Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Мая 2012 в 21:49, курсовая работа
Цель данной работы состоит в анализе проблем и перспектив торгово-экономического сотрудничества России со странами Содружества Независимых Государств, и предусматривает выполнение следующих задач:
1. Рассмотреть историю образования и становления Содружества Независимых Государств.
2. Проанализировать сложившиеся торгово-экономические отношения и их механизмы.
3. Дать оценку торгово-экономическим отношениям России и СНГ, и их дальнейшим перспективам.
Введение…………………………………………………………………….…… 3
I. Теоретико-методологические основы торгово-экономического
сотрудничества………………………………………………………………….. 5
1. Неоклассические и неотехнологические теории международной торговли……………………………………………………………………………5
2. Динамика и структура международной экономической деятельности..9
II. Проблемы и перспективы торгово-экономического сотрудничества России со странами СНГ…………………………………………………………
1. Анализ торгово-экономического сотрудничества ………………………17
2. Проблем и перспектив торгово-экономического сотрудничества……. 20
Заключение……………………………………………………………………...25
Список использованных источников………………………………………..27
Приложения……………………………………………………………………..29
За время со дня подписания «Соглашения о создании Содружества Независимых Государств»1 (8 декабря 1991 г.) принято много документов разного рода2. Однако не их числом предопределяется успех интеграций в Содружестве. Так, претендовавший на «стратегическое звучание» проект концепции интеграционного экономического развития не получил общей поддержки государств-участников СНГ. Он во многом противоречит рыночным принципам хозяйствования. Неэффективность, неотработанность инструментов межгосударственного направляющего воздействия на развитие интеграционных процессов в Содружестве проявляется не столько в числе разработанных документов и созданных координационных институтов СНГ, сколько в том, как развертывается интеграция в реальной экономике. А здесь многое неблагополучно. К примеру, резко уменьшился совокупный объем ВВП, промышленной продукции, сельского хозяйства. Свертываются отечественные производства высоких технологий, что ведет к утрате экономической независимости. На мировом рынке хозяйствующие субъекты стран СНГ действуют не скоординировано. В структуре производства и экспорта увеличивается доля сырьевых товаров и энергоносителей, а в импорте - изделий машиностроения и других перерабатывающих отраслей. Острыми проблемами остаются несбалансированность госбюджета и покрытие его дефицита. В начальный период реформ возрос дефицит госбюджета, который покрывался кредитами центральных банков и Международного валютного фонда, а также нараставшей кредитно-денежной эмиссией.
Экономическая интеграция стран, входящих
в международные региональные интеграционные
группировки, внешне проявляется в обмене
товарами и услугами, кредитно-финансовых
потоках между интегрирующимися странами
и их хозяйствующими субъектами, а также
транснациональными компаниями. За этой
внешнеторговой оболочкой интеграционных
отношений скрывается их воспроизводственное
ядро - кооперационные формы взаимодействия
непосредственных производителей и обслуживающих
их других фирм. Только внешнеторговые
(товарообменные) отношения, преобладающие
между странами СНГ, объективно не стимулируют
взаимные усилия по укреплению воспроизводственно-
Прогресс в развитии реальной интеграции в системе СНГ может быть достигнут лишь при уяснении властными и деловыми кругами современной мирохозяйственной среды экономической жизнедеятельности хозяйствующих субъектов - к ней надо приспосабливаться. Иначе можно повторить ошибку стран СЭВ, создавших автаркическую интеграционную группировку, отгороженную от мирового хозяйства, и, по существу, не применявших присущие ему формы международного промышленного сотрудничества.
Инвестиционное сотрудничество стран СНГ способствует стабилизации и развитию экономики каждой из них. Оно не может стать успешным без согласованной политики, учитывающей многолетнюю совместную деятельность, специализацию, кооперацию и производство необходимой продукции. В связи с этим одной из главных задач Межгосударственного экономического комитета является стимулирование капиталовложений в экономику стран Содружества, совершенствование законодательной базы в инвестиционной сфере, создание предпосылок для формирования единого инвестиционного пространства. Определяющее значение приобретает взаимная адаптация и унификация нормативно-законодательных актов и организационно-экономических условий инвестиционной деятельности. При остром дефиците ресурсов это предполагает объединение материальных и финансовых средств для ускорения развития и модернизации тех национальных отраслей, в продукции которых партнеры взаимно заинтересованы.
