Проблемы обеспечения эффективной занятости населения

Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Декабря 2012 в 14:02, курсовая работа

Описание работы

Цель курсовой работы – рассмотреть сущность эффективной занятости населения, установить проблемы обеспечения занятости и предложить мероприятия по редуцированию данных проблем.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………………3
ГЛАВА 1 ЭФФЕКТИВНАЯ ЗАНЯТОСТЬ, ПОНЯТИЕ БЕЗРАБОТИЦЫ И ГОСУДАРСТВЕННОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ В СФЕРЕ ЗАНЯТОСТИ………………5
1.1 Эффективная занятость, ее понятие и сущность…………………………………..5
1.2 Безработица, ее сущность и функции………………………..…….….…................9
1.3 Государственное регулирование занятости населения……..…..………..............12
ГЛАВА 2 СОВРЕМЕННЫЕ ПРОБЛЕМЫ ОБЕСПЕЧЕНИЯ ЭФФЕКТИВНОЙ ЗАНЯТОСТИ И ИХ РЕШЕНИЕ……………………………………………………….16
2.1 Проблемы обеспечения эффективной занятости населения…………………….16
2.2 Мероприятия по решению проблем обеспечения эффективной занятости населения………………………………………………………………………………..21
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………….……...................26
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК………………………………………………....28

Работа содержит 1 файл

Работа.docx

— 72.49 Кб (Скачать)

Переходные процессы вызывают структурную безработицу, обусловленную  как нарушением мотивационной компоненты руда, так и неравномерным развитием  производственной сферы. В России процессы трансформации экономики в ее постиндустриальную стадию и ее интеграции в мировую, финансово – экономическую сферу проходят на фоне структурных диспропорций в развитии отраслей, что делает переходные процессы в формировании рынка труда России еще более противоречивыми и болезненными.

С целью определения структурных  диспропорций, характерных  для процесса изменения российского рынка  труда, на пути его трансформации  развития постиндустриализма, был проведен анализ рынка труда России по следующим  показателям:

  1. общий уровень занятости в экономике и распределение занятого населения по видам экономической деятельности;
  2. соотношение предложения и спроса на рынке труда – количество резюме, приходящихся на одну вакансию, опубликованную на портале Superjob.ru;
  3. численность занятых в экономике по видам деятельности;
  4. выпуск специалистов со средним и высшим профессиональным образованием;
  5. выпуск специалистов образовательными учреждениями высшего профессионального образования по группам специальностей и направлениями подготовки[6].

Проведенный анализ показал, что ситуация на Российском рынке  труда характеризуется существованием значительных диспропорций в структуре  занятости и деформацией мотивационного механизма трудовой деятельности.

Анализ уровня занятости  в экономике за период 1992-2012гг. показал, что уровень занятости в стране носил волнообразный характер. Наибольший провал в уровне занятости за последние 5 лет приходился на февраль 2009г, когда  общая численность безработного населения России увеличилась на 20,6% по сравнению с февралем 2008г. и составила 6,4млн. человека, или 8,4% экономически активного населения.

Несмотря на то, что начиная  с 2009г. уровень занятости принял тенденцию к росту, налицо общий  спад занятости в стране, что обусловлено  сокращением производства в таких  трудоемких отраслях, как сельское и лесное хозяйство, охота, рыболовство, рыбоводство и обрабатывающие производства. Эти данные еще раз подтверждают, что, несмотря на свою высокую капиталоемкость, добывающие производства не в состоянии обеспечить всех наших граждан работой, так как являются нетрудоемкими отраслями.

Самым значительным потребителем рабочей силы стал частный сектор экономики, в основном представленный сферой услуг (17,5%). При этом необходимо отметить, что в таких сферах, как управление, финансы и кредит, оптово – розничная торговля активно  используется неформальные модели занятости, из-за чего реальные масштабы занятости  в этих отраслях значительно превышают  официальные данные.

Очевидно, что для поддержания  экономики, где превалирует частный  сектор и обрабатывающие производства, необходимы рабочие кадры. Этот вывод  подтверждают данные по соотношению  предложению и спроса на рынке  труда, представленные на сайте агентства  по подбору персонала Superjob.ru

По данным агентства, количество резюме на одну вакансию токаря, сантехника, электрика в январе 2010г. было в  десять раз меньше чем, например, на вакансию менеджера. Если на одну вакансию секретаря приходится 25 резюме, на вакансию менеджера по персоналу – 60 резюме, то на вакансии токаря, сантехника, электрика  – по 6 резюме.

