Автор: Пользователь скрыл имя, 02 Октября 2011 в 10:57, курсовая работа
Целью данной работы является рассмотрение сложившейся ситуаций и попытка рассмотреть некоторые экономические проблемы, сложившиеся в Содружестве, определить преграды, стоящие перед странами Содружества, мешающие их экономикам включиться в мировое хозяйство. В работе рассмотрено становление и развитие структуры и взаимоотношений организации Содружества, формирование экономических блоков и внешнеторговые отношения, как внутри СНГ, так и с зарубежными партнерами.
Введение…………………………………………………………………………...3
1.СНГ- политическая и экономическая характеристика…………………….....5
2. Внешнеторговые отношения государств – участниц СНГ………………….9
2.1. Структура внешней торговли России со странами СНГ……………...9
2.2. Таможенный союз России, Казахстана и Белоруссии……………….14
3.Развитие интеграционных процессов в странах СНГ…………………….18
3.1.Основные тенденции в развитии интеграции………………………18
3.2. Проблемы экономической интеграции стран СНГ………………….24
Заключение……………………………………………………………………….27
Список используемой литературы……………………………………………...30
Товарная структура импорта Российской Федерации из стран СНГ ( по данным таможенной статистики, включая данные Республики Беларусь, в процентах)
В структуре импорта России из стран СНГ в январе-октябре 2009 г. по сравнению с аналогичным периодом прошлого года увеличились удельные веса продовольственных товаров и сырья для их производства; продукции химической промышленности; текстиля, текстильных изделий и обуви. Снизилась доля машин, оборудования и транспортных средств; металлов и изделий из них и минеральных продуктов. [2,c. – 220]
В результате уменьшения спроса и средних цен по большинству товаров импорт машин, оборудования и транспортных средств снизился в стоимостном выражении на 58,3 процента. Физический объем закупок легковых автомобилей снизился в 3,5 раза, грузовых – в 6,0 раза. Снижение стоимости импорта металлов и изделий из них на 57,9% вызвано уменьшением физических объемов и цен по большинству товаров. Наиболее значительно снизился в натуральном выражении импорт черных металлов – на 44,2% и труб стальных – на 41,2 процента. Уменьшение стоимости импорта продовольственных товаров на 22,1% по сравнению с соответствующим периодом предыдущего года произошло в значительной степени за счет снижения цен по большинству товарных позиций группы, а также падения физических объемов импорта масла подсолнечного на 63,8% и злаков – в 4,1 раза. Максимальное снижение цен отмечено по ячменю - на 59,8%, по маслу подсолнечному - на 52,0%, по молоку и сливкам сгущенным – на 44,7%, по маслу сливочному и прочим молочным жирам – на 27,1 процента. Стоимостной объем импорта топливно-энергетических товаров снизился на 50,1% вследствие падения цен и физических объемов каменного угля, нефти и нефтепродуктов. Стоимость импорта продукции химической промышленности уменьшилась на 35,5% как за счет снижения физических объемов закупок натурального и синтетического каучука (в 5 раз) и лекарственных средств, так и снижения цен по большинству товарных позиций. В результате снижения стоимостных объёмов импорта одежды, обуви кожаной, хлопкового волокна, хлопчатобумажных тканей импорт текстиля, текстильных изделий и обуви уменьшился на 27,0 процента. Внешняя торговля России со странами СНГ по месяцам
(млн. долл. США)
Месяц | 2007 год | 2008 год | 2008 г. в % к 2007 г. | В % к предыдущему месяцу в 2008 году | ||||||||
Оборот | Экспорт | Импорт | Оборот | Экспорт | Импорт | Оборот | Экспорт | Импорт | Оборот | Экспорт | Импорт | |
Январь | 4 893,8 | 3 066,8 | 1 827,0 | 7 189,9 | 5 021,2 | 2 168,7 | 146,9 | 163,7 | 118,7 | 85,2 | 90,3 | 75,3 |
Февраль | 5 541,6 | 3 504,4 | 2 037,2 | 7 840,5 | 5 193,3 | 2 647,2 | 141,5 | 148,2 | 129,9 | 109,0 | 103,4 | 122,1 |
Март | 6 333,2 | 4 029,7 | 2 303,5 | 8 751,1 | 5 760,0 | 2 991,1 | 138,2 | 142,9 | 129,9 | 111,6 | 110,9 | 113,0 |
Апрель | 6 506,9 | 4 146,2 | 2 360,7 | 9 898,4 | 6 560,5 | 3 337,9 | 152,1 | 158,2 | 141,4 | 113,1 | 113,9 | 111,6 |
Май | 6 911,1 | 4 430,1 | 2 481,0 | 10 279,7 | 6 981,9 | 3 297,8 | 148,7 | 157,6 | 132,9 | 103,9 | 106,4 | 98,8 |
