Проблемы и перспективы торгово-экономического сотрудничества России со странами СНГ

Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Мая 2012 в 21:49, курсовая работа

Описание работы

Цель данной работы состоит в анализе проблем и перспектив торгово-экономического сотрудничества России со странами Содружества Независимых Государств, и предусматривает выполнение следующих задач:
1. Рассмотреть историю образования и становления Содружества Независимых Государств.
2. Проанализировать сложившиеся торгово-экономические отношения и их механизмы.
3. Дать оценку торгово-экономическим отношениям России и СНГ, и их дальнейшим перспективам.

Содержание

Введение…………………………………………………………………….…… 3
I. Теоретико-методологические основы торгово-экономического
сотрудничества………………………………………………………………….. 5
1. Неоклассические и неотехнологические теории международной торговли……………………………………………………………………………5
2. Динамика и структура международной экономической деятельности..9
II. Проблемы и перспективы торгово-экономического сотрудничества России со странами СНГ…………………………………………………………
1. Анализ торгово-экономического сотрудничества ………………………17
2. Проблем и перспектив торгово-экономического сотрудничества……. 20
Заключение……………………………………………………………………...25
Список использованных источников………………………………………..27
Приложения……………………………………………………………………..29

Работа содержит 1 файл

Проблемы и перспективы торгово-экономического сотрудничества России со странами СНГ.doc

— 403.50 Кб (Скачать)

     Значение экономического сотрудничества со странами Содружества для России определяется несколькими ключевыми факторами. Во-первых, российские производители нуждаются в емком, практически гарантированном рынке партнеров по СНГ для сбыта своей продукции, пока еще в основном неконкурентоспособной на мировом рынке. Во-вторых, для России очень важен доступ к весьма значительным и нередко уникальным сырьевым ресурсам партнеров по Содружеству. В-третьих, взаимодействие с партнерами из стран СНГ является существенным фактором выживания и развития несырьевых (прежде всего высокотехнологичных) отраслей российской экономики и, соответственно, улучшения и «облагораживания» ее структуры. В-четвертых, взаимодействие со странами СНГ необходимо для обеспечения устойчивости перевозок российских внешнеторговых грузов в третьи страны. В-пятых, необходимость упрочения экономических связей со странами СНГ диктуется внешнеполитическими и военно-стратегическими интересами России.

     Кроме того, экономический «уход»  России из стран СНГ неизбежно  усилит в них роль и влияние  третьих государств, что ослабит  геополитические позиции РФ на  международной арене. Таким образом, налаживание эффективных и взаимовыгодных экономических отношений со странами Содружества несомненно отвечает национальным интересам России. Стратегическим направлением развития этих отношений является формирование на рыночной основе интеграционного союза стран СНГ, в котором Россия с ее мощным экономическим и научно-технологическим потенциалом, несомненно, играла бы ведущую роль.

    Что касается ближайших и более отдаленных перспектив дальнейшего развития интеграционных процессов в постсоветском пространстве, то, несмотря на то, что в настоящее время в наибольшей мере по пути интеграции продвинулись Россия и Белоруссия, ядром модели формирования единого экономического и иного пространства в рамках СНГ мог бы стать, очевидно, не «союз двух», а скорее «союз четырех» в составе России, Белоруссии, Казахстана и Киргизии, к которому присоединился Таджикистан, а в ближайшее время его членом, возможно, станет и Армения.

     С другой стороны, в будущем расхождение траекторий развития отдельных стран (Грузии, Украины, Молдовы, Азербайджана) представляется неизбежным. Оно будет происходить как в результате разных темпов и направлений реформ экономики и государства, так и под влиянием внешних факторов. 
 
 
 
 
 

Список использованных источников 

1. Андрианов В. Актуальные проблемы и перспективы торгово-экономического сотрудничества России со странами СНГ // Общество и экономика. - 2003. - N 4. - С.168-187.

2. Андрианов В. Актуальные проблемы и перспективы формирования единого экономического пространства стран СНГ // Общество и экономика. - 2005. - N 9. - С.112-124.

