Проблемы государственного регулирования внешнеэкономической деятельности

Автор: Пользователь скрыл имя, 03 Апреля 2012 в 13:40, курсовая работа

Описание работы

Цель курсовой работы ¬ анализ системы государственного регулирования внешнеэкономической деятельности, изучение текущего состояния ВЭД России, определение перспектив совершенствования системы регулирования ВЭД и развития внешнеэкономической деятельности.

Содержание

Введение 3
1. Теоретические основы регулирования ВЭД 5
1.1. Понятие, виды и роль ВЭД 5
1.2. Нормативно-правовое регулирование ВЭД 7
1.3 Таможенно-тарифное регулирование 13
2. Анализ внешнеэкономической деятельности в РФ 16
2.1. Состояние ВЭД в России 16
2.2. Проблемы регулирования ВЭД в России 23
3. Перспективы развития таможенного регулирования и ВЭД в России 28
3.1. Совершенствование системы таможенного регулирования 28
3.2. Цель и приоритеты внешнеэкономической политики Российской Федерации 32
Заключение 39
Список использованных источников 41

Работа содержит 1 файл

Курсовая.docx

— 135.21 Кб (Скачать)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

КУРСОВАЯ РАБОТА

 

Проблемы  государственного регулирования внешнеэкономической  деятельности»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2011

 

 

Содержание

 

 

Введение 3

1. Теоретические основы регулирования ВЭД 5

1.1. Понятие, виды и роль ВЭД 5

1.2. Нормативно-правовое регулирование ВЭД 7

1.3 Таможенно-тарифное регулирование 13

2. Анализ внешнеэкономической деятельности в РФ 16

2.1. Состояние ВЭД в России 16

2.2. Проблемы регулирования ВЭД в России 23

3. Перспективы развития таможенного регулирования и ВЭД в России 28

3.1. Совершенствование системы таможенного регулирования 28

3.2. Цель и приоритеты внешнеэкономической политики Российской Федерации 32

Заключение 39

Список использованных источников 41

 

Введение

 

 

В современных условиях развития мировой  экономики внешнеэкономическая  деятельность приобретает все большее  значение, она во многом определяет как развитие страны в целом, так  и отдельно взятого региона. Интернационализация  и глобализация хозяйственной жизни  становятся неотъемлемой частью экономики развитых и развивающихся стран. Национальные хозяйства большинства стран мира связаны внешнеэкономической деятельностью, экономика практически любой страны действует как открытая система. В начале XXI в. кажется невозможным бесперебойное функционирование экономических систем в условиях их закрытости.

В условиях глобализации мировой экономики, решения задачи присоединения России к Всемирной торговой организации, возрастает роль и значение таможенного  регулирования как элемента государственного регулирования внешнеторговой деятельности. Большинство стран мира давно осознали, что развитие взаимной торговли благо для всех, а единые стандарты таможенного регулирования международной торговли - это необходимость. На сегодняшний день российское законодательство не всегда учитывает основные положения международного таможенного права по соответствующим вопросам и содержит в ряде случаев нормы, регулирующие таможенные отношения иначе, чем это предусмотрено международными конвенциями. Одним из направлений совершенствования таможенного регулирования является приведение российского таможенного законодательства в соответствие с общепринятыми стандартами международного таможенного права.

Цель  курсовой работы анализ системы государственного регулирования внешнеэкономической деятельности, изучение текущего состояния ВЭД России, определение перспектив совершенствования системы регулирования ВЭД и развития внешнеэкономической деятельности.

В первой главе описывается теоретические  основы осуществления ВЭД,  ее нормативно-правового  и таможено-тарифного регулирования в Российской Федерации.

Во  второй главе приводится анализ текущего состояния и проблемы государственного регулирования внешнеэкономической деятельности в России.

В третьей главе определены перспективы  совершенствования системы государственного регулирования ВЭД и приоритеты дальнейшего развития внешнеэкономической  деятельности в Российской Федерации.

 

 

1. Теоретические  основы регулирования ВЭД

 

1.1. Понятие, виды и роль ВЭД

 

 

Внешнеэкономическая деятельность – внешнеторговая, инвестиционная и иная деятельность, включая производственную кооперацию, в области международного обмена товарами, информацией, работами, услугами, результатами интеллектуальной деятельности (правами на них).1

Внешнеэкономическая деятельность относится к микроуровню, т.е. к уровню фирм и предприятий. Это прежде всего производственно-хозяйственная и коммерческая деятельность, и потому не может быть предметом деятельности государственных органов власти и управления. ВЭД – часть рыночной сферы, она основывается на критериях предпринимательства, отличается экономической и правовой независимостью, ограниченной рамками национального законодательства.

