Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Мая 2012 в 21:49, курсовая работа
Цель данной работы состоит в анализе проблем и перспектив торгово-экономического сотрудничества России со странами Содружества Независимых Государств, и предусматривает выполнение следующих задач:
1. Рассмотреть историю образования и становления Содружества Независимых Государств.
2. Проанализировать сложившиеся торгово-экономические отношения и их механизмы.
3. Дать оценку торгово-экономическим отношениям России и СНГ, и их дальнейшим перспективам.
Введение…………………………………………………………………….…… 3
I. Теоретико-методологические основы торгово-экономического
сотрудничества………………………………………………………………….. 5
1. Неоклассические и неотехнологические теории международной торговли……………………………………………………………………………5
2. Динамика и структура международной экономической деятельности..9
II. Проблемы и перспективы торгово-экономического сотрудничества России со странами СНГ…………………………………………………………
1. Анализ торгово-экономического сотрудничества ………………………17
2. Проблем и перспектив торгово-экономического сотрудничества……. 20
Заключение……………………………………………………………………...25
Список использованных источников………………………………………..27
Приложения……………………………………………………………………..29
Значение экономического сотрудничества со странами Содружества для России определяется несколькими ключевыми факторами. Во-первых, российские производители нуждаются в емком, практически гарантированном рынке партнеров по СНГ для сбыта своей продукции, пока еще в основном неконкурентоспособной на мировом рынке. Во-вторых, для России очень важен доступ к весьма значительным и нередко уникальным сырьевым ресурсам партнеров по Содружеству. В-третьих, взаимодействие с партнерами из стран СНГ является существенным фактором выживания и развития несырьевых (прежде всего высокотехнологичных) отраслей российской экономики и, соответственно, улучшения и «облагораживания» ее структуры. В-четвертых, взаимодействие со странами СНГ необходимо для обеспечения устойчивости перевозок российских внешнеторговых грузов в третьи страны. В-пятых, необходимость упрочения экономических связей со странами СНГ диктуется внешнеполитическими и военно-стратегическими интересами России.
Кроме того, экономический «уход» России из стран СНГ неизбежно усилит в них роль и влияние третьих государств, что ослабит геополитические позиции РФ на международной арене. Таким образом, налаживание эффективных и взаимовыгодных экономических отношений со странами Содружества несомненно отвечает национальным интересам России. Стратегическим направлением развития этих отношений является формирование на рыночной основе интеграционного союза стран СНГ, в котором Россия с ее мощным экономическим и научно-технологическим потенциалом, несомненно, играла бы ведущую роль.
Что касается ближайших и более отдаленных перспектив дальнейшего развития интеграционных процессов в постсоветском пространстве, то, несмотря на то, что в настоящее время в наибольшей мере по пути интеграции продвинулись Россия и Белоруссия, ядром модели формирования единого экономического и иного пространства в рамках СНГ мог бы стать, очевидно, не «союз двух», а скорее «союз четырех» в составе России, Белоруссии, Казахстана и Киргизии, к которому присоединился Таджикистан, а в ближайшее время его членом, возможно, станет и Армения.
С другой стороны, в будущем расхождение
траекторий развития отдельных стран
(Грузии, Украины, Молдовы, Азербайджана)
представляется неизбежным. Оно будет
происходить как в результате разных темпов
и направлений реформ экономики и государства,
так и под влиянием внешних факторов.
Список
использованных источников
1. Андрианов В. Актуальные проблемы и перспективы торгово-экономического сотрудничества России со странами СНГ // Общество и экономика. - 2003. - N 4. - С.168-187.
2. Андрианов В. Актуальные проблемы и перспективы формирования единого экономического пространства стран СНГ // Общество и экономика. - 2005. - N 9. - С.112-124.
3. Андрианов В. Перспективы единого экономического пространства // Экономист. - 2005. - N 12. - С.56-61.
4. Астапов К. Формирование единого экономического пространства стран СНГ // Мировая экономика и международные отношения. - 2005. - N 1. - С.95-99.
5. Бекетов Н.В. Перспективы развития экономической интеграции стран СНГ // Национальные интересы, приоритеты и безопасность. - 2007. - N 5. - C.16-19.
6. Бойко А. Новый шаг по развитию инновационной экономики стран СНГ // Инновации. - 2008. - N 2. - С.62-63.
7. Бородин К.Г. Современное состояние рынка агропродовольственной продукции в СНГ, причины стагнации и перспективные направления роста // Вопросы статистики. - 2005. - N 4. - C.46-51.
8. Вишняков В.Г. Содружество Независимых Государств: не размывание, а качественное укрепление // Журн. рос. права. - 2004. - N 12. - С.61-75.
9. Внешняя торговля стран Содружества Независимых Государств 2006 // Общество и экономика. - 2007. - N 11-12. - С.266-313.
10. Волошин П. Инновационный фактор сотрудничества стран СНГ // Экономист. - 2007. - N 9. - С.87-93.
11. Глазьев С. Перспективы экономического развития СНГ при интеграционном и инерционном сценариях взаимодействия стран-участниц / С.Глазьев, Ф.Клоцвог // Рос. экон. журнал. - 2008. - N 7-8. - С.24-34.
