Проблемы обеспечения эффективной занятости населения

Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Декабря 2012 в 14:02, курсовая работа

Описание работы

Цель курсовой работы – рассмотреть сущность эффективной занятости населения, установить проблемы обеспечения занятости и предложить мероприятия по редуцированию данных проблем.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………………3
ГЛАВА 1 ЭФФЕКТИВНАЯ ЗАНЯТОСТЬ, ПОНЯТИЕ БЕЗРАБОТИЦЫ И ГОСУДАРСТВЕННОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ В СФЕРЕ ЗАНЯТОСТИ………………5
1.1 Эффективная занятость, ее понятие и сущность…………………………………..5
1.2 Безработица, ее сущность и функции………………………..…….….…................9
1.3 Государственное регулирование занятости населения……..…..………..............12
ГЛАВА 2 СОВРЕМЕННЫЕ ПРОБЛЕМЫ ОБЕСПЕЧЕНИЯ ЭФФЕКТИВНОЙ ЗАНЯТОСТИ И ИХ РЕШЕНИЕ……………………………………………………….16
2.1 Проблемы обеспечения эффективной занятости населения…………………….16
2.2 Мероприятия по решению проблем обеспечения эффективной занятости населения………………………………………………………………………………..21
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………….……...................26
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК………………………………………………....28

Работа содержит 1 файл

Работа.docx

— 72.49 Кб (Скачать)

2) рост благосостояния  граждан, обусловленный повышением  их профессионально-квалификационного  уровня;

3) дальнейшее научно-техническое  развитие;

4) экономическая и социальная  целесообразность создания рабочих  мест;

5) способность общественного  управления воспроизводить социально-экономические  условия развития работников, диктуемые  критериями образа жизни на  данном этапе развития общества;

6) снижение напряженности  на рынке труда, социальной  агрессивности, недовольства, рост  гражданской ответственности, в  конечном счете, уменьшение неблагоприятной  обстановки.

Из всего выше изложенного  можно сделать вывод, что эффективная  занятость населения выражает меру включения населения в труд, степень  удовлетворения общественных потребностей в работниках и личных потребностях, в оплачиваемых рабочих местах, в  получении доходов[6].

 

    1. Безработица, ее сущность и функции

 

Одной из важнейших проблем  современной экономики является проблема безработицы. Она выступает  как сложное и противоречивое макроэкономическое явление экономической  жизни. В наши дни безработица  все более становится непременным  элементом жизни общества, оказывающим  существенное влияние не только на социально-экономическую, но и на политическую ситуацию как в отдельной стране, так и в мире в целом. Она остается в центре внимания и населения, и научной общественности.

Безработица — социально-экономическое явление, предполагающее отсутствие работы у людей, составляющих экономически активное население.

Уровень безработицы  — количественный показатель, позволяющий сравнить безработицу для разной численности населения (для разных стран или для разных периодов одной и той же страны). Уровень безработицы рассчитывается как отношение числа безработных к общему числу занятых в хозяйстве или к численности интересующей группы населения (безработица среди женщин, молодёжи, сельского населения и т. п.). Чаще всего выражается в процентах.

Последствия безработицы:

  1. Снижение доходов;
  2. Проблемы с психическим здоровьем;
  3. Потеря квалификации;
  4. Экономические последствия (потеря ВВП);
  5. Ухудшение криминогенной ситуации;
  6. Ухудшение динамики роста интереса населения к труду;
  7. Снижение уровня обеспеченности домохозяйств.

Выделяют следующие виды безработицы:

  1. Безработица вынужденная и добровольная. Первая возникает, когда работник может и хочет работать при данном уровне заработной платы, но не может найти работу. Вторая связана с нежеланием людей работать, например, в условиях понижения заработной платы. Добровольная безработица усиливается во время экономического бума и снижается при спаде; ее масштабы и продолжительность различны у лиц разных профессий, уровня квалификации, а также у различных социально-демографических групп населения.
  2. Безработица зарегистрированная — незанятое население, ищущее работу и официально взятое на учет.
  3. Безработица маргинальная — безработица слабозащищенных слоев населения (молодежи, женщин, инвалидов) и социальных низов.
  4. Безработица неустойчивая — вызывается временными причинами (например, при добровольной смене работниками мест работы или увольнении в сезонных отраслях промышленности).
  5. Безработица сезонная — зависит от колебаний в уровне экономической активности в течение года, характерными для некоторых отраслей экономики.
  6. Безработица структурная — обусловлена изменениями в структуре спроса на труд, когда образуется структурное несовпадение между квалификацией безработных и требованием свободных рабочих мест.

