Проблемы и перспективы правового регулирования Центрального банка РФ

Автор: y**********@gmail.com, 26 Ноября 2011 в 10:59, курсовая работа

Описание работы

Цель курсовой работы состоит в том, чтобы на основе анализа научной литературы, действующего законодательства, судебной и правоприменительной практики комплексно исследовать актуальные вопросы правового регулирования Центрального банка Российской Федерации.
Для достижения указанной цели поставлены следующие задачи:
- изучить развитие законодательства, регулирующее деятельность Центрального банка Российской Федерации;
- проанализировать источники правового регулирования Центрального банка Российской Федерации;
-исследовать правовое регулирование Центральных банков зарубежных стран;
-определить проблемы и перспективы правового регулирования Центрального банка Российской Федерации.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 3
1. ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ЦЕНТРАЛЬНОГО БАНКА РФ . . . . . 5
1.1.Развитие законодательства, регулирующее работу Центрального Банка РФ. . . . . . . . . …. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 5
1.2. Источники правового регулирования организации и деятельности Банка России . . . . . . . . . . . . . . . . . . .. . . . . . . . . . . . . . 10
2. ХАРАКТЕРИСТИКА ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ЦЕНТРАЛЬНЫХ БАНКОВ ЗАРУБЕЖНЫХ СТРАН. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . ... . . . . . . . . . . . . 18
3. ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ЦЕНТРАЛЬНОГО БАНКА РФ. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 23
ЗАКЛЮЧЕНИЕ . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .28
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 31

Работа содержит 1 файл

Развитие законодательства - копия.doc

— 140.50 Кб (Скачать)
 
 
 
 
 
 

КУРСОВАЯ  РАБОТА

по дисциплине «Организация деятельности центрального банка» 
 
 

СОДЕРЖАНИЕ 

СОДЕРЖАНИЕ . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .2

ВВЕДЕНИЕ . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 3

1. ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ЦЕНТРАЛЬНОГО БАНКА РФ . . . . . 5

1.1.Развитие  законодательства, регулирующее работу  Центрального Банка РФ. . . . . . . . . …. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 5

1.2. Источники правового регулирования организации и деятельности Банка России . . . . . . . . . . . . . . . . . . .. . . . . . . . . . . . . . 10

2. ХАРАКТЕРИСТИКА ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ЦЕНТРАЛЬНЫХ БАНКОВ ЗАРУБЕЖНЫХ СТРАН. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . ... . . . . . . . . . . . . 18

3. ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ЦЕНТРАЛЬНОГО БАНКА РФ. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .  . . . . 23

ЗАКЛЮЧЕНИЕ . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .28

СПИСОК  ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 31 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     ВВЕДЕНИЕ 

     Ключевым  элементом финансово-кредитной системы  любого развитого государства сегодня является центральный банк, выступающий проводником официальной денежно-кредитной политики.

     Правовое  регулирование организации деятельности Центрального банка Российской Федерации, как и банковской системы в  целом, осуществляется нормами различных отраслей российской системы права.

     Правовое регулирование банковской деятельности осуществляется только на федеральном уровне.

     Актуальность  данной темы, на мой взгляд, обоснована, во-первых, неоднозначностью конституционно-правового регулирования ЦБ РФ; во-вторых, проведением административной реформы в Российской Федерации, включая регулярное обновление законодательства о ЦБ РФ.

     Объектом  исследования в  работе выступают  законодательные и иные нормативные акты, устанавливающие основы организации и функционирования системы Банка России, которые являются источниками ее правового регулирования. Предметом исследования являются правовые нормы, регулирующие правовое положение ЦБ РФ в банковской системе России.

     Цель  курсовой работы состоит в том, чтобы на основе анализа научной литературы, действующего законодательства, судебной и правоприменительной практики комплексно исследовать актуальные вопросы правового регулирования Центрального банка Российской Федерации.

     Для достижения указанной цели поставлены следующие задачи:

     - изучить развитие законодательства, регулирующее деятельность Центрального  банка Российской Федерации;

     - проанализировать источники правового  регулирования Центрального банка Российской Федерации;

     -исследовать правовое регулирование Центральных банков зарубежных стран;

     -определить проблемы и перспективы правового регулирования Центрального банка Российской Федерации.

