Проблемы и перспективы европейской экономической интеграции

Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Февраля 2013 в 11:20, курсовая работа

Описание работы

Международная экономическая интеграция — характерная особенность современного этапа развития мировой экономики. В конце XX в. она стала мощным инструментом ускоренного развития региональных экономик и повышения конкурентоспособности на мировом рынке стран — членов интеграционных группировок. Слово «интеграция» происходит от лат. integratio – восполнение или integer – целый.

Содержание

Введение
1. Необходимость и сущность интеграции 4
1.1 Этапы интеграции 7
2. Особенности развития западноевропейской экономической интеграции 9
2.1 Европейский союз 9
2.2 Европейская ассоциация свободной торговли 14
2.3 Центрально-европейское соглашение о свободной торговле 15
2.4 Европейский экономический валютный союз 17
3. Будущее Европы 22
Заключение
Список использованной литературы

Работа содержит 1 файл

Курсовая работа на тему.docx

— 51.69 Кб (Скачать)

2. Переговоры ведутся с  каждой  отдельной  страной,  в то же  время, каждая страна  вправе сама выбирать порядок  и скорость реформ.

Последним результатом Берлинского  саммита (по итогом Еврокомиссии  1999 года) стало то, что переговорный процесс может начаться со  всеми странами, которые желают  стать кандидатами для вступления  в ЕС. Но есть два предварительных условия, касающихся  Болгарии  и Румынии, при выполнении которых ЕС начнёт переговоры с этими странами: Румыния должна решить  вопрос о детях-сиротах (причём Евросоюз готов предоставить помощь в решении этого вопроса), а Болгария должна предоставить окончательную дату закрытия своей АЭС.

Заключение.

В финальной части своей  работы я постараюсь  подвести  итог и  сделать некоторые выводы.

В начале работы была  рассмотрена  сущность интеграции  как процесса, этапы  и  причины  интеграции,  условия  при  которых  возможна  интеграция.

Приведём три основных условия:

* нужен достаточно высокий  уровень развития промышленности;

* экономика должна быть  не  командно-распределительной,  а рыночной и децентрализованной;

*  наличие в государствах-партнерах  высокоразвитой и прочно укоренившейся  политической  демократии, способной  учитывать и  обеспечивать  экономические,  социальные  и   культурные  интересы  различных  групп населения.

Так же в работе были рассмотрены  причины интеграции, которых существует большое  множество,  потому что  каждая  из  участвующих  в  интеграционном процессе сторон имеет  свои  собственные интересы  и  пытается  решить  свои собственные  проблемы. Можно выделить основные:

* желание получить доступ  на зарубежный рынок сбыта;

* желание получить доступ  к более дешёвым производственным  ресурсам;

* желание улучшить условия  торговли;

* желание сократить издержки  на масштабе производства;

* желание добиться устойчивого  экономического роста;

* желание привлечь прямые  зарубежные  инвестиции,  которые  охотнее идут на большие рынки.

Также не менее важны и  неэкономические цели:

* налаживание  более   дружественных  взаимоотношений  со странами-соседями;

* укрепление сотрудничества  в  культурной, научной, социальной  и политической областях;

* увеличение своего влияния  на мировой политической и   экономической арене, так как  к мнению подобных сообществ прислушиваются  гораздо больше, чем к отдельным странам.

Кроме того, многие менее  развитые  страны  видят  в интеграции способ приобщения к  экономическому  и технологическому опыту  более  богатых соседей, а также гарантию политической  и экономической  стабильности в процессе рыночных реформ.

Помимо всего вышеперечисленного,  интеграция  стран создаёт несколько  эффектов, способствующих привлечению  новых участников в этот процесс. Первый эффект называется демонстрационным  и заключается в  том, что в  государствах-участниках   интеграционного  процесса обычно наблюдаются положительные  экономические эффекты, такие как  увеличение  темпов  роста  и  занятости, снижение инфляции и инвестиционный бум. Это приводит к тому,  что  окружающие данное объединение страны тоже  хотят  воспользоваться  плодами интеграции, даже не имея к  тому должных предпосылок. Примером может служить разгоревшаяся  на постсоветском пространстве битва  за право вступления в ЕС. Второй эффект заключается  в том, что  часть торговли стран-участниц интеграционного  процесса переориентируется с внешнего мира  друг  на  друга, что создаёт  неудобства окружающим странам и  вынуждает  их  присоединяться  к интеграционному процессу.

Но для участия в  интеграционном процессе мало одних  добрых намерений  и желания сотрудничать. Важно иметь много общих черт  во всех  областях, так называемое  ядро  интеграции, которое предполагает близость уровней экономического развития и общность экономического и политического  строя.  Не  менее  важна  культурная и  религиозная  близость  объединяющихся  народов, так как без взаимопонимания  и уважения традиций и обычаев  друг  друга  любое объединение  невозможно.  И  конечно,  свою роль  играет географическая близость стран-участников  объединения,  поскольку  она  способствует  более быстрому и выгодному налаживанию  сотрудничества, культурной близости. В следующих главах были охарактеризованы основные европейские интеграционные объединения,  так  как  сложно  говорить о проблемах и перспективах  развития  интеграций,  не  зная  истории  их   образования   и принципов функционирования. При  этом большое внимание было уделено  ЕС, так как в  настоящее  время  это интеграционное объединение  занимает сильные позиции в мировой  экономике и международной торговле.

