Обмены
«долги на проведение природоохранной
деятельности» проводятся обычно в
трех формах:
- Долги страны
покупаются и ликвидируются в обмен на
продолжение природоохранных программ
на определенной территории .
- Долг конвертируется
в местную валюту, которая затем используется
местными НПО, часто в сотрудничестве
с международными неправительственными
организациями, для проведения природоохранных
проектов в стране-должнике.
- Кредитор/кредиторы
и должник договариваются о том, что последний
выплачивает в установленные сроки свой
долг в виде взноса в местной валюте в
создаваемый совместно управляемый экофонд,
средства которого используются на реализацию
согласованных экологических проектов.
Достоинства
обменов «долги на проведение природоохранной
деятельности»:
- положительное
воздействие на состояние окружающей
среды и на систему управления окружающей
средой.
- снижение
бремени внешнего долга, хотя оно не столь
значительно, как при обмене «долги на
активы».
- приток природоохранных
инвестиций вследствие предоставления
выгодных условий при конверсии приобретенного
долга.
- получение
части скидки вторичного рынка долга.
Если при обменах «долги на активы» часть
скидки вторичного рынка долга, достающаяся
правительству страны-должника составляет
10 - 15% номинальной суммы долга, то при проведении
обменов ДНП эта скидка может быть значительно
выше.
- инфляция,
не значительна, так как приобретение
долга у инвестора финансируется за счет
относительно небольшой эмиссии национальной
валюты.
- ДНП не заменяют
приток природоохранных заграничных инвестиций.
Так как вложение средств в защиту окружающей
среды страны производится безвозмездно,
за счет средств природоохранных организаций,
то сложно предположить, что эти организации
могли бы произвести те же самые инвестиции
в том же объеме, если бы у них не было возможности
использовать механизм ДНП.
- конверсия1
долга не ложится тяжелым бременем на
государственный бюджет, так как речь
идет о достаточно постепенном процессе.
- отток капитала
из страны отсутствует.
- проблема
неоптимального распределения ресурсов
не стоит так остро, как в случае с обменами
«долги на активы». Инвестирование дополнительных
средств в природоохранную деятельность
вряд ли может привести к усилению структурных
диспропорций в экономике.
- возможности
спекуляции ограничены ввиду:
-
жесткой договоренности о вложении
средств в определенные проекты,
-
участия в сделке авторитетной
природоохранной организации, не
преследующей цели извлечения
прибыли из данной операции.
В
обменах ДНП сумма внешних
обязательств сокращается на всю
номинальную стоимость. В этой ситуации
обмены ДНП страдают теми же двумя
недостатками, что и выкуп долгов:
1. когда
страны выкупают долг по рыночной
цене, они платят за «усредненный»
долг, а избавляются от «предельной»
стоимости долга,
2. сопутствующие
факторы, используемые суверенными
должниками (в отличие от внутреннего
долга, когда все они остаются
при дефолте), никогда не могут
быть полностью покрыты правительством-кредитором.
Поэтому для страны-должника меньше
смысла выкупать долг, так как
она теряет меньше при дефолте.
В этом смысле страна-должник
даже не компенсирует полную
скидку со своего долга на
вторичном рынке. Поэтому субсидии,
присущие обмену ДНП играют
роль только тогда, когда нельзя
получить прощения долга или
дотации.
Заключение
Государственный
долг является острой проблемой для
многих стран. Отношения, связанные с формированием
государственного долга, его погашением
и обслуживанием, - это динамичная, быстро
развивающаяся сфера экономической деятельности
государства. На основе рассмотренных
и изученных вопросов можно сделать следующие
выводы, что основными задачами государства,
направленными на поддержание стабильности
рынка государственных заимствований
является: сохранение объемов и структуры
государственного долга, позволяющих
гарантированно выполнять обязательства
по его погашению и обслуживанию, а также
рефинансировать долг независимо от состояния
федерального бюджета; осуществление
государственных внутренних заимствований
в объеме, позволяющем активно развивать
рынок корпоративных и муниципальных
заимствований, обеспечивающих финансирование
инвестиций в отраслях и регионах; изменение
структуры государственного долга Российской
Федерации в части дальнейшего увеличения
удельного веса внутреннего долга в структуре
совокупного государственного долга.
