Проблемы формирования и реализации социально ориентированной модели развития национальной экономики на примере Республики Беларусь

Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Февраля 2013 в 18:53, курсовая работа

Описание работы

Цель курсовой работы: изучить теоретические основы социальной политики и основные механизмы ее реализации на практике.
Задачи курсовой работы:
1. изучить сущность, цели и основные направления социальной политики в рыночной экономике;
2. исследовать эволюцию роли государства а управлении системы социальной защиты;
3. изучить специфику социально-ориентированной модели развития национальной экономики Республики Беларусь.

Работа содержит 1 файл

курсач макро.doc

— 318.50 Кб (Скачать)

1) страны, где доминируют  страховые принципы, где размеры  выплат и пособий связаны с  индивидуальными страховыми взносами;

2) страны, где страховые  принципы социальной защиты населения  менее выражены, где размеры пособий  и выплат более соответствуют  индивидуальным потребностям, а финансирование осуществляется в основном из налоговых фондов;

3) страны, занимающие  промежуточную позицию между  первыми двумя;

4) страны, где системы  социальной защиты населения,  как таковой, пока нет, она  только формируется.

К первой группе относятся Германия, Франция, Бельгия и Люксембург. В этих странах системы защиты населения базируются на договорно - страховых принципах. Наемные трудящиеся выплачивают определенную часть своих доходов в страховой фонд, что дает им право воспользоваться услугами фонда, когда им понадобиться помощь в размерах, соответствующих накоплениям в страховом фонде. Одновременно работодатели от имени своих наемных рабочих также отчисляют определенные суммы в этот страховой фон.

Однако во всех странах  этой группы государство берет на себя обязательство перед гражданами за то, чтобы доходы любого гражданина не опускались ниже гарантированного минимума, независимо от того, какой доход он получал ранее и сколько внес в страховой фонд. Этот вид выплат осуществляется из общенационального бюджета. Здравоохранение в основном финансируется также за счет страховых взносов, однако минимум медицинского обслуживания гарантирован за счет бюджета. Медицинское обслуживание в основном ложится на частный сектор с последующим возмещением расходов граждан за счет государства.

Вторая группа стран, к которой относятся Великобритания, Дания, Ирландия, отличается от первой тем, что социальная защита в меньшей  степени связана со страховыми накоплениями. В этих странах большую роль в финансировании социальной сферы играет государственный бюджет. Социальные выплаты и пособия распределяются более равномерно. В основе такого распределения лежит идея о том, что люди в нужде равны, поэтому социальная помощь должна быть оказана, исходя из потребностей человека, а не из его прежних доходов. Разница между выплатами и пособиями заключается в основном в том, что социальные выплаты обязательны, на них имеет право претендовать каждый гражданин по закону, а пособия даются далеко не всем, в зависимости от нуждаемости и характера социального риска. В этих странах медицинское обслуживание сосредоточено в основном в общественном секторе.

К третьей группе стран  относятся Нидерланды и Италия, представляющие смешанную систему социального  обеспечения. Однако их системы более близки к системам первой группы стран. Но есть и определенные отличия. В Италии, например, государство не берет на себя обязательства по выплате гарантированного социального минимума доходов. Такие гарантии дают лишь некоторые местные власти в отдельных областях. В Нидерландах, наоборот, социальное обеспечение находится на очень высокой ступени развития, и система охватывает каждого жителя страны.

К четвертой группе стран  относятся Испания, Португалия, Греция. Системы социальной защиты населения этих стран находятся пока в зачаточном состоянии. В этих странах нет гарантированного минимального дохода, и социальное обслуживание доступно далеко не всем гражданам.

Во всех европейских  странах социальная защита многофункциональна. Как правило, она выполняет 11 функций, соответствующих основным социальным рискам, которым подвергается человек в течение жизни: (риск заболевания, риск инвалидности, риск производственного травматизма и профессионального заболевания, риск потери кормильца, риск безработицы, риск миграции, риск потери жилья, риск материнства и т.д.).

Другие виды социальной помощи: дополнительное обслуживание бедняков, расходы на профилактику правонарушений несовершеннолетних, пособия  жертвам военных действий и стихийных  бедствий и пр.