     Первая  глава исследования посвящена теоретическим  основам правового регулирования Центрального банка РФ, во второй - представлен обзор и анализ правового регулирования Центральных банков зарубежных стран. В заключительной главе выявлены проблемы, перспективы развития и совершенствования правового регулирования Банка России.

     Объем работы составляет 33 страницы.  В ходе написания курсовой мы опирались на нормативные акты, а также теоретические разработки видных отечественных ученых, ведущих исследования в области правового регулирования Центрального банка в России: Братко А.Г., Гейвандов Я.А., Голубев С. А., Хохленкова М.А. и др. Всего было задействовано 29 источников. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

         1. ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ЦЕНТРАЛЬНОГО БАНКА РФ.

     1.1 РАЗВИТИЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА, РЕГУЛИРУЮЩЕЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ БАНКА РОССИИ 

     Банковское  законодательство, в том числе  законодательство регулирующее деятельность центрального банка, является частью общего свода законов, регулирующих общественные отношения в государстве.

     Существенное  воздействие на содержание законодательства о деятельности центрального банка  оказывают экономические и политические факторы, представления общества о характере и направлениях общественного развития страны.

        Например, накануне Октябрьской революции 1917г. Банковское законодательство в основном выражало представления и тенденции, которые складывались в мировом банковском сообществе. Государственный банк Российской империи был единым эмиссионным институтом, его деятельность отражала общие представления о нем как о центральном банке. Закон о Государственном банке предоставлял ему возможность быть не только эмиссионным центром, но и осуществлять кредитование народного хозяйства и его отдельных субъектов.

     К началу 30-х годов банковское законодательство оказалось крайне ограниченным и  постепенно прекратило свое существование, уступив место постановлениям правительства, принимаемым вслед за решениями партийных съездов, и общему хозяйственному праву.1

     Накануне  перестройки Верховный Совет  СССР принял Закон о кредитной  системе. Особенность данного Закона состояла в том, что он не претендовал  на подробное описание норм, регулирующих деятельность центрального банка. Нормы регулирующие деятельность центрального бака в области денежного обращения, отражались в специальных инструкциях(например, об эмиссионных операциях, кассовом планировании, планировании кредитов, организации безналичных расчетов. Излагаемые в них правила приобретали силу ведомственного закона, действовавшего на всей территории страны.2

     Особенности первых банковских законов 1990 года. На смену монополии ведомственных инструкций пришли законы, утвержденные высшей законодательной властью - Верховным советом.

     Особенностью  этих законов состояли в следующем.

     1. Банковские законы при всей их очевидной необходимости были приняты не с самого начала объявленной банковской реформы. Сказалась традиция: вначале перестройка, а затем более или менее продуманная регламентация деятельности. Известно, что перестройка банковской системы в СССР началась в 1987 году.

     Первые  кредитные учреждения нового типа стали  создаваться в 1989г., но без формирования достаточной законодательной базы. Возникла ситуация, при которой новые банковские законы и ведомственные банковские инструкции еще не были разработаны, а старые регулирующие акты уже не поспевали за практикой.

     2. В 1990 г. Были приняты банковские  законы, регулирующие деятельность  как эмиссионного, так и коммерческих банков. Характерно, что в то время образовалось «двоевластие законов». В 1990 г. Еще существовал СССР, поэтому наряду с Законом « О СССР» на территории России действовал и Закон от 2 декабря 1990 г. №395-1 « О Центральном Банке РСФСР( Банке России)».

     3. Первые банковские законы закрепляли многообразие форм собственности на банки, утверждали принципы рыночного хозяйства в банковском секторе, в том числе принцип, согласно которому государство не отвечает за деятельность, а банки не отвечают за деятельность государств.

     Впервые в упомянутом выше Федеральном законе « О Центральном банке Российской Федерации(Банке России)» были определены особый его статус как эмиссионного центра, новые функции и задачи. Деятельность Центрального банка Российской Федерации должна была приобрести черты независимого эмиссионного института, использующего рыночные инструменты регулирования денежного оборота и управления банковской системой.

