Проблемы государственного регулирования внешнеэкономической деятельности

Автор: Пользователь скрыл имя, 03 Апреля 2012 в 13:40, курсовая работа

Описание работы

Цель курсовой работы ¬ анализ системы государственного регулирования внешнеэкономической деятельности, изучение текущего состояния ВЭД России, определение перспектив совершенствования системы регулирования ВЭД и развития внешнеэкономической деятельности.

Содержание

Введение 3
1. Теоретические основы регулирования ВЭД 5
1.1. Понятие, виды и роль ВЭД 5
1.2. Нормативно-правовое регулирование ВЭД 7
1.3 Таможенно-тарифное регулирование 13
2. Анализ внешнеэкономической деятельности в РФ 16
2.1. Состояние ВЭД в России 16
2.2. Проблемы регулирования ВЭД в России 23
3. Перспективы развития таможенного регулирования и ВЭД в России 28
3.1. Совершенствование системы таможенного регулирования 28
3.2. Цель и приоритеты внешнеэкономической политики Российской Федерации 32
Заключение 39
Список использованных источников 41

Работа содержит 1 файл

Курсовая.docx

— 135.21 Кб (Скачать)
  1. Создать единую автоматизированную систему, которая концентрировала бы всю информацию от перевозчиков, брокеров, государственных органов, сервисных организаций, банков и т.д.

Внедрение электронной системы межведомственного  контроля ввоза - вывоза между таможенной и налоговой службами РФ позволит в короткое время создать условия  для отказа от предоставления в налоговые  органы таможенных документов и документов с отметками таможни на бумажном носителе, предусмотренных ст. 165 Налогового кодекса  РФ (подтверждение нулевой  ставки НДС при вывозе товаров).

Данная  новация при её успешном и прозрачном внедрении обеспечит сокращение издержек бизнеса и, несомненно, повлияет на инвестиционную привлекательность  проектов связанных с внешнеэкономической  составляющей.

  1. Рассмотреть вопрос об изъятии у ФТС функции взимания таможенных платежей с её передачей ФНС, оставив за таможней функции проверки таможенной декларации и её соответствия перемещаемому товару, наличию необходимой разрешительной документации.

Целесообразным  было бы возложение функции администрирования  и взимания пошлин и налогов на Налоговую Службу. Это сделает  процесс более прозрачным, управляемым, мене затратным для государственного бюджета. Будет отслеживаться вся  цепочка производства и экспорта товаров, импорта и реализации. Легче проверять участника ВЭД и определять степень его добросовестности. Исчезнет необходимость при изменении таможенного законодательства, а также при заключении международных Соглашений, касающихся внешнеэкономической деятельности (зоны свободной торговли, таможенные союзы и т.д.), синхронизировать требования Таможенного, Гражданского и Налогового кодексов.

  1. Обеспечить возможность проведения «двушаговой» процедуры импорта (разрешить выпуск товаров до оплаты пошлины и (или) налогов).

Уплата  налогов после выпуска товаров  не должна быть привязана к поступлению  и списанию денежных средств. Данная мера даст возможность начислять  и уплачивать таможенные пошлины  и налоги  фактические, то есть без уплаты авансов. А существующая в рамках Таможенного Союза процедура корректировки ДТ вполне позволяет корректировать начисленные при ввозе налоги и пошлины до их уплаты, используя уточненную информацию о поступившем товаре.

Даная процедура уже реализована в  действующем законодательстве в  виде отсрочки уплаты таможенных платежей. Однако, ФТС данной процедурой не пользуется, из опасения столкнуться с фирмами-однодневкими, которые сегодня ввезут без оплаты налогов товары, а завтра прекратят свое существование.

  1. Отменить обязательность представления подтверждающих документов.

От участников ВЭД будет  требоваться подтверждающая документация только в случае, когда анализ рисков требует проверки документации.

  1. Определить юридические последствия в случаях несоблюдения таможенными органами сроков таможенного оформления товаров.

Ввести обязательную материальную ответственность таможенных органов (пусть на минимальном уровне), помимо права участников ВЭД добиваться компенсации ущерба через судебные органы.

  1. Разработать общие правила справедливости и прозрачности решений таможенных органов.
  2. Разрешить использовать отсрочку по уплате пошлин и налогов без выплаты процентов.
  3. Внедрить систему сквозного электронного документооборота с возможностью мониторинга прохождения отдельных этапов таможенного оформления от момента предъявления товара при пересечении таможенной границы, до момента вывоза растаможенного товара из зоны таможенного контроля.
  4. Внести в действующее законодательство поправки, позволяющие реализовывать перевалку иностранных товаров через российские порты по процедуре международного трансшипмента.

