Проблемы государственного долга и способы их разрешения

Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Января 2012 в 21:31, курсовая работа

Описание работы

Поэтому целью данной курсовой работы является изучение государственного долга как важного макроэкономического показателя, проблем, связанных с его формированием, и путей решения, а также его влияние на развитие экономики. В соответствии с поставленной целью основными задачами исследования являются:
изучить и обобщить теоретические и методологические подходы к исследованию государственного долга;
исследовать бюджетный дефицит как основной фактор образования и наращивания государственного долга;
учитывая мировой опыт разрешения долговых кризисов, выявить оптимальные способы управления государственным долгом на современном этапе;
провести анализ структуры государственного долга.

Работа содержит 1 файл

курсовая работа по макро.docx

— 194.90 Кб (Скачать)

    Круг  западных кредиторов России достаточно велик - в него входят около 600 коммерческих банков из 24 стран, а также Международный  валютный фонд, Международный банк реконструкции и развития, Европейский  банк реконструкции и развития. Основной массив долгов приходится на банки 6 стран - Германии, Италии, США, Франции, Австрии  и Японии.

    

Рис. 2 Структура внешнего долга

Источник: Составлено автором

    Внутренний  государственный долг -  задолженность  государства  гражданам, коммерческим банкам, фирмам и учреждениям данной  страны,  которые  являются держателями ценных бумаг, выпущенных ее правительством. Внутренний долг по одной из классификаций – это способ пополнения государственной казны за счет займа средств у населения и юридических лиц, зарегистрированных на территории государства, и платящих налоги в казну данного государства, под государственные гарантии путем выпуска государственных ценных бумаг. По своей экономической сути внутренние заимствования означают лишь перераспределение финансовых ресурсов между секторами экономики.

    Внутренний  государственный долг регулируется законом “О государственном долге  Российской Федерации”. Он обеспечивается активами, находящимися в распоряжении Правительства РФ и находится  на обслуживании в ЦБ РФ. Правительство РФ публикует ежегодно, не позднее мая текущего года, сведения о состоянии государственного внутреннего долга за предыдущий финансовый год.

    Внутренний  государственный долг РФ включает в  себя задолженность по ГКО (государственным  краткосрочным обязательствам), ОФЗ (облигациям федерального займа), ОГСЗ (облигациям государственного сберегательного  займа), реструктурированную задолженность  по ОВГВЗ (облигациям внутреннего государственного валютного займа), а также просроченную задолженность по централизованным кредитам сельскому хозяйству и  северным регионам.

    Долговые  обязательства могут быть выражены в трех формах: кредитов, получаемых государством в лице Правительства РФ; государственных займов, осуществляемых посредством выпуска ценных бумаг от имени Правительства РФ; других долговых обязательств, гарантированных Правительством РФ (например, долговых обязательств субъектов РФ и органов местного самоуправления). Государственный внутренний долг РФ состоит из задолженности прошлых лет и вновь возникшей задолженности.

    2. Государственное регулирование внешнего и внутреннего долга

    2.1 Анализ структуры  государственного  долга в РФ

    Одной из основных проблем российской экономики  времен переходного периода стал непомерно возросший внутренний государственный долг. В самом  начале рыночных реформ дефицит федерального бюджета финансировался главным  образом за счет прямого кредитования Центробанка РФ. В мае 1993 г. правительством было принято решение о запрещении прямого кредитования и создан рынок  краткосрочных государственных  облигаций. На еженедельных аукционах  размещались новые выпуски государственных  ценных бумаг, доход от которых направлялся  на финансирование дефицита бюджета, а  участниками рынка были как российские юридические и физические лица, так  и Центробанк РФ. Вплоть до 1996 г. данный рынок рос, более того, периодически использовался для привлечения  избыточной рублевой массы с целью  снижения давления на валютный рынок  и инфляции.