По данным Минобрнауки в общей численности специалистов с высшим образованием удельный вес выпускников с техническими специальностями составляет 14%, на долю экономистов и гуманитариев приходится 44% и 20%.

Основная причина дисбаланса на рынках труда и образовательных  услуг состоит в том, что до настоящего времени нет четкой, скоординированной  государственной политики в этой области, не налажено взаимодействие работодателей  с образовательными учреждениями. Последние  в большей степени ориентируются  не на потребности рынков труда, а  на запросы потребителей образовательных  услуг – абитуриентов и их родителей.

Отсюда вытекает еще одна проблема – отсутствие адекватного  внутреннего спроса на выпускников  способствует «утечке мозгов». В  общей численности уехавших из России 72,2% составляют «технари» - это именно так категория специалистов, которая в условиях перехода к экономике инноваций крайне необходима нашей стране. Планы модернизации и внедрения инноваций, к сожалению, пока остаются на уровне общих прогнозов. О них мало что известно широким слоям населения. Неизвестно, какие отрасли будут развиваться, потребность в каких специалистах возникнет. Не ясно также, как будут обновляться и реконструироваться старые производства с тем, чтобы труд на них стал привлекательным для россиян.

Из-за недостатка достойных  рабочих мест и зарплат, а также  других необходимых условий (жилья, современного оборудования, лабораторий  и т.д.) ученые и высококвалифицированные  специалисты покидают страну, а в  Россию приезжает неквалифицированная  рабочая сила из стран СНГ, Средней  и Юго-Восточной Азии, занимая  рабочие места, не пользующиеся спросом  среди местного населения (особенно молодежи)[11].

Здесь становится особенно актуальна проблема теневой занятости. Теневая занятость, — это вид занятости, когда факт установления трудовых отношений между работником и работодателем скрывается от официальных властей. Обычно эти отношения скрываются по инициативе работодателя или работника для того, чтобы обойти тот или иной закон. В этом случае расчёт обычно производится наличными, зачастую работодателя не интересует прошлое работника и его документы.

Теневая экономика снижает  налогооблагаемую базу бюджетов разных уровней. Вместе с тем, учитывая масштабы теневой занятости в нашей  стране, нужно понимать, что благодаря  ей формируются доходы у значительной части российских граждан.

В то же время масштаб  теневой занятости нельзя снизить  до тех пор, пока не снизится влияние  теневой экономики, которая, по оценкам  некоторых экспертов, составляет в  нашей стране до 50% хозяйственного комплекса. Однако на сегодняшний день теневая (в том числе неоформленная  вторичная, третичная и пр.) занятость - это во многом то единственное, за счет чего люди еще как-то могут продержаться.

Неформальный сектор стал фактически самостоятельным сегментом  рынка труда и оказывает заметное влияние на состояние занятости  населения и социально-экономическую  ситуацию в целом. Согласно результатам  опросов, лица, учитываемые государственной  статистикой как незанятые в  экономике (учащиеся, пенсионеры, домохозяйки, безработные), в действительности нередко  имеют работу, приносящую доход. По оценкам социологов, в среднем доходы, получаемые от неформальной занятости, почти на 30% выше, чем от регистрируемой. Таким образом, неформальная занятость существенно влияет на уровень доходов населения.

Еще 1 актуальной проблемой использования трудовых ресурсов стало Падение реальной заработной платы происходит одновременно с расширением платных услуг в области образования, здравоохранения и культуры. Все, что ранее работник получал за счет общественных фондов потребления, теперь приходится оплачивать за счет заработной платы. Сложившаяся ситуация с заработной платой в значительной степени связана с тем, что фактически отсутствует система регулирования заработной платы. Поправки, внесенные в Кодекс законов о труде Российской Федерации в 1992 году, предусматривали отказ от жесткого государственного регулирования заработной платы и переход к системе социального партнерства и тарифного регулирования. На государственном уровне предполагалось устанавливать государственную гарантию по минимальному размеру оплаты труда, а также рекомендательно устанавливать тарифные ставки и оклады ЕТС для работников организаций бюджетной сферы.

