Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Февраля 2013 в 11:20, курсовая работа
Международная экономическая интеграция — характерная особенность современного этапа развития мировой экономики. В конце XX в. она стала мощным инструментом ускоренного развития региональных экономик и повышения конкурентоспособности на мировом рынке стран — членов интеграционных группировок. Слово «интеграция» происходит от лат. integratio – восполнение или integer – целый.
Введение
1. Необходимость и сущность интеграции 4
1.1 Этапы интеграции 7
2. Особенности развития западноевропейской экономической интеграции 9
2.1 Европейский союз 9
2.2 Европейская ассоциация свободной торговли 14
2.3 Центрально-европейское соглашение о свободной торговле 15
2.4 Европейский экономический валютный союз 17
3. Будущее Европы 22
Заключение
Список использованной литературы
* разработка и проведение
общей политики в области
* создание валютного союза;
* унификация налоговой системы;
* сближение законодательства;
* разработка принципов
согласования экономической
В целях реализации этих установок была создана комплексная управленческая структура – Совет министров ЕЭС, Комиссия европейских сообществ, Европейский совет, Европейский суд, Европейский парламент. Своей первой целью ЕЭС поставило решение задачи создания общего рынка товаров, капиталов, услуг и рабочей силы стран-участниц. Для этого был создан таможенный союз. Именно таможенный союз лежит в основе ЕЭС. В рамках таможенного союза были:
* ликвидированы торговые
ограничения во взаимной
* установлен единый таможенный тариф по отношению к третьим странам;
* достигнута свобода
* обеспечена свободная миграция рабочей силы и свобода выбора места жительства.
Все эти меры способствовали ускорению промышленной интеграции. Одновременно делались попытки по осуществлению аграрной интеграции в форме установления коллективного протекционизма с помощью компенсационных сборов и финансирования через сельскохозяйственный фонд. Аграрная политика ЕС базируется на единой системе цен, которая гарантирует установление единой минимальной цены для многих сельскохозяйственных продуктов стран – членов ЕС. Формирование общего рынка ускорило процесс превращения национальных монополий стран ЕЭС в транснациональные, способствовало проникновению в экономику стран-партнеров. Развитие ЕЭС означало интенсивный переход стран – участниц Сообщества от замкнутых национальных хозяйств к экономике открытого типа, обращенной к внешнему рынку.
Второй этап (середина
70-х – середина 80-х гг.) вошел
в историю ЕС тем, что
удалось принять программу
европейского валютного
Третий этап (вторая половина 80-х – начало 90-х гг.) – этап дальнейшего расширения состава Сообщества. В 1986 г. присоединение Испании и Португалии привело к обострению ранее существовавших межстрановых диспропорций. На момент вступления в ЕС душевой доход в Португалии составлял примерно половину среднего по ЕЭС, в Испании – около 3/4. В новых странах-участницах примерно один из пяти работал в сельском хозяйстве, в то время как в ЕЭС – один из тринадцати. Вместе с тем именно этот период характеризуется новыми импульсами в развитии западноевропейской интеграции, связанными прежде всего с принятием Единого Европейского Акта (ЕЕА). В ЕЕА подтверждалась общая цель стран – участниц Сообщества – создание Европейского союза – объединения, которое представляет собой политический альянс участников Сообщества и предусматривает не только высокую степень их экономического, валютно-финансового, гуманитарного сотрудничества, но и согласование внешней политики, включая обеспечение безопасности. Центральным положением ЕЕА явилась зафиксированная в нем цель создания единого экономического пространства, в котором разные страны – члены ЕЭС составляли бы единый хозяйственный организм. С принятием ЕЕА усилились интеграционные процессы стран – членов Сообщества в области микро- и макроэкономики, политики и права, науки и экологии, регионального развития, социальных отношений. В начале 90-х гг. страны – члены ЕС практически завершили создание основ единого рынка и вплотную приблизились к формированию валютно-экономического и политического союзов.
Четвертый этап (середина
90-х гг. XX в. – начало XXI в.). В
соответствии с Единым
Поступательное
развитие ЕС отнюдь не
2.2 Европейская ассоциация свободной торговли.
Экономическая интеграция в
Западной Европе не ограничивается
только территорией ЕС: с начала
60-х гг. существует Европейская
ассоциация свободной торговли (ЕАСТ).
ЕАСТ в отличие от ЕС не
имеет наднациональных функций
и межгосударственных координирующих
институтов. ЕАСТ во главу угла
ставит экономическое сотрудничество.