Таким образом, можно сказать, что ВЭД  представляет собой совокупность производственно-хозяйственных, организационно-экономических и коммерческих функций.

Основными видами ВЭД являются:

  • внешняя торговля (товарами, услугами, работами, информацией, результатами интеллектуальной деятельности);
  • производственная кооперация (сотрудничество между иностранными партнерами в различных, но конструктивно связанных между собой процессах технологического разделения труда);
  • инвестиционное сотрудничество (объединение финансовых и материально-технических ресурсов иностранных партнеров, реализуемое через совместное предпринимательство путем создания совместных производств, образования концессий, консорциумов, акционерных компаний и т.д.);
  • валютные и финансово-кредитные операции, реализуемые в финансовой, банковской, валютной сфере, а также сопровождающие любую коммерческую внешнеторговую сделку.2

В Российской Федерации ВЭД реализуется  преимущественно через внешнеторговую деятельность.

Необходимость ВЭД связана с тем, что сложность, нестабильность и изменчивость конъюнктуры национального и мировых рынков, ужесточение конкуренции заставляют искать новые сферы и способы получения прибыли предприятий, развивать ВЭД, которая для России всегда имела большое значение. Расширение экспорта приводит к повышению прибыльности и объемов производства, заработной платы на предприятии, а в национальной экономике – к росту национального дохода, занятости, потребления и инвестиций через действие мультипликатора внешней торговли.

Мотивы  производителей для участия в ВЭД представлены в таблице 1.

 

Таблица 1

Мотивы  производителей для участия в  ВЭД

Мотивы производителей для участия  в ВЭД

Более полное использование производственных мощностей

предприятия

Ожидание более высокой деловой  активности на международном рынке  по сравнению с активностью на национальном рынке

Улучшение финансового положения  и условий для модернизации

Имидж экспортера внутри страны (для  конкуренции внутри страны)

Более низкая конкуренция за рубежом, чем в своей стране


Функции ВЭД  представлены на рисунке 1.3

Рис.1. Функции ВЭД

Реализация функции ВЭД приводит к следующему воздействию на развитие экономики страны:

  1. Благодаря поступлению валютной выручки из-за рубежа от экспорта Россия наращивает финансовые ресурсы. ВЭД способствует росту ВВП, пополнению бюджета и влияет на структуру расходов. Около 40% консолидированного бюджета составляют налоги, сборы, связанные с внешнеторговой деятельностью.
  2. ВЭД способствует повышению технического уровня производства за счет импорта современной техники и оборудования.
  3. ВЭД способствует развитию экономики за счет долгосрочного сотрудничества и стабильных связей с иностранными партнерами.
  4. ВЭД является структурообразующим и ускоряющим фактором, способствующим повышению уровня и качества жизни4

 

 

1.2. Нормативно-правовое регулирование ВЭД

 

 

Углубление  рыночных реформ в нашей стране объективно вызывает необходимость определения приоритетов во внешнеэкономической деятельности. Перспективной в этом плане представляется экономическая политика, идущая по пути все большего сосредоточения вывоза сырья в руках государственных структур и одновременного создания благоприятных условий для участников внешнеэкономической деятельности по расширению экспорта продукции высокой степени обработки.

Реализация  таких подходов лежит через дальнейшее совершенствование нормативно-правовой базы регулирования ВЭД, сокращение административных и расширение экономических методов таможенно-тарифного регулирования ВЭД, усиление экспортного и валютного контроля.

В качестве основных принципов государственного регулирования внешнеэкономческой деятельности выделяют:

  1. Защита государством прав и законных интересов участников ВЭД, а также производителей и потребителей товаров и услуг.
  2. Равенство участников ВЭД.
  3. Обеспечение выполнения обязательств государства по международным договорам.
  4. Обоснованность и объективность применения меры государственного регулирования.
  5. Исключение неоправданного вмешательства государственных органов в внешнеэкономическую деятельность и нанесение ущерба ее участникам и экономике в целом.
  6. Обеспечение безопасности государства.
  7. Единство системы государственного регулирования.
  8. Единство применения методов государственного регулирования и др.5

В настоящее время вопросы, касающиеся таможенно-тарифного регулирования внешнеторговой деятельности, регулируются нормативными правовыми актами двух уровней:

  • первый уровень – наднациональное законодательство;
  • второй уровень – национальное законодательство6.