Конкретными целями создания ЕЭС были:

* устранение всех ограничений  в торговле между странами-участницами;

* установление общего  таможенного тарифа в торговле  с третьими странами;

* ликвидация ограничений  для свободного  передвижения  «людей, капиталов, услуг»;

* разработка и проведение  общей политики в области транспорта  и сельского хозяйства;

* создание валютного союза;

* унификация налоговой  системы;

* сближение законодательства;

* разработка принципов  согласования экономической политики.

Эти цели достигались созданием  таможенного, валютного союзов, созданием  единого Европейского  банка с  правами эмиссии  единой валюты евро, образованием  единого  западноевропейского  пространства без внутренних границ.

Также  были  охарактеризованы  такие объединения как: Европейская  ассоциация  свободной  торговли,  которая  в отличие от ЕС не имеет  наднациональных функций и межгосударственных  координирующих институтов. ЕАСТ во главу  угла ставит экономическое  сотрудничество. В  первую очередь она содействовала  либерализации торговли и устранению таможенных барьеров. И Центрально-европейское  соглашение о свободной торговле. В рамках  которого вступило в силу  Центрально-европейское соглашение о свободной торговле (СЕФТА), предусматривающее постепенное взаимное снижение пошлин.

Но ЕАСТ и СЕФТА не стали  полноценными  интеграционными  группировками. Фактически  они  являются  своеобразными  «подготовительными  классами» для новых членов ЕЭС/ЕС.

Далее в работе был охарактеризован  Европейский  экономический  валютный союз, который состоит их стран  ЕС, которые с 2001 года  вводят в  наличное обращение евро.

Но, так как в своей  курсовой работе я  должен  был  не  просто  описать европейские  интеграционные группировки, а определить перспективы и  проблемы развития европейской интеграции  в  целом, то  в третьей части я привёл основные из них. В заключительной части приведу некоторые из них:

- перспективы:

перспективы европейской  экономики связаны, с одной стороны, с решением  ряда сложных взаимосвязанных  проблем,  олицетворяющих  социальные  достижения  и успехи традиционной  Европы,  с  другой  –  консервирующих  неэффективную  в современных  условиях  экономическую  структуру.  В  частности,  поддержание действующей  системы социальных гарантий  требует  значительных государственных расходов, что, в свою очередь, удерживает  налоговые  ставки на высоком уровне и тормозит экономический  рост.  Другие  важнейшие  задачи связаны  с  реформированием  пенсионных  систем  и  пересмотром  политики  в отношении госсобственности и  регулирования рынков.

уверенно растут такие  надёжные показатели,  как  индексы  делового  доверия. Это  говорит  об  уверенности  инвесторов  в  способности политического  руководства  ведущих европейских стран добиться определённого прогресса в проведении структурных реформ;

растёт объём заказов  на продукцию  европейских  производителей,  в первую  очередь  на  товары  производственного назначения. Это  означает повышение внутреннего  спроса и  оживление  инвестиционной активности;

представленные в  Европейскую  комиссию «программы стабильности»  стран  ЭВС  свидетельствуют   о   намерении   финансовых  властей большинства стран проводить  нейтральную бюджетную политику,  не препятствующую экономическому росту.

- проблемы:

проблема низкой эластичности рынка труда, сложившейся не только вследствие  низкой  мобильности  рабочей  силы, но также  из-за сильного влияния профсоюзов на  политику  в  отношении  заработной платы;

проблемы реформирования системы социального обеспечения;

проблемы государственного долга;

проблемы, связанные с  введение евро в наличное обращение

большие затраты на подготовку стран-кандидатов на вступление в ЕС

Даже при простом анализе  экономической  ситуации  в  Европе  становится ясно, что далеко не скоро  произойдёт полное объединение европейских  стран. Реальными альтернативами на  ближайшие  одно-два  десятилетия  являются либо расширяющаяся и  объединяющаяся  Европа,  которая  преследует,  хотя  и нерешительно,  рывками  –  цель  континентального  единства,  либо   Европа, которая не пойдет много  дальше  своего  нынешнего  состояния  интеграции и пределов географического пространства, и  постепенно дробящаяся  Европа,  где возобновится старое соперничество  держав.  Тем  не  менее,  есть  основания полагать, что возникший  экономический и валютный союз ускорит  экономическую интеграцию  Европы  и  за  пределами  валютного  измерения,   стимулируя   в  дальнейшем экономическую, политическую, правовую и социальную интеграцию.

Список использованной литературы:

Борко Ю.А. «Договоры об учреждении Европейских Сообществ».  -  Москва. 1994 г.

Борко Ю.А. «Единый Европейский Акт. Договор о ЕС». - Москва. 1994 г.

Воронов К. «Четвертое расширение ЕС» МЭМО 1996 г. М.

Глухарев Л.И. «Европейские Сообщества: в поисках  новой  стратегии».  -  Москва. 1990 г.

Иванов И. «Расширение  Евросоюза: сценарий, проблемы, последствия»  МЭМО №9 М. 1998 г.

Крайний В. «Валютный союз по-европейски». - Интерфакс-АиФ. - 1996 №16

Подколзина И. «Единая Европа: Эксперимент в реальном времени».  -  МЭМО 2000 г.№8.


Информация о работе Проблемы и перспективы европейской экономической интеграции