В первую очередь она содействовала
либерализации торговли и устранению
таможенных барьеров. Страны
– члены ЕАСТ (в 80-х гг. их было
семь, в середине 90-х гг. –
четыре – Норвегия, Исландия, Лихтенштейн,
Швейцария) добровольно присоединяются
к тому или иному торгово-
2.3 Центрально-европейское
соглашение о свободной
После прекращения деятельности интеграционной группировки бывших социалистических государств – Совета Экономической Взаимопомощи (СЭВ) бывшие члены этой организации не отказались от углубленного сотрудничества. В 1990 г. они образовали свою интеграционную группировку – «Вышеградскую тройку», в которую вошли Венгрия, Польша и Чехословакия. После распада Чехословакии эта группировка преобразовалась в «Вышеградскую четверку». С 1 марта 1993 г. в рамках этой группировки вступило в силу Центрально- европейское соглашение о свободной торговле (СЕФТА), предусматривающее постепенное взаимное снижение пошлин. Этот шаг был продиктован тем, что, несмотря на специальные «европейские соглашения» с ЕС каждой из стран «Вышеградской четверки», их торгово-экономические отношения развиваются в целом малоудовлетворительно. Поэтому для сохранения и преумножения наработанных за последние десятилетия торгово-экономических связей Центральной Европы и была создана эта интеграционная группировка.
При подписании договора в 1992 г. предполагалось ликвидировать все таможенные барьеры между участвующими странами к 2001 г. Однако позднее было принято решение ускорить этот процесс. Уже шесть государств (дополнительно к учредителям присоединились Румыния и Словения) намерены активизировать торговлю в регионе. С сентября 1995 г. СЕФТА приобрела статус открытой организации. Важным принципом деятельности СЕФТА стало то, что «внутренние рынки открываются не для конкуренции, а чтобы дополнять друг друга». К договору может присоединиться любое государство при условии его членства в ВТО и наличии у него договоров о свободной торговле с ЕС и каждым из участников СЕФТА. По прогнозам экспертов, к началу XXI в. в СЕФТА могут войти Болгария, Литва, Латвия, Эстония, Украина. Население, проживающее в этой зоне, составит свыше 120 млн. человек. При этом только 30% товаров, циркулирующих в рамках СЕФТА, будет облагаться налогами. Уже сейчас большая часть торговли промышленными товарами в рамках СЕФТА носит свободный характер. Сложнее обстоит дело в сельскохозяйственном секторе. В той или иной степени все страны «шестерки» пытаются защитить национальные рынки от иностранных конкурентов. Помимо либерализации товарных рынков («видимых» товаров) стороны решают вопросы либерализации рынков услуг и капитала. Вместе с тем шесть государств СЕФТА отказались от принятого ранее обязательства о взаимной поддержке в переговорах о вступлении в ЕС.
2.4 Европейский экономический валютный союз. (экономическая ситуация в странах еврозоны)
Деятельность Экономического
и валютного союза (ЭВС) в 1999 году
нельзя назвать удачным: евро не удалось
потеснить доллар и обеспечить себе
позиции резервной валюты. Впрочем,
такой результат не стала
неожиданностью. Введение единой европейской
валюты происходило в условиях ухудшения
мировой экономической
Экспортная ориентированность Германии, Франции и Италии, на долю которых приходится более половины ВВП еврозоны, стала одной из причин замедления темпов её экономического роста во второй половине 1998 – начале 1999 года в связи с усилением негативных тенденций в мировой экономике и сокращением мирового спроса. Ситуация заметно улучшилась во втором квартале 1999 года, когда прирост ВВП составил 0.5%. Одновременно происходило сближение темпов экономического роста стран еврозоны. В третьем квартале ВВП увеличился на 0.9% по сравнению с предыдущим кварталом и на 2.3% по сравнению с аналогичным периодом 1998 года. Темпы роста ВВП на четвёртый квартал составили 0.9%.
Стабилизация европейской экономики во второй половине 1999 года была обусловлена рядом факторов. Среди них: проведение Европейским центральным банком стимулирующей денежной политики, улучшение мировой экономической конъюнктуры, восстановление объёмов экспорта, расширение внутреннего спроса и ослабление евро. Наибольшие темпы роста были характерны для стран второго эшелона – Ирландии, Люксембурга, Испании, Финляндии, Нидерландов. Впервые за семь лет средний уровень безработицы в еврозоне был ниже 10%, тогда как реальный доходы населения увеличились. В то же время, согласно данным Евростата, темпы роста промышленного производства в конце 1999 года несколько замедлились, составив 1.1% в четвёртом квартале по сравнению с 1.4% в третьем. Тем не менее, показатель доверия предпринимателей, публикуемый Европейской комиссией, в последние месяцы 1999 г. продолжал уверенно расти. По оценкам прирост ВВП европейских стран в 1999 году превысил 2%.
В 2000 году доля еврозоны в общем объёме мирового экспорта достигла 19.5%, превысив аналогичные показатели США (15%) и Японии(8.5%). Но, несмотря на заметное расширение объёмов экспорта во второй половине 1999 г., одновременный рост импорта и дефицита в торговле услугами вызвал сокращение положительного сальдо торгового баланса с 1.1% ВВП в 1998 г. до 0.9% в 1999г.
Информация о работе Проблемы и перспективы европейской экономической интеграции