Проблемы и перспективы европейской экономической интеграции

Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Февраля 2013 в 11:20, курсовая работа

Описание работы

Международная экономическая интеграция — характерная особенность современного этапа развития мировой экономики. В конце XX в. она стала мощным инструментом ускоренного развития региональных экономик и повышения конкурентоспособности на мировом рынке стран — членов интеграционных группировок. Слово «интеграция» происходит от лат. integratio – восполнение или integer – целый.

Содержание

Введение
1. Необходимость и сущность интеграции 4
1.1 Этапы интеграции 7
2. Особенности развития западноевропейской экономической интеграции 9
2.1 Европейский союз 9
2.2 Европейская ассоциация свободной торговли 14
2.3 Центрально-европейское соглашение о свободной торговле 15
2.4 Европейский экономический валютный союз 17
3. Будущее Европы 22
Заключение
Список использованной литературы

Работа содержит 1 файл

Курсовая работа на тему.docx

— 51.69 Кб (Скачать)

Курсовая работа на тему «Проблемы  и перспективы европейской экономической  интеграции»

Введение

1. Необходимость и сущность  интеграции    4

1.1 Этапы интеграции     7

2. Особенности развития  западноевропейской экономической  интеграции   9

2.1 Европейский союз     9

2.2 Европейская ассоциация  свободной торговли  14

2.3 Центрально-европейское  соглашение о свободной  торговле   15

2.4 Европейский экономический  валютный союз    17

3. Будущее Европы   22

Заключение

Список использованной литературы

Введение.

Международная  экономическая  интеграция  —   характерная   особенность современного этапа  развития мировой экономики.  В  конце  XX  в.  она  стала мощным инструментом ускоренного развития региональных экономик  и  повышения  конкурентоспособности  на  мировом  рынке  стран  —  членов   интеграционных группировок. Слово  «интеграция» происходит от лат. integratio – восполнение или integer – целый. Международная экономическая интеграция  – это процесс срастания экономик соседних стран в единый хозяйственный комплекс на  основе

устойчивых экономических  связей между их компаниями.  Получившая  наибольшее распространение региональная экономическая интеграция, возможно, в будущем станет начальной стадией  глобальной интеграции,  т.е.  слияния  региональных интеграционных объединений. Так, обсуждается идея  создания  зоны  свободной торговли на базе ЕС и НАФТА.

Для сегодняшних международных  экономических  отношений  присущи  новые количественные и качественные характеристики.  Основные  формы  мирохозяйственных  связей,  международная  торговля, движение капиталов, миграция населения  и  трудовых  ресурсов,  транснациональная  деятельность, акции  международных организаций, наконец, интеграционные процессы в  мире  — достигли невиданных ранее масштабов. Изменились их место и роль  в  развитии современного общества. В  своей курсовой работе я остановлюсь  на  европейской экономической  интеграции, ярким примером которой  является  Европейский союз и  другие, менее крупные европейские  интеграционные объединения.

В первой главе  моей  курсовой  работы  речь  пойдёт об  экономической  интеграции как о явлении, я попытаюсь  раскрыть сущность этого понятия,  ведь не поняв смысла явления невозможно объективно его оценить.

В последующих главах  будут  приведены  наглядные  примеры  европейских интеграций. На основании  которых (примеров) будет сделан вывод  о  проблемах и перспективах дальнейшего  развития европейской экономической  интеграции.

1. Необходимость и сущность  интеграции.

В настоящее время в  мире полным ходом идут интеграционные процессы,  то есть процессы сращивания национальных экономических, социальных, правовых и институциональных  систем,  и  количество  экономических  союзов  и   единых таможенных  зон  непрерывно  растёт.  Поэтому  особенно  важно  знать, как подобные объединения влияют на экономику  государств-членов объединения и  на мировую экономику в целом, о трудностях на пути экономической  интеграции  и о путях  их  преодоления  с  учётом  изучения  мирового  опыта. Необходимо изучить  мировой  опыт интеграционных  процессов,  предпосылки  интеграции, внутреннюю   логику,   нормативно-правовую   базу   интегрирующихся   стран, положительные и отрицательные моменты для конкретного государства, связанные с углублением интеграционных процессов. Всё это позволит  избежать многих  ошибок  в   будущем,  и будет   способствовать   более   уверенному продвижению по пути  экономической интеграции.