Существует несколько  основных теоретических направлений, объясняющих причины безработицы:

1) согласно классическому направлению безработицу вызывает слишком высокая заработная плата. Если заработная плата поднимается выше того уровня, когда все, кто ищет работу, ее находят, то возникает избыток предложения на рынке труда, т.е. безработица.

2) сторонники марксистского направления выделяют только одну причину безработицы - избыточное рабочее население как необходимый продукт накопления капитала. По их мнению избыточное рабочее население является не только следствием накопления, но оно составляет условие развития капитала, поскольку капиталистическая экономика развивается циклически, а в моменты ее оживления требуется резервная рабочая сила. В периоды кризиса она вновь выталкивается, чтобы образовать резерв для будущего подъема.

3) согласно кейнсианскому объяснению единственным параметром, с которым соотносится объем занятости, является объем эффективного спроса. Падение потребительского спроса сокращает интерес вкладывать капитал, и, как следствие, падает спрос на инвестиции. При падении стимулов к инвестированию производство не растет и даже может свертываться, что приводит к безработице.

 

1.3 Государственное регулирование занятости населения

 

Обеспечению занятости населения  и преодолению негативных последствий  циклической безработицы служит государственная политика в этой области, которая определена Законом  РФ «О занятости населения в Российской Федерации». Основные направления данной политики следующие:

  1. предоставление равных возможностей всем гражданам России в реализации права на труд и свободный выбор вида занятости; 
  2. поддержка трудовой и предпринимательской инициативы граждан, осуществляемой в рамках законности, содействие развитию их способностей к производительному и творческому труду; 
  3. соблюдение принципа добровольности труда, в соответствии с которым обеспечивается свободное волеизъявление граждан в выборе профессий; 
  4. социальная защита в области занятости; 
  5. сочетание самостоятельности местных органов власти с согласованностью действий при проведении централизованных мероприятий в решении проблем занятости населения; 
  6. координация деятельности в области занятости с другими направлениями экономической и социальной политики; 
  7. поощрение работодателей в создании новых рабочих мест; 
  8. международное сотрудничество в решении проблемы занятости и некоторые другие направления. 

Согласно российскому  закону о занятости, государственная  политика занятости заключается  в содействии полной, продуктивной и свободно избранной занятости  путём обеспечения профессиональной подготовки, повышения квалификации и переподготовки высвобождающихся граждан, сдерживания массовой долгосрочной (хронической) безработицы, повышения  эффективности государственной  службы занятости и реализации других мер, направленных на обеспечение социальной защиты граждан на рынке труда. 

Среди наиболее важных целей  политики занятости - замедление сокращения занятости и роста безработицы  на основе сохранения и создания рабочих  мест в перспективных отраслях экономики, первоочередное смягчение ситуации в "проблемных" (кризисных) регионах, совершенствование инфраструктуры рынка труда (в том числе повышение эффективности работы органов службы занятости), повышение мобильности, гибкости, профессиональной конкурентоспособности рабочей силы. По срокам действия система целей политики занятости включает две важные группы задач. 

Первая группа - на долгосрочную перспективу - предусматривает стабилизацию, затем повышение общего спроса на труд на основе прогрессивного в структурно-технологическом  отношении роста производства (ВВП) со снижением уровней потенциальной (скрытой) и частичной безработицы (неполной занятости). В достаточно отдаленной перспективе возможна постановка задачи сокращения реальной (по обследованиям  Госкомстата РФ, частично сопоставимым с критериями МОТ) безработицы и  регистрируемой безработицы. 

Вторая группа задач —  на краткосрочную и среднесрочную  перспективу (до начала устойчивого  роста производства ВВП) - воспрепятствование массовому высвобождению потенциальных (скрытых) безработных и резкому  увеличению структурно-регрессивной (т. е. сопряженной с опережающим  падением производства и спроса на труд в наиболее перспективных отраслях обрабатывающей промышленности, науки  и "социально-ориентированных" отраслях), реальной (открытой), безработицы, в  том числе застойной (длительной) ее компоненты.