Инвестиционные процессы в формирующейся рыночной экономике - относительно новая реальность. Ранее, при централизованном бюджетном финансировании, вопросы выделения денежных средств и ранжирование приоритетов развития решались методами, которые совершенствовались десятилетиями и были в определенном смысле доведены до оптимального уровня. Сейчас на передний план выходит выбор приоритетов, условий и принципов отбора пилотных программ, проектов в инвестиционной деятельности.
Надежды республик на успешное решение острых экономических и социальных проблем в автономном режиме не оправдались. Более трезвым стало понимание весьма ограниченных возможностей инвестирования со стороны развитых стран и международных экономических организаций. Это обусловило существенное усиление центростремительных тенденций во взаимоотношениях государств Содружества.
Координация экономических и инвестиционных процессов в СНГ становится все более актуальной. Продолжаются институционные преобразования, происходят изменения в отношениях собственности, формируются новые механизмы государственного регулирования экономики. Все это осуществляется с различной степенью интенсивности, что сказывается на динамике интеграционных процессов.
Концентрация прав собственности проявляется прежде всего в создании финансово-промышленных групп, в том числе на межстрановом уровне, объединение финансовых средств участников ФПГ существенно расширяет их инвестиционные возможности, помогает проводить единую техническую структурную и финансовую политику, эффективно управлять ресурсами.
Главная цель создания межгосударственных (транснациональных) ФПГ (МФПГ) состоит в укреплении экономического потенциала стран-участниц и СНГ в целом, освоении новых рынков. МФПГ должны обеспечивать интенсивную рыночную циркуляцию произведенной продукции и финансовых ресурсов.
Основным документом по формированию межгосударственных ФПГ является «Соглашение о содействии в создании и развитии производственных, коммерческих, кредитно-финансовых и смешанных транснациональных объединений», подписанное правительствами государств - участников СНГ. На основе этого соглашения подписаны договора о создании МФПГ между правительствами России, Белоруссии, Казахстана, Узбекистана, Киргизии и Таджикистана. В этих странах также приняты свои положения о деятельности ФПГ.
Ключевая проблема становления межгосударственных ФПГ - принятие общих законов и правил, совершенствование механизма контроля за их выполнением. Создаваемый с участием МЭКа Международный конгресс ФПГ СНГ является одной из оптимальных организационных форм регулирования деятельности транснациональных конгломератов.
В 1993 г. для развития интеграционных процессов в СНГ был создан Межгосударственный банк, находившийся до середины 1996 г. в состоянии стагнации. Банк учрежден правительствами и центральными банками 10 стран. Пока он обслуживает в основном межгосударственные, структуры и некоторые совместные проекты, но в сфере его интересов анальной для стран СНГ становится проблема взаимных неплатежей, долгов и инвестирования их приоритетных межгосударственных проектов. Высокий статус учредителей, возрастающая потребность СНГ в финансировании межгосударственных программ и проектов, направленных на расширение интеграции, открывают Межгосударственному банку обнадеживающие перспективы.
Важным аспектом интеграционных процессов стран Содружества является совместная политика в области агропромышленного комплекса.
Достижение целей экономической интеграции в АПК предполагает создание общего аграрного рынка стран СНГ - системы межгосударственных отношений, обеспечивающей свободное движение сельскохозяйственной продукции - и продовольствия, техники и технологий, услуг для АПК в рамках определенных территорий на основе совместно выработанных правил и принципов. При этом общий аграрный рынок - это часть общего рынка стран СНГ, создаваемого в составе образованного Экономического союза.
Сейчас складываются благоприятные условия для формирования организованного общего аграрного рынка, ибо формируется Таможенный союз, к которому присоединяются все новые страны, начинает работать Валютный союз, что позволит наладить нормальные платежные отношения. Создана и действует организационная структура - Межгосударственный экономический комитет, в составе которого есть и департамент, занимающийся проблемами АПК.
Экономический механизм общего аграрного рынка, отвечающего интересам стран СНГ, включает: условия торговли и межгосударственного обмена сельскохозяйственной продукцией и продовольствием, технологиями и материально-техническими ресурсами: механизм регулирования импорта продукции из стран, не входящих в общий аграрный рынок, и экспорта в эти страны правила таможенного контроля, размеры пошлин; механизм страхования межгосударственных поставок; единые системы стандартизации продукции, калькуляции затрат, статистики и информационного обслуживания агропромышленного комплекса; программы субвенций отдельных групп потребителей и производителей продовольствия; условия создания и расходования межгосударственного страхового, фонда сельскохозяйственной продукции и продовольствия.
