Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Февраля 2013 в 18:53, курсовая работа
Цель курсовой работы: изучить теоретические основы социальной политики и основные механизмы ее реализации на практике.
Задачи курсовой работы:
1. изучить сущность, цели и основные направления социальной политики в рыночной экономике;
2. исследовать эволюцию роли государства а управлении системы социальной защиты;
3. изучить специфику социально-ориентированной модели развития национальной экономики Республики Беларусь.
По мере перехода человечества от аграрного к индустриальному, а затем к постиндустриальному обществу все ярче проявляются тенденции межгосударственной экономической и политической интеграции, тенденции гуманизации и экологизации социально-экономического развития, переход в сфере производства на супертехнологии и постепенное утверждение знания как основной движущей силы общественного развития.
Переход от рабовладельческого к феодальному строю, безусловно, повы- шальной защищенности огромного количества людей — рабов. В развитии социальной сферы человечества, составной частью которой являет- гальной защиты, заложен огромный созидательный потенциал, способный даже к смене общественно-экономических формаций, подчеркивал Дж.Ст.Милль, говоря что переход от феодальной системы к капитализму обусловлен недостатками феодализма, а его достижениями, в силу чего«человечество стало желать и сделалось способным осуществить лучшую социальную форму, чем та, которую давал феодализм».
Актуальными для настоящего времени являются у Дж. С г. Милля подход к оценке уровня развития социального сознания общества и формулирование основных положений социальной политики в направлении изживания негативных социальных явлений — развитие системы социальной защиты.
Основы системы социальной зашиты, но не разрозненных мер направленных на оказание материальной помощи неимущим были заложены немецким канцлером О. Бисмарком при введении обязательного пенсионного обеспечения в Германии в 1890 г. Этот факт положил начало разработке и практической реализации определенной социальной политики, исходя из возможностей конкретного государства, направленной иа государственное регулирование доходов слабо защищенных слоев населенкя.
Впоследствии роль государства в регулировании социально-экономических отношений только увеличивалась. При этом существенно изменилась и роль, которую играло государство по отношению к системе социальной защиты: от рекомендаций по установлению размеров социальных выплат до доминирующего игрока на социальном поле, определяющего правила игры на законодательном уровне.
Рассмотрим эволюцию роли государства в развитии социальной защиты в Российской империи. Библия как первый «нормативный» документ, упорядочивший разрозненные элементы системы социаль ной защиты, дала толчок развитию инфраструктуры этой системы и структуры финансирования. В этом смысле отдельные положения Библии можно рассматривать как первые элементы официальной социальной политики. Заповедь о любви к ближнему, принимавшаяся как обязанность проявить милосердие, призреть, накормить голодного и напоить жаждущего, идеологически Направляла социальное развитие общества, а церкви, монастыри, храмы явля лись инфраструктурными объектами системы социальной защиты, ее финансовыми центрами. Особо следует отметить идеологическую функцию религии в практике развития финансирования социальной защиты как за счет благотворительности, так и за счет системных поступлений средств. Религия, являясь элементом государственной идеологии России, определяла основные направления государственной социальной политики того лериода.
Дальнейшее развитие структуры системы социальной защиты и организа ции ее финансирования принципиально не менялось, изменялись лишь подходы к формам и структурам, источникам финансирования и их устройству. Также следует отметить, что вся система социальной защиты этого периода но сила характер социальной помощи - материальная помощь в различных ее формах — от подаяния до содержатм в домах призрения, богадельнях.
По мере повышения уровня социально-экономического развития в обществе назревает идея необходимости реформирования системы социальной защи ты. поскольку решение вопроса о помощи все возрастающему количеству людей силами благотворительности и церковного призрения не представлялось возможным.
