Автор: y**********@gmail.com, 26 Ноября 2011 в 10:59, курсовая работа
Цель курсовой работы состоит в том, чтобы на основе анализа научной литературы, действующего законодательства, судебной и правоприменительной практики комплексно исследовать актуальные вопросы правового регулирования Центрального банка Российской Федерации.
Для достижения указанной цели поставлены следующие задачи:
- изучить развитие законодательства, регулирующее деятельность Центрального банка Российской Федерации;
- проанализировать источники правового регулирования Центрального банка Российской Федерации;
-исследовать правовое регулирование Центральных банков зарубежных стран;
-определить проблемы и перспективы правового регулирования Центрального банка Российской Федерации.
ВВЕДЕНИЕ . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 3
1. ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ЦЕНТРАЛЬНОГО БАНКА РФ . . . . . 5
1.1.Развитие законодательства, регулирующее работу Центрального Банка РФ. . . . . . . . . …. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 5
1.2. Источники правового регулирования организации и деятельности Банка России . . . . . . . . . . . . . . . . . . .. . . . . . . . . . . . . . 10
2. ХАРАКТЕРИСТИКА ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ЦЕНТРАЛЬНЫХ БАНКОВ ЗАРУБЕЖНЫХ СТРАН. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . ... . . . . . . . . . . . . 18
3. ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ЦЕНТРАЛЬНОГО БАНКА РФ. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 23
ЗАКЛЮЧЕНИЕ . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .28
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 31
Центральный банк является особым органом государственной власти для которого свойственно сочетание публично-правовых и частноправовых аспектов. Другой характерной чертой центральных банков являются присущие центральным банкам специфические властные функции.10
Центральные
банки при реализации возложенных
на них задач и функций
Правовой
статус носит публично-правовой характер
(Германия, Португалия, Финляндия, Швеция).
В некоторых законах нет
Центральный банк Армении регулируется законом о центральном банке Республики Армения. Закон Республики Грузия « О Национальном банке Республики Грузия» дает право национальному банку при исполнении своих обязанностей пользуется правом автономного регламентирования
Правовое
регулирование центральных
-
во-первых, историческое – различный
уровень и характер
-
во-вторых, политическое – благоприятный
режим правового регулирования
используется как инструмент
привлечения иностранных
Центральные банки принимают правовые акты в пределах своих полномочий. Эти акты представляют собой правовую форму осуществления возложенных на банки целей и задач. По своим юридическим свойствам акты центральных банков могут быть нормативными и индивидуальными (правоприменительными).
Нормативные правовые акты центральных банков регламентируют как внешние, так и внутренние отношения. В первом случае речь идет об актах, регулирующих отношения в сфере денежного обращения и расчетов, банковской деятельности, банковского надзора и др., во втором случае - об организации самого центрального банка. Внешние нормативные правовые акты могут носить обязательный характер для субъектов, не входящих в систему центрального банка. Внутренние нормативные акты обязательны только для системы центрального банка.11
В мировой практике сложился определенный стандарт правового регулирования центральных банков. Анализ законодательства о центральных банках зарубежных стран показывает принципиальное сходство как источников, закрепляющих правовое положение центральных банков, так и многих элементов содержания этого статуса.
Правовая
основа центральных банков в странах
с развитыми банковскими
Правовой статус центральных банков развитых стран закреплен в правовых актах: законах о центральных банках и их уставах, законах о банковской и кредитной деятельности, в валютном законодательстве. Как правило, основным правовым актом, регулирующим деятельность центрального банка, является Закон о центральном банке, в котором определяются его организационно-правовой статус, функции, процедура назначения высшего руководящего состава, взаимоотношения с государством и национальной банковской системой. Данный закон устанавливает полномочия центрального банка как эмиссионного института страны.
В конституциях
и законах о центральных банках
устанавливается ряд положений,
по которым можно судить о степени
независимости центральных
В законах о центральных банках зарубежных стран в той или иной форме могут закрепляться: положения об организационно-правовой форме центрального банка; указания на публично-правовую или частноправовую форму организации; нормы, характеризующие центральные банки как юридические лица
В законах о центральных банках зарубежных стран устанавливаются положения, по которым можно судить о независимости центральных банков: механизмы назначения на должности и освобождения от должностей руководства центрального банка; право государственных органов на вмешательство в денежно-кредитную политику, проводимую центральным банком; порядок кредитования правительства.
Наряду с законом о центральном банке взаимодействия между центральным банком и банковской системой регулируются законом о банковской деятельности. Такой закон определяет основные права и обязанности кредитных институтов по отношению к центральному банку.
Центральный
банк обычно создается в форме
акционерного общества. Как правило,
его капитал принадлежит
В законодательстве лишь 5 стран — США, Германии, Швейцарии, Швеции и Голландии — предусмотрено прямое подчинение центральных банков парламентам. В большинстве государств центральные банки подотчетны казначейству или министерству финансов.13
Законодательством ряда стран предусмотрена отчетность центральных банков перед парламентами. Так, Федеральная резервная система США (ФРС) представляет Конгрессу США отчет о своей деятельности 2 раза в год, а центральный банк Германии и Японии направляет отчеты в парламенты своих стран ежегодно.
В большинстве развитых стран (Австрии, Германии, Дании, Нидерландах, России, Франции, Швейцарии, Японии) основные цели и сфера деятельности центрального банка отражены в конституции или подробно изложены в законах о центральном банке и банковской деятельности.
