Проблемы государственного регулирования внешнеэкономической деятельности

Автор: Пользователь скрыл имя, 03 Апреля 2012 в 13:40, курсовая работа

Описание работы

Цель курсовой работы ¬ анализ системы государственного регулирования внешнеэкономической деятельности, изучение текущего состояния ВЭД России, определение перспектив совершенствования системы регулирования ВЭД и развития внешнеэкономической деятельности.

Содержание

Введение 3
1. Теоретические основы регулирования ВЭД 5
1.1. Понятие, виды и роль ВЭД 5
1.2. Нормативно-правовое регулирование ВЭД 7
1.3 Таможенно-тарифное регулирование 13
2. Анализ внешнеэкономической деятельности в РФ 16
2.1. Состояние ВЭД в России 16
2.2. Проблемы регулирования ВЭД в России 23
3. Перспективы развития таможенного регулирования и ВЭД в России 28
3.1. Совершенствование системы таможенного регулирования 28
3.2. Цель и приоритеты внешнеэкономической политики Российской Федерации 32
Заключение 39
Список использованных источников 41

Работа содержит 1 файл

Курсовая.docx

— 135.21 Кб (Скачать)

В товарной структуре импорта продолжала  увеличиваться доля машин, оборудования и транспортных средств в январе-марте 2011 г., доли других товарных групп сократились (табл. 6).

Таблица 6

Показатели  импорта Российской Федерации в январе-марте  
2010 – 2011 гг.

Наименование товара

январь-март

2010 г.

январь-март

2011 г.

темпы роста в %

млн. долл.

в % к итогу

млн. долл.

в % к итогу

стоимости

физического объема

цены

Всего

40898

100,0

60175

100,0

147,1

135,4

106,2

Продовольственные товары и сельскохозяйственное сырье (кроме текстильного)

7534

18,4

9851

16,4

130,8

110,3

109,6

Минеральные продукты

1303

3,2

979

1,6

75,1

173,8

109,6

Продукция химической промышленности, каучук

7169

17,5

9332

15,5

130,2

118,4

110,2

Текстиль, текстильные изделия и  обувь 

2858

7,0

4019

6,7

140,6

135,0

109,1

Металлы и изделия из них 

2878

7,0

4183

7,0

145,3

151,0

107,7

Машины, оборудование и транспортные средства

16144

39,5

25802

42,9

159,8

154,6

103,0

Другие товары

3012

7,4

6009

10,0

199,5


В январе-марте 2011 г. рост группы машины, оборудования и транспортные средства составил 59,8% по сравнению с январем-мартом 2010 года. Увеличилась стоимость импорта  легковых автомобилей в 2,3 раза, грузовых автомобилей  - в 2,2 раза, в основном за счет  роста физических объемов.  

Импорт  металлов и изделий из них  вырос на 45,3%, за счет увеличения физических объемов  и  роста цен на основные товары этой группы.

Импорт продовольственных товаров  и сельскохозяйственного сырья  в январе-марте 2011 г. увеличился на 30,8%  по сравнению с январем-мартом  2010 г.  Импорт продовольствия из стран СНГ увеличился на 16,6%, из стран дальнего зарубежья – на 33,6 процента. Импорт этой товарной группы увеличился за счет роста физических объемов и повышения цен.  

Увеличиваются темпы восстановления импорта текстиля, текстильных изделий и обуви, импорт превысил показатель января-марта  2010 г. на 40,6%, что объясняется ростом  физического объема и средних контрактных цен на  кожаную обувь и хлопчатобумажные ткани и увеличением стоимостных объемов импорта одежды.  

Импорт продукции химической промышленности, в январе-марте 2011 г. по сравнению с  январем-мартом 2010 г.  возрос на 30,2 процента. Из основных товаров этой группы можно  выделить рост стоимостных объемов импорта лекарственных средств (на 28,0%), каучука (в 2,1 раза). 17

Внешнеторговый  оборот субъектов РФ представлен  в таблице 7.