     Первые  банковские законы, бесспорно, имели  положительное значение, ибо устанавливали юридические нормы, законодательно укреплявшие новые правила игры в банковском секторе.

     4. Децентрализация управления экономикой, переход к рыночным отношениям не означали, однако, введение полной, ничем не ограниченной деятельности банков. Новое законодательство предусматривало сохранение контроля за многообразными сторонами деятельности банков. На Центральный банк Российской Федерации, как уже отмечалось, была возложена обязанность осуществлять надзор за деятельностью кредитных институтов.

     5. При всех своих положительных свойствах данные законы страдали явными недостатками. В них еще было много «белых пятен». Зачастую эти законы не были актами прямого воздействия и как бы отсылали субъекта к инструкциям Центрального банка Российской Федерации.

     6. Банковское законодательство тех лет отличалось переходным характером. Оно отражало общее состояние, когда Центральный банк Российской Федерации уже не был прежним государственным банком, но и не являлся банком рыночного типа. В Законе « О Центральном банке РСФСР(Банке России)» еще недостаточно четко были обозначены функции и задачи Центрального банка, порядок надзора за деятельностью коммерческих банков.

     7. Банковские законы не позволяли в полной мере осуществлять государственный контроль за определенной частью банковских операций.

     8. законы 1990г. Не создавали систему  безопасности банковской системы. Отсутствие системы страхования вкладов, с одной стороны, могло усилить возможность банковских банкротств из-за массового оттока вкладов населения. Неустойчивость банковской системы усиливалась и тем, что банки не формировали у себя специальных резервов, гарантирующих их ликвидность. Лишь с конца 1994- начала 1995г. Коммерческие банки получали предписание Центрального банка Российской Федерации о конкретных начислениях в резервные фонды в зависимости от длительности неплатежей по ссудам и степени их обеспеченности.

     9. К сожалению, в начале и середине 90-х годов можно было наблюдать и слабую исполнительную дисциплину. Банки закрывались не только по причине отзыва лицензий, они наказывались за целый ряд нарушений.

     10. В целом банковское законодательство, отражая противоречия переходного периода начальной стадии формирования банковской системы рыночного типа, определенный недостаток знаний о том, как должна выглядеть эта система, было известной степени упрощенным, несовершенным. Это, вероятнее всего, был каркас того, что должно было приобрести более законченные формы. Не случайно уже 1993-1994 гг. началась работа по подготовке проекта нового законодательства.3

     Новая редакция банковских законов, регламентирующих деятельность эмиссионного и коммерческих банков, появилась в 1995 и 1996 гг.: Федеральный закон от 26 апреля 1995г. №65-ФЗ « О Центральном Банке Российской Федерации (Банке России)» и Федеральный закон от 3 февраля 1996г. №17-ФЗ «О банках и банковской деятельности».

     Принятая  редакция этих законов не является кардинальным изменением банковской базы. Напротив, по существу это новая редакция прежних законов, ставящая перед собой цель прежде всего устранить явные недостатки прежних законов. В какой-то степени создателям законов не удалось.

     Из  законов были частично изъяты отсылки к нормативным актам  Центрального банка Российской Федерации, в связи с чем они приблизились к нормативным актам прямого действия.

     Законы  стали более подробными. Это касается описание порядка лицензирования банковской деятельности, отзыва банковских лицензий, представления отчетности.

     Законы  сохранили и продвинули идеологию функционирования банков рыночного типа. Прежде всего это касается  идеи универсальности, закон действителен для всех банков всех типов. Унифицированным остается контроль за банками.

        Новые законы были направлены на известную либерализацию банковской деятельности, устранение излишней бюрократии, субъективизма чиновников. Так, в Федеральном законе «О банках и банковской деятельности»при создании кредитного учреждения устранены ограничения на число участников, размер их доли в уставном капитале. Сократился перечень документов, необходимых для регистрации банков. Для облегчения банковской деятельности введена заявительная процедура создания филиалов и др.

Информация о работе Проблемы и перспективы правового регулирования Центрального банка РФ