В ряде стран (например, в США, Швеции и Италии) формулировка задач центрального банка в законодательстве дана только в общих чертах. Фактор подробности определения законодательством целей и задач центрального банка играет второстепенную роль и его влияние необходимо рассматривать только в совокупности с анализом традиций и условий функционирования центрального банка.
В законодательстве Великобритании, Нидерландов, Швеции и Японии четко установлена возможность государственных органов вмешиваться в политику центрального банка, инструктировать его, отменять его решения.
Законодательство центральных банков Австрии и Дании не содержит формального права государства на вмешательство в денежно-кредитную политику центрального банка, однако обязывает его координировать свою стратегию с политикой правительства.
Современное
правовое регулирование центрального
банка в Монголии проводится в
соответствии с законом « О Центральном
банке», законом «О банках» и подзаконными
нормативными актами. Совершенствование
правового регулирование постоянно находится
во внимании Монголбанка. В 2010 году Монголбанк
продолжил работу по совершенствованию
правового обеспечения банковской системы.
Изменения в закон « о Центральном банке»
в основном касались повышения роли Монголбанка
в реализации монетарной политике, усиление
контроля за деятельностью коммерческих
банков, а также совершенствование взаимоотношений
Монголбанка с Великим народным хуралом
и Правительством Монголии.14
3. ПРОБЛЕМЫ
И ПЕРСПЕКТИВЫ ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ
БАНКА РОССИИ
Регулятор денежно-кредитной и банковской систем – центральный банк. Поэтому многое в развитии банковской системы зависит и от самого центрального банка, от того, как он устроен. Центральный банк Российской Федерации (Банк России) по своей сущности такой же, как и все остальные центральные банки. Но у него есть и специфика, которая, должна изучаться, для того чтобы понять, что в нем можно улучшить, и что тормозит проведение рыночных реформ, мешает создать цивилизованную, социально ориентированную банковскую систему.15
После 1998г. банковская система значительно укрепилась, а банковское право - усовершенствовалось.
Были приняты федеральные законы в сфере обязательного страхования банковских вкладов, создания системы кредитных бюро, появились новые нормы в Федеральном законе "О банках и банковской деятельности", касающиеся банковского менеджмента, прозрачности порядка выдачи кредитов, создания дополнительных банковских офисов. Все это - заслуга наших законодателей. Улучшение законов и регулирование компетенции Банка России представляется весьма актуальным.
Представляется необходимым дальнейшее совершенствование правового регулирования, в частности, следовало бы дополнить Федеральный закон "О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)" некоторыми новыми нормами банковского права. В частности, этот закон не дает ответа на вопросы, какие цели в деятельности Банка России приоритетны, какие усилия должны им предприниматься для укрепления рубля в системе международной конкуренции валют и частности, чем отличается обслуживание Банком России золотовалютных резервов Российской Федерации от распоряжения им своими собственными золотовалютными резервами. Актуальность этих вопросов очевидна в связи с тем, что в августе 2008г. произошло их сокращение. Неясен и вопрос о том, почему в законах нет четкого определения государственной казны, золотовалютных резервов Банка России и каким образом связано имущество Банка России с этими понятиями. Во всяком случае в нынешнем Федеральном законе нет преамбулы, из которой было бы понятно, в чем заключается суть стратегии Банка России
В законодательство внесено много новых норм. Однако они касаются только банков, но не Банка России. Остается ряд нерешенных вопросов в отношении компетенции Банка России.16
Правовой статус Банка России в настоящее время закреплен в Федеральном законе от 10 июля 2002г. "О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)".
В этом Федеральном законе не закрепляется определение понятия Банка России по примеру того, как, скажем, это сделано в Федеральном законе "О банках и банковской деятельности" по словам в отношении понятия кредитной организации и, в частности, - в отношении ее разновидности - банка. Казалось бы, если в отношении кредитной организации и ее разновидности - банка есть легальное определение, то можно было бы его привести и в отношении Банка России. Но такого определения нет. И было бы неправильным считать, что законодатель просто упустил этот вопрос из своего внимания. Как раз наоборот, и перед принятием первого закона, и перед принятием второго закона вопрос о правовом статусе Банка России много раз дебатировался с участием парламентариев. Значит, законодатель не посчитал необходимым его закреплять конкретно. Во всяком случае можно сказать с уверенностью, что вопрос о конкретном определении понятия Банка России, сложен не тем, что вокруг него много дискуссий, а тем, что на практике то или иное его решение затрагивает как интересы общества, так и групповые интересы бизнеса.
В
ст. 75 Конституции РФ закреплено главное
- эмиссионная функция Банка
В печати, время от времени, обсуждается вопрос об улучшении Центрального банка России. Предложения, по этому вопросу, выдвигаются разные. Так, в одной из статей, опубликованных в печати, отмечается, что Ассоциации российских банков, намерена в тесном контакте с чиновниками Банка России подготовить поправки в закон о Центробанке, Саморотова пишет, что "...ассоциация уже готовит поправки в закон о Центробанке, которые предполагают усиление ответственности Банка России... Любопытно, что поправки в закон банкиры обсуждают с теми же самыми чиновниками ЦБ, которых призывают к ответственности”. Вопрос конечно не столько в том, кто готовит поправки, хотя и это важно, сколько в том, какие интересы при этом учитываются. Главное здесь – понимание тех закономерностей, которые определяют организацию и функционирование Центрального банка России в условиях переходной экономики.
Информация о работе Проблемы и перспективы правового регулирования Центрального банка РФ