Проблемы и перспективы правового регулирования Центрального банка РФ

Автор: y**********@gmail.com, 26 Ноября 2011 в 10:59, курсовая работа

Описание работы

Цель курсовой работы состоит в том, чтобы на основе анализа научной литературы, действующего законодательства, судебной и правоприменительной практики комплексно исследовать актуальные вопросы правового регулирования Центрального банка Российской Федерации.
Для достижения указанной цели поставлены следующие задачи:
- изучить развитие законодательства, регулирующее деятельность Центрального банка Российской Федерации;
- проанализировать источники правового регулирования Центрального банка Российской Федерации;
-исследовать правовое регулирование Центральных банков зарубежных стран;
-определить проблемы и перспективы правового регулирования Центрального банка Российской Федерации.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 3
1. ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ЦЕНТРАЛЬНОГО БАНКА РФ . . . . . 5
1.1.Развитие законодательства, регулирующее работу Центрального Банка РФ. . . . . . . . . …. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 5
1.2. Источники правового регулирования организации и деятельности Банка России . . . . . . . . . . . . . . . . . . .. . . . . . . . . . . . . . 10
2. ХАРАКТЕРИСТИКА ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ЦЕНТРАЛЬНЫХ БАНКОВ ЗАРУБЕЖНЫХ СТРАН. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . ... . . . . . . . . . . . . 18
3. ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ЦЕНТРАЛЬНОГО БАНКА РФ. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 23
ЗАКЛЮЧЕНИЕ . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .28
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 31

Работа содержит 1 файл

Развитие законодательства - копия.doc

— 140.50 Кб (Скачать)

     Центральный банк является особым органом государственной  власти для которого свойственно  сочетание публично-правовых и частноправовых аспектов. Другой характерной чертой центральных банков являются присущие центральным банкам специфические властные функции.10

     Центральные банки при реализации возложенных  на них задач и функций руководствуются  конституциями, законами, подзаконными актами соответствующего государства, а также международно-правовыми актами, принимают собственные акты, в том числе носящие нормативный характер.

     Правовой  статус носит публично-правовой характер (Германия, Португалия, Финляндия, Швеция). В некоторых законах нет прямого  отнесения банка к числу лиц публичного или частного права (Латвия, Литва, Польша, Эстония и др.) в некоторых законах, например в законе о Центральном банке Боснии и Герцеговины, нет упоминания о публично-правовой природе центрального банка, сказано лишь о том, что банк является обществом с полной ответственностью.

     Центральный банк Армении регулируется законом  о центральном банке Республики Армения.  Закон  Республики Грузия « О Национальном банке Республики Грузия» дает право национальному  банку при исполнении своих обязанностей пользуется правом автономного регламентирования

     Правовое  регулирование центральных банков разных стран имеет следующее  существенное отличие:

     - во-первых, историческое – различный  уровень и характер экономического  развития требовал неодинакового  подхода к вопросам правового  регулирования центрального банка;

     - во-вторых, политическое – благоприятный  режим правового регулирования  используется как инструмент  привлечения иностранных банков  в национальную экономику, что  привело к увеличению притока  иностранных капиталовложений.

     Центральные банки принимают правовые акты в пределах своих полномочий. Эти акты представляют собой правовую форму осуществления возложенных на банки целей и задач. По своим юридическим свойствам акты центральных банков могут быть нормативными и индивидуальными (правоприменительными).

     Нормативные правовые акты центральных банков регламентируют как внешние, так и внутренние отношения. В первом случае речь идет об актах, регулирующих отношения в  сфере денежного обращения и  расчетов, банковской деятельности, банковского надзора и др., во втором случае - об организации самого центрального банка. Внешние нормативные правовые акты могут носить обязательный характер для субъектов, не входящих в систему центрального банка. Внутренние нормативные акты обязательны только для системы центрального банка.11

     В мировой практике сложился определенный стандарт правового регулирования  центральных банков. Анализ законодательства о центральных банках зарубежных стран показывает принципиальное сходство как источников, закрепляющих правовое положение центральных банков, так и многих элементов содержания этого статуса.

     Правовая  основа центральных банков в странах  с развитыми банковскими системами  отличается стабильностью, которая  является необходимым условием успешного  выполнения центральными банками возложенных на них функций и задач. Вместе с тем этот институт развивается, что не может не проявляться в правовом регулировании. Одна из важнейших тенденций развития законодательства о центральных банках европейских стран связана с созданием Европейской системы центральных банков и вхождением национальных центральных банков в эту систему в качестве участников, а также с признанием обязательности норм, издаваемых наднациональными банковскими структурами.