Реальное  интегрирование  возможно  лишь  при  наличии  трёх основных условий:

Во-первых, нужен  достаточно  высокий  уровень  развития  промышленности, делающий   национальные хозяйства  взаимодополняющими, все  более заинтересованными  в сотрудничестве друг с другом. Интегрирование возможно  и необходимо   лишь   между странами,  имеющими развитую обрабатывающую промышленность, особенно её высокотехнологичные отрасли. Что же касается менее развитых стран, производящих и экспортирующих преимущественно  базовые товары,  то   они   выступают по отношению друг к  другу не   как взаимодополняющие, а  как  конкурирующие  хозяйственные  системы.  Им  почти нечего предложить  друг другу:  в  сырье  они  почти  не  нуждаются  из-за отсутствия   собственной   обрабатывающей  промышленности, а  немногие производимые ими готовые  изделия  по  качеству  значительно уступаюттем, какие можно ввезти  из  развитых стран. К тому же из-за постоянных финансовых трудностей они ограничены  в предоставлении  друг  другу как правительственных, так и коммерческих экспортных кредитов. Взаимная торговля между ними развита очень слабо: и как экспортеры, и как импортеры они гораздо сильнее привязаны к промышленно развитым  странам,  чем друг к другу.

Во-вторых, даже  достаточно  развитые  в  промышленном  отношении  страны способны к интегрированию друг с другом лишь при условии, что  их  экономика является  не  командно-распределительной  и  жестко  централизованной,   где действуют  искусственные цены, плановые издержки производства и государственная  монополия  внешней  торговли, а  рыночной  и децентрализованной, где главными действующими лицами являются не  чиновники, а частные предприниматели.

В-третьих, интегрирование может  стать устойчивым и необратимым  процессом лишь  при  наличии  в государствах-партнерах высокоразвитой  и прочно укоренившейся политической демократии, способной  учитывать  и  обеспечивать экономические, социальные и культурные интересы различных  групп  населения. В противном  случае  и внутренняя  ситуация, и  внешняя  политика  остаются спонтанными, трудно предсказуемыми  и  не  внушающими   доверие  со  стороны других  стран-партнеров.  А в  таких  условиях  невозможно  ни открытие таможенных границ, ни формирование  и проведение  совместной  экономической политики, ни создание наднациональных фондов для финансирования  мероприятий такой политики.

Рассматривая причины  интеграции, нельзя  не  заметить,  что  каждая  из участвующих  в  интеграционном  процессе  сторон  имеет   свои   собственные  интересы  и  пытается  решить  свои  собственные  проблемы.   Таких   причин существует великое  множество,  в  частности желание,  получить  доступ  на зарубежный рынок сбыта, а также  доступ  к  более  дешёвым  производственным ресурсам,  улучшить  условия  торговли,  сократить  издержки   на   масштабе производства, добиться устойчивого  экономического  роста,  привлечь  прямые зарубежные инвестиции, которые охотнее  идут  на  большие  рынки.  Не  менее важны   и   неэкономические   цели:    налаживание    более    дружественных взаимоотношений   со   странами-соседями,  укрепление сотрудничества    в культурной, научной, социальной  и политической областях, увеличение  своего влияния  на мировой политической и экономической  арене,  так  как  к  мнению подобных сообществ прислушиваются гораздо больше, чем к  отдельным  странам. Кроме того,  многие  менее  развитые  страны  видят  в  интеграции   способ приобщения  к  экономическому  и технологическому  опыту более богатых соседей, а  также  гарантию  политической  и  экономической  стабильности  в процессе рыночных реформ.