Таблица 7

Внешнеторговый оборот субъектов РФ, млн. долл.18

 

2008

2009

Со странами дальнего зарубежья

Со странами СНГ

Со странами дальнего зарубежья

Со странами СНГ

экспорт

импорт

экспорт

импорт

экспорт

импорт

экспорт

импорт

Российская Федерация

397925

230494

69656

36607

254967

145651

46784

21806

Центральный ФО

186363,8

142320,7

15619,7

11795,5

115401,5

90387,1

11481,4

6301,9

Северо-Западный ФО

44961,4

46618,6

4359,8

741,5

28912

28714,9

2904,4

539,2

Южный ФО

11720,8

8139,7

3483,7

3941,3

7480,1

5642,1

1964,8

2275,9

Приволжский ФО

44971,5

10311,7

9695,4

3132,9

26529

6608,4

6027,1

2013,9

Уральский ФО

69378,9

6946,5

8648,6

3845,5

41832,4

5148,5

4982,8

2323,7

Сибирский ФО

26349,7

7241,9

4191,1

2539,4

22892,3

4205,8

2649

1618,5

Дальневосточный ФО

13921,1

8832,2

142,8

17,9

11950,5

4943,4

19,8

18,3


 

Лидирующее  положение занимают Центральный  ФО и Уральский ФО, самыми отстающими субъектами по показателям являются Южный ФО и Дальневосточный ФО.

 

2.2. Проблемы регулирования ВЭД в России

 

 

 Кардинальные изменения геополитического положения России после распада СССР существенно повысили роль внешнеэкономического фактора в развитии страны. Внешнеэкономическими для России стали хозяйственные и торговые связи с ближним зарубежьем. В результате зависимость России от внешних рынков более чем удвоилась.

Переход к рыночной экономике поставил перед  внешнеэкономической деятельностью  задачу способствовать максимально  эффективному включению российского  народного хозяйства в мировые  экономические процессы с целью использования преимуществ международного разделения труда.

В течение  продолжительного периода (до 80-90-х  гг.) внешнеэкономическая деятельность рассматривалась в нашей стране как вынужденное явление.

Экономика страны была несбалансированной, и  импорт рассматривался как средство покрытия дефицита, а экспорт –  как вынужденная плата за импорт.

Непосредственные  создатели экспортного потенциала – первичные звенья (объединения, предприятия, НИИ) были отстранены от участия  во внешнеэкономической деятельности, и это было одной из причин неэффективности  экспорта. В годы реформ проводилась  политика ускоренной либерализации  внешнеэкономической деятельности, которая в полной мере соответствовала  политике «шоковой терапии», проводившейся  в стране. Быстрыми темпами в 1990-е  гг. выстраивалась и система регулирования  внешнеэкономической деятельности. Россия сформировала достаточно либеральную  систему регулирования внешней  торговли и других форм внешнеэкономических  связей за весьма короткий срок: примерно к 1997 г. в стране функционировала система государственного регулирования в основных элементах, схожая с системами, используемыми странами с развитой рыночной экономикой.

Скорость  перехода России от системы монополии  государства на внешнеэкономическую  деятельность к системе регулирования, в целом соответствующая стандартам рыночной экономики, не могла ни отразиться на качестве этой системы. Так, система  государственного регулирования внешнеэкономических  связей России имеет ряд недостатков, которые влияют (или могут повлиять при определенных обстоятельствах) не только на развитие внешнеэкономической  деятельности, но и на развитие всей национальной экономики.

Реформирование  экономики страны, включая ВЭД, обеспечивает децентрализацию во внешнеэкономической  деятельности, разрушение монополии  на внешнюю торговлю. Предприятия  при этом получили право самостоятельного выхода на внешний рынок.

Российская  экономика все еще переживает сложный переходный период, она крайне диспропорциональна. Поэтому ей нужен весь арсенал возможных средств внешнеторгового регулирования, включая защитные (протекционистские) меры.

В современном мире эффективность  функционирования национального экономического комплекса государства во многом зависит от масштабов и характера  его включения в процессы международного разделения труда, от профиля его  международной специализации.