     Правовой  статус центральных банков развитых стран  закреплен в правовых актах: законах о центральных банках и их уставах, законах о банковской и кредитной деятельности, в валютном законодательстве. Как правило, основным правовым актом, регулирующим деятельность центрального банка, является Закон о центральном банке, в котором определяются его организационно-правовой статус, функции, процедура назначения высшего руководящего состава, взаимоотношения с государством и национальной банковской системой. Данный закон устанавливает полномочия центрального банка как эмиссионного института страны.

В конституциях и законах о центральных банках устанавливается ряд положений, по которым можно судить о степени  независимости центральных банков. К числу важнейших таких положений  относятся: механизмы назначения на должности и освобождения от должности руководства центрального банка; право государственных органов на вмешательство в денежно-кредитную политику, проводимую центральным банком; порядок кредитования правительства. в конституциях многих государств достаточно подробно регулируются основы статуса центральных банков как важнейшего элемента финансовой системы государства. Эти нормы включаются в конституции наряду с закреплением контуров бюджетных и налоговых отношений, а также бюджетного процесса.12

     В законах о центральных банках зарубежных стран в той или иной форме могут закрепляться: положения об организационно-правовой форме центрального банка; указания на публично-правовую или частноправовую форму организации; нормы, характеризующие центральные банки как юридические лица

     В законах о центральных банках зарубежных стран устанавливаются  положения, по которым можно судить о независимости центральных  банков: механизмы назначения на должности  и освобождения от должностей руководства  центрального банка; право государственных органов на вмешательство в денежно-кредитную политику, проводимую центральным банком; порядок кредитования правительства.

     Наряду  с законом  о центральном банке  взаимодействия между центральным  банком и банковской системой регулируются законом о банковской деятельности. Такой закон определяет основные права и обязанности кредитных институтов по отношению к центральному банку.

     Центральный банк обычно создается в форме  акционерного общества. Как правило, его капитал принадлежит государству (Франция, Великобритания, Германия, Нидерланды и Испания) Если государство владеет лишь частью капитала (Бельгия, Япония) или акционерами центрального банка являются коммерческие банки (например, в США) и другие финансовые учреждения (Италия), государство, тем не менее, играет ведущую роль в формировании органов управления центрального банка.

     В законодательстве лишь 5 стран —  США, Германии, Швейцарии, Швеции и Голландии  — предусмотрено  прямое подчинение центральных банков парламентам. В  большинстве государств центральные банки подотчетны казначейству или министерству финансов.13

     Законодательством ряда стран предусмотрена отчетность центральных банков перед парламентами. Так, Федеральная резервная система  США (ФРС) представляет Конгрессу США  отчет о своей деятельности 2 раза в год, а центральный банк Германии и Японии направляет отчеты в парламенты своих стран ежегодно.

     В большинстве развитых стран (Австрии, Германии, Дании, Нидерландах, России, Франции, Швейцарии, Японии) основные цели и сфера деятельности центрального банка отражены в конституции или подробно изложены в законах о центральном банке и банковской деятельности.

     В ряде стран (например, в США, Швеции и Италии) формулировка задач центрального банка в законодательстве дана только в общих чертах. Фактор подробности определения законодательством целей и задач центрального банка играет второстепенную роль и его влияние необходимо рассматривать только в совокупности с анализом традиций и условий функционирования центрального банка.

     В законодательстве Великобритании, Нидерландов, Швеции и  Японии четко установлена возможность  государственных органов вмешиваться  в политику центрального банка, инструктировать его, отменять его решения.

     Законодательство  центральных банков  Австрии и  Дании не содержит формального  права  государства на вмешательство  в денежно-кредитную политику центрального банка, однако обязывает его координировать свою стратегию с политикой правительства.

     Современное правовое регулирование центрального банка в Монголии проводится в  соответствии с законом « О Центральном банке», законом «О банках» и подзаконными нормативными актами. Совершенствование правового регулирование постоянно находится во внимании Монголбанка. В 2010 году Монголбанк продолжил работу по совершенствованию правового обеспечения банковской системы. Изменения в закон « о Центральном банке» в основном касались повышения роли Монголбанка в реализации монетарной политике, усиление контроля за деятельностью коммерческих банков, а также совершенствование взаимоотношений Монголбанка с Великим народным хуралом и Правительством Монголии.14 
 
 
 

3. ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ БАНКА РОССИИ 

     Регулятор денежно-кредитной  и банковской систем – центральный банк. Поэтому  многое в развитии банковской системы  зависит и от самого центрального банка, от  того, как он устроен. Центральный банк Российской Федерации (Банк России) по своей сущности такой же,   как и все остальные центральные банки. Но у него есть и специфика, которая, должна изучаться,  для того чтобы понять, что в нем можно улучшить, и что тормозит проведение рыночных реформ, мешает создать цивилизованную, социально ориентированную банковскую систему.15

     После 1998г. банковская система значительно укрепилась, а банковское право - усовершенствовалось.

