Проблемы государственного долга и способы их разрешения

Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Января 2012 в 21:31, курсовая работа

Описание работы

Поэтому целью данной курсовой работы является изучение государственного долга как важного макроэкономического показателя, проблем, связанных с его формированием, и путей решения, а также его влияние на развитие экономики. В соответствии с поставленной целью основными задачами исследования являются:
изучить и обобщить теоретические и методологические подходы к исследованию государственного долга;
исследовать бюджетный дефицит как основной фактор образования и наращивания государственного долга;
учитывая мировой опыт разрешения долговых кризисов, выявить оптимальные способы управления государственным долгом на современном этапе;
провести анализ структуры государственного долга.

Работа содержит 1 файл

курсовая работа по макро.docx

— 194.90 Кб (Скачать)

Введение 

    Глубокие  перемены, происходящие в настоящее  время в экономике любой страны, ставят перед экономической наукой все новые задачи, среди которых  важное место занимают вопросы бюджетного дефицита и его влияния на динамику основных макроэкономических показателей. Размеры дефицита государственного бюджета напрямую влияют на сумму  государственного долга. Национальный или государственный долг - это общая сумма накопленных положительных сальдо бюджета за вычетом дефицитов, имевших место в стране. В общеупотребительном смысле термин "государственный долг" означает совокупность обязательств государства перед иностранными и внутренними кредиторами.

    В современной экономической литературе до начала 90-х годов ХХ-го столетия тема государственного долга и бюджетного дефицита полностью игнорировалась. Эти явления рассматривались  как крайне негативные. Отсутствие серьезных и глубоких научных  исследований в области теории и  практики государственных заимствований  и особенно недостаточная разработанность  теоретических аспектов государственной  задолженности и ее влияния на макроэкономическую стабильность привели к тому, что экономическая наука оказалась не в состоянии сформулировать научно-обоснованную стратегию решения бюджетных проблем. Однако экономическое развитие европейских стран показало, что учет долговых обязательств является важнейшим фактором при  макроэкономическом анализе. Подавляющее число стран испытывает недостаток собственных ресурсов для осуществления внутренних вложений, покрытия дефицита государственного бюджета, проведения социально-экономических преобразований и выполнения долговых обязательств по внешним заимствованиям. Но проблема долга важна и для нас, простых граждан, потому что пока государство не выплатит государственный долг, оно не сможет вкладывать больше денег в социальную сферу: в образование, в здравоохранение, в увеличение оплаты социальных нужд и т.д.

    В настоящее время проблема государственного долга это ключ к макроэкономической стабилизации в стране. От ее решения зависят состояние федерального бюджета, золотовалютных резервов, стабильность национальной валюты, уровень процентных ставок, инфляции, инвестиционный климат.

    Поэтому целью данной курсовой работы является изучение государственного долга как важного макроэкономического показателя, проблем, связанных с его формированием, и путей решения, а также его влияние на развитие экономики. В соответствии с поставленной целью основными задачами исследования являются:

  • изучить и обобщить теоретические и методологические подходы к исследованию государственного долга;
  • исследовать бюджетный дефицит как основной фактор образования и наращивания государственного долга;
  • учитывая мировой опыт разрешения долговых кризисов, выявить оптимальные способы управления государственным долгом на современном этапе;
  • провести анализ структуры государственного долга.

    В качестве практического приложения в работе приводятся данные по государственному долгу Российской Федерации. Информационную базу составляют статистические данные Госкомстата РФ, Минфина РФ, а также данные периодической печати.  
 
 
 
 
 
 

  1. Государственный долг: понятие, структура  и  проблемы количественной оценки
    1. Определение и сущность государственного долга

    Существование  государственного  долга  у  того  или  иного государства представляет  собой  некое  бремя   для   этого   государства,  осложняющие нормальное функционирование экономики.  Государственный долг увеличивается всякий раз, когда бюджет правительства находится  в  дефиците. Если бюджет сведен с дефицитом, то  правительство будет  вынужденно  брать кредиты, чтобы  оплатить  свои  расходы,  которые не  возмещаются  за  счет налоговых поступлений. Когда же существует избыток  бюджета,  то  превышение доходов над расходами  помогает правительству  расплатиться  с  населением, т.е. погасить свой долг. Идея государственного долга как некой  общественной ноши возникает, потому что  долги правительства,  в  конечном счете, являются долгами налогоплательщиков. Однако на этом  уровне  вряд  ли есть повод для серьезного  беспокойства.  Государственный  долг  является  в большей своей части долгом, который  мы  должны  сами  себе.  Все  граждане, вместе взятые, являются и держателями государственного долга,  и  должниками по нему. Любые  выплачиваемые  ими  налоги  представляют  собой  всего лишь уплату самим себе процентов либо суммы  долга.  На  основе  данного подхода долг сводится на нет, за исключением  той  его  части,  которая принадлежит иностранцам.

    Прежде  чем дать определение государственному долгу, исследуем бюджетный дефицит  как главный фактор формирования государственного долга. От соотношения между доходной и расходной частями  бюджета определяется состояние экономики. Превышение доходов  над  расходами  образует  бюджетный  излишек (профицит).  В современных  условиях  бюджеты  большинства  западных стран  связаны  с дефицитом,  т.е.  превышением  расходов  над  доходами. Бюджетный дефицит - это та сумма, на которую в данный год расходы правительства превосходят его доходы.

Причины бюджетного дефицита:

    ●  спад общественного производства;

●  сокращение  налоговых  поступлений  в  результате  снижения  ставок  налогов  в  целях  стимулирования  экономики,  или  увеличения количества  льгот,  или  из-за  неудовлетворительной  организации налогообложения;

    ●  массовый выпуск «пустых денег»;

    ●  раздутые социальные программы;

    ●  рост затрат на финансирование ВПК;

    ●  крупномасштабный оборот «теневой экономики»;

● огромные непроизводительные расходы, хищения, приписки, потери произведенной продукции и т.д.

Рис. 1 Способы финансирования бюджетного дефицита

Источник: Составлено автором

    Практически все страны мира, проводя экономические  преобразования, прибегают к внешним  источникам финансирования. Рациональное использование иностранных займов, кредитов и помощи способствует ускорению  экономического развития, решению социально-экономических  проблем. Однако отсутствие целостной  государственной политики по привлечению  и использованию внешних финансовых ресурсов ведет к образованию внешней задолженности, которая становится серьезным препятствием на пути экономических преобразований.

    Государственный долг представляет собой сумму накопленных  бюджетных дефицитов за вычетом  суммы профицитов бюджета, которые  имели место в стране. Государственный долг образуется вследствие возникновения дефицитов бюджета государства, т.е. вследствие превышения расходов правительства над его доходами. Российское законодательство гласит: «Государственным долгом Российской Федерации являются долговые обязательства Российской Федерации перед физическими и юридическими лицами, иностранными государствами, международными организациями и иными субъектами международного права, включая обязательства по государственным гарантиям, предоставленным Российской Федерацией».

    Государственный долг подразделяется на капитальный  и текущий. Капитальный государственный долг - вся сумма выпущенных и непогашенных долговых обязательств государства, включая начисленные проценты, которые должны быть выплачены по этим обязательствам. Текущий долг включает расходы государства по выплате доходов кредиторам и погашению обязательств, срок которых наступил.

    Хроническая дефицитность государственного и местных  бюджетов и высокий государственный  долг характерны на современном этапе  для большинства промышленно  развитых стран. Государство, широко используя  свои возможности для привлечения  дополнительных финансовых ресурсов в  целях своевременного финансирования бюджетных расходов, постепенно накапливает  задолженность как внутреннюю, так  и иностранным кредиторам. Это  ведет к росту государственного долга.

