Проблемы и перспективы правового регулирования Центрального банка РФ

Автор: y**********@gmail.com, 26 Ноября 2011 в 10:59, курсовая работа

Описание работы

Цель курсовой работы состоит в том, чтобы на основе анализа научной литературы, действующего законодательства, судебной и правоприменительной практики комплексно исследовать актуальные вопросы правового регулирования Центрального банка Российской Федерации.
Для достижения указанной цели поставлены следующие задачи:
- изучить развитие законодательства, регулирующее деятельность Центрального банка Российской Федерации;
- проанализировать источники правового регулирования Центрального банка Российской Федерации;
-исследовать правовое регулирование Центральных банков зарубежных стран;
-определить проблемы и перспективы правового регулирования Центрального банка Российской Федерации.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 3
1. ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ЦЕНТРАЛЬНОГО БАНКА РФ . . . . . 5
1.1.Развитие законодательства, регулирующее работу Центрального Банка РФ. . . . . . . . . …. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 5
1.2. Источники правового регулирования организации и деятельности Банка России . . . . . . . . . . . . . . . . . . .. . . . . . . . . . . . . . 10
2. ХАРАКТЕРИСТИКА ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ЦЕНТРАЛЬНЫХ БАНКОВ ЗАРУБЕЖНЫХ СТРАН. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . ... . . . . . . . . . . . . 18
3. ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ЦЕНТРАЛЬНОГО БАНКА РФ. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 23
ЗАКЛЮЧЕНИЕ . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .28
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 31

Работа содержит 1 файл

Развитие законодательства - копия.doc

— 140.50 Кб (Скачать)

     Новые банковские законы в известной степени  модернизировали российское банковское законодательство. Центральному банку Российской Федерации было предписано прекратить участие в капиталах кредитных учреждений, обеспечить взаимодействие с банками и их ассоциациями при принятии наиболее важных решений нормативно характера, запрещалось кредитовать бюджет.

     Важным  шагом в деле развития банковского законодательства стали изменения в Федеральном законе от 10 июля 2002года « О Центральном Банке Российской Федерации (Банке России)». Данный Закон является основным источником регулирования организации и деятельности Банка России. Структура этого Закона показывает, что он содержит как общие положения, так и устанавливает важнейшие нормы деятельности Банка России, в том числе регулирующие его отношения с органами государственной власти, коммерческими банками, международную и внешнеэкономическую деятельность.4

     1.2 ИСТОЧНИКИ ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ОРГАНИЗАЦИИ И ДЕЯТЕЛЬНОСТИ БАНКА РОССИИ 

     Законодательные и иные нормативные акты, устанавливающие  основы организации и функционирования системы Банка России, являются источниками  ее правового регулирования. В совокупности с другими нормативно-правовыми  актами, регулирующими отношения в денежно-кредитной и банковской сферах, они образуют банковское право РФ. Правовое регулирование банковской системы и банковской деятельности осуществляется только на федеральном уровне. Согласно ст. 1 Федерального закона «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)» статус, задачи, функции, полномочия и принципы организации и деятельности Банка России определяются Конституцией РФ, упомянутым Федеральным законом и другими федеральными законами.5

     В предусмотренных федеральными законами случаях вопросы организации и функционирования системы Банка России могут быть урегулированы нормативными актами Президента РФ и Банка России.

     Ведущее место в правовом регулировании  банковской системы принадлежит  Конституции РФ, определяющей основы политической и экономической системы, принципы построения системы органов государственной власти в РФ, разграничения предметов ведения и полномочий между ними.

     По  вопросам организации и функционирования банковской системы принимаются  федеральные законы (ст.76 Конституции РФ).

     Никакие иные законодательные органы государственной  власти РФ (например, законодательные  органы субъектов РФ) не вправе осуществлять правовое регулирование банковской системы и банковской деятельности.

     Основные  вопросы, касающиеся регулирования правового статуса Банка России, целей и задач его деятельности, взаимоотношений Банка России с органами государственной власти и местного самоуправления, а также вопросы денежно-кредитной политики, организации наличного и безналичного денежного обращения закреплены в Федеральном законе «О Центральном банке РФ (Банке России)».