Различия среди европейских  стран по статье расходов довольно значительны. Одна группа стран, среди  которых Греция, Италия, Португалия и Испания, тратят менее 1% своего ВНП  на эти цели. Другая группа стран - Германия и Нидерланды - от 12,5 до 2%, в то время как оставшиеся страны - более 2%.

Большинство стран озабочены  сокращением рождаемости. В этой связи многие страны внесли существенные изменения в политику оказания помощи семье. Так, во Франции в начале 80-х  гг. были приняты законы в пользу многодетных семей. Например, семья с тремя и более детьми стала получать пособие в размере трети средней заработной платы.

Во всех странах размеры  пособий на детей возрастают с  каждым новым ребенком. Исключение составляют Ирландия, Нидерланды, Португалия и Великобритания.

Во многих странах  были увеличены пособия по беременности и родам. Такая политика была направлена на то, чтобы создать наилучшие  условия для сочетания работы, карьеры и заботы о доме и семье. В этой связи в течение последних  пяти лет во многих странах была увеличена продолжительность отпуска по беременности и родам. Самый большой отпуск по беременности и родам в настоящее время в Дании (28 недель) и во Франции (26 недель). В остальных странах он варьируется от 13 до 20 недель. Во многих странах для родителей, которые бы хотели находиться с ребенком более продолжительное время, существуют социальные пособия, но они небольшие.

В скандинавских странах  преобладает государственная модель организации социальной защиты населения. Как правило, понятие «социальная защита» в этих странах трансформировано в понятие «социального благосостояния». Эта модель включает в себя обязательную социальную политику, регулируемый государством уровень доходов, а также уравнительный, всеобщий характер социальных льгот и пособий. Несмотря на схожие черты, скандинавские страны несколько отличаются по характеру и организационным формам реализации социальной политики. Рассмотрим модель социального обеспечения Швеции.

Социальное страхование  составляет основной элемент шведской системы социальной защиты. Государственное страховое управление находится под юрисдикцией Министерства здравоохранения и социальных дел и отвечает за систему всеобщего страхования. В настоящее время вся система социальной защиты населения в Швеции регулируется Законом о всеобщем страховании (1962 г), который предусматривает три типа страхования:

1) систему страхования  по болезни и страхования родителей;

2) систему народных  пенсий;

3) систему дополнительных  пенсий.

Все постоянно проживающие  в Швеции (шведской и иной национальности) в возрасте от 16 лет и старше зарегистрированы в одной из 26 местных контор социального страхования.

Системы страхования  по болезни и страхование родителей.

Они включают в себя следующие  виды страхования: обязательное медицинское, стоматологическое, пособия родителям, пособие по болезни.

Обязательное медицинское  страхование охватывает различные  выплаты в связи с посещениями  врача, стоматолога, лечением в больнице и т. д. Как правило, эти расходы  непосредственно оплачиваются конторой социального страхования медицинскому учреждению или лицу, ответственному за лечение. Обычно пациент платит только небольшую сумму за консультацию. Общий тариф применяется к государственным амбулаторным услугам. В конце 80-х гг. пациент платил 60 крон (90 крон за вызов врача на дом) поликлинике, а врач получал от нее полную зарплату. Посещение частных врачей возмещается несколько по - иному. Пациент платит свои 60 крон, за каждое посещение, а остальную часть гонорара врач получает их национальной системы здравоохранения здоровья.

В настоящее время  структура компенсаций изменилась. Государство теперь субсидирует  расходы поликлиник, исходя не из числа  посещений, а в пропорции к  числу жителей региона. Гонорары, которые платят пациенты, включают не только посещение врача, но и выписку рецептов, больничного, лабораторные исследования.

Таким образом, социальная политика не может рассматриваться  как исключительно экономическая  проблема. Экономическая же наука  в качестве предмета своего исследования в сфере социальной политики сосредотачивается на экономических механизмах её реализации. В условиях рыночной экономики к таковым относятся прежде всего механизмы формирования доходов и поддержание занятости населения.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3.СПЕЦИФИКА  СОЦИАЛЬНО-ОРИЕНТИРОВАННОЙ МОДЕЛИ РАЗВИТИЯ НАЦИОНАЛЬНОЙ ЭКОНОМИКИ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ

 

Республика Беларусь является полноправным членом международного сообщества. Ее открытость и вовлеченность  в мировые хозяйственные связи  в значительной степени предопределяют зависимость экономики страны от конъюнктуры и тенденций, складывающихся на внешних рынках.