    Государственные долговые обязательства могут быть классифицированы по следующим параметрам:

  1. срок действия - долговые обязательства  РФ могут носить краткосрочный  характер (до 1 года), среднесрочный  характер (от 1 года до 5 лет) и долгосрочный характер (от 5 до 30 лет); все долговые обязательства РФ погашаются в сроки, определяемые конкретными условиями займа, но не могут превышать 30 лет;

  2. право эмиссии - эмитентом долговых  обязательств РФ могут выступать  центральное правительство, правительства  национально-государственных и административно-территориальных  образований, а также органы  местного самоуправления;

  3. признак субъектов - держателей  ценных бумаг - долговые обязательства  РФ могут быть реализуемыми  только среди населения, только  среди юридических лиц, а также  как среди юридических лиц,  так и среди населения;

  4. по форме займы делятся на  облигационные и безоблигационные; облигационные займы предполагают  эмиссию ценных бумаг; безоблигационные  займы оформляются подписанием  соглашений, договоров, а также  путем записей в долговых книгах  и выдачей особых обязательств.

    Взятые  взаймы денежные средства у населения, хозяйствующих субъектов и других стран поступают в распоряжение органов государства, превращаясь  в дополнительные финансовые ресурсы. Как правило, государственные займы  в разных формах используются для  покрытия бюджетного дефицита.

    Количественная  оценка бюджетного дефицита и долга  объективно усложняется следующими факторами:

  1) Обычно  при оценке величины  государственных   расходов  не  учитывается амортизация  в   государственном   секторе   экономики,   что   приводит   к объективному  завышению  размеров  бюджетного  дефицита  и  государственного долга.

  2) Важная  статья государственных расходов -  обслуживание задолженности, то есть выплата процентов по ней  и  постепенное  погашение  основной  суммы долга (амортизация долга). 

    1. Государственный внешний долг, его  структура

    Как известно, посредством государственных  заимствований органы власти получают дополнительные финансовые ресурсы, необходимые  для финансирования общегосударственных  потребностей, не обеспеченных доходами.

    Закон РФ "О государственном внутреннем долге Российской Федерации", принятый в 1992 г., закрепил деление государственного долга на внутренний и внешний, проводимое по валютному критерию. Таким образом, в настоящее время заимствования  делятся на внутренние и внешние, в соответствии с валютой возникающих  обязательств; рублевые долги относятся  к внутреннему долгу, а валютные - к внешнему. Законодательно закрепленные тавтологические определения "внутренний долг = рублевый долг" и "внешний  долг = валютный долг" прочно укоренились  в статистике государственных финансов.

    Внешний  долг –  это  долг  иностранным  государствам,  организациям  и   отдельным лицам.  Согласно Бюджетному кодексу РФ, внешний долг - это обязательства, возникающие в иностранной валюте.

    Внешний долг – это тяжелое бремя, предполагающее необходимость отдавать  ценные  товары,  оказывать  определенные  услуги  в  счет  оплаты самого  долга  и  процентов  по  нему.  Кроме  того,  при  предоставлении международного  кредита,  обычно  выдвигаются  определенные  условия, которые  не  всегда  совпадают  с  интересами  страны-заемщика.  Нарастание внутреннего долга менее опасно для национальной экономики по сравнению с ростом  ее  внешнего  долга. 

    Внешние заимствования осуществляются на основе международных договоров Правительством РФ или от имени российских юридических  лиц. Законом установлен предельный размер государственных внешних  заимствований РФ, который не должен превышать годовой объем платежей по обслуживанию и выплате российского  долга. Учет и регистрация заимствований и предоставляемых кредитов находится в ведении Минфина РФ, а их порядок определяется Правительством РФ.

    Внешний долг может образовываться, когда  государство берет кредит у другого  государства, либо прибегает к услугам  международных кредитных организаций. Самой влиятельной из них является Международный валютный фонд (International Monetary Fund).  Вердикт именно этой организации может стать своего рода зеленым светом для государства, желающего стать кредитором какой-нибудь страны, или красным – когда  государство, желающее получить кредит, не является кредитоспособным по мнению специалистов из МВФ.

Информация о работе Проблемы государственного долга и способы их разрешения