Данная законодательная  новелла позволит кратно увеличить  грузооборот крупнейших российских портов, доведя его до уровня таких  гигантов как Гамбург и Сингапур.

  1. Участие бизнесс-сообщества в формировании и реализации государсОтсутствие нормативно-правового акта ФТС по участию бизнеса в разработке нормативно-правовых актов (в том числе- порядок проведения консультаций), в анализе показателей развития ВЭД, в эффективности применения мер таможенного администрирования, и т.д приводит к негативным для бизнеса последствиямтвенной политики в области таможенного дела.22

23 сентября 2011 года в Калининграде  руководитель ФТС России Андрей  Бельянинов провел выездное заседание Коллегии ФТС России, где обсуждались вопросы совершенствования таможенного регулирования в особых экономических зонах и развития экспертно-криминалистической деятельности таможенных органов.

Коллегия отметила, что таможенные органы играют одну из ключевых ролей  в администрировании режима ОЭС. В качестве одного из способов привлечения  инвестиций в российскую экономику  и развития производства экспортно-ориентированных  и импортозамещающих товаров  на территориях особых экономических  зон применяется таможенная процедура  свободной таможенной зоны, которая  предполагает освобождение от уплаты таможенных пошлин и налогов, и связанные  с этим особенности совершения таможенных операций и проведения таможенного контроля.

ФТС России ведет активную работу по приведению российского законодательства, регулирующего применение таможенной процедуры СТЗ, в соответствие с  законодательством Таможенного  союза. Государственная Дума ФС РФ приняла  в первом чтении проект федерального закона «О внесении изменений в отдельные  законодательные акты Российской Федерации  в части их приведения в соответствие с законодательством Таможенного  союза»», которым в том числе  предусмотрено приведение российского  законодательства об особых экономических  зонах в соответствие с Соглашением  о СЭЗ. При подготовке поправок к  законопроекту учтена практика функционирования ОЭЗ и применения таможенной процедуры  СТЗ. Значительное количество поправок направленно на совершенствование  таможенного регулирования на территориях  ОЭЗ, в том числе на упрощение  совершения отдельных таможенных операций в отношении товаров на территориях  ОЭЗ.

После принятия данного закона будут  изданы несколько постановлений  Правительства РФ и более 10 нормативно-правовых актов ФТС России. Все новации  в части таможенного регулирования  на территориях ОЭЗ направлены на упрощение проведения таможенных операций при помещении товаров под  таможенную процедуру СТЗ  и при завершении ее действия, а также при временном хранении товаров на территории ОЭЗ. Вносимые поправки позволят сократить финансовые и временные издержки резидентов ОЭЗ.

Выступающие на заседании Коллегии отмечали, что не менее актуальна  работа по подготовке нормативно правовой базы, регулирующей функционирование ОЭЗ в Калининградской и Магаданской  областях. Учитывая эксклавное положение Калининградской области, подготовлен проект соглашения, определяющий особенности перемещения товаров и транспортных средств между Калининградской областью и остальной  частью таможенной территории Таможенного союза.23

 

 

3.2. Цель и приоритеты внешнеэкономической политики Российской Федерации

 

 

Целью внешнеэкономической политики является создание условий для достижения Россией лидирующих позиций в  глобальной экономике на основе эффективного участия в мировом разделении труда и повышения глобальной конкурентоспособности ее национального хозяйства.

Основные  целевые индикаторы (по годам) приведены в таблице 8.

Таблица 8

Основные  целевые индикаторы внешнеэкономической  политики до 2020 года, млрд. долл.

 

2010

2015

2020

Экспорт товаров, всего

503

638

903

экспорт топливно-энергетических товаров

313

375

484

экспорт машин и оборудования

30

55

122

  экспорт транспортных услуг

13,1

23,4

41

Импорт товаров, всего

434

683

943

Прямые инвестиции российских компаний за рубежом

46

93

216

Прямые иностранные инвестиции в  Россию

64

108

209


Достижение  стратегической цели внешнеэкономической  политики обеспечивается в рамках реализации ее приоритетных направлений, с четкой увязкой действий по каждому из них с решаемыми внутренними задачами, потребностями и возможностями российской экономики на каждом из этапов перехода к инновационному социально ориентированному типу развития.