Помимо  всего  вышеперечисленного,  интеграция стран  создаёт несколько  эффектов, способствующих привлечению  новых участников в этот процесс. Первый эффект называется демонстрационным  и заключается в  том,  что  в государствах-участниках   интеграционного  процесса обычно  наблюдаются положительные  экономические эффекты, такие как  увеличение  темпов  роста  и  занятости, снижение инфляции и инвестиционный бум. Это приводит к тому,  что  окружающие данное объединение  страны тоже  хотят  воспользоваться  плодами интеграции, даже не имея к  тому должных предпосылок. Примером может  служить разгоревшаяся  на постсоветском пространстве битва  за право вступления в  ЕС, заключение в срочном порядке торговых отношений  Латиноамериканских  стран  с  Мексикой после её вступления в НАФТА.

Второй эффект заключается  в  том,  что  часть  торговли   стран-участниц интеграционного процесса переориентируется с внешнего мира  другна  друга, что создаёт неудобства окружающим странам и вынуждает их  присоединяться  к интеграционному процессу.

Но для участия в  интеграционном процессе мало одних  добрых намерений  и желания сотрудничать. Важно иметь много  общих черт  во всех  областях,  так называемое  ядро   интеграции, которое   предполагает   близость   уровней  экономического развития и общность экономического и политического  строя.  Не  менее  важна  культурная и  религиозная  близость  объединяющихся  народов, так как без взаимопонимания  и уважения традиций и обычаев  друг друга  любое объединение  невозможно.  И  конечно,  свою   роль   играет   географическая близость стран-участников  объединения,  поскольку  она  способствует  более быстрому и выгодному налаживанию  сотрудничества, культурной близости.

1 Этапы(уровни) интеграции.

Первым этапом интеграции является  заключение  торговых  соглашений  на двух- или многосторонней основе. Суть таких соглашений –  в  снижении  внутри данной группы стран тарифов по сравнению  с  тарифами  на  товары  и  услуги остального  мира,  и  хотя  такая  дискриминация  стран,  не  участвующих  в соглашении,  противоречит  принципам  ГАТТ/ВТО,  эти  меры  допускаются  каквременные, подготовительные соглашения, направленные на углубление нтеграционного  процесса.  Торговые  соглашения   возникли   в   результате развития  международного   переговорного процесса в области торговых соглашений. Первые двухсторонние торговые соглашения начали заключаться  США в 30-х гг., после отмены Акта Смута-Холи о таможенной  политике  США после окончания Второй мировой войны появились первые  многосторонние  торговые соглашения.

Вторым этапом интеграции  является  создание  зоны  свободной  торговли (ЗСТ), где отменяются все  тарифы на  товары  стран-участниц  соглашения,  но при этом каждая отдельная  страна  сохраняет  автономность  своей  таможенной политики по отношению  к внешнему  миру.  Иногда  снятие  таможенной  пошлины происходит не на все товары, обычно пошлины  остаются на  продукты  сельского  хозяйства. На этом  уровне возможно также создание  небольшого координационного совета.

К зонам свободной торговли относятся:

-  Европейская  ассоциация  свободной  торговли  EFTA  (Австрия,  Финляндия, Исландия, Лихтенштейн,  Норвегия, Швеция), созданная в 1960г.;

- Европейская экономическая  зона EEA (страны Европейского  союза,  Исландия, Лихтенштейн), существующая  с 1994г.;

- Североамериканская зона  свободной торговли NAFTA (США,  Мексика,  Канада), существующая с 1994г. и  др.

Третьим уровнем интеграции является образование таможенного  союза.  Он характеризуется  тем,  что   государства-участники   отменяют   национальные таможенные тарифы и вводят общую для всех  стран-членов  систему  таможенных пошлин и методов нетарифного  регулирования по отношению к  третьим  странам. Таможенный союз подразумевает  беспошлинную торговлю внутри  союза  и  полную свободу  перемещения  внутри  региона,  а  также  требует   создания   общих координирующих органов, обычно на уровне периодических  встреч министров.

К  четвёртому   уровню   интеграции относится общий рынок. Он предусматривает не только общую  таможенную политику  и  свободу  перемещения товаров и услуг, но и свободное перемещение факторов производства:  труда  и капитала. Этот уровень  требует  больших  координационных  усилий  и  обычно происходит на уровне встреч глав государств.

Интеграцией пятого  уровня является экономический союз. При  экономическом союзе кроме общей  таможенной  политики  и   свободы   движения ресурсов проводится  координация  движения  макроэкономической   политики  в ключевых областях, таких  как валютная, бюджетная, и  правительства  уступают часть своих функций  созданным межнациональным органам.