На необходимость возведения задач социальной политики в ранг государственных указывалось в 1551 г. на собрании высшего духовенства России (Православной цеокви) — Стоглавом соборе, где констатировался факт небывалого раззютя нищенства и недостаточности принимаемых мер для его предотвращения. Существовавшая система финансирования социальной сферы давала сбои из-за недостатка средств и несовершенства форм организации работы. Принятое собором решение з области социальных вопросов является очередным значительным шагом на пути развития системы социальной защиты и признания необходимости государственного регулирования в сочетании с общественной деятельностью. Официально вводятся категории лиц, подлежащих призрению, и определяются его формы. Заметим и разграничение по источникам финансирования: прокаженные и престарелые должны получать кров, пищу и одежду, а «здравые» — питаться по дворам [13,c.35. Начинает формироваться государственная инфраструктура системы социальной защиты через строительство и содержание больниц, сиротских домов, богаделен, домов призрения незаконнорожденных младенцев. Появляется новая функция системы социальной защиты — создание смирительных и прядильных домов для людей праздношатающихся и им подобных. В современной интерпретации это можно охарактеризовать как зачатки создания системы занятости и профессионалы ной подготовки кадров.
Отметим еще один важный элемент в подходе к финансированию социальной сферы — государственное регулирование общественной инициативы — благотворительная деятельность и ее целесообразность признается государством, однако ее рекомендуют направлять непосредственно на финансирование богаделен и приютов, что характеризуется как желание государства управлять и координировать деятельность общественности по решению государственных задач.
Государство осознало необходимость управлять развитием системы социальной защиты, которая постепенно становится элементом государственной политики. Дальнейшим шагом в развитии государственного участия в создании эффективной инфраструктуры социальной защиты и ее государственного финансирования явилось формирование вертикально интегрированной государственной структуры управления системой социальной защиты яри Екатерине II. состоящей из приказов общественного призрения под председательством губернаторов.
Общая для всех периодов развития системы социальной зашиты проблема - недостаток государственных финансовых ресурсов па общественное призрение во второй половине XIX в. вынудила государство снова обратить внимание на необходимость более сильного вовлечения общественности в орга низанию функционирования социальной сферы государства. После земской (1864) и городской (1880) реформ основная нагрузка по развитию системы социальной защиты легла на городское и земское самоуправление, в ведение которых перешли дела приказов общественного призрения. Вопросы организации социальной помощи и управления ею переместились на низовой уровень. Но в этом были свои положительные стороны - более глубокое понимание проблемы, путей методов и механизмов реатизации социальной защиты. Наиболее важным достижением этого времени, по нашему мнению, является уход от приказного форматпзма и переход па принципы адресности социальной помощи.
В Беларуси, как отмечает А.Д. Григорьев, система социальной защиты развивалась параллельно с Россией с той лишь особенностью, что православная церковь, заинтересованная в упрочении своих позиций в глазах католиков, более активно занималась социальной работой через систему церковно-приходских попечительств [15,с.20].
Такая сложившаяся система социальной зашиты сохранилась до конца XIX начала XX ст. Организационную правовую структуру слстемы социальной защиты представляли элементы трех типов: общественные, общественно- государственные и частные. Аналогичной была и структура финансирования, а также ее источники: государственные средства, средства общественных организаций и пожертвования, средства частных лиц на содержание инфраструктурных объектов системы социальной защиты.
Значительным достижением системы социальной защиты достроенной в России в XIX в.. как отмечал Е. Максимов, была ее практическая направленность, масштабы, а также теоретическое осмысление перспективных направлений развития и понимание необходимости и значения функцдй превентивных мероприятий для повышения уровня социальной защищенности. Он подчеркивал: во-первых, что всякий человек, поставленный вследствие каких-либо постоянных или случайных причин в положение, грозящее окончиться нищетой, и не имеющий способов выйти из этого положения, должен подлежать общественному прнзрению;
во-вторых, что общественное призрение должно иметь з виду не только непосредственную помощь дряхлым, больным, сиротам, но и зсем тем, кто лишен возможности предупредить настигающую беду, что должно стать «важной функцией общественного и государственного управления, направленной на смягчение многих зол действительности, к облегчению значительных страданий и к спасению целого ряда человеческих жизней» [15.22].
Еще одним важным элементом в системе социальной зашиты, на который следует обратить внимание, является система ее финансирования, во многом основанная на развитии благотворительной деятельности общественных благотворительных организаций, а также частных лиц.