Первое  – обеспечение ведущих позиций России на мировых рынках высокотехнологичных товаров и услуг в соответствии с ее специализацией в глобальной научно-технологической сфере.

В настоящее время определились контуры  специализации России в области  высоких технологий, требующей соответствующего закрепления как на мировых рынках высокотехнологичных товаров и  услуг, так и в системе глобальных производственно-кооперационных связей. Это – авиастроение, ракетно-космическая  промышленность и космические услуги, атомная энергетика, судостроение, информационные и телекоммуникационные технологии и, в перспективе, наноиндустрия.

Необходимо  стремиться к созданию гибкого инновационного сектора, который будет строиться  одновременно на российских возможностях и разработках, а также на кооперации с другими производителями инноваций и технологий, включая страны ЕС, Китай, Индию и США.

Второе  – содействие экспорту и достижению глобальной конкурентоспособности обрабатывающих отраслей, АПК и сферы услуг.

Основной  целью является формирование конкурентоспособного сектора в обрабатывающей промышленности и сфере услуг, включая машиностроение, агропромышленный сектор и рыболовство, металлургию и химическую промышленность, строительство, а также отрасли, оказывающие услуги населению.

Будет создан механизм содействия продвижению российских товаров, основанный на их идентификации и устранении барьеров к доступу на внешние рынки, а также на комплексной поддержке экспортно-ориентированных проектов, охватывающих весь жизненный цикл продукции. Предполагается содействовать формированию инфраструктуры российских испытательных лабораторий и органов по сертификации, результаты деятельности которых будут признаваться за рубежом.

Предстоит существенно развить и усовершенствовать  систему обеспечения недискриминационных условий доступа российских товаров, услуг и капиталовложений на зарубежные рынки. С этой целью необходимо интенсифицировать работу с российским деловым сообществом как по выявлению барьеров к доступу на внешние рынки или угроз возникновения таких барьеров, так и по информированию делового сообщества о существующих и потенциальных инструментах защиты его интересов на внешних рынках.

Повышение конкурентоспособности обрабатывающих отраслей будет осуществляться за счет эффективного применения инструментов таможенно-тарифного регулирования, включая реализацию принципа эскалации таможенного тарифа, расширения применения специальных защитных, антидемпинговых и компенсационных мер для защиты внутренних рынков.

Третье  – интеграция России в глобальную транспортную систему и реализация транзитного потенциала российской экономики.

Важнейшим фактором усиления геополитических  позиций страны и географической диверсификации ее внешнеэкономической  активности является интеграция России в глобальную транспортную систему  на основе создания современной инфраструктуры и развития мультимодальных транспортных коридоров.

В этой связи предстоит обеспечить конкурентоспособность российских международных транспортных коридоров  за счет развития конкурентной тарифной политики на транспортные услуги, создания конкурентоспособных на рынке перевозок  логистических центров, упрощения процедур оформления транзитных грузов, развития пунктов пропуска, а также путем обеспечения реализации российских интересов при разработке международных правил грузового транзита и заключения соглашений с заинтересованными странами о создании и функционировании транспортных коридоров.

Четвертое – повышение роли России в обеспечении  глобальной энергетической безопасности и укрепление ее позиций на рынке  углеводородов.

Основными задачами в данной области являются страновая диверсификация экспорта энергоносителей (углеводородного топлива) и сохранение суверенного контроля над энергетическими ресурсами.

Предстоит реализовать крупные инфраструктурные проекты, ориентированные на диверсификацию экспортных маршрутов и продвижение  на новые рынки. Прежде всего это нефтепроводная  система "Восточная Сибирь - Тихий океан" и Балтийская трубопроводная  
система – 2, нефтепровод Бургас – Александруполис, Северо-Европейский газопровод, газопровод "Южный поток", Прикаспийский газопровод.

Необходимо  обеспечить содействие продвижению  и закреплению российских компаний на рынках энергетических сервисных  услуг и продукции с высокой степенью переработки в перспективных регионах Южной и Юго-Восточной Азии, Латинской Америки и Африки.

Одна  из важнейших задач - выстраивание зарубежной логистической сети реализации российских углеводородов на основе перекрестного владения активами, включая газораспределительные и розничные сети продажи нефтепродуктов, подземные хранилища газа, нефтеперерабатывающие мощности, сети АЗС. Будет расширено участие России в многосторонних проектах по добыче и транспортировке нефти и газа.

Информация о работе Проблемы государственного регулирования внешнеэкономической деятельности