     В Федеральном законе «О банках и банковской деятельности» определены элементы банковской системы России, раскрываются наиболее общие понятия о субъектах банковской деятельности, порядке их создания, регистрации и лицензирования. Кроме того, в упомянутом Федеральном законе установлены виды осуществляемых в РФ банковских операций, а также правовые гарантии обеспечения стабильности банковской системы и т.п.

     Существенное  значение в вопросах регулирования организации и функционирования Банка России имеют Кодексы и законы и введении их в действие.

     Например, Гражданский кодекс РФ определяет общие правила создания и функционирования юридических лиц, их виды и правовое положение. Кроме того, ГК РФ определяет содержание, основания приобретения, реализации и прекращения права собственности, хозяйственного ведения и оперативного управления, регулирует обязательственные и иные правоотношения гражданско-правового характера.

     В ГК РФ устанавливаются также особенности правового регулирования отдельных видов обязательств, имеющих непосредственное отношение к банковской деятельности (заем и кредит, уступка денежного требования, банковский вклад и банковский счет, расчеты, порядок предоставления банковской гарантии и др.).6

     Бюджетный кодекс РФ упоминает Банк России в качестве участника бюджетного процесса, определяет его бюджетные полномочия, особенности кассового обслуживания бюджета казначейством через счета, открытые в Банке России, осуществление функций генерального агента Правительства по обслуживанию долговых обязательств.7

     Налоговый кодекс РФ регулирует особенности налогообложения Банка России, особенности информирования налогового органа об открытии или закрытии банковского счета клиента (организации, индивидуального предпринимателя), применения мер по приостановлению операций налогоплательщиков - юридических лиц, использования в целях налогового администрирования устанавливаемых Банком России ставок рефинансирования и валютных курсов, а также особенности взаимодействия Банка России и налоговых органов по обмену информацией и регулированию правил перечисления налогов в бюджетную систему.

     Кодекс  РФ об административных правонарушениях регулирует некоторые особенности административно-правовых полномочий должностных лиц Банка России при совершении кредитными организациями административных правонарушений.

     Федеральный закон 10 декабря 2003 г. № 173-ФЗ «О валютном регулировании и валютном контроле» определяет принципы осуществления валютных операций в РФ, функции и полномочия Банка России как органа валютного регулирования и валютного контроля, права и обязанности резидентов, включая уполномоченные банки, и нерезидентов при осуществлении валютных операций, ответственность за нарушения валютного законодательства. 

     Осуществление Банком России мероприятий по взаимодействию с другими государствами по пресечению использования банковской системы  России для легализации преступных доходов регулируется в Федеральном  законе от 7 августа 2001 г. № 115-ФЗ «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма».

     Вопросы осуществления контроля за законностью  и своевременностью движения средств  федерального бюджета и внебюджетных фондов закреплены в Федеральном законе «О Счетной палате Российской Федерации». Счетная палата РФ осуществляет контроль за деятельностью Центрального банка РФ, кредитных организаций в части обслуживания ими государственного бюджета, а также за деятельностью Банка России по обслуживанию государственного долга РФ. В этом законе регулируются вопросы контроля за законностью и своевременностью движения средств федерального бюджета и средств федеральных внебюджетных фондов в Центральном банке Российской Федерации, уполномоченных банках и иных финансово-кредитных учреждениях Российской Федерации; основные взаимодействия и предоставления соответствующей информации в сфере контрольной деятельности.

     Кроме того, на Счетную палату возложен контроль за банковской системой. Согласно ст. 19 упомянутого Федерального закона Счетная палата осуществляет контроль за: деятельностью Центрального банка Российской Федерации, его структурных подразделений, других банков и кредитно-финансовых учреждений в части обслуживания ими федерального бюджета; деятельностью Центрального банка Российской Федерации по обслуживанию государственного долга Российской Федерации.

     Среди источников правового регулирования  системы Банка России важное место  занимает Федеральный закон «О некоммерческих организациях», который определяет правовое положение, порядок создания, деятельности, реорганизации и ликвидации некоммерческих организаций, особенности формирования и использования их имущества и т.п.