3. Андрианов В. Перспективы единого экономического пространства // Экономист. - 2005. - N 12. - С.56-61.

4. Астапов К. Формирование единого экономического пространства стран СНГ // Мировая экономика и международные отношения. - 2005. - N 1. - С.95-99.

5. Бекетов Н.В. Перспективы развития экономической интеграции стран СНГ // Национальные интересы, приоритеты и безопасность. - 2007. - N 5. - C.16-19.

6. Бойко А. Новый шаг по развитию инновационной экономики стран СНГ // Инновации. - 2008. - N 2. - С.62-63.

7. Бородин К.Г. Современное состояние рынка агропродовольственной продукции в СНГ, причины стагнации и перспективные направления роста // Вопросы статистики. - 2005. - N 4. - C.46-51.

8. Вишняков В.Г. Содружество Независимых Государств: не размывание, а качественное укрепление // Журн. рос. права. - 2004. - N 12. - С.61-75.

9. Внешняя торговля стран Содружества Независимых Государств 2006 // Общество и экономика. - 2007. - N 11-12. - С.266-313.

10. Волошин П. Инновационный фактор сотрудничества стран СНГ // Экономист. - 2007. - N 9. - С.87-93.

11. Глазьев С. Перспективы экономического развития СНГ при интеграционном и инерционном сценариях взаимодействия стран-участниц / С.Глазьев, Ф.Клоцвог // Рос. экон. журнал. - 2008. - N 7-8. - С.24-34.

12. Годин Ю. Квазиинтеграция в СНГ и национальная безопасность России // Мировая экономика и междунар. отношения. - 2004. - N 12. - С.46-51.

13. Косикова Л. Проблемы консолидации стран Содружества вокруг России в условиях внутренней неоднородности региона СНГ // Рос. экон. журнал. - 2008. - N 5-6. - С.31-44.

14. Основные макроэкономические тенденции развития стран СНГ в 2001-2005 годах // Вопр. статистики. - 2006. - N 2. - С.61-65.

15. Содружество Независимых Государств в 2007 году // Общество и экономика. - 2008. - N 3-4. - С.255-319.

16. Чернышев В. Россия – СНГ: торговля расширяется, проблемы остаются // Таможенное обозрение. – 2008. – № 2

17. Камаев В. Д. Экономическая теория / учеб. для вузов. – 2004

18. Интернет сайты:

http://www.sng.allbusiness.ru/BPravo/BPravoList.asp?RadioMainSearch=MNS&CPage=1 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Приложения 

1.  Соглашение о создании  Содружества Независимых  Государств 

СОГЛАШЕНИЕ

ПРАВИТЕЛЬСТВО РФ

8 декабря  1991 г.

     Мы, Республика Беларусь,  Российская Федерация (РСФСР),  Украина, как государства - учредители Союза ССР,  подписавшие  Союзный  договор 1922  года,  далее именуемые Высокими  Договаривающимися Сторонами, констатируем,  что  Союз  ССР  как  субъект  международного  права   и

геополитическая реальность прекращает свое существование.

     Основываясь на  исторической  общности наших народов и сложившихся

между ними связях,  учитывая двусторонние договоры,  заключенные между

Высокими  Договаривающимися Сторонами, стремясь построить демократические правовые государства, намереваясь развивать   свои   отношения   на   основе  взаимного признания  и  уважения  государственного  суверенитета,  неотъемлемого права  на самоопределение,  принципов равноправия и невмешательства во внутренние дела,  отказа от применения силы,  экономических или  любых других    методов    давления,    урегулирования    спорных    проблем согласительными средствами,  других общепризнанных  принципов  и  норм международного права, считая, что дальнейшее развитие и  укрепление  отношений  дружбы, добрососедства   и   взаимовыгодного   сотрудничества   между   нашими государствами отвечают коренным национальным интересам  их  народов  и служат делу мира и безопасности, подтверждая свою  приверженность   целям   и   принципам   Устава Организации  Объединенных Наций,  Хельсинкского Заключительного акта и других документов Совещания по безопасности и сотрудничеству в Европе, обязуясь соблюдать  общепризнанные  международные  нормы о правах человека и народов, договорились о нижеследующем:

     Статья 1.

