Проблемы государственного регулирования внешнеэкономической деятельности

Автор: Пользователь скрыл имя, 03 Апреля 2012 в 13:40, курсовая работа

Описание работы

Цель курсовой работы ¬ анализ системы государственного регулирования внешнеэкономической деятельности, изучение текущего состояния ВЭД России, определение перспектив совершенствования системы регулирования ВЭД и развития внешнеэкономической деятельности.

Содержание

Введение 3
1. Теоретические основы регулирования ВЭД 5
1.1. Понятие, виды и роль ВЭД 5
1.2. Нормативно-правовое регулирование ВЭД 7
1.3 Таможенно-тарифное регулирование 13
2. Анализ внешнеэкономической деятельности в РФ 16
2.1. Состояние ВЭД в России 16
2.2. Проблемы регулирования ВЭД в России 23
3. Перспективы развития таможенного регулирования и ВЭД в России 28
3.1. Совершенствование системы таможенного регулирования 28
3.2. Цель и приоритеты внешнеэкономической политики Российской Федерации 32
Заключение 39
Список использованных источников 41

Работа содержит 1 файл

Курсовая.docx

— 135.21 Кб (Скачать)

Ниже  представлены основные цели единого таможенного тарифа:

  • рационализация товарной структуры ввоза товаров на единую таможенную территорию государств-членов Таможенного  союза;
  • поддержание рационального соотношения вывоза и ввоза товаров на единой таможенной территории государств-членов Таможенного  союза;
  • создание условий для прогрессивных изменений в структуре производства и потребления товаров в Таможенном союзе;
  • защита экономики Таможенного союза от неблагоприятного воздействия иностранной конкуренции;
  • обеспечение условий для эффективной интеграции Таможенного союза в мировую экономику.

  ФЗ РФ «О валютном регулировании и валютном контроле» от 10.12.03 г. № 173-ФЗ является базовым документом, определяющим валютное регулирование в стране.9

Ст. 3 Закона определяет принципы валютного регулирования и валютного контроля внешнеэкономических связей. К их числу относятся:

  • единство внешней и внутренней политики РФ;
  • единство системы валютного регулирования и валютного контроля;
  • приоритет экономических мер в реализации государственной политики в области валютного регулирования;
  • равенство участников внешнеторговой деятельности и недопустимость их дискриминации;
  • обеспечение государством защиты прав и экономических интересов участников внешнеторговой деятельности при осуществлении валютных операций;
  • исключение неоправданного вмешательства государства и его органов в валютные операции резидентов и нерезидентов.

Последний принцип представляется наиболее важным: государство впервые допускает  преобладание во внешнеэкономической сфере экономического содержания хозяйственной операции над ее формой.

Нормативно-правовое регулирование внешнеэкономической деятельности распространяется на ее участников, состав которых представлен по законодательству РФ как резидентами, так и нерезидентами.10

 

 

1.3 Таможенно-тарифное регулирование

 

 

29 декабря 2010 года  вступил в силу Федеральный закон от 27 ноября 2010 года N 311-ФЗ "О таможенном регулировании в Российской Федерации за исключением положений, для которых законом установлены иные сроки вступления их в силу.

Закон разработан в связи с принятием  Таможенного кодекса Таможенного  союза и приводит национальное законодательство в соответствие с положениями  кодекса. Законом определяются основные принципы перемещения товаров при  их ввозе (вывозе) в РФ и перевозке  по территории РФ под таможенным контролем, правила определения страны происхождения  товара, а также порядок применения таможенных процедур в условиях функционирования Таможенного союза.

В целях минимизации возможных  негативных проявлений, которые могут  возникнуть в процессе формирования Таможенного союза, предоставлена  возможность Президенту Российской Федерации и Правительству Российской Федерации введения мер таможенного  регулирования для противодействия  указанным проявлениям.

Органы  государственной власти субъектов  РФ, органы местного самоуправления, общественные объединения не могут вмешиваться  в деятельность таможенных органов  при осуществлении ими своих  функций.

