Проблемы формирования и реализации социально ориентированной модели развития национальной экономики на примере Республики Беларусь

Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Февраля 2013 в 18:53, курсовая работа

Описание работы

Цель курсовой работы: изучить теоретические основы социальной политики и основные механизмы ее реализации на практике.
Задачи курсовой работы:
1. изучить сущность, цели и основные направления социальной политики в рыночной экономике;
2. исследовать эволюцию роли государства а управлении системы социальной защиты;
3. изучить специфику социально-ориентированной модели развития национальной экономики Республики Беларусь.

Работа содержит 1 файл

курсач макро.doc

— 318.50 Кб (Скачать)

Главной целью социальной политики в Республике Беларусь, учитывая зарубежный опыт, является предоставление каждому трудоспособному человеку возможности своим трудом и предприимчивостью создать свое семейное благосостояние, а для нетрудоспособных и нуждающихся граждан - обеспечить надежную социальную защиту. При этом социальная защита должна быть исключительно адресной и направлена на конкретные, самые незащищенные группы и слои населения. Международный опыт стран с переходной экономикой показывает, что эффективные системы адресной социальной помощи в состоянии обеспечить поддержку лишь 10-15% населения [17,с.8].

Особое внимание уделяется  в республике жителям сельской местности, которые острее других ощущают жизненные трудности: неразвитость социальной инфраструктуры, транспортных услуг, бытового обслуживания. Поставлена задача осуществлять работу по введению государственных социальных стандартов по всей стране с обязательным учетом региональных особенностей. Введение социальных стандартов направлено на то, чтобы уровень социальной защиты гарантированно улучшался.

Приоритетной задачей  государства в области социальной защиты является забота о семье, детях, в частности, обеспечение необходимых условий для реализации семьей ее экономической, воспроизводственной, воспитательной и культурно-психологической функций; обеспечение прав детей на их полноценное физическое, интеллектуальное, нравственное и социальное развитие.

В системе материальной помощи семьям с детьми государство  использует льготы по налогообложению, оплате за питание детей в детских  дошкольных учреждениях, оплате за учебники и учебные пособия. Малообеспеченным семьям предоставляются безналичные  жилищные субсидии, если оплата за жилье и коммунальные услуги превышает 25% среднемесячного совокупного дохода семьи. В Республике действует система пособий семьям, воспитывающим детей, которая включает 10 их видов. Основные из них финансируются из фонда социальной защиты населения. Для смягчения демографической ситуации принят Указ Президента, в соответствии с которым, начиная с 1 января 2005 г. при рождении третьего и последующих детей выплачивается пособие в размере трехкратного бюджета прожиточного минимума в среднем на душу населения, действующего на дату рождения ребенка. 

В Республике Беларусь было принято около 100 правительственных  и директивных документов по чернобыльской  тематике. Разработана и претворяется в жизнь Государственная программа  по преодолению последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС на 2011–2015 годы и на период до 2020 года, утвержденной постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 31 декабря 2010 г. № 1922 (Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь, 2011 г., № 10, 5/33118).

Важное направление  системы социальной защиты – охрана материнства и детства. В Республике Беларусь успешно выполняется Президентская  Программа «Дети Беларуси», в  которой предусмотрены меры, направленные на повышение уровня жизни и благосостояния детей и семей, улучшение условий для их воспитания. 

Огромнейшее значение придается  развитию национальной системы образования. Выбор Республикой Беларусь курса на создание социального государства позволил обеспечить стабильное функционирование системы образования, определить верную стратегию ее развития.

Примечание. Понятие «социальное  государство» впервые было выдвинуто  в середине ХIХ века знаменитым немецким государствоведом и экономистом  Лоренцем фон Штейном (1815 – 1890).

По оценке экспертов  ООН, образовательная система Республики Беларусь, которую отличают качество и доступность, относится к ряду лучших в мире.

В основе государственной  политики в области образования, проводимой в Республике Беларусь, начиная со второй половины девяностых годов, лежат следующие принципы:

- обеспечения равного доступа к образованию;

- реализации социальной справедливости в получении образования;

- повышения качества образования.

В результате в Беларуси гарантировано бесплатное общедоступное  среднее образование. На образовательную систему в последние годы государством выделяется не менее 5 % ВВП.

На сегодняшний день система образования является крупнейшей отраслью народного хозяйства Республики Беларусь, деятельность которой регулируется Кодексом об образовании от 13.01.2011 г. В стране функционирует около 9 тыс. учреждений, в которых воспитанием и образованием более чем 2,2 млн. чел. занимаются 424 тыс. педагогических работников. Сохранилось бесплатное среднее специальное и высшее образование, которое может получить любой молодой человек на конкурсной основе. При этом особое внимание уделяется обеспечению равенства образовательных возможностей городской и сельской молодежи. В 55 высших учебных заведениях готовятся специалисты по 360 специальностям и более чем по 2 000 специализациям, что полностью удовлетворяет потребности народного хозяйства в специалистах, кроме того, 51 учреждение образования осуществляет предоставление платных образовательных услуг иностранным гражданам. Выявлением и поощрением одаренных молодых людей занимается специальный фонд Президента Республики Беларусь. За более чем 15 лет своего существования более 20 тысяч учащихся и студентов получили поддержку в виде различных финансовых поощрений. Высшей награды фонда – нагрудного знака лауреата – удостоены 444 студента, победители международных олимпиад. Поддержка фонда осуществляется по шести программам его основной деятельности.