    Основное  увеличение внутреннего долга произошло  в период 1993-1998гг., когда бурно рос рынок государственных ценных бумаг, выпускаемых для покрытия дефицита бюджета. Тогда же задолженность различных кредиторов перед Банком России (в том числе возникших до распада СССР) принималась на государственный внутренний долг. Последовавшее за кризисом 1998 г. некоторое снижение в росте государственных заимствований сменилось их активным ростом, начиная с 2003 г.

    К июлю 2010 года государственный внутренний долг РФ вырос на 74,465 миллиарда рублей, или на 4,05%, и составил 1 триллион 911,599 миллиарда рублей. Возросший внутренний долг страны есть следствие мирового финансового кризиса.  Однако законопроект Счетной палаты предусматривал увеличение внутреннего долга РФ на 2010 год до 2856,8 млрд. руб. (с учетом государственных гарантий).  

Таблица 1.

    Объем государственного внутреннего  долга Российской Федерации

По состоянию  на Объем государственного внутреннего долга Российской Федерации, млрд. руб.
всего     в т.ч. государственные гарантии в  валюте Российской Федерации
01.01.1993 3,57 0,08
01.01.1994 15,64 0,33
01.01.1995 88,06 2,14
01.01.1996 187,74 7,46
01.01.1997 364,46 17,24
01.01.1998 490,92 3,47
01.01.1999 529,94 0,88
01.01.2000 578,23 0,82
01.01.2001 557,42 1,02
01.01.2002 533,51 0,02
01.01.2003 679,91 8,62
01.01.2004 682,02 5,58
01.01.2005 778,47 12,93
01.01.2006 875,43 18,86
01.01.2007 1064,88 31,23
01.01.2008 1301,15 46,68
01.01.2009 1499,82 72,49
01.01.2010 2094,73 251,36

Источник: Интернет - ресурс www.minfin.ru - официальный сайт министерства финансов России.

    Для сглаживания платежей в предстоящие годы планируется провести опережающее погашение части долговых обязательств. При последовательном проведение в ближайшие годы данной стратегии снижения долгового бремени будут увеличены темпы экономического роста страны, сто приведет к стабилизации экономики в целом (Приложение 1, 2).

    В абсолютном выражении российский внешний государственный долг на 1 января 2010 года составил 37,6 млрд. долларов, что является одним из самых низких показателей в Европе. По относительным показателям, российский внешний госдолг составляет 3 % от объема ВВП страны. По состоянию на апрель 2010 года объем внешнего долга снизился, составив $31,1 млрд, или 2,5% ВВП. В то же время в этом месяце Россия после двенадцатилетнего перерыва снова вернулась к заимствованиям на внешнем рынке, разместив два транша еврооблигаций на $5,5 млрд.

    

Рис. 3 Отношение  госдолга РФ к ВВП.

Источник: Интернет - ресурс www.minfin.ru - официальный сайт министерства финансов России.

      Как известно, глубинные и противоречивые процессы в социально-экономической сфере при депрессивном состоянии производства и недостаточной компетентности руководства привели в августе 1998 г. к финансовому кризису. Затянувшийся на многие месяцы кризис потряс все отрасли народного хозяйства. Потери банковской системы составили в ценах середины 2000 г. 100—150 млрд. руб.; госбюджет недополучил свыше 50 млрд. руб. Это никак не могло не отразиться на росте государственного долга. После кризиса в 1998 году внешний долг России составлял 100,0 % от ВВП, а на начало 1999 года внешний долг России составлял уже 146,4 % от ВВП.

    По  принятому трёхлетнему бюджету  на период 20082010 гг., госдолг должен был удерживаться в рамках 2,5 % от ВВП. Однако вследствие падения цен на нефть бюджет России стал дефицитным, и уже в 2010-м году дефицит планируется покрывать за счёт новых кредитов. В наихудшем случае в ближайшие три года внешний долг России может вырасти на $75 млрд.

    В 2004—2008 годах, учитывая рост доходов  России от экспорта нефти, связанный  со стремительным ростом мировых  цен на это сырьё, государственный  долг стремительно сокращался. В результате длительных переговоров, к концу  августа 2006 Россия осуществила досрочные  выплаты 22,5 млрд долларов по кредитам Парижского клуба, после чего её государственный долг составил 53 млрд долларов (9 % ВВП).