Июнь | 6 680,0 | 4 083,0 | 2 597,0 | 10 544,5 | 6 820,4 | 3 724,1 | 157,9 | 167,0 | 143,4 | 102,6 | 97,7 | 112,9 |
Июль | 7 106,8 | 4 562,2 | 2 544,6 | 10 881,4 | 6 993,1 | 3 888,3 | 153,1 | 153,3 | 152,8 | 103,2 | 102,5 | 104,4 |
Август | 7 447,7 | 4 704,2 | 2 743,5 | 10 462,0 | 6 737,6 | 3 724,4 | 140,5 | 143,2 | 135,8 | 96,1 | 96,3 | 95,8 |
Сентябрь | 6 945,9 | 4 420,9 | 2 525,0 | 9 666,6 | 5 952,6 | 3 714,0 | 139,2 | 134,6 | 147,1 | 92,4 | 88,3 | 99,7 |
Октябрь | 7 877,2 | 5 014,8 | 2 862,4 | 8 978,1 | 5 939,0 | 3 039,1 | 114,0 | 118,4 | 106,2 | 92,9 | 99,8 | 81,8 |
Ноябрь | 7 844,6 | 5 137,0 | 2 707,6 | 6 066,7 | 4 086,3 | 1 980,4 | 77,3 | 79,5 | 73,1 | 67,6 | 68,8 | 65,2 |
Декабрь | 8 443,0 | 5 561,6 | 2 881,4 | 5 900,5 | 3 815,6 | 2 084,9 | 69,9 | 68,6 | 72,4 | 97,3 | 93,4 | 105,3 |
За январь-февраль
2009 года товарооборот России со странами
СНГ составил 7,74 млрд. долл. США и упал
по сравнению с январем-февралем 2008 года
на 48,5%, экспорт составил 5,20 млрд. долларов
США и снизился на 49,1%, импорт – 2,54 млрд.
долларов США (снижение на 47,2%).
2.2.Таможенный союз России, Казахстана и Белоруссии
Интеграционный
процесс в СНГ переживал разные периоды
за истекшие 19 лет. В последние годы он
явно деградировал: из СНГ вышла Грузия,
ряд стран публично дистанцировался от
интеграционных проектов, даже сам термин
«интеграция» постепенно исчезал из лексикона
наших политиков.
В этом отношении Таможенный союз России,
Казахстана и Белоруссии действительно
выступает как знаковое событие, способное
изменить негативные тренды развития.
1 июля в России и Казахстане вступил в
силу Таможенный кодекс Таможенного союза,
предполагающий объединение таможенных
территорий этих стран.
5 июля
Россия, Казахстан и Белоруссия
подписали Заявление о
В августе 2006 года на неформальном саммите
ЕврАзЭС трем государствам - России, Белоруссии
и Казахстану как наиболее развитым странам
сообщества - было поручено подготовить
пакет необходимых документов для создания
ТС. Было решено, что остальные страны
ЕврАзЭС будут присоединяться к нему по
мере своей готовности. Россия, Белоруссия
и Казахстан, на территории которых проживают
около 180 млн человек, обладают почти 83
проц. экономического потенциала бывшего
СССР, и их объединенная экономика может
существенно возрасти за счет снятия таможенных
ограничений. Совокупный ВВП трех стран
составляет 2 трлн долларов, а совокупный
товарооборот - 900 млрд долларов.
6 октября 2007 года в Душанбе Россия, Белоруссия и Казахстан подписали Договор о создании единой таможенной территории и формировании Таможенного союза, а также утвердили План действий по его созданию. Для обеспечения условия функционирования и развития союза был создан единый наднациональный регулирующий орган - Комиссия Таможенного союза.
9 июня 2009 года в Москве главы правительств России, Белоруссии и Казахстана одобрили предложения по этапам и срокам создания единой таможенной территории. Согласно принятым документам, ТС формально начал свою работу с 1 января 2010 года, когда вступил в силу Единый таможенный тариф /ЕТТ/, предусматривающий одинаковые для трех стран ставки ввозных пошлин. На следующем этапе, с 1 июля 2010 года начал действовать единый Таможенный кодекс. И на третьем этапе формирования ТС - 1 июля 2011 года - весь таможенный контроль планируется вынести с внутренних границ стран- участниц ТС на внешний контур союза.
При распределении таможенных платежей Россия будет получать 87,97 проц. собираемых платежей, Белоруссия - 4,7 проц., Казахстан - 7,33 проц.
19 декабря 2009 года в Казахстане на неформальном саммите СНГ президенты России, Белоруссии и Казахстана договорились достигнуть к 1 января 2012 года самого высокого уровня экономической интеграции - создать в рамках ТС единое экономическое пространство. Президенты поручили переговорным группам разработать необходимые документы для ЕЭП к 1 июля 2011 года.
28 мая 2010 года на заседании Высшего органа Таможенного союза премьер- министры России и Казахстана Владимир Путин и Карим Масимов подписали соглашение, согласно которому Россия и Казахстан создают с 1 июля текущего года Таможенный союз на двусторонней основе. Таможенный кодекс Таможенного союза /ТКТС/ ратифицирован двумя странами.
Третье государство Таможенного союза - Белоруссия - не принимала участие во встрече 28 мая. Белорусская сторона объяснила это "некоторыми нерешенными спорными вопросами в рамках ТС", самым острым из которых является экспортные пошлины на российскую нефть и нефтепродукты, поставляемые в Белоруссию. Вместе с тем, Белоруссия заявила, что не отказывается от участия в Таможенном союзе. Буквально за день до сегодняшнего саммита в Астане белорусский лидер Александр Лукашенко, сообщил, что Белоруссия ратифицировала все соглашения, касающиеся Таможенного союза, в том числе Таможенный кодекс. Таким образом, Таможенный союз снова складывается в формате "тройки", как это было задумано изначально, а не российско-казахстанской "двойки", как это получалось из-за сохраняющейся особой позиции Минска по пошлинам на нефтепродукты.
Таможенный кодекс - один из важнейших документов Таможенного союза. Его правила основаны на нормах Международной конвенции об упрощении и согласовании таможенных процедур /Киотской/.
Новый
ТКТС со всеми поправками вступит
в силу в России 1 октября 2010 года.
До этого времени будет
Таможенное оформление товаров на казахстанско-российской границе с 1 июля отменено, остается лишь таможенный контроль. Он сохранится на т.н. переходный период для товаров, по которым стороны договорились. Так, по просьбе Казахстана переходный период сохранен по 409 позициям Единого таможенного тарифа. Таможенная граница и таможенное оформление между Белоруссией и Россией сохраняется, пока Белоруссия не ратифицирует ТКТС и не присоединится к союзу трех стран в полном формате. /ТАСС-ДОСЬЕ/
3. Развитие интеграционных процессов в странах СНГ
3.1 Основные тенденции в развитии интеграции
К настоящему времени как в России, так и в рамках СНГ приняты основополагающие документы, которые определяют основные подходы, приоритеты и перспективы работы на пространстве Содружества. В России это одобренные Правительством Концепция долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года (раздел «Внешнеэкономическая политика») и Основные направления внешнеэкономической политики Российской Федерации на период до 2020 года. Наряду с Концепцией внешней политики Российской Федерации эти документы определяют основные интересы России в СНГ, ключевые принципы и приоритеты внешнеэкономической политики в регионе.
В ноябре 2008 года одобрена Стратегия экономического развития СНГ до 2020 года.
Стратегия – комплексный документ, представляющий собой систему согласованных государствами – участниками СНГ взглядов на общие цели, приоритеты и перспективы социально-экономического развития для углубления межгосударственных экономических отношений и превращения Содружества Независимых Государств в полноправного значимого участника системы международных экономических отношений. В настоящее время завершается работа над планом мероприятий по реализации первого этапа Стратегии, рассчитанного на период до 2011 года.
Страны СНГ - это важный рынок сбыта российских не сырьевых товаров и услуг, в первую очередь машин и оборудования, приоритетная площадка для российских инвестиций, регион, позволяющий реализовывать транзитный потенциал России и стран-партнеров.
К приоритетным вопросам экономического сотрудничества России со странами Содружества на предстоящий период можно отнести формирование общих рынков труда, транспортных услуг, межрегиональное и приграничное сотрудничество, создание совместных предприятий и промышленно-финансовых групп, транснациональных корпораций.
Мировой финансовый и экономический кризис оказывает существенное негативное влияние на экономическую ситуацию в странах СНГ, которые вплоть до последнего времени были одним из самых динамично развивающихся регионов мира. Сила воздействия кризиса на экономику стран СНГ проявляется по-разному в зависимости от степени их интеграции в глобальную экономику, состояния финансовой и банковской систем, фондового рынка. К концу 2008 года экономика ряда стран Содружества в полной мере ощутила влияние мирового финансово-кредитного кризиса - особенно заметным оно было в странах с относительно более высоким уровнем интеграции в мировую экономику.
Как и в других государствах, в странах СНГ от кризиса страдают реальный сектор экономики, государственные финансы, фондовый рынок, валютная и банковская сферы. Негативное воздействие на основные отрасли экономики стран СНГ оказало снижение мировых цен на нефть, металлы, зерно, а также сокращение внешнего спроса на ряд экспортируемых странами Содружества товаров.
В СНГ (как интеграционном объединении) существует понимание необходимости согласованных действий по выходу из кризиса..
На заседаниях Экономического совета СНГ в 2008 году были приняты соответствующие решения по преодолению негативных последствий мирового финансового кризиса, предложения о поэтапной отмене ограничений во взаимной торговле, определен Перечень базовых документов, регламентирующих функционирование зоны свободной торговли в рамках СНГ, обсужден ход выполнения Плана основных мероприятий по реализации Концепции дальнейшего развития СНГ в части экономического сотрудничества.
Информация о работе Проблемы и перспективы интеграционного сотрудничества в СНГ