При выработке системы государственной  поддержки экспорта встает проблема выбора подотраслей и производств, заслуживающих поддержки. Для этого нужна разработка системы критериев отбора производств, заслуживающих государственной поддержки. К числу критериев, определяющих приоритетность поддержки производства и экспорта конкретных видов, необходимо отнести: наукоемкость продукции; динамику спроса на продукцию на международном рынке; мультипликативный эффект от наращивания производства экспортируемой продукции; экономическую эффективность экспорта продукции.19

При разработке стратегии ВЭД, речь идет в целом о необходимости повышения роли государства в организации и осуществлении ВЭД, особенно в кризисные, переходные и стабилизационные периоды. Применительно к российским условиям это означает не возврат к системе государственной монополии на ВЭД, а усиление организующего и контролирующего начал. Представляется оправданным усиление государственного участия в определении и реализации целей, приоритетов, основных направлений структурной политики, ее тесной увязке с внешнеэкономическим регулированием.

Очень важно укрепить в России законодательную и нормативно-правовую основу государственного регулирования ВЭД. Желательно разработать и принять комплексный закон о ВЭД, подвести законодательную базу под те формы внешнеэкономических связей, которые еще не имеют законодательной регламентации (экспорт капитала, торговля лицензиями и др.). Позитивную роль может сыграть внесение изменений и дополнений в ряд важных действующих законов, в частности в закон о государственном регулировании внешнеторговой деятельности, а также ускорение выработки министерствами и ведомствами нормативных актов, конкретизирующих положения законов, указов президента, постановлений правительства.

Целесообразно укрепить институциональные  основы государственного регулирования  ВЭД, хотя первые шаги в этом направлении (создание с учетом японской модели Министерства промышленности и торговли) не получили продолжения. Было бы оправданным создать вместо многочисленных и нередко дублирующих друг друга правительственных и межведомственных комиссий по различным вопросам ВЭД одной правительственной комиссии или совета по внешнеэкономическим связям во главе с премьером или первым вице-премьером. Задача этого органа – координация деятельности всех российских министерств и ведомств, занимающихся отдельными областями ВЭД.

В России назрела потребность в  формировании общегосударственной  системы информационного обеспечения  внешнеторговой деятельности, финансируемой  за счет средств федерального бюджета (возможно, с привлечением ресурсов предпринимательских структур) и  управляемой специальным уполномоченным органом. Необходимое условие эффективного функционирования такой системы  – создание широкой сети информационно-консультативных служб.

Экономические меры, в том числе  финансовое содействие, налоговые льготы и др. являются действенным средством  мобилизации экспортного потенциала страны. Несомненно, интересам российских экспортеров отвечали бы скорейшая  выработка и практическое использование  механизмов кредитования экспорта, предоставления государственных гарантийных обязательств, страхования торговли и инвестиций от коммерческих и политических рисков.

Необходимо в полной мере использовать международную практику по защите внутреннего рынка. Она служит, в частности, подтверждением тому, что эффективное осуществление регулирующих и контрольных функций в сфере ВЭД возможно лишь при условии задействования всего спектра существующих в этой области инструментов. В России, где государственными органами применяется сравнительно узкий набор средств регулирования, было бы полезным освоить и взять на вооружение весь их арсенал, в том числе нетарифные, административные методы, дающие значительный эффект.20

Россия завершает переговоры о  вступлении во Всемирную торговую организацию. Необходимо время, чтобы подготовиться  к работе в рамках этой международной организации. В первую очередь необходимо выработать приоритеты промышленной политики, создать и запустить в действие в полном объеме (хотя бы на несколько лет) систему государственной поддержки экспорта, подготовить (с помощью государства) несколько приоритетных высокотехнологичных производств к эффективной работе на внешнем и внутреннем рынке, осуществить пересмотр хозяйственного права в соответствии с международными стандартами и т.п. Это потребует порядка 6-7 лет. Россия может вступить в ВТО и раньше, но должна оговорить возможность отстаивать собственные национальные интересы в рамках переходного периода.21

 

3. Перспективы  развития таможенного регулирования и ВЭД в России

 

3.1. Совершенствование системы таможенного регулирования

 

 

На  встрече Общероссийской Общественной Организации «Деловая Россия» были выдвинуты предложения по совершенствования  системы таможенного регулирования  в России:

Информация о работе Проблемы государственного регулирования внешнеэкономической деятельности