Проблемы обеспечения эффективной занятости населения

Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Декабря 2012 в 14:02, курсовая работа

Описание работы

Цель курсовой работы – рассмотреть сущность эффективной занятости населения, установить проблемы обеспечения занятости и предложить мероприятия по редуцированию данных проблем.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………………3
ГЛАВА 1 ЭФФЕКТИВНАЯ ЗАНЯТОСТЬ, ПОНЯТИЕ БЕЗРАБОТИЦЫ И ГОСУДАРСТВЕННОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ В СФЕРЕ ЗАНЯТОСТИ………………5
1.1 Эффективная занятость, ее понятие и сущность…………………………………..5
1.2 Безработица, ее сущность и функции………………………..…….….…................9
1.3 Государственное регулирование занятости населения……..…..………..............12
ГЛАВА 2 СОВРЕМЕННЫЕ ПРОБЛЕМЫ ОБЕСПЕЧЕНИЯ ЭФФЕКТИВНОЙ ЗАНЯТОСТИ И ИХ РЕШЕНИЕ……………………………………………………….16
2.1 Проблемы обеспечения эффективной занятости населения…………………….16
2.2 Мероприятия по решению проблем обеспечения эффективной занятости населения………………………………………………………………………………..21
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………….……...................26
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК………………………………………………....28

Работа содержит 1 файл

Работа.docx

— 72.49 Кб (Скачать)

Во-вторых, необходимо обретение  отечественной наукой новой парадигмы  в условиях перехода общества к современным  рыночным отношениям. На этом этапе  должна происходить существенная перестройка  структуры научных исследований при изменении источников их финансирования.

Можно сказать, что перспективный  этап регулирования «интеллектуальной  миграции» начнется тогда, когда  Россия, преодолев трудности переходного  общества, сформирует эффективно функционирующее  гражданское общество, динамичную рыночную экономику, предъявляющей высокий  спрос на научные идеи. Это может  решить проблему «утечки мозгов»  из страны.

  1. Содействие развитию предпринимательства является одним из эффективных методов решения проблемы снижения безработицы и обеспечения эффективной занятости населения. Однако в стране сейчас, несовершенная законодательная база в сфере частного предпринимательства. Это уже причины объективного (не зависящего от индивида) характера. Поэтому, для усиления уверенности в себе и своих силах молодых предпринимателей, необходимо усовершенствовать законодательство в сфере частного предпринимательства,  усилить активную политику занятости, разработать меры для повышения доверия к помощи государства для молодых предпринимателей. Это может решить проблему боязни самозанятости.
  2. Низкий уровень заработной платы стал одним из наиболее сильных и постоянно действующих факторов дестабилизации социально-экономической ситуации в стране. Разумеется одним из решений этой проблемы является увеличение зарплаты самими предприятиями. Оно возможно силами самих предприятий, но в основном необходимо комплексное государственное реформирование оплаты труда по следующим направлениям:

А) борьба с бедностью, увеличение размеров заработной платы, доведение величины минимальной заработной платы до прожиточного минимума;

Б) ослабление налоговой нагрузки трудящихся, получающих низкие зарплаты, и ее переложение на граждан, имеющих высокие доходы (возможно, даже возврат к прогрессивной системе налогообложения, но обязательно с учетом ошибок, имевших место при ее применении в 90-х годах);

В) меры по защите доходов населения от инфляционных процессов: индексация заработной платы с учетом инфляции или по курсу валют, единовременное повышение тарифных ставок;

Г) устранение дифференциации размеров заработной платы путем совершенствования антимонопольного законодательства, региональной и миграционной политики;

Д) меры по регулированию рынка труда: поддержка тех специальностей (особенно рабочих), которые будут востребованы рынком, установление квот на подготовку тех или иных специальностей для учебных заведений; стимулирование повышения квалификации;

Е) косвенное государственное регулирование цены рабочей силы на основе утверждения системы социальных гарантий и социальных стандартов;

Ж) ужесточение контроля за соблюдением трудового, налогового и гражданского законодательства;

З) проведение работ по обновлению нормативно-тарифной базы и др.

В настоящее время почти  по всем этим направлениям правительством уже ведется работа.

  1. Многообразие типов безработицы делает задачу ее сокращения чрезвычайно сложной. Поскольку единого способа борьбы с безработицей не существует, любой стране для решения этой проблемы приходится использовать различные методы. Используя опыт ряда иностранных государств, можно выделить некоторые пути решения проблемы безработицы.

А) Уровень фрикционной безработицы может быть снижен за счет:

- Улучшения информационного обеспечения рынка труда. Во всех странах эту функцию выполняют организации по трудоустройству (биржи труда). Они собирают у работодателей информацию о существующих вакансиях и сообщают ее безработным.

- Устранения факторов, снижающих мобильность рабочей силы. Для этого необходимо, прежде всего создание развитого рынка жилья, увеличение масштабов жилищного строительства, отмена административных преград для переезда из одного населенного пункта в другой.

Б) Сокращению структурной безработицы более всего способствуют программы профессионального переобучения и переквалификации. Такого рода программы должны привести к тому, чтобы рабочая сила наилучшим образам соответствовала имеющимся рабочим местам. Эта задача достигается программой профессиональной подготовки, информацией о рабочих местах. Программы профессиональной подготовки обеспечивают как подготовку на рабочих местах, так и в специальных учебных заведениях для безработной молодежи, а также для рабочих старших возрастов, чья профессия оказалась устаревшей. В ряде городов такая переподготовка осуществляется через городскую службу занятости и Центр социальной поддержки.

В) Наиболее трудно бороться с циклической безработицей. Для решения этой задачи наиболее эффективными являются такие меры как создание условий для роста спроса на товары. Так как спрос на рынке труда — производный и зависит от ситуации на рынках товаров и услуг, то занятость возрастет, а безработица упадет в там случае, если товарные рынки предъявят больший спрос и для его удовлетворения надо будет нанять дополнительных работников[8].

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

При выборе путей формирования рынка труда надо исходить из необходимости  изучения и анализа внутренних закономерностей, присущих развитию занятости и сохраняющихся  в условиях рыночной экономики, поскольку  многие факторы, влияющие на важнейшие  параметры занятости, зависят непосредственно  от человека (численность населения, его половозрастная структура, расселение населения в городской и сельской местностях и т.д.). 

Одним из основных элементов  формирования политики эффективной  занятости является разработка и  задействование механизма, регулирующего  динамичное равновесие спроса и предложения  рабочей силы на рынке труда. В  этой связи следует выделить два  блока проблем: 

1) оживление экономической  ситуации и инвестиционной активности  в стране, создание условий для  динамичного движения капитала, разработка мер по развитию  системы рабочих мест и увеличению  потребности предприятий и организаций  в рабочей силе; 

2) совершенствование системы  оплаты труда, расширение возможностей  получения населением дополнительных  доходов (дивиденды от ценных  бумаг, проценты по вкладам  и т.д.), развитие системы социальных  пособий, дотаций и льгот, снижающих  потребность в труде отдельных  социально-демографических групп  населения, особенно женщин, учащейся  молодежи и пенсионеров. 

Существенное влияние  на ситуацию на государственном и региональном рынках труда оказывает своевременное решение проблем подготовки и переподготовки кадров. На данном этапе перехода к рыночной экономике следует акцентировать внимание на двух взаимосвязанных вопросах: что изменится в профессиональном образовании в новых условиях и как защитить профессиональное образование от влияния сиюминутных интересов. Поскольку возникает очередное противоречие между формальным и реальным образованием. Учебные заведения готовят кадры, практически не интересуясь ситуацией на рынке труда, касающейся тех или иных профессий и специальностей. В то же время работодателя в первую очередь интересует вопрос, не какой у нанимаемого работника диплом, а что конкретно он умеет делать. Разрешение указанного противоречия во многом будет способствовать стабилизации ситуации на рынке труда. 