Успешное решение задач, отнесенных к долгосрочной перспективе, возможно при пересмотре сложившегося экономического курса с приданием  ему более четкой направленности на повышение всех видов платежной, в том числе налоговой, дисциплины, на совершенствование регулирования  внешнеэкономической сферы, на не инфляционную (т. е. без расширения денежной эмиссии) поддержку перспективных направлений  производства, науки, сферы услуг. 

Государство проводит различные политики занятости населения. Различают государственную:

  1. активную политику занятости населения.
  2. пассивную политику занятости населения.

Пассивная политики занятости  населения - это совокупность мероприятий направленных на сглаживание негативных последствий безработицы. Она, как правило, включает в себя: выплату гарантированного государством пособия по безработице, а по истечении его срока - материальной помощи (социального пособия); выплату доплат  на иждивенцев, а также возможную выдачу недорогих товаров первой необходимости, включая продукты питания; организацию дешевого питания в специальных столовых и т.д. Действие пассивной политики ограничивается безработными.

3)  регистрация и учет  безработных;

4)  поиск рабочих мест  для безработных, их трудоустройство;

5)  материальная поддержка  безработных.

Главная функция государства  заключается в том, что оно  формирует, определяет, контролирует и  регулирует интересы партнеров на рынке  труда.

Активная политика занятости - это совокупность правовых, организационных и экономических мер проводимых государством с целью снижения уровня безработицы.

Активная политика занятости  носит упреждающий характер, направленный на недопущение негативных явлений, либо их ликвидацию и уменьшение размеров. Действия активной политики распространяется на экономически активное население.

Основными формами активной политики занятости являются: 

1)  стимулирование создания новых рабочих мест;

2)  организация общественных работ;

3)  использование гибких форм занятости (неполный рабочий день, рабочая неделя);

4)  развитие нестандартных форм занятости (надомничество, совместительство);

5)  содействие развитию малого бизнеса и самозанятости.

Последняя форма является наиболее перспективной, т.к. именно развитие малого бизнеса, индивидуального предпринимательства  стимулирует развитие частной собственности, развитие предпринимательской активности способствует насыщению рынка товарами и услугами и т.д.

Самое важное для государства - средства вложенные в программу  поддержки активной  политики содействия занятости в отличии от компенсационных выплат (пособий по безработице) окупаемы и возвратны.

Подавляющее большинство  промышленно-развитых стран с социально-ориентированной  рыночной экономикой главной целью  в области политики занятости  провозглашают активную политику, направленную на содействие полной, продуктивной и  свободно избранной занятости.

В развитой рыночной экономике  субъектами  на рынке труда выступают работодатели и работники (органы) представляющие их интересы - ассоциации предпринимателей. Государство выступает в качестве работодателя на государственных предприятиях. Главная функция государства заключается в том, что она формирует, определяет, контролирует и регулирует интересы партнеров на рынке труда.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ГЛАВА 2 СОВРЕМЕННЫЕ  ПРОБЛЕМЫ ОБЕСПЕЧЕНИЯ ЭФФЕКТИВНОЙ  ЗАНЯТОСТИ И ИХ РЕШЕНИЕ

 

2.1 Проблемы обеспечения эффективной занятости населения

 

В настоящее время проблемы обеспечения эффективной занятости  населения становятся одними из главных  макроэкономических проблем. Современные  социально – экономические изменения  общества, создав предпосылки для  выделения знаний сотрудников в  качестве одного из основных факторов производства, предопределили  переход  от «материальной» экономики к экономике  «интеллектуальной», базирующейся на знаниях. В тоже время, качественное измерение цены продукта, обусловленное  интеллектуальной составляющей труда  на его изготовление, то есть превращение  знаний и их носителей в основной фактор производства, сегодня нельзя назвать системным. В этом смысле сегодняшний этап развития экономики можно охарактеризовать как переходный от индустриальной к постиндустриальной стадии развития.

Информация о работе Проблемы обеспечения эффективной занятости населения