Заметим, что в расширении функций существовавшей в го время системы социальной помощи и переключения внимания с констатации факта на профилактическую работу, а также в развитии негосударственных форм финансирования социальной сферы был заложен огромный потенциал, который в полной мере не реализован и в настоящее время — более чем через 100 лет.
Подходя к рубежу XX в., система социальной защиты Российской империи представляла собой, по определению В.А. Гагена. смешанный организационный тип, где присутствовали централизованные методы организации социальной защиты, характеризующиеся сосредоточением административных функций в руках государства.
Основными элементами социальной помощи являлось призрение на дому (открытое призрение) или в специальных заведениях (закрытое призрение). Финансирование социальной помощи осуществлялось за счет частных средств (частная благотворительность), а в случаях, когда пожертвования в пользу бедных принимались, а затем распределялись церковью. - церковное призрение. К этому еще следует добавить и законодательно установленные обязательные, социальной помощи, когда нуждающийся по закону мог требовать помощи, а источником средств на социальную помощь являлись специальные налоги. Правда, как отмечают исследователи, при этом публичное (государственное) призрение бедных было лишено юридического содержания и на стороне органов власти были права, а на стороне подданных — одни обязанности, а «...вся государственная жизнь, весь публично-правовой строй были лишь отражением частных отношений» [15,с.21].
Вместе с тем мы разделяем позицию В. А. Гагена о том. что система социальной зашиты и один из ее элементов «...обязательное призрение бедных сыграло крупную роль в правильной постановке отношения государства к индивидууму, в укреплении государственной власти, обеспечении самого существования ее и мирном разрешении острых конфликтов, зарождавшихся в государствах на экономической почве. Кроме того, организация этого обязательного призрения являлась показателем жизненности и устойчивости государственного организма» [15,с.20].
Таким образом, система социальной защиты в России и Беларуси до начала XX в. представляла собой в основном социальную помощь — помощь лицам, не имеющим возможности позаботиться о себе самостоятельно. В организационном плане система социальной защиты опиралась на государство, которое признавало необходимость оказания помощи немощным и беднякам, но основная нагрузка социальной работы приходилась на общественные организации. По содержанию в этот период развития система социальной защиты представляла в современном понимании элемент социальной помощи с включением в нее социальной работы и различных социальных программ. В сущности, система социальной защиты соответствовала и следовала христианским принципам, поскольку «.призрение нетрудоспособных диктуется как этической основой организации призрения, так и директивам современного культурного государства...»[15,с.18], поэтому мы называем такую Модель системы социальной защиты общественно-христианской.
Функция государства в этом случае
заключалась в поощрении
Если в странах Западной Европы к конце XIX начале XX в. складывалась управляемая государством система пенсионного обеспечения и получила широкое распространение система социального страхования, то в Беларуси и в царской России не существовало законодательства, регулирующего на системной основе отношения по социальному обеспечению и страхованию работников. Определенным шагом к развитию социального обеспечения пролетариата явилось принятие закона от 23 июня 1912 г. «О страховании от несчастных случаев». B.C. Андреев считает, что периодические выплаты в связи с увечьем на производстве, предусмотренные упомянутым законом, «по своей юридической природе должны рассматриваться в качестве пенсий» [15, с.22] как одного из основных элементов системы социальной защиты.
Следует также отметить, что по
сравнению с развитыми
Несмотря на объективные сложности, следует отметить гот факт, что в Российской империи в начале XX в. стала формироваться система социального страхования от несчастных случаев на производстве. имелась система обязательной социальной помощи и действовали многочисленные благотворительные организации, а частная благотворительная деятельность получала всеобщее признание. Современники понимали необходимость и значение развития социального сектора, но и понимали сложность той задачи за которую они брались, подчеркивая, что в «этом направлении законодателю предстоит громадная работа и притом в вопросе крупного государственного значения».
Рассмотрим систему социального страхования в странах Западной Европы.
Системы социального страхования и социальной помощи в странах Западной Европы реализуются по-разному, и в связи с этим они могут быть разделены на четыре группы: