Автор: Пользователь скрыл имя, 02 Октября 2011 в 10:57, курсовая работа
Целью данной работы является рассмотрение сложившейся ситуаций и попытка рассмотреть некоторые экономические проблемы, сложившиеся в Содружестве, определить преграды, стоящие перед странами Содружества, мешающие их экономикам включиться в мировое хозяйство. В работе рассмотрено становление и развитие структуры и взаимоотношений организации Содружества, формирование экономических блоков и внешнеторговые отношения, как внутри СНГ, так и с зарубежными партнерами.
Введение…………………………………………………………………………...3
1.СНГ- политическая и экономическая характеристика…………………….....5
2. Внешнеторговые отношения государств – участниц СНГ………………….9
2.1. Структура внешней торговли России со странами СНГ……………...9
2.2. Таможенный союз России, Казахстана и Белоруссии……………….14
3.Развитие интеграционных процессов в странах СНГ…………………….18
3.1.Основные тенденции в развитии интеграции………………………18
3.2. Проблемы экономической интеграции стран СНГ………………….24
Заключение……………………………………………………………………….27
Список используемой литературы……………………………………………...30
Федеральная таможенная служба
Государственное образовательное учреждение
Высшего профессионального образования
«Российская таможенная академия»
В л
а д и в о с т о т
с к и й ф и л и
а л
Кафедра
экономики таможенного
дела
КУРСОВАЯ РАБОТА
по
дисциплине «Мировая
экономика и ВЭД»
студента Анклам Алины Сергеевны
группа 128
факультета таможенного
на
тему : Проблемы
и перспективы интеграционного
сотрудничества
в СНГ
Научный руководитель:
Байкалова
В.В.,
старший преподаватель
Владивосток
Содержание
Введение…………………………………………………………
1.СНГ- политическая и экономическая характеристика…………………….....5
2. Внешнеторговые отношения государств – участниц СНГ………………….9
2.1. Структура внешней торговли России со странами СНГ……………...9
2.2. Таможенный союз России, Казахстана
и Белоруссии……………….14
3.Развитие интеграционных процессов в странах СНГ…………………….18
3.1.Основные тенденции в развитии интеграции………………………18
3.2. Проблемы экономической интеграции стран СНГ………………….24
Заключение……………………………………………………
Список
используемой литературы……………………………………………...
Введение
В последнее время одной из главных тенденций в мировой экономике стало образование интеграционных объединений. Интеграционный процесс в рамках СНГ во многом начинается как бы с новой отметки. Во многом это обусловливается тем, что по своей природе само соглашение о Содружестве Независимых Государств имеет двойную направленность. С одной стороны, оно нацелено на окончательный демонтаж старых экономических структур, с другой — предусматривает организацию качественно новых отношений между суверенными государствами, формирование и сохранение единого экономического пространства.
Необходимо отметить, что страны СНГ обладают большим природным и экономическим потенциалом, который даёт им значительные конкурентные преимущества и позволяет занять достойное место в международном разделении труда. Они располагают 16,3% мировой территории, 25% - запасов природных ресурсов, 10% - ресурсообразующих товаров. Среди них пользующиеся спросом на мировом рынке: нефть, газ, уголь, лес, цветные и редкие металлы, калийные соли, а также запасы пресной воды и земельные массивы, пригодные для земледелия и строительства. Только разведанные месторождения нефти в России составляют 13% мировых, в Азербайджане - более 10, в Казахстане и Туркменистане - около 10%. В России сосредоточено около 35% мировых запасов природного газа, в Азербайджане, Туркменистане, Казахстане и Узбекистане - почти 20%. По суммарной добыче каменного и бурого угля Россия, Украина и Казахстан занимают второе место в мире. Основные запасы алмазов, бокситов, медных, никелевых, кобальтовых и оловянных руд находятся в России. Большие залежи железной руды, бокситов, медных руд расположены на Украине, в Казахстане и Грузии. В России и Белоруссии находятся крупнейшие в мире лесные массивы - 1/4 лесов земного шара.
При таком богатстве природными ресурсами и огромном потенциале этих стран, у них имеется огромное количество экономических проблем, связанных в первую очередь с неумением (или нежеланием) работать сообща, как это подобает странам, входящим в Содружество, да и просто долгие года просуществовавшим неотрывно друг от друга.
Целью данной работы является рассмотрение сложившейся ситуаций и попытка рассмотреть некоторые экономические проблемы, сложившиеся в Содружестве, определить преграды, стоящие перед странами Содружества, мешающие их экономикам включиться в мировое хозяйство. В работе рассмотрено становление и развитие структуры и взаимоотношений организации Содружества, формирование экономических блоков и внешнеторговые отношения, как внутри СНГ, так и с зарубежными партнерами.
От
того, как будут складываться экономические
взаимоотношения между Странами
СНГ, от того, каковы будут условия
их вхождения в мировое хозяйство,
во многом зависят возможности, методы
и перспективы социально-экономических
проблем этих стран, а отчасти и потенциал
мирового хозяйства. Поэтому самого пристального
внимания заслуживает изучение тенденций
развития СНГ, явных и скрытых, сдерживающих
и стимулирующих факторов, намерений и
их реализация, приоритетов и противоречий.
1. СНГ- политическая
и экономическая характеристика
Важнейшим событием конца ХХ века стал распад экономической системы социализма и построенной на ней системы международных экономических отношений. После 50 лет существования развалилась организация Совета Экономической Взаимопомощи, включая 10 социалистических стран, расположенных на трех континентах. Перед прекращением деятельности СЭВ на долю стран, входивших в эту организацию, приходилось 25% производимого в мире национального дохода.
В 1993 принят Устав СНГ, который предусматривает сферы совместной деятельности государств:
в развитии систем транспорта и связи;
Согласно Уставу, наряду с действительными членами в СНГ могут быть ассоциированные члены, участвующие в отдельных видах деятельности СНГ, а также могут быть государства, представленные на заседаниях совета глав государств СНГ как наблюдатели.
Согласно Уставу, приём в СНГ новых членов осуществляется при их обязательствах исполнять все решения СНГ и при согласии уже имеющихся членов СНГ.
За распадом СЭВ последовал и развал его основного участника - Советского Союза. В девяностые на его месте началось формирование ряда новых независимых государств.
Становление новых государственных образований сопровождалось заметным падениям объемов производства, сокращением производственно-технических, научных, культурных связей между роднившимися странами. Если принять общее падение производства в СНГ за 100%, то на 60% этот обвал произошел из-за разрыва хозяйственных связей.
Правительство вновь образованных государств, формируя свои экономические цели и приоритеты, сознавали невозможность ликвидации исторически сложившегося разделения труда между бывшими союзными республиками. Взаимосвязь между бывшими республиками была столь велика, что необходимо было поддержать основные хозяйственные связи. [1,c. 3-4]
По численности населения крупнейшими странами СНГ являются Россия (50,7% совокупного населения СНГ), Украина (16,4%) и Узбекистан (9,9%).
По уточненным оценкам Межгосударственного статистического комитета Содружества Независимых Государств (Статкомитет СНГ), совокупная численность населения 121 стран Содружества на начало 2009 года превышала 280,3 миллиона человек (рис. 1). Это на 2,5 миллиона человек (или на 0,9%) больше общего числа жителей соответствующих союзных республик по данным последней Всесоюзной переписи населения 1989 года (277,8 миллиона человек), но, одновременно, настолько же меньше, чем было при образовании Содружества (282,8 миллиона человек на начало 1992 года).
В разные годы заявляли о своём намерении войти в СНГ власти ряда непризнанных самопровозглашённых государственных образований, автономных регионов, а также самостоятельных государств. Такие декларации, однако, до сих пор не имели продолжения в виде практических шагов. Заявления самопровозглашённых государственных образований, по всей вероятности, следует рассматривать как элемент борьбы этих государственных образований за получение самостоятельности, поскольку о реальной возможности осуществления такого шага говорить не приходится. Согласно Уставу СНГ, для принятия нового члена этой организации с самостоятельным статусом требуется согласие уже существующих участников, что фактически означало бы поощрение сепаратизма на территории государств-партнёров и могло привести к непредсказуемым последствиям. [
Объем ВВП, промышленного и сельскохозяйственного производства, уровень инвестиций упали, резко сократились транспортные потоки, реальные доходы населения уменьшились, возросла безработица и усилились инфляционные тенденции. При этом глубина спада в промышленности была больше, чем в сельском хозяйстве, что позволяет сделать вывод о деиндустриализации производства. Это стало основным фактором падения доходов населения, соответственно потребления, зафиксированного уменьшением розничного товарооборота в СНГ.
Однако,
в последние годы темпы роста ВВП стабилизировались
это было достигнуто развитие добывающих
отраслей, ростом цен на топливно-энергетические
ресурсы и приток иностранных инвестиций.
В России усиление сырьевой специализации
промышленности и структуры отечественного
экспорта привело к чрезмерной
импортной зависимости внутреннего
рынка, сопровождающемуся неконтролируемой
утечкой российского капитала за рубеж.
Следует отметить, что после финансового
кризиса 1998 ВВП России начал неуклонно
расти, чему в значительной мере способствовала
благоприятная конъюнктура международных
сырьевых рынков. Удвоение ВВП за десять
лет считается одним из основных направлений
российской политики.
2. Внешнеторговые отношения государств – участниц СНГ
2.1. Структура внешней торговли России со странами СНГ
В целом структура внешней торговли России со странами СНГ, в отличие от торговли с ЕС (основным торговым партнером), носит более рациональный характер. Хотя объем торговли России с Евросоюзом в целом существенно превышает товарооборот со странами СНГ, по отдельным товарам рынки стран Содружества более значимы.
Внешняя торговля Российской Федерации со странами СНГ в январе-октябре 2009 г. ( по данным таможенной статистики, включая данные Республики Беларусь, млрд. долларов США)
В структуре
экспорта России в страны СНГ в январе-октябре
2009 г. снизились доли машин, оборудования
и транспортных средств, металлов и изделий
из них, продукции химической промышленности.
Одновременно увеличился удельный вес
топливно-энергетических товаров, продовольственных
товаров, древесины и целлюлозно-бумажных
изделий.
Товарная структура экспорта Российской Федерации в страны СНГ ( по данным таможенной статистики, включая данные Республики Беларусь(процентах) Стоимость экспорта топливно-энергетических товаров в январе- октябре 2009 г. снизилась на 39,4% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. Снижение физических объемов поставок наблюдалось по углю, коксу,нефти, нефтепродуктам и электроэнергии. Падение цен отмечено по нефтепродуктам - на 52,3% (в среднем), нефти - на 41,4%, коксу – на 49,7%, каменному углю – на 28,7% и электроэнергии – на 6,9 процентов. Наблюдался рост цен на природный газ на 19,8 процента. Вследствие снижения спроса в странах СНГ стоимостной объем российского экспорта машин, оборудования и транспортных средств уменьшился на 51,8 процента, в том числе по легковым автомобилям – в 5,5 раза, по грузовым автомобилям – в 4,0 раза. Физические объемы поставок легковых и грузовых автомобилей снизились соответственно в 4,2 и 3,5 раза. За счет снижения средних цен стоимостной объем экспорта продовольственных товаров уменьшился на 20,9%, несмотря на увеличение физических объемов некоторых товаров. В результате снижения экспортных цен на пшеницу на 35,0% стоимостной объем ее экспорта снизился на 6,5% при увеличении количественных объемов поставок на 44,0 процента. Стоимостной объем экспорта продукции химической промышленности снизился на 41,6% вследствие уменьшения цен и физических объемов. Снизились количественные объемы поставок по смешанным и калийным удобрениям, аммиаку и синтетическому каучуку. Стоимость экспорта древесины и целлюлозно-бумажных изделий снизилась на 28,2% за счет количественного уменьшения поставок и цен по основным товарам. Уменьшение стоимостного объема экспорта металлов и изделий из них на 48,5% стало следствием снижения цен и физических объемов вывоза проката плоского из железа и нелегированной стали, полуфабрикатов из железа и нелегированной стали, чугуна, алюминия необработанного.
Информация о работе Проблемы и перспективы интеграционного сотрудничества в СНГ