     Высокие Договаривающиеся Стороны  образуют Содружество Независимых Государств.

     Статья 2.

     Высокие Договаривающиеся  Стороны   гарантируют  своим   гражданам

независимо  от  их  национальности  или  иных  различий равные права и

свободы.  Каждая  из  Высоких  Договаривающихся   Сторон   гарантирует

гражданам других Сторон, а также лицам без  гражданства, проживающим на

ее территории,  независимо от их национальной принадлежности или  иных

различий   гражданские,   политические,  социальные,  экономические  и

культурные  права  и  свободы   в   соответствии   с   общепризнанными

международными  нормами о правах человека.

     Статья 3.

     Высокие Договаривающиеся Стороны,  желая способствовать выражению,

сохранению и развитию этнической,  культурной,  языковой и религиозной

самобытности  населяющих  их  территории  национальных  меньшинств   и

сложившихся  уникальных  этнокультурных  регионов,  берут  их под свою

защиту.

     Статья 4.

     Высокие Договаривающиеся  Стороны  будут развивать равноправное и

взаимовыгодное  сотрудничество своих народов  и  государств  в  области

политики,  экономики,  культуры,  образования, здравоохранения, охраны

окружающий  среды,  науки,  торговли,  в  гуманитарной и  иных  областях

содействовать   широкому   информационному   обмену,  добросовестно  и

неукоснительно  соблюдать взаимные обязательства.

     Стороны считают необходимым  заключить соглашения о сотрудничестве

в указанных  областях.

     Статья 5.

     Высокие Договаривающиеся     Стороны     признают    и    уважают

территориальную   целостность   друг   друга   и    неприкосновенность

существующих  границ в рамках Содружества.

     Они гарантируют открытость границ, свободу передвижения граждан  и

передачи  информации в рамках Содружества.

     Статья 6.

     Государства - члены Содружества  будут сотрудничать в  обеспечении

международного  мира  и  безопасности,  осуществлении  эффективных мер

сокращения  вооружений и военных расходов.  Они стремятся к  ликвидации

всех  ядерных вооружений,  всеобщему и полному разоружению под строгим

международным контролем.

     Стороны будут  уважать стремление  друг друга к достижению статуса

безъядерной зоны и нейтрального государства.

     Государства -  члены  Содружества   будут сохранять и поддерживать

под    объединенным    командованием    общее    военно-стратегическое

пространство,  включая  единый  контроль над  ядерным оружием,  порядок

осуществления которого регулируется специальным  соглашением.

     Они также  совместно  гарантируют необходимые условия размещения,

функционирования,    материального    и    социального     обеспечения

стратегических    вооруженных   сил.   Стороны   обязуются   проводить

согласованную политику по вопросам  социальной  защиты  и  пенсионного

обеспечения военнослужащих и их семей.

     Статья 7.

     Высокие Договаривающиеся  Стороны   признают,  что  к   сфере   их

совместной  деятельности,  реализуемой  на  равноправной  основе через

общие координирующие институты Содружества, относятся:

     - координация внешнеполитической деятельности;

     - сотрудничество в формировании  и развитии общего  экономического

пространства,   общеевропейского  и  евразийского  рынков,  в  области

таможенной  политики;

     - сотрудничество в развитии систем  транспорта и связи;

     - сотрудничество в области охраны  окружающей  среды,  участие   в

создании    всеобъемлющей    международной    системы    экологической

безопасности;

     - вопросы миграционной политики;

     - борьба с организованной преступностью.

     Статья 8.

     Стороны осознают  планетарный  характер чернобыльской катастрофы  и

обязуются объединять и координировать свои  усилия  по  минимизации  и

Информация о работе Проблемы и перспективы торгово-экономического сотрудничества России со странами СНГ