Однако данные задачи невыполнимы без
прочной законодательной базы в данной
сфере. С этой целью необходимо четко законодательно
определить процедуры и механизмы взаимодействия
и координации соответствующих органов,
их функции и ответственность, а также
механизм обмена информацией между государственными
органами, осуществляющими валютную, денежно-кредитную
и бюджетную политику.
Существующий
ряд проблем, связанный с формированием
госдолга, успешно решается при использовании
различных способов его реструктуризации.
Использование различных программ
и инновационных механизмов, позволяет
правительству в разы сократить
долг. Учитывая сложную российскую экологическую
и экономическую обстановку и недостаток
средств на финансирование природоохранных
мер, обмены ДНП могут стать уникальным
и эффективным инструментом, позволяющим
получить значительные средства в защиту
природы, одновременно уменьшая бремя
внешнего долга.
Начиная
с 2000 года, кредитные рейтинги России
неуклонно завоёвывали всё новые
и новые высоты. На данный момент
вкладывание денег в российские
ценные бумаги не сопряжено с теми
огромными рисками, существовавшими
в пост-девальвационный период. Всё это
ведёт к удешевлению российского долга,
что благоприятно сказывается на ее экономике.
Список
использованной литературы
- Бюджетный
кодекс Российской Федерации от 30.12.2001
N 194-ФЗ
- ФЗ «О восстановлении
и защите сбережений граждан Российской
Федерации» от 10 мая 1995 г. № 73-ФЗ
- ФЗ «Об особенностях
эмиссии и обращения государственных
и муниципальных ценных бумаг» от 29 июля
1998 г. № 458-ФЗ
- ФЗ «О единой
системе управления государственным долгом
Российской Федерации» от 4 мар-та 1997 г.
№ 245-ФЗ
- Алехин Б.И.
"Государственный долг" учебное пособие.
- М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2004. - 335 с,
- Бескова И.А.
Управление государственным долгом. Финансы.-2003;
- Вавилов А.
П. Государственный долг. Уроки кризиса
и принципы управления. - М.: Терра, 2003.
- Вавилов А.
П. , Внутренние проблемы внешнего долга
// КоммерсантЪ №59, 2000.
- Винокурова
В.П. Государственный и муниципальный
долг: Учеб. пособие. Иркутск: Изд-во БГУЭП,
2006. - 252 c,
- Воронин,
Ю., Кабашкин, В. Управление государственным
долгом. // Экономист. - 2006;
- Головачёв
Д. И. Государственный долг: теория, российская
и мировая практика. - М.: ЮНИТИ, 2003.
- Илларионов
А. Платить или не платить // Вопросы экономики.
2001. №10.
- Н. Гаврилова.
К вопросу о государственном долге // Экономист
№9, 2003. стр.25.
- Э.Х. Махмутова.
Законодательная база управления государственным
долгом Российской Федерации // Финансы
№5, 2004. стр.20
- Чумаченко
А.А. "Государственный внутренний долг
и государственные внутренние заимствования"
Рынок ценных бумаг. - 2005 №16,Котельникова
В.А. "Финансы" консп. лекций, Изд.
Эксмо, 2008. - 156 с,
- Шабалин
А. Динамика государственного и корпоративного
долга/А. Шабалин// Экономист.-2006;
- www.minfin.ru - официальный сайт
министерства финансов России.
- www.government.gov.ru - официальный сайт
правительства России.
- www.kommersant.ru - Интернет-версия
газеты «Коммерсант».
- www.ach.gov.ru -
Счетная палата РФ
Приложение
1.
Источник:
Материалы подготовлены Департаментом
государственного долга и государственных
финансовых активов Министерства финансов
Российской Федерации, 2010.
Приложение
2.
Источник:
Материалы подготовлены Департаментом
государственного долга и государственных
финансовых активов Министерства финансов
Российской Федерации, 2010.