Законом предусмотрены меры, направленные на реализацию ключевых задач модернизации российской экономики и поддержку  высокотехнологичных и инновационных производств:

  • упрощение процедуры при экспорте высокотехнологичного оборудования и импорте комплектующих для его создания;
  • минимизация административной нагрузки при сохранении качества и эффективности осуществления таможенного контроля для производственных предприятий –  уполномоченных экономических операторов;
  • облегченный порядок международного обмена научными и коммерческими образцами, ввоза запасных частей для ремонта транспортных средств иностранного производства.

Сокращаются сроки выпуска товара в соответствии с Таможенным кодексом Таможенного  союза: товар должен быть выпущен  в течение 2 дней со дня регистрации  декларации, а товар, не облагаемый вывозными пошлинами, в течение 4 часов.

В законе появился закрытый перечень товаров, по которым таможенные органы не могут  требовать обеспечения платежей. Установлено, что размер сборов за таможенные операции ограничивается примерной  стоимостью услуг таможенных органов  и не может быть более 100 тыс. рублей.

  Таможенное декларирование производится  в электронной форме. Правительство  РФ устанавливает перечни товаров,  таможенных процедур, а также  случаи, при которых декларирование  может осуществляться в письменной форме.11

Закон не только определяет основы правового  регулирования таможенных отношений  на национальном уровне в условиях действия таможенного союза, но и  устанавливает базовые критерии оценки работы таможенных органов:

  • скорость совершения таможенных операций при ввозе-вывозе товаров в Российскую Федерацию, сокращение издержек заинтересованных лиц при совершении таможенных операций;
  • своевременность и полнота поступления таможенных платежей;
  • противодействия преступлениям и административным правонарушениям.12

Согласно  ст. 12 Федерального закона от 8 декабря 2003 г. № 164-ФЗ «Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности» государственное регулирование внешнеторговой деятельности осуществляется посредством:

  • таможенно-тарифного регулирования;
  • нетарифного регулирования;
  • запретов и ограничений внешней торговли услугами и интеллектуальной собственностью;
  • мер экономического и административного характера, способствующих развитию внешнеторговой деятельности.

Таможенно-тарифное регулирование представляет собой совокупность методов, приемов и способов государственного регулирования внешнеторговой деятельности, в основе которых лежит применение таможенных процедур, пошлин и правил.

В России применяются меры таможенно-тарифного регулирования, запреты и ограничения, затрагивающие внешнюю торговлю товарами, предусмотренные международными договорами, составляющими договорно-правовую базу Таможенного союза, и принимаемыми в соответствии с указанными договорами актами органов Таможенного союза.

Таможенно-тарифное регулирование внешней торговли в Российской Федерации реализуется преимущественно путем применения двух инструментов:

  • корректировки ставок импортных таможенных пошлин (возможно применение как в целях протекционизма, так и в целях либерализации)
  • применения мер защиты внутреннего рынка (специальных защитных, антидемпинговых и компенсационных) в основном в форме пошлин (в целях протекционизма).

Механизм  изменения ставок таможенных пошлин, являясь наиболее эффективным и оперативным инструментом, в тоже время требует наличия серьезных системных предпосылок и требует значительных лоббистских усилий. Изменение ставки пошлины происходит на неопределенный период и обусловлено сохранением структурных потребностей экономики в некоторых видах товаров или в защите отдельных отраслей национальной экономики.

Механизм  и процедура применения мер защиты внутреннего рынка детально регламентированы законодательством, что с одной стороны устанавливает жесткие условия для их применения, но с другой накладывает обширные обязательства и на органы государственной власти. Так, введению мер защиты внутреннего рынка обязательно предшествует расследование, проводимое уполномоченным органом, которое должно подтвердить факт возросшего импорта или демпинга или наличия субсидий иностранному импортеру и ущерб отрасли российской экономики. Меры вводятся на определенный срок.13

В настоящее время в связи  с образованием Таможенного союза  республики Белоруссия, республики Казахстан  и Российской Федерации, в РФ в  указанных государствах применяются  единые ставки ввозных таможенных пошлин Единого таможенного тарифа таможенного  союза, утвержденные решением Межгоссовета ЕврАзЭС  на уровне глав государств от 27. 11. 2009 № 18.