     Понятие и состав кредитной истории, основания, особенности и порядок формирования, хранения и использования кредитных историй, регулируется связанная с этим деятельность бюро кредитных историй, устанавливаются особенности создания, ликвидации и реорганизации бюро кредитных историй, а также принципы их взаимодействия с источниками формирования кредитной истории, заемщиками, органами государственной власти, органами местного самоуправления и Банком России, устанавливается Федеральным законом 30 декабря 2004 года № 218-ФЗ «О кредитных историях».

     С усилением летом-осенью 2008 г., начавшегося  в 2006-2007 г. в США мирового финансового а, по инициативе Президента России и Председателя Правительства России законодатели приняли пакет антикризисных федеральных законов, учитывающих особенности, глобальный и межотраслевой характер нового кризиса.

     К источникам правового регулирования системы Центрального банка РФ, безусловно, относятся международные договоры Российской Федерации. В особенности это касается международных договоров, на основе которых создаются и функционируют представительства и учреждения Банка России на территории иностранных государств.8

     Источники правового регулирования системы  Банка России содержатся и в некоторых  других законодательных актах РФ. Некоторые особенности полномочий Банка России в части, касающейся особенностей регулирования внешнеторговой деятельности составления и опубликования статистики, устанавливаются в Федеральном законе 8 декабря 2003 г. № 164-ФЗ «Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности».

     Некоторые аспекты деятельности Банка России определены Федеральном законе от 25 февраля 1999 г. № 40-ФЗ №О несостоятельности (банкротстве) кредитных организаций», в Федеральном законе от 26 марта 1998 г. № 41-ФЗ «О драгоценных металлах и драгоценных камнях», в Федеральном законе от 22 апреля 1996 года № 39-ФЗ «О рынке ценных бумаг» (в т.ч. вопросы клиринговой деятельности, торговли Банка России на фондовых биржах, особенности эмиссии и обращения облигаций Банка России

     Особенности хранения архивов Банка России урегулированы  Федеральном законе 22 октября 2004 г. № 125-ФЗ «Об Архивном деле в Российской Федерации». Функции Банка России по участию в государственном прогнозировании и планировании социально-экономического развития Российской Федерации на краткосрочную перспективу, и в частности, по обеспечению ежемесячного мониторинга состояния экономики Российской Федерации и публикация информационно - статистических данных о социально-экономическом положении Российской Федерации, установлены в Федеральном законе от 20 июля 1995 г. № 115-ФЗ «О государственном прогнозировании и программах социально-экономического развития РФ».

     Особенности организации и деятельности полевых  учреждений Банка России, не связанные  с банковской деятельностью, определяются федеральными законодательными актами по вопросам обороны, безопасности и прохождения военной службы в Российской Федерации (военным законодательством), а также нормативными актами Президента РФ и высших органов военного управления.

     Закрепленные  в федеральных законах правовые нормы, касающиеся организации и  функционирования системы Банка России, осуществления банковской деятельности в Российской Федерации, свое развитие и конкретизацию получают в нормативных правовых актах Центрального банка РФ.

     Нормативные акты Банка России издаются в следующих  формах:

     - указание Банка России;

     - положение Банка России;

     - инструкция Банка России.

     Нормативные акты Банка России должны быть зарегистрирован  в порядке, установленном для  государственной регистрации нормативных  правовых актов федеральных органов  исполнительной власти. Исключение составляют нормативные акты Банка России, устанавливающие:

     - курсы иностранных валют по  отношению к рублю;

     - изменение процентных ставок;

     -размер  резервных требований;

     - размеры обязательных нормативов  для кредитных организаций;

     - прямые количественные ограничения;

     -правила  бухгалтерского учета и отчетности  для Банка России;

     - порядок обеспечения функционирования  системы Банка России.

     Можно отметить следующие основные черты  правового регулирования Банка  России:

     1. Банк России имеет самостоятельный  конституционный статус;

     2. Банк России не входит в  систему ни одной из ветвей  государственной власти;

     3. Банк России является постоянно  действующим органом. Его деятельность не может быть прекращена до изменения Конституции РФ.9 
 
 
 
 
 
 

2.ХАРАКТЕРИСТИКА ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ЦЕНТРАЛЬНЫХ БАНКОВ ЗАРУБЕЖНЫХ СТРАН 

Информация о работе Проблемы и перспективы правового регулирования Центрального банка РФ