На этом уровне интеграции находятся: Европейский  союз,  в  который  входят:  Австрия,  Бельгия,  Великобритания, Дания, Германия, Люксембург, Греция, Ирландия, Испания, Италия,  Нидерланды, Португалия, Финляндия, Франция, Швеция; Содружество Независимых  Государств СНГ в составе которого на данный  момент: Армения, Азербайджан, Беларусь,  Грузия,  Казахстан,  Кыргызстан,  Молдавия, Россия,  Таджикистан, Туркменистан, Украина, Узбекистан.

По данным ГАТТ/ВТО, к середине 90-х гг. в мире насчитывалось  более  30 интеграционных объединений различного типа. Отдельные группировки  полностью  выполнили намеченную программу  интеграции  и  совершенствуют  её  отдельные стороны   (Австралийско-Новозеландская  ЗСТ, Балтийская  ЗСТ, Центральноамериканский общий рынок и т.д.). Однако большинство  из  них  еще находится  на  ранних  подступах  к  поставленным  целям  (СНГ,  Африканское экономическое сообщество и т.д.).

Наиболее развитым интеграционным объединением, своего рода моделью,  на которой отрабатываются отдельные  элементы интеграции,  является  Европейский союз.

2. Особенности развития  западноевропейской экономической   интеграции.

Западная Европа с точки  зрения развития торговых отношений  представляет собой кольцевую структуру  с ярко выраженным  центром  —  Европейским  Союзом (ЕС) и достаточно мощными центростремительными силами.  Объективные  причины обусловили активное развитие торгово-экономических  отношений  и интеграционных процессов  между  странами  Западной  Европы.  Первыми  начали движение к объединению  небольшие страны: Бельгия, Люксембург  и  Нидерланды. Позднее  активную  роль  в  этом  процессе стали  играть  более  крупные европейские  страны. В настоящее время ЕС занимает сильные позиции в  мировой

экономике  и  международной  торговле. Кроме того, большинство  других европейских стран связаны  с ЕС соглашениями о зонах свободной  торговли и  т. п. В результате все  государства региона  в  той  или  иной  мере  подвержены торгово-экономическому влиянию ЕС.

2.1 Европейский союз.

Современная история образования  и  развития  Европейского  союза  (ЕС) начинается с 1951 г. В апреле этого  года был подписан договор о  Европейскомобъединении угля и стали (ЕОУС), в который вошли шесть стран — Франция, ФРГ,  Италия,  Бельгия,  Нидерланды,  Люксембург.  Это была своего рода предыстория западноевропейской интеграции. Реальный отсчет ее  возникновения и развития начинается с 1957 г., когда те же  страны  подписали договоры  о создании  Европейского  экономического  сообщества  (ЕЭС) и Европейского сообщества по атомной энергии (Евратом). В состав сообществ вошли страны с высоким уровнем развития, что во  многом  определило  высокие темпы их экономического  роста   на   протяжении   последующих 15 лет. Развитие западноевропейской  интеграции  с конца 50-х гг.  до  настоящего  времени протекало неравномерно и относительно противоречиво. Вместе с тем цели и задачи, поставленные  при образовании ЕЭС, реализовывались достаточно последовательно и успешно.

Процесс развития  западноевропейской  экономической  интеграции  можно  условно подразделить на четыре этапа.

Первый этап (конец 50-х  – середина 70-х гг.) считается  «золотым  веком» в жизни Сообщества. Он ознаменовался досрочным созданием  таможенного союза, сравнительно успешным формированием единого аграрного  рынка,  вступлением  в ЕЭС трех новых стран: Великобритании, Дании, Ирландии. Конкретными целями создания  ЕЭС,  или,  как  его  часто  называли,  «Общего рынка», были:

* постепенное  устранение  всех  ограничений  в  торговле  между странами-участницами;

* установление общего  таможенного тарифа в торговле  с третьими странами;

* ликвидация ограничений  для свободного  передвижения  «людей,  капиталов, услуг»;

Информация о работе Проблемы и перспективы европейской экономической интеграции