Единый таможенный тариф – свод ставок таможенных пошлин, применяемых к товарам, ввозимым на единую таможенную территорию из третьих стран, систематизированный в соответствии с Единой товарной номенклатурой внешнеэкономической деятельности

Ставки ввозных таможенных пошлин Единого таможенного тарифа Таможенного  союза применяются в зависимости  от страны происхождения ввозимых товаров  и условий их ввоза в соответствии с законодательством государств – участников таможенного союза, если иное не предусмотрено Соглашением о едином таможенно-тарифном регулировании от 25 января 2008 года и иными решениями Комиссии таможенного союза.

Согласно положениям ст.3 Соглашения о едином таможенно-тарифном регулировании от 25 января 2008 года, таможенный тариф применяется как в отношении ввозимых товаров на таможенную территорию ТС, так и вывозимых с ее территории товаров путем применения следующий видов ставок пошлин:

  • Адвалорных ставок пошлин - начисляемых в процентах к таможенной стоимости облагаемых товаров (например, 15% от таможенной стоимости);
  • Специфических ставок пошлин - начисляемых в установленном размере за единицу облагаемых товаров (например 0,3 Евро за литр);
  • Комбинированных ставок пошлин - сочетающих оба названных вида таможенного обложения (например, 10 % от таможенной стоимости, но не менее 3 Евро за 1 шт).

Ставки ввозных таможенных пошлин Единого таможенного тарифа являются едиными и не подлежат изменению  в зависимости от лиц, перемещающих товары через таможенную границу, видов  сделок и иных обстоятельств.

Основными функциями применения таможенных пошлин являются:

  • Фискальная функция, направленная на пополнение государственного бюджета;
  • Протекционистская функция, направленная на защиту национальных производителей от нежелательной иностранной конкуренции;
  • Балансировочная функция, направленная на предотвращение нежелательного экспорта товаров, внутренние цены которых, значительно ниже мировых.

Также в области тарифного регулирования  существует система льгот, например в виде уменьшения ставки ввозной  таможенные пошлины на товары, происходящие из государств, к которым предоставляется  режим наибольшего благоприятствования, или преференций, возврата ранее  уплаченной пошлины или освобождения от ее уплаты.

Перечни стран-пользователей единой системы  тарифных преференций Таможенного  союза и перечень товаров, происходящих из развивающихся стран и наименее развитых стран, в отношении которых при ввозе на единую таможенную территорию предоставляются тарифные преференции, определяются Комиссией ТС.

В России действуют:

  • Ввозной (импортный) тариф и ввозные (импортные) пошлины.

Размер взимаемой ввозной пошлины  зависит от страны происхождения  товара и от торгового режима, предоставленного той или иной страной. Внешнеторговые режимы устанавливаются на основе двусторонних торговых договоров и соглашений. Базовая ставка ввозной пошлины  применяется к странам, с которыми заключены торговые договора и соглашения, предусматривающие режимы наибольшего  благоприятствования. Россия предоставляет  по спискам ООН преференции во взимании пошлин развивающимся странам (уменьшенный размер пошлин) и наименее развитым странам (беспошлинный ввоз товаров). Товары из стран, с которыми нет торговых соглашений, облагаются пошлиной в двойном размере. 

  • Вывозные (экспортные) таможенные пошлины. 

При взимании вывозных пошлин преобладают  специфические пошлины, исчисляемые  в евро за единицу продукции. Вывозные пошлины в России связаны со следующими обстоятельствами:

  1. Пополнением доходной части бюджета;
  2. Защитой внутреннего рынка, где рублевые цены на многие экспортные товары намного ниже, чем мировые цены в свободно конвертируемой валюте.

Вывозные пошлины распространяются на всех партнеров по внешней торговли.14

 

2. Анализ внешнеэкономической деятельности в РФ

 

2.1. Состояние ВЭД в России

 

 

За последние десятилетия стали  заметными различия в темпах роста  и направлениях внешнеторговой деятельности России. Подобные тенденции привели  к существенным сдвигам как в географической, так и в товарной структуре внешнеторгового оборота России.

На протяжении 90-х гг. Российская Федерация неизменно сводила  свой внешнеторговый баланс с положительным  сальдо. Это относится и к балансу  экспортно-импортных операций России со странами дальнего зарубежья. В середине текущего десятилетия импорт из стран  ближнего зарубежья несколько превышал поставки туда российских товаров.

Информация о работе Проблемы государственного регулирования внешнеэкономической деятельности