Таблица 2.

    Структура государственного внешнего долга по состоянию 

    на 1 января 2010 года

Наименование Сумма, млн. долларов США Сумма, млн. ЕВРО
Задолженность перед официальными кредиторами — членами Парижского клуба 999,8 696,9
Задолженность перед официальными кредиторами — не членами Парижского клуба 1 820,4 1 268,9
Задолженность бывшим странам СЭВ 1 300,1 906,2
Коммерческая  задолженность бывшего СССР 830,5 578,9
Задолженность перед международными финансовыми  организациями 3 793,9 2 644,6
Задолженность по еврооблигационным займам 26 239,6 18 290,5
Задолженность по ОВГВЗ (облигации внутреннего государственного валютного займа) 1 775,3 1 237,5
Задолженность по гарантиям Российской Федерации  в иностранной валюте 881,4 614,4
Государственный внешний долг Российской Федерации (включая  обязательства бывшего СССР, принятые Российской Федерацией) 37 641,0 26 237,9

Источник: Интернет - ресурс www.minfin.ru - официальный сайт министерства финансов России.

Рис. 4 Структура государственного внешнего долга

Источник: Составлено автором

    Ни для кого не секрет, что немалую часть в общем внешнем долге России составляют долги бывшего Советского Союза. Последний в свою очередь осуществлял заимствования на протяжении всей истории существования. Но сказать, что основным долговым бременем для России является долговое наследие СССР, было бы некорректно. России действительно достался достаточно крупный внешний долг СССР. Однако и суверенный велик. Как видно из диаграммы, около 70%  всего внешнего долга РФ составляют еврооблигационные займы.  
 

    2.2 Мировая практика  управления государственным  долгом

    Целью управления государственным долгом являются выработка экономически обоснованного соотношения между потребностями государства в дополнительных финансовых ресурсах и затратами по их привлечению, поддержание объема долга на экономически безопасном уровне. Поэтому система управления госдолгом должна быть ориентирована на обслуживание стратегических инвестиционных проектов, а государство выступать координатором и гарантом производственных инвестиций в рамках выработанной стратегии экономического роста.

    Управление  государственным долгом – это  регулируемая нормами права совокупность мероприятий государства по использованию  долговых отношений, направленных на погашение  долговых обязательств и формирование благоприятных социально – экономических  условий развития страны. К важнейшим  законодательно закрепленным мерам  по управлению государственным долгом относятся установление предельных объемов государственного внутреннего и внешнего долга, границы внешних заимствований с разбивкой по формам обеспечения обязательств; источники внутреннего финансирования бюджетного дефицита, включая поступления от эмиссии государственных ценных бумаг; предельный размер внешних заимствований; расходы на обслуживание государственного внутреннего и внешнего долга; верхние пределы государственных внутренних и внешних гарантий. Чрезмерный рост госдолга несет в себе угрозу для экономической безопасности страны и стабильности бюджетной системы.

    В связи с этим также следует  учитывать, система управления по своей  политико-экономической сути должна включать определение цели и обоснованность государственных заимствований, минимизацию  стоимости долга для заемщика, эффективное использование, учет и  контроль над расходованием привлекаемых ресурсов, усиление инвестиционного характера займов, обеспечение своевременного возврата полученных кредитов. С введением  в действие Бюджетного кодекса впервые на законодательном уровне прописано понятие единой системы учета и регистрации государственных долговых обязательств. Информация о долговых обязательствах РФ, выпуске ценных бумаг субъектов и муниципальных образований вносится в Государственную долговую книгу Российской Федерации, государственную долговую книгу ее субъекта или муниципальную долговую книгу в трехдневный срок с момента возникновения обязательств. Состав, порядок и сроки представления информации установлены Правительством РФ. В процессе управления государственным долгом органами государственной власти должны решаться следующие основные задачи:

Информация о работе Проблемы государственного долга и способы их разрешения