     Были  приняты федеральные законы в сфере обязательного страхования банковских вкладов, создания системы кредитных бюро, появились новые нормы в Федеральном законе "О банках и банковской деятельности", касающиеся банковского менеджмента, прозрачности порядка выдачи кредитов, создания дополнительных банковских офисов. Все это - заслуга наших законодателей. Улучшение законов и регулирование компетенции Банка России представляется весьма актуальным.

     Представляется  необходимым дальнейшее совершенствование  правового регулирования, в частности, следовало бы дополнить Федеральный закон "О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)" некоторыми новыми нормами банковского права. В частности, этот закон не дает ответа на вопросы, какие цели в деятельности Банка России приоритетны, какие усилия должны им предприниматься для укрепления рубля в системе международной конкуренции валют и частности, чем отличается обслуживание Банком России золотовалютных резервов Российской Федерации от распоряжения им своими собственными золотовалютными резервами. Актуальность этих вопросов очевидна в связи с тем, что в августе 2008г. произошло их сокращение. Неясен и вопрос о том, почему в законах нет четкого определения государственной казны, золотовалютных резервов Банка России и каким образом связано имущество Банка России с этими понятиями. Во всяком случае в нынешнем Федеральном законе нет преамбулы, из которой было бы понятно, в чем заключается суть стратегии Банка России

     В законодательство внесено много новых норм. Однако они касаются только банков, но не Банка России. Остается ряд нерешенных вопросов в отношении компетенции Банка России.16

     Правовой  статус Банка России в настоящее  время закреплен в Федеральном законе от 10 июля 2002г. "О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)".

     В этом Федеральном законе не закрепляется определение понятия Банка России по примеру того, как, скажем, это сделано в Федеральном законе "О банках и банковской деятельности" по словам в отношении понятия кредитной организации и, в частности, - в отношении ее разновидности - банка. Казалось бы, если в отношении кредитной организации и ее разновидности - банка есть легальное определение, то можно было бы его привести и в отношении Банка России. Но такого определения нет. И было бы неправильным считать, что законодатель просто упустил этот вопрос из своего внимания. Как раз наоборот, и перед принятием первого закона, и перед принятием второго закона вопрос о правовом статусе Банка России много раз дебатировался с участием парламентариев. Значит, законодатель не посчитал необходимым его закреплять конкретно. Во всяком случае можно сказать с уверенностью, что вопрос о конкретном определении понятия Банка России, сложен не тем, что вокруг него много дискуссий, а тем, что на практике то или иное его решение затрагивает как интересы общества, так и групповые интересы бизнеса.

     В ст. 75 Конституции РФ закреплено главное - эмиссионная функция Банка России. Там же говорится, что Банк России независим по отношению к другим органам государственной власти. Термин "другие органы государственной власти" дает основание многим ученым юристам утверждать, что Банк России - орган государства. Этот термин перекочевал и в новый Федеральный закон "О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)", что, кстати, ослабило защиту активов Банка России. А попытки арестовать активы Банка России за рубежом могут иметь место, поэтому нужно убрать эту формулировку из Федерального закона "О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)", а заодно и вернуть туда норму о невмешательстве Банка России в отношения между кредитными организациями и их клиентами.17

     В печати, время от времени, обсуждается  вопрос об улучшении Центрального банка  России. Предложения, по этому вопросу, выдвигаются разные. Так, в одной  из статей, опубликованных в печати, отмечается, что Ассоциации российских банков, намерена в тесном контакте с чиновниками Банка России подготовить поправки в закон о Центробанке, Саморотова пишет, что "...ассоциация уже готовит поправки в закон о Центробанке, которые предполагают усиление ответственности Банка России... Любопытно, что поправки в закон банкиры обсуждают с теми же самыми чиновниками ЦБ, которых призывают к ответственности”. Вопрос конечно не столько в том, кто готовит поправки, хотя и это важно, сколько в том, какие интересы при этом учитываются. Главное здесь – понимание тех закономерностей, которые определяют организацию и функционирование Центрального банка России в условиях переходной экономики.

Информация о работе Проблемы и перспективы правового регулирования Центрального банка РФ