Должна осуществляться и координация цен на продукцию и услуги агропромышленного комплекса, предусматривающая: переход к свободным ценам на сельскохозяйственную продукцию и продовольственные товары, а также на материально-технические ресурсы, используемые в агропромышленном комплексе по согласованному перечню товаров и услуг; поддержку сельскохозяйственных товаропроизводителей и поставщиков отдельных видов продукции и услуг согласование форм, методов и размеров государственной поддержки на продукцию и услуги агропромышленного комплекса, применяемых в государствах, принимающих участие в общем аграрном рынке: осуществление совместных действий по проведению антимонопольной политики.
Для стимулирования сельхозтоваропроизводителей страны СНГ могут устанавливать по согласованным критериям и видам продукции минимальные гарантированные цены. По ним должен осуществляться прием всей стандартной продукции, предъявленной для реализации в определенных Советом по АПК объемах и сроках. Такие цены должны устанавливаться ежегодно с учетом конъюнктуры рынка.
В целях проведения структурных изменений в сельском хозяйстве, регулирования объемов производства государства могут координировать свои действия по установлению своих целевых цен и целевых платежей. Цены и другие рычаги поддержки применяются в условиях, когда фактические цены на рынке оказываются ниже гарантированных, или для покупки продукции, которую производитель не может реализовать, а также выплат сельскохозяйственным товаропроизводителям за хранение продукции.
Сейчас большинство представителей агропромышленного комплекса государств-участников СНГ пришло к выводу о необходимости принятия нормативно-правовых документов, определяющих условия создания и функционирования общего аграрного рынка. Речь идет об уже подготовленных проектах - межправительственном соглашении об общем аграрном рынке и соглашении о фонде ориентации и развития этого рынка.
В качестве вывода отметим, что интеграционным
процессам будут благоприятствовать повышение
и выравнивание уровней развития экономики
и жизни населения стран СНГ; совершенствование
производственной, социальной и финансовой
инфраструктуры, устойчивость финансов
и валюты, системы платежей; рост покупательной
способности граждан; эффективные внешнеэкономические
связи; четкое законодательство, правовая,
экономическая и личная безопасность
и стабильность; активизация инвестиционной
деятельности. Углубление интеграции
достижимо с помощью современных межгосударственных
образований.
II.
Проблемы и перспективы
торгово-экономического
сотрудничества России
со странами СНГ.
1.
Анализ торгово-экономического
сотрудничества
Расширение торгово-экономических отношений России со странами СНГ – одно из непременных условий развития отечественной экономики. Результаты интеграции в СНГ противоречивы: из достигнутых договоренностей большинство не было выполнено, но Содружество не распалось и доказало целесообразность своего существования.
В товарной структуре российского экспорта в страны содружества преобладают минеральные продукты (свыше 50%), машины, оборудование и транспортные средства (18%), продукция химической промышленности (10%). В Россию из стран СНГ поступают главным образом машинно-технические товары (26%), продукция химической (14 %), металлургической (13%), легкой (11%) промышленностей и другие товары. Объемы торговли со странами СНГ в январе-сентябре 2008 года приведены в таблице 1:
Таблица 1 (миллионов долларов США)
Страны СНГ | Оборот |
Экспорт |
Импорт |
В % к январю-сентябрю 2007 г. | |||
Оборот | Экспорт | Импорт | |||||
Азербайджан | 1698,7 | 1431,6 | 267,1 | 152,6 | 155,2 | 140,0 | |
Армения | 646,6 | 499,0 | 147,6 | 116,7 | 113,9 | 127,3 | |
Беларусь | 27804,3 | 19212,9 | 8591,4 | 153,7 | 163,8 | 135,1 | |
Грузия | 484,7 | 444,7 | 40,0 | 103,3 | 107,2 | 73,3 | |
Казахстан | 15475,6 | 10214,5 | 5261,1 | 129,1 | 118,5 | 156,2 | |
Киргизия | 1337,0 | 944,3 | 392,7 | 158,3 | 148,9 | 186,3 | |
Молдова, респ | 1315,2 | 801,1 | 514,1 | 137,4 | 133,7 | 143,7 | |
Таджикистан | 724,1 | 587,1 | 137,0 | 144,0 | 147,6 | 130,1 | |
Туркмения | 629,1 | 548,1 | 81,0 | 224,4 | 242,3 | 149,7 | |
Узбекистан | 2477,6 | 1449,3 | 1028,3 | 108,6 | 118,2 | 97,5 | |
Украина | 32913,8 | 19889,5 | 13024,3 | 154,6 | 169,5 | 136,3 |