Автор: Пользователь скрыл имя, 03 Апреля 2012 в 13:40, курсовая работа
Цель курсовой работы ¬ анализ системы государственного регулирования внешнеэкономической деятельности, изучение текущего состояния ВЭД России, определение перспектив совершенствования системы регулирования ВЭД и развития внешнеэкономической деятельности.
Введение 3
1. Теоретические основы регулирования ВЭД 5
1.1. Понятие, виды и роль ВЭД 5
1.2. Нормативно-правовое регулирование ВЭД 7
1.3 Таможенно-тарифное регулирование 13
2. Анализ внешнеэкономической деятельности в РФ 16
2.1. Состояние ВЭД в России 16
2.2. Проблемы регулирования ВЭД в России 23
3. Перспективы развития таможенного регулирования и ВЭД в России 28
3.1. Совершенствование системы таможенного регулирования 28
3.2. Цель и приоритеты внешнеэкономической политики Российской Федерации 32
Заключение 39
Список использованных источников 41
В товарной структуре импорта продолжала увеличиваться доля машин, оборудования и транспортных средств в январе-марте 2011 г., доли других товарных групп сократились (табл. 6).
Таблица 6
Показатели
импорта Российской Федерации в январе-марте
2010 – 2011 гг.
Наименование товара |
январь-март 2010 г. |
январь-март 2011 г. |
темпы роста в % | ||||
млн. долл. |
в % к итогу |
млн. долл. |
в % к итогу |
стоимости |
физического объема |
цены | |
Всего |
40898 |
100,0 |
60175 |
100,0 |
147,1 |
135,4 |
106,2 |
Продовольственные товары и сельскохозяйственное сырье (кроме текстильного) |
7534 |
18,4 |
9851 |
16,4 |
130,8 |
110,3 |
109,6 |
Минеральные продукты |
1303 |
3,2 |
979 |
1,6 |
75,1 |
173,8 |
109,6 |
Продукция химической промышленности, каучук |
7169 |
17,5 |
9332 |
15,5 |
130,2 |
118,4 |
110,2 |
Текстиль, текстильные изделия и обувь |
2858 |
7,0 |
4019 |
6,7 |
140,6 |
135,0 |
109,1 |
Металлы и изделия из них |
2878 |
7,0 |
4183 |
7,0 |
145,3 |
151,0 |
107,7 |
Машины, оборудование и транспортные средства |
16144 |
39,5 |
25802 |
42,9 |
159,8 |
154,6 |
103,0 |
Другие товары |
3012 |
7,4 |
6009 |
10,0 |
199,5 |
… |
… |
В январе-марте 2011 г. рост группы машины, оборудования и транспортные средства составил 59,8% по сравнению с январем-мартом 2010 года. Увеличилась стоимость импорта легковых автомобилей в 2,3 раза, грузовых автомобилей - в 2,2 раза, в основном за счет роста физических объемов.
Импорт металлов и изделий из них вырос на 45,3%, за счет увеличения физических объемов и роста цен на основные товары этой группы.
Импорт продовольственных
Увеличиваются темпы восстановления импорта текстиля, текстильных изделий и обуви, импорт превысил показатель января-марта 2010 г. на 40,6%, что объясняется ростом физического объема и средних контрактных цен на кожаную обувь и хлопчатобумажные ткани и увеличением стоимостных объемов импорта одежды.
Импорт продукции химической промышленности, в январе-марте 2011 г. по сравнению с январем-мартом 2010 г. возрос на 30,2 процента. Из основных товаров этой группы можно выделить рост стоимостных объемов импорта лекарственных средств (на 28,0%), каучука (в 2,1 раза). 17
Внешнеторговый оборот субъектов РФ представлен в таблице 7.
Таблица 7
Внешнеторговый оборот субъектов РФ, млн. долл.18
2008 |
2009 | |||||||
Со странами дальнего зарубежья |
Со странами СНГ |
Со странами дальнего зарубежья |
Со странами СНГ | |||||
экспорт |
импорт |
экспорт |
импорт |
экспорт |
импорт |
экспорт |
импорт | |
Российская Федерация |
397925 |
230494 |
69656 |
36607 |
254967 |
145651 |
46784 |
21806 |
Центральный ФО |
186363,8 |
142320,7 |
15619,7 |
11795,5 |
115401,5 |
90387,1 |
11481,4 |
6301,9 |
Северо-Западный ФО |
44961,4 |
46618,6 |
4359,8 |
741,5 |
28912 |
28714,9 |
2904,4 |
539,2 |
Южный ФО |
11720,8 |
8139,7 |
3483,7 |
3941,3 |
7480,1 |
5642,1 |
1964,8 |
2275,9 |
Приволжский ФО |
44971,5 |
10311,7 |
9695,4 |
3132,9 |
26529 |
6608,4 |
6027,1 |
2013,9 |
Уральский ФО |
69378,9 |
6946,5 |
8648,6 |
3845,5 |
41832,4 |
5148,5 |
4982,8 |
2323,7 |
Сибирский ФО |
26349,7 |
7241,9 |
4191,1 |
2539,4 |
22892,3 |
4205,8 |
2649 |
1618,5 |
Дальневосточный ФО |
13921,1 |
8832,2 |
142,8 |
17,9 |
11950,5 |
4943,4 |
19,8 |
18,3 |
Лидирующее положение занимают Центральный ФО и Уральский ФО, самыми отстающими субъектами по показателям являются Южный ФО и Дальневосточный ФО.