Пенсионное обеспечение - важнейшее направление политики социальной защиты РБ. На нынешнем этапе  развития национальная пенсионная система столкнулась с рядом внутренних и внешних проблем. Отрицательное влияние оказывает так называемое явление старения нации. Тем не менее, своевременно и в полном объеме выплачиваются пенсии, постоянно осуществляется их перерасчет. На конец 2005 г. средний размер пенсии по возрасту приблизился к 200 тыс. руб., на конец 2010 г. – к 612 тыс. руб.  При этом отношение среднего размера пенсий к средней заработной плате составило в 2000 г. – 41,5%, а в 2010 г. в связи с кризисом и ускорившейся инфляцией – 36,6 %.

Национальная социальная политика нашла свое отражение в  Концепции развития здравоохранения  Республики Беларусь, которая закладывает  в основу деятельности всей системы  охраны здоровья такие императивы, как справедливость, этика, права  человека, высокая эффективность и надежные социальные гарантии. Концепция направлена на совершенствование экономических отношений в отрасли, реструктуризацию медицинской помощи по ее видам и уровням с сохранением бюджетного финансирования.

В Республике Беларусь сохранена социально ориентированная система здравоохранения. Разработаны и выполняются 5 государственных социальных стандартов, территориальные программы государственных гарантий оказания гражданам медицинской помощи.

Государственная программа  развития фармацевтической промышленности Республики предполагает первоочередное производство высокоэффективных отечественных лекарственных препаратов, техническое перевооружение и реконструкцию имеющихся производств, создание новых предприятий по выпуску лекарственных средств.

В целом, повышение качества жизни населения гарантируется  введением системы государственных  социальных стандартов. Практически  внедрены 44 стандарта, касающиеся основных сфер жизнедеятельности. В результате улучшилось транспортное сообщение, бытовое и торговое обслуживание, повысился уровень образовательных и медицинских услуг. В ближайшее время планируется расширить перечень стандартов и повысить их качественную составляющую.

Таким образом, в Беларуси формируется эффективная система  справедливого распределения вознаграждения за труд, социальной защищенности малоимущих граждан и повышения социальной защиты населения в целом.

Эффективная социальная политика государства на основе НСУР-2020 предполагает:

  • создание условий и возможностей всем трудоспособным гражданам зарабатывать средства для удовлетворения потребностей;
  • обеспечение общего роста денежных доходов населения и справедливого их распределения;
  • постепенное приближение фиксированных доходов (минимальных и др.) к минимальному потребительскому бюджету;
  • повышение размеров минимальных социальных гарантий в области дохода по сравнению с ростом цен;
  • улучшение социального обеспечения нетрудоспособных граждан на основе реформирования пенсионной системы и социального страхования;
  • содействие росту доходов от самозанятости и предпринимательской деятельности;

Выполнение большинства  важнейших параметров прогноза на 2011 год, наряду с достигнутыми в 2006-2010 годах результатами, способствовало в целом выходу в 2011 году по данным показателям на уровни, определенные программой.

В жилищном строительстве за 2007-2011годы введено в эксплуатацию за счет всех источников финансирования 13,9 млн. квадратных метров общей площади жилых домов (по программе – 12,6-14,1 млн. квадратных метров).

Таблица 3.1—Основные социально-экономические показатели уровня жизни населения

 

1995

2000

2001

2002

2003

2004

2005

2006

2007

2008

2009

2010

2011

Денежные доходы в  расчете на душу населения, тыс. руб. в месяц

515,7

46,61)

96,6

144,3

193,9

253,2

333,0

422,4

511,4

658,6

766,1

952,4

1 457,7

Номинальная начисленная  среднемесячная заработная плата одного работника, тыс. руб.

755,1

58,91)

123,0

189,2

250,7

347,5

463,7

582,2

694,0

868,2

981,6

1217,3

1899,8

Реальная заработная плата, в процентах к предыдущему  году

95,0

112,0

129,6

107,9

103,2

117,4

120,9

117,3

110,0

109,0

100,1

115,0

101,9

Средний размер назначенных  пенсий (на конец года), тыс. руб.

387,2

36,41)

65,0

89,6

113,9

172,6

211,0

277,6

328,2

389,4

429,5

584,7

940,4

Реальный размер назначенных  пенсий, в процентах к предыдущему  году

130,3

143,2

122,1

102,3

101,4

132,4

113,2

123,4

105,4

104,7

100,2

123,9

77,1


Источник:[26].

Рост производства в  основных отраслях экономики, улучшение  качественных параметров их функционирования и увеличение на этой основе ВВП  позволил обеспечить достижение целевых параметров программы по повышению уровня жизни населения.

Таблица 3.2—Численность безработных, зарегистрированных в органах по труду, занятости и социальной защите

 

1995

2000

2001

2002

2003

2004

2005

2006

2007

2008

2009

2010

2011

Численность безработных, тыс. человек

131,0

95,8

102,9

130,5

136,1

83,0

67,9

52,0

44,1

37,3

40,3

33,1

28,2

из них:

                         

мужчины

46,7

37,6

40,8

47,8

46,1

25,5

21,1

17,7

15,2

14,7

17,3

15,7 

13,0

женщины

84,3

58,2

62,1

82,7

90,0

57,5

46,8

34,3

28,9

22,6

23,0

17,4 

15,2

Уровень зарегистрированной безработицы (в процентах от экономически активного населения)

2,9

2,1

2,3

2,9

3,1

1,9

1,5

1,1

1,0

0,8

0,9

   

Источник:[26].

С учетом граждан, состоявших на учете на начало года, в трудоустройстве  нуждалось 317,0 тыс. человек (100,1 процента от уровня 2008 года), в том числе 199,1 тыс. безработных (99,8 процента к 2008 году).

Информация о работе Проблемы формирования и реализации социально ориентированной модели развития национальной экономики на примере Республики Беларусь