Регулирование внешнеэкономической деятельности среди других направлений финансово-хозяйственной деятельности предприятий и организаций представляется наиболее противоречивым и объемным. По оценке отдельных специалистов, по самым приблизительным подсчетам перечень действующих нормативных актов, именуемый таможенным законодательством, представлен следующими документами:

  • четыре основополагающих закона – Таможенный кодекс Таможенного союза России, Беларуси и Казахстана от 1.07.2010, Закон Российской Федерации «О таможенном регулировании в Российской Федерации» от 27.11.2010, Постановление Правительства Российской Федерации «О Федеральной таможенной службе» от 26.07.2006, Закон Российской Федерации "О Государственной границе Российской Федерации" от 01.04.1993. Помимо них, таможенные вопросы излагаются еще в примерно 20 законах;
  • около 50 указов Президента РФ;
  • почти 300 постановлений и распоряжений Правительства РФ;
  • свыше 3500 документов ГТК РФ, не принимая во внимание индивидуальные и внутриведомственные акты;
  • правовые акты региональных таможенных управлений и таможен.7

С 1 июля 2010 года вступил в силу ТК ТС и Таможенный союз начал свое функционирование. С целью уточнения норм ТК ТС на национальном уровне, 27.11.2010 года был  принят Закон «О таможенном регулировании  в Российской Федерации». Этот закон  более детально трактовал положения  Таможенного кодекса ТС, дополняя их с учетом специфики национального законодательства.

Основная суть изменений в таможенном регулировании в РФ заключалась в  том, что основой для руководства в таможенном деле, в первую очередь, стал Таможенный кодекс ТС и остальные нормативно-правовые акты ТС.

Прежде  всего, изменилось значение понятия  «таможенная граница». В новом  значении таможенная граница – это  граница территории Таможенного  союза, куда входят Российская Федерации, Беларуси и Казахстана.

Во-вторых, в соответствии с п. 2 ст. 1 Таможенного кодекса Таможенного союза таможенное регулирование в Таможенном союзе осуществляется в соответствии с таможенным законодательством таможенного союза, а в части, не урегулированной таким законодательством, в соответствии с законодательством государств-членов Таможенного союза. В России общее руководство таможенным делом осуществляется Правительством РФ, а непосредственное управление – Федеральной таможенной службой.

Исходя  из ТК ТС, руководство таможенными  отношениями осуществляет и Комиссия таможенного союза, поскольку ее решения определяют основные законодательные  акты ТС.

Также на территории РФ применяются меры таможенно-тарифного регулирования и действуют все запреты и ограничения, предусмотренные ТК ТС, договорами между странами-участницами ТС и актами органов Таможенного союза. Однако стоит упомянуть, что РФ оставила за собой право ввода запретов и ограничений в одностороннем порядке в соответствии с утвержденными законами РФ.

Изменения коснулись и деятельности ФТС. Теперь Федеральная таможенная служба классифицирует товары на основании единой Товарной номенклатуры внешнеэкономической  деятельности Таможенного союза.8

Товарная  номенклатура внешнеэкономической  деятельности – это  инструмент системы государственного регулирования внешнеэкономической деятельности, который предназначен для сбора данных внешнеторговой статистики, а также регистрации участков внешнеэкономических связей.

В настоящее  время в соответствии с решением Межгоссовета ЕврАзЭС  от 27. 11. 2009 № 18 с 1 января 2010г. вступили в силу следующие правовые акты:

  • соглашение о едином таможеннно-тарифном регулировании от 25 января 2008 года;
  • соглашение об условиях и механизме применения тарифных квот от 12 декабря 2008 года;
  • протокол об условиях и порядке применения в исключительных случаях ставок ввозных таможенных пошлин, отличных от ставок Единого таможенного тарифа от 12 декабря 2008 года;
  • протокол о предоставлении тарифных льгот от 12 декабря 2008 года;
  • протокол о единой системе тарифных преференций таможенного союза от 12 декабря 2008 года и др.

Информация о работе Проблемы государственного регулирования внешнеэкономической деятельности