Однако система тарифного регулирования до настоящего времени действует не эффективно, о чем свидетельствует значительная дифференциация в заработной плате между профессионально-квалификационными группами работников. Низкий уровень зарплаты и соответственно, потребления, сегодня является:

  1. важнейшим ограничителем для экономического роста промышленности, для выхода из кризиса, потому что резко ограничивает спрос населения;
  2. низкий уровень заработной платы - это основной барьер на пути экономического роста в плане отсутствия мотивации к труду. В стране много работников, которые согласны получать низкую зарплату, но работать в полную силу за такую зарплату они не будут;
  3. при низкой доле оплаты труда в стране не может осуществляться технический прогресс. Общей закономерностью развития является то, что чем дешевле труд, тем менее выгодно на нем экономить. А при высокой цене труда, резко возрастает значимость технического перевооружения;

Как показали проведенные  исследования, главное, что определяет поведение молодых на рынке труда, это прежде всего уровень доходов и свобода выбора профессии. При этом каждый третий хотел бы иметь свое дело, но боится правовой незащищенности, налогового гнета, поборов чиновников и жестких методов стихийного рынка. Им не хватает достоверной и конкретной информации о содержании, характере и условиях труда на новых производствах, а подчас и умения пользоваться этой информацией.

Явное несоответствие масштабов, направлений и качества профессиональной подготовки кадров потребностям предприятий  становится причиной роста безработицы  и снижения конкурентоспособности  рабочей силы. За период 1995 – 2009гг. численность  студентов вузов возросла почти  в 3,3 раза (с 2.8млн. до 6.4млн человек), тогда как количество выпускников профтехучилищ сократилось на 50% (причем качество их подготовки довольно низкое)[12].

2.2 Мероприятия по решению проблем обеспечения эффективной занятости населения

 

Занятость представляет собой  макроэкономическую проблему, оказывающую  наиболее прямое и сильное воздействие  на каждого человека. В современных  условиях экономического хаоса потеря работы для большинства людей  означает снижение жизненного уровня, часто вплоть до полной нищеты, и  наносит серьезную психологическую  травму. Сегодня как никогда, требуются  усилия по созданию уже в ближайшее  время такого механизма регулирования  занятости, способствующего не только достижения желаемого уровня занятости  в соответствии с целевыми установками  всего общества в целом, а также  ее эффективности.

Итак, подытоживая вышенаписанное, можно определить несколько проблем  обеспечения эффективной занятости населения. 
Основные проблемы:

  1. Теневая занятость, снижающая налоговые поступления;
  2. Структурные диспропорции формирования рабочей силы;
  3. «Утечка мозгов» заграницу из-за недостаточного уровня достойных зарплат, рабочих мест и других необходимых условий (жилья, современного оборудования, лабораторий и т.д.);
  4. Боязнь самозанятости молодого населения, вследствие нехватки и неумения пользования информации о текущем состоянии рынков;
  5. Низкий уровень оплаты труда
  6. Проблема безработицы

В совокупности эти проблемы ведут к неэффективному использованию  трудовых ресурсов.  Для того, чтобы повысить эффективность занятости и решить ее проблемы, государство создает и проводит политику занятости, а также разрабатывает государственные программы, которые направлены на регулирование процесса занятости. Однако этих мер недостаточно. Нужны кардинальные  перемены не только на государственном, но и на региональном уровне.

  1. Некоторые аналитики считают, что легализация теневой экономики повлечет за собой снижение масштабов теневой занятости. Пока будет существовать теневая экономика, всегда и практически везде найдутся люди, готовые в ней участвовать. Это может решить проблему занятости.
  2. Очевидно, что без проведения четкой государственной политики в сфере занятости и формирования современной структуры отраслей промышленности невозможна разработка региональных стратегических планов и прогнозов развития трудовых ресурсов. В этой работе должны участвовать представители крупного бизнеса, профсоюзов, учебных заведений и общественности, предприниматели, работники государственных органов местного управления. Это может решить проблему структурных диспропорций формирования рабочей силы
  3. Во-первых, необходимо добиться того, чтобы «утечка» осуществлялась для общества в наиболее приемлемых формах (временный отъезд на контрактной основе, прекращение нелегальной эмиграции и т. п.). Вместе с тем уже на этом этапе необходимо принять экстренные меры для сохранения научной элиты России, для создания оптимальных условий творчества наиболее одаренной части научных кадров. Тут большое значение имеет совершенствование законодательства.

Информация о работе Проблемы обеспечения эффективной занятости населения