второй части сделки.

В России данный инструмент (за исключением, пожалуй, валютных интервенций) вряд ли можно считать эффективным, что обусловлено и низкой степенью развития финансовых рынков и недостаточной заинтересованностью банков в государственных бумагах. Тем не менее операции на открытом рынке.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2.2. Проблемы и перспективы развития операций Банка России на открытом рынке

Эффективность применения операций на открытом рынке зависит от однонаправленного  применения этой политики с политикой  процентных ставок с целью увеличения или сокращения ликвидности. К тому же политика открытого рынка может  являться сопутствующей при применении политики процентных ставок как основной в инструментарии денежно-кредитной  политики. Так значительные колебания  процентных ставок на денежном рынке, которые являются нежелательными для  экономики, могут корректироваться операциями на открытом рынке. Однако, одним из непременных условий эффективного функционирования этого инструмента является наличие в стране развитого рынка ценных бумаг. Отсутствие в России в настоящее время развитого рынка ценных бумаг осложняет и ограничивает возможности данного инструмента влиять  на ликвидность банковской системы и в целом на кредитную активность банков второго уровня. Применение операций на открытом рынке сопровождается изменением политики рефинансирования, в частности интервенции центрального банка на открытом рынке влияют на стоимость рефинансирования. Использование этого инструмента в качестве основного инструмента денежно-кредитной политики предполагает изменение режимов рефинансирования банков. Что свою очередь приводит к наличию определенных границ применения политики открытого рынка. В целях определения объемов операций купли продажи ценных бумаг на открытом рынке, центральный банк должен обладать информацией о потенциальных возможностях увеличения объемов нецентрализованной эмиссии кредитных денег в экономику, чтобы определить эффективность контроля за банковской ликвидностью, от наличия которой будет зависеть эффективность централизованной эмиссии денежных средств на рынке. Таким образом, действие инструмента операций на открытом рынке в России ограничивается эволюцией на рынке мультипликатора кредита. Его стабильность также является основой эффективности этого инструмента. В то время как нестабильность кредитного мультипликатора создает препятствия для определения количественного выпуска центральных денег в экономику.

Активизация применения политики открытого рынка дает наибольший результат при формировании и  прохождении экономикой стадии оживления  и подъема. Что заметно усиливает  влияние денежно-кредитной политики на экономическую конъюнктуру и состояние банковского сектора. А также способствует сглаживанию частичного, промежуточного и отраслевого кризиса, то есть обладает антициклическим влиянием на экономику в целом.

Информация о работе Проблемы развития операций на открытом рынке в РФ