Так, в 2010 году доля экспорта товаров и услуг в ВВП составила 54,6 процента (по данным 2009 года этот показатель в России составил 28 процентов, Польше – 40, Украине – 46, Германии – 41, Франции – 23, Италии – 19 процентов).

Республика Беларусь превышает объемы мирового производства на душу населения таких стратегически  важных продуктов, как минеральные  удобрения в 10,3 раза, сталь – в 1,3, цемент – в 1,2, электроэнергия – в 1,1 раза. По производству минеральных удобрений на душу населения Беларусь опережает страны Европейского союза почти в 9,5 раза, страны СНГ – в 3,6 раза.

Вместе с тем по объему производства ВВП на душу населения, оплате труда, материало- и энергоемкости  производства, производительности труда Беларусь пока отстает от стран Европейского союза.

Республика Беларусь в своей социально-экономической  политике исходит из преемственности  целей и приоритетов, которые  сформулированы и хорошо зарекомендовали  себя на протяжении последних 15 лет, а также новых подходов, определенных решениями четвертого Всебелорусского народного собрания.

Принцип социальной справедливости находит свое выражение в адресной социальной политике проводимой руководством Республики Беларусь, социальных гарантиях, особенно по отношению к молодежи, старикам, жителям территорий, пострадавших от последствий Чернобыльской катастрофы.

Принцип преемственности  в проведении социальной политики в  целом и образовательной, в частности, позволил не только сохранить высокоразвитую образовательную систему, унаследованную после развала СССР, но и выстроить на ее основе новую, отвечающую высоким мировым стандартам.

Основная цель социальной политики – повышение уровня и качества жизни населения и создание условий для развития человеческого потенциала на основе эффективного функционирования систем здравоохранения, образования, культуры и других видов деятельности, относящихся к сфере услуг.

Ставится задача обеспечения  вхождения Республики Беларусь в  текущем пятилетии в число 50 передовых стран по индексу развития человеческого потенциала и ее закрепления в группе наиболее развитых государств.

Основными направлениями  реализации поставленной цели являются:

  • обеспечение эффективной занятости населения на основе модернизации существующих и ввода новых рабочих мест;
  • постепенное приближение страны по уровню заработной платы к развитым европейским государствам;
  • укрепление здоровья, увеличение рождаемости и ожидаемой продолжительности жизни населения;
  • развитие интеллектуального и культурного потенциала нации;
  • улучшение качества и обеспечение доступности социальных услуг независимо от места жительства граждан.

Важную роль в реализации планомерного курса на обеспечение  благополучия людей играет выполнение в социальной сфере минимальных  государственных стандартов, предусматривающих снабжение граждан продовольствием, теплом, коммуникациями, транспортом, бытовыми услугами, нормальную работу учреждений образования, здравоохранения, культуры[13].

В Республике Беларусь сложилась эффективно действующая система справедливого распределения вознаграждения за труд, социальной защищенности малоимущих граждан и повышения социальной защиты населения в целом. Задача сейчас ставится так: законы Республики Беларусь о человеке, его нуждах должны быть эталонами социальной справедливости.

Ведущей социальной установкой белорусской государственности  и ее идеологической платформы, гуманистической  по своей направленности, является оптимальное сочетание централизованных гарантий и индивидуального трудового  вклада в процветание государства. Только эффективный труд может быть источником экономического и социального успеха личности и государства.

Социальные гарантии в рамках белорусской модели развития выражаются в:

  • гарантиях равенства мужчин и женщин в образовании и трудовой деятельности;
  • гарантиях права молодежи на духовное, нравственное и физическое развитие;
  • гарантиях права на труд, как наиболее достойный способ самоутверждения экономического, морального и социального содержания жизнедеятельности человека;
  • гарантиях справедливой доли вознаграждения в экономических результатах труда, но не ниже уровня, обеспечивающего гражданам и их семьям свободное и достаточное существование;
  • гарантиях права на охрану здоровья, включая бесплатное лечение в государственных учреждениях здравоохранения;
  • гарантиях права на социальное обеспечение в старости, по болезни и другим причинам.

Информация о работе Проблемы формирования и реализации социально ориентированной модели развития национальной экономики на примере Республики Беларусь