Кардинальные изменения геополитического положения России после распада СССР существенно повысили роль внешнеэкономического фактора в развитии страны. Внешнеэкономическими для России стали хозяйственные и торговые связи с ближним зарубежьем. В результате зависимость России от внешних рынков более чем удвоилась.
Переход
к рыночной экономике поставил перед
внешнеэкономической
В течение продолжительного периода (до 80-90-х гг.) внешнеэкономическая деятельность рассматривалась в нашей стране как вынужденное явление.
Экономика страны была несбалансированной, и импорт рассматривался как средство покрытия дефицита, а экспорт – как вынужденная плата за импорт.
Непосредственные
создатели экспортного
Скорость
перехода России от системы монополии
государства на внешнеэкономическую
деятельность к системе регулирования,
в целом соответствующая
Реформирование экономики страны, включая ВЭД, обеспечивает децентрализацию во внешнеэкономической деятельности, разрушение монополии на внешнюю торговлю. Предприятия при этом получили право самостоятельного выхода на внешний рынок.
Российская экономика все еще переживает сложный переходный период, она крайне диспропорциональна. Поэтому ей нужен весь арсенал возможных средств внешнеторгового регулирования, включая защитные (протекционистские) меры.
В современном мире эффективность функционирования национального экономического комплекса государства во многом зависит от масштабов и характера его включения в процессы международного разделения труда, от профиля его международной специализации.
При
выработке системы
При разработке стратегии ВЭД, речь идет в целом о необходимости повышения роли государства в организации и осуществлении ВЭД, особенно в кризисные, переходные и стабилизационные периоды. Применительно к российским условиям это означает не возврат к системе государственной монополии на ВЭД, а усиление организующего и контролирующего начал. Представляется оправданным усиление государственного участия в определении и реализации целей, приоритетов, основных направлений структурной политики, ее тесной увязке с внешнеэкономическим регулированием.
Очень важно укрепить в России законодательную и нормативно-правовую основу государственного регулирования ВЭД. Желательно разработать и принять комплексный закон о ВЭД, подвести законодательную базу под те формы внешнеэкономических связей, которые еще не имеют законодательной регламентации (экспорт капитала, торговля лицензиями и др.). Позитивную роль может сыграть внесение изменений и дополнений в ряд важных действующих законов, в частности в закон о государственном регулировании внешнеторговой деятельности, а также ускорение выработки министерствами и ведомствами нормативных актов, конкретизирующих положения законов, указов президента, постановлений правительства.
Целесообразно укрепить институциональные основы государственного регулирования ВЭД, хотя первые шаги в этом направлении (создание с учетом японской модели Министерства промышленности и торговли) не получили продолжения. Было бы оправданным создать вместо многочисленных и нередко дублирующих друг друга правительственных и межведомственных комиссий по различным вопросам ВЭД одной правительственной комиссии или совета по внешнеэкономическим связям во главе с премьером или первым вице-премьером. Задача этого органа – координация деятельности всех российских министерств и ведомств, занимающихся отдельными областями ВЭД.
В России назрела потребность в
формировании общегосударственной
системы информационного
Экономические меры, в том числе
финансовое содействие, налоговые льготы
и др. являются действенным средством
мобилизации экспортного
Необходимо в полной мере использовать международную практику по защите внутреннего рынка. Она служит, в частности, подтверждением тому, что эффективное осуществление регулирующих и контрольных функций в сфере ВЭД возможно лишь при условии задействования всего спектра существующих в этой области инструментов. В России, где государственными органами применяется сравнительно узкий набор средств регулирования, было бы полезным освоить и взять на вооружение весь их арсенал, в том числе нетарифные, административные методы, дающие значительный эффект.20
Россия завершает переговоры о вступлении во Всемирную торговую организацию. Необходимо время, чтобы подготовиться к работе в рамках этой международной организации. В первую очередь необходимо выработать приоритеты промышленной политики, создать и запустить в действие в полном объеме (хотя бы на несколько лет) систему государственной поддержки экспорта, подготовить (с помощью государства) несколько приоритетных высокотехнологичных производств к эффективной работе на внешнем и внутреннем рынке, осуществить пересмотр хозяйственного права в соответствии с международными стандартами и т.п. Это потребует порядка 6-7 лет. Россия может вступить в ВТО и раньше, но должна оговорить возможность отстаивать собственные национальные интересы в рамках переходного периода.21
На
встрече Общероссийской Общественной
Организации «Деловая Россия» были
выдвинуты предложения по совершенствования
системы таможенного
Информация о работе Проблемы государственного регулирования внешнеэкономической деятельности