Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Января 2012 в 21:31, курсовая работа
Поэтому целью данной курсовой работы является изучение государственного долга как важного макроэкономического показателя, проблем, связанных с его формированием, и путей решения, а также его влияние на развитие экономики. В соответствии с поставленной целью основными задачами исследования являются:
изучить и обобщить теоретические и методологические подходы к исследованию государственного долга;
исследовать бюджетный дефицит как основной фактор образования и наращивания государственного долга;
учитывая мировой опыт разрешения долговых кризисов, выявить оптимальные способы управления государственным долгом на современном этапе;
провести анализ структуры государственного долга.
Весьма важным фактором в регулировании государственного долга является обеспечение соответствующей законодательной базы на уровне субъектов Российской Федерации. До введения в действие Бюджетного кодекса Российской Федерации какой-либо обобщенной информации о состоянии и структуре долговых обязательств субъектов Российской Федерации и входящих в их состав муниципальных образований не существовало.
Идеальный
способ обслуживания и погашения
госдолга – своевременный возврат
полученного кредита и
Механизм регулирования государственного долга в рыночных условиях объединяется понятием «реструктуризацией», т.е. основанное на соглашении прекращения долговых обязательств, составляющих государственный долг, с заменой их долговыми обязательствами, предусматривающими другие условия обслуживания и погашения. Реструктуризация не снимает долговой проблемы, а лишь переносит ее на более поздний срок. Следовательно, бремя погашения ложится на следующие поколения, общая сумма платежей еще более увеличивается за счет доначисленных процентов.
В мировой практике известны четыре основных схемы реструктуризации суверенного долга:
Рис. 5 Способы реструктуризации долга
Источник: Составлено автором
Иными
словами схему «облигации-
Обмен долговых обязательств на акции в рамках государственной программы приватизации (схема "облигации-акции") - форма сокращения государственного долга, широко применявшаяся в конце 80-х - начале 90-х годов в ходе приватизации в ряде стран Латинской Америки и Восточной Европы. Такая схема рассчитана на весьма специфические категории инвесторов - в первую очередь потому, что при ее использовании структура активов инвесторов изменяется качественным образом. Долговые обязательства заменяются принципиально иным финансовым инструментом - акциями, которые не предполагают получения инвестором фиксированного дохода. Выигрыш же государства в результате этой операции достаточно очевиден: происходит сокращение долга за счет реализации части госсобственности на приемлемых условиях.
Примером
хорошо организованной реализации схемы
"облигации-акции" может служить
программа реструктуризации государственного
долга Аргентины в 1987 г. Тогда
инвесторам было предложено либо использовать
средства, замороженные ранее в долгосрочных
инвестиционных проектах, под контролем
центрального банка, либо принять участие
в процессе акционирования предприятий,
находившихся в государственной
собственности, в рамках процесса первичной
приватизации. Впоследствии держателям
замороженных долгов была предоставлена
и третья возможность использования
этих средств: в том случае, если
инвестору не удалось принять
участие в процессе приватизации,
а условия капитализации
В
других странах реализация схемы
обмена "облигации-акции" принципиально
не отличалась от описанной выше. Варьируемые
параметры этого процесса: набор
инструментов, подлежащих реструктуризации
(долговые обязательства с различными
сроками обращения, номинированные
как в национальной, так и в
иностранной валюте; депозиты; просроченные
займы и т.д.), форма обмена (непосредственное
участие инвесторов в аукционах,
создание специализированных инвестиционных
фондов и т.д.), условия репатриации
прибыли (сроки запрета на репатриацию
прибыли, возможность получения
дивидендов), объекты потенциального
инвестирования (запрет на приобретение
акций предприятий той или
иной отрасли). Следует отметить, что
наиболее активно разновидности
схемы "облигации-акции" применялись
на первом этапе приватизации, когда
большинство предприятий
Другой способ – выкуп долга. В случаях, когда государства – должники могут располагать значительными объемами финансовых резервов, можно разрешить заемщику самостоятельно выкупить собственные долги, что позволяет сократить общий объем государственного долга. Однако мировая практика негативно относится к досрочному выкупу долгов. Это связано с тем, что выигрыш от этого получают, во – первых, наихудшие заемщики, долги которых торгуются с наибольшим дисконтом, и, во – вторых, нарушается принцип равенства кредиторов.
Благоприятная экономическая ситуация для выкупа внешнего госдолга сложилась в РФ в связи с ростом цен на углеводородное сырье на международном рынке. Это позволило России сформировать Стабилизационный фонд, который на начало 2006 года достиг величины 1 трлн. долларов.
Еще
одним вариантом
Применение
схемы "списание" промышленно
развитыми странами объясняется
не только соображениями политического
характера (такого рода шаги, как правило,
многократно повышают политический
вес стран-доноров), но и чисто
экономическими расчетами. Например, по
данным группы Jubilee 2000 (основная цель которой
- ускорение процесса списания долгов
беднейших стран и повышение
общего уровня жизни в них), такие
страны, как Лаос, Замбия и Руанда,
при наиболее благоприятном стечении
обстоятельств смогут в обозримом
будущем погасить лишь половину своей
внешней задолженности, Эфиопия, Малави,
Маврикий, Уганда, Мозамбик и Гвинея-Бисау
- лишь треть ее. В этом свете списание
долгов таких стран можно считать
реальной переоценкой активов
Этот
вариант предполагает достаточно жесткие
условия отбора претендентов на списание
долгов. Существует несколько критериев
для указанной процедуры. Так, например,
в соответствии с неаполитанскими
соглашениями промышленно развитых
стран мира, страна-кандидат на списание
должна удовлетворять одному из следующих
двух условий: ВВП на душу населения
не превышает 500 долл. США в год, или
отношение приведенной
В
случае выполнения всех этих условий
государство может рассчитывать
на списание 67% своей внешней задолженности.
В качестве других критериев рассматривается
возможность использования
Вместе
с тем процедура списания зачастую
сталкивается с определенными препятствиями
со стороны некоторых государств-
2.3 Модели решения проблемы, инновационные механизмы
Опасность большого государственного долга связана не с тем, что правительство может обанкротиться. Подобное невозможно, поскольку, как правило, правительство не погашает долг, а рефинансирует, т. е. строит финансовую пирамиду, выпуская новые государственные займы и делая новые долги для погашения старых. Кроме того, правительство для финансирования своих расходов может повысить налоги или выпустить в обращение дополнительные деньги.
Серьезные проблемы и негативные последствия большого госдолга, заключаются в следующем:
Все перечисленные в предыдущем параграфе механизмы снижения долгового бремени являются в большей степени классическими, нежели инновационными. Теперь постараемся поподробнее рассмотреть тот механизм, который был предложен Всемирным фондом дикой природы (WWF) и успешно апробирован в некоторых странах мира.
Механизм схемы «долги на проведение природоохранной деятельности» следующий: кредитор договаривается со страной должником о сделке, по которой кредитор списывает долг или его часть в обмен на обязательство страны-должника вложить соответствующую сумму в своей стране в охрану природы и устойчивое природопользование. Такая реструктуризация долгов оказалась реальным стимулом для западных кредиторов при списании части долгов целого ряда стран. Такая схема уже была успешно реализована во многих странах, причем далеко не только бедных: Африка - 8 стран (Мадагаскар, Замбия и др.), Азия - 4 страны (в том числе - Филиппины), почти все страны Латинской Америки (31 страна, включая Боливию, Коста-Рику, Эквадор, Мексику, Перу и др.), в двух Восточно-европейских странах «с переходной экономикой» - Польше и Болгарии. В частности, в Польше реализация схемы «долги на проведение природоохранной деятельности» и создание независимого неправительственного Экофонда внесло большой вклад в решение проблемы государственного долга. Долги Польши 16 западным странам составляли примерно 18 млрд. долл. США, после соглашения о реструктуризации в рамках Парижского клуба в 1991 г. долги были сокращены на 50%, при условии, что они будут выплачены к 2010 г.
Обмены «долги на проведение природоохранной деятельности» - это один из источников финансирования экологической деятельности в условиях значительной долговой задолженности страны и способ уменьшения международного долга в обмен на экологические инвестиции.
Совместная реализация схемы «долги на проведение природоохранной деятельности» Правительством Российской Федерации и Всемирным фондом дикой природы, который является одним из основных в мире обладателей институционального опыта реализации данной схемы обмена долгов, может способствовать как уменьшению внешней задолженности России и довольно большой группы развивающихся стран, так и формированию долговременных финансовых механизмов сохранения биоразнообразия России и стран, которые имеют перед ней задолженность.
Реструктуризация
внешних долгов России с использованием
схемы «долги на проведение природоохранной
деятельности» может создать
долговременные уникальные возможности
для национального
Информация о работе Проблемы государственного долга и способы их разрешения