12. Годин Ю. Квазиинтеграция в СНГ и национальная безопасность России // Мировая экономика и междунар. отношения. - 2004. - N 12. - С.46-51.
13. Косикова Л. Проблемы консолидации стран Содружества вокруг России в условиях внутренней неоднородности региона СНГ // Рос. экон. журнал. - 2008. - N 5-6. - С.31-44.
14. Основные макроэкономические тенденции развития стран СНГ в 2001-2005 годах // Вопр. статистики. - 2006. - N 2. - С.61-65.
15. Содружество Независимых Государств в 2007 году // Общество и экономика. - 2008. - N 3-4. - С.255-319.
16. Чернышев В. Россия – СНГ: торговля расширяется, проблемы остаются // Таможенное обозрение. – 2008. – № 2
17. Камаев В. Д. Экономическая теория / учеб. для вузов. – 2004
18. Интернет сайты:
http://www.sng.allbusiness.ru/
Приложения
1.
Соглашение о создании
Содружества Независимых
Государств
СОГЛАШЕНИЕ
ПРАВИТЕЛЬСТВО РФ
8 декабря 1991 г.
Мы, Республика Беларусь, Российская Федерация (РСФСР), Украина, как государства - учредители Союза ССР, подписавшие Союзный договор 1922 года, далее именуемые Высокими Договаривающимися Сторонами, констатируем, что Союз ССР как субъект международного права и
геополитическая реальность прекращает свое существование.
Основываясь на исторической
общности наших народов и
между ними связях, учитывая двусторонние договоры, заключенные между
Высокими Договаривающимися Сторонами, стремясь построить демократические правовые государства, намереваясь развивать свои отношения на основе взаимного признания и уважения государственного суверенитета, неотъемлемого права на самоопределение, принципов равноправия и невмешательства во внутренние дела, отказа от применения силы, экономических или любых других методов давления, урегулирования спорных проблем согласительными средствами, других общепризнанных принципов и норм международного права, считая, что дальнейшее развитие и укрепление отношений дружбы, добрососедства и взаимовыгодного сотрудничества между нашими государствами отвечают коренным национальным интересам их народов и служат делу мира и безопасности, подтверждая свою приверженность целям и принципам Устава Организации Объединенных Наций, Хельсинкского Заключительного акта и других документов Совещания по безопасности и сотрудничеству в Европе, обязуясь соблюдать общепризнанные международные нормы о правах человека и народов, договорились о нижеследующем:
Статья 1.
Высокие Договаривающиеся
Статья 2.
Высокие Договаривающиеся Стороны гарантируют своим гражданам
независимо от их национальности или иных различий равные права и
свободы. Каждая из Высоких Договаривающихся Сторон гарантирует
гражданам других Сторон, а также лицам без гражданства, проживающим на
ее территории, независимо от их национальной принадлежности или иных
различий гражданские, политические, социальные, экономические и
культурные права и свободы в соответствии с общепризнанными
международными нормами о правах человека.
Статья 3.
Высокие Договаривающиеся
сохранению и развитию этнической, культурной, языковой и религиозной
самобытности населяющих их территории национальных меньшинств и
сложившихся уникальных этнокультурных регионов, берут их под свою
защиту.
Статья 4.
Высокие Договаривающиеся Стороны будут развивать равноправное и
взаимовыгодное сотрудничество своих народов и государств в области
политики, экономики, культуры, образования, здравоохранения, охраны
окружающий среды, науки, торговли, в гуманитарной и иных областях
содействовать широкому информационному обмену, добросовестно и
неукоснительно соблюдать взаимные обязательства.
Стороны считают необходимым
заключить соглашения о
в указанных областях.
Статья 5.
Высокие Договаривающиеся Стороны признают и уважают
территориальную целостность друг друга и неприкосновенность
существующих границ в рамках Содружества.
Они гарантируют открытость
передачи информации в рамках Содружества.
Статья 6.
Государства - члены Содружества
будут сотрудничать в
международного мира и безопасности, осуществлении эффективных мер
сокращения вооружений и военных расходов. Они стремятся к ликвидации
всех ядерных вооружений, всеобщему и полному разоружению под строгим
международным контролем.
Стороны будут уважать
безъядерной зоны и нейтрального государства.
Государства - члены Содружества будут сохранять и поддерживать
под объединенным командованием общее военно-стратегическое
пространство, включая единый контроль над ядерным оружием, порядок
осуществления которого регулируется специальным соглашением.
Они также совместно
функционирования, материального и социального обеспечения
стратегических вооруженных сил. Стороны обязуются проводить
согласованную политику по вопросам социальной защиты и пенсионного
обеспечения военнослужащих и их семей.
Статья 7.
Высокие Договаривающиеся Стороны признают, что к сфере их
совместной деятельности, реализуемой на равноправной основе через
общие координирующие институты Содружества, относятся:
- координация внешнеполитической деятельности;
- сотрудничество в формировании и развитии общего экономического
пространства, общеевропейского и евразийского рынков, в области
таможенной политики;
- сотрудничество в развитии
- сотрудничество в области
создании всеобъемлющей международной системы экологической
безопасности;
- вопросы миграционной политики;
- борьба с организованной
Статья 8.
Стороны осознают планетарный
характер чернобыльской
обязуются объединять и координировать свои усилия по минимизации и