Особую актуальность приобретают  в настоящее время вопросы  совершенствования государственной  статистики в области занятости  населения, формирования и регулирования  рынка труда. Остро ощущается  отсутствие статистической информации по вопросам использования рабочей  силы на негосударственных (коммерческих) предприятиях и в организациях, развития на них процессов подготовки и  переподготовки кадров, совершенствования  условий и оплаты труда и т.д. В работе статистических органов  в области занятости населения  наблюдается концентрация наибольшего внимания изучению проблем безработицы и социальной защиты лиц, нуждающихся в трудоустройстве[7].

В то же время не уделено  внимание вопросам эффективности использования  рабочей силы на предприятиях и в  организациях различных форм собственности, движения рабочих мест, подготовки и переподготовки кадров на региональном уровне и т.д. Подобные статистические исследования помогут, в частности, выявить, как развитие новых форм собственности будет влиять на изменение отраслевой структуры занятости, на многообразие различных видов деятельности населения. 

Забота государства о достижении в стране наиболее полной и эффективной занятости как важной социальной гарантии для экономически активного населения является важнейшим аспектом государственной политики занятости, механизм формирования которой будет постоянно совершенствоваться применительно к новым условиям развития рыночной экономики, структурной перестройки производства, формирования эффективной социальной политики.

 

 

 

 

 

 

 

 

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

 

  1. Зябликов Д.В. Теоретические аспекты эффективной занятости населения. //

Электронный журнал «ИССЛЕДОВАНО В РОССИИ». Стр. 2030

  1. П.А. Чукреев, Е.В. Корытова ЗАНЯТОСТЬ НАСЕЛЕНИЯ И ЕЁ РЕГУЛИРОВАНИЕ // Учебное пособие. – Улан-Удэ: Изд-во ВСГТУ, 2010.
  2. Закон РФ от 19.04.1991 N 1032-1 (ред. от 28.07.2012) "О занятости населения в Российской Федерации"
  3. К. М. Оганян, Н. М. Стрельцов Занятость населения и ее регулирование. // Издательство: Бизнес-Пресс 2008 г.
  4. Смирнова Е.Ю. УПРАВЛЕНИЕ ЗАНЯТОСТЬЮ НАСЕЛЕНИЯ: РЕГИОНАЛЬНЫЙ АСПЕКТ // Вестник Самарского государственного экономического университета. 2009. № 1.
  5. Спиридонов С.П., Свешников А.В. ОБЕСПЕЧЕНИЕ ЗАНЯТОСТИ ЭКОНОМИЧЕСКИ АКТИВНОГО НАСЕЛЕНИЯ - НЕОБХОДИМОЕ УСЛОВИЕ УЛУЧШЕНИЯ КАЧЕСТВА ЖИЗНИ //Век качества. 2010. № 1.
  6. Руденко Г.Г., Муртозаев Б.Ч.  Формирование рынков труда: Учебное пособие / Под ред. Одегов Ю.Г // Издательство: Экзамен 2006г.
  7. Черкесов Б.А., Лобода О.Б. МИГРАЦИОННЫЕ ПРОЦЕССЫ И ПРОБЛЕМЫ ЗАНЯТОСТИ НАСЕЛЕНИЯ // Успехи современного естествознания. 2012. № 3.
  8. Труд и занятость. Макроэнономические проблемы занятости и ранка труда России.
  9. Проблемы эффективной занятости при переходе к экономике инноваций. // Журнал «Человек и труд». №7\2011г.
  10. Структурные диспропорции  формирования рабочей силы в условиях реформирования экономики России. // Журнал «Уровень жизни населения регионов России» №3\2012г.

 

 


Информация о работе Проблемы обеспечения эффективной занятости населения