Проблемы формирования и реализации социально ориентированной модели развития национальной экономики на примере Республики Беларусь

Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Февраля 2013 в 18:53, курсовая работа

Описание работы

Цель курсовой работы: изучить теоретические основы социальной политики и основные механизмы ее реализации на практике.
Задачи курсовой работы:
1. изучить сущность, цели и основные направления социальной политики в рыночной экономике;
2. исследовать эволюцию роли государства а управлении системы социальной защиты;
3. изучить специфику социально-ориентированной модели развития национальной экономики Республики Беларусь.

Работа содержит 1 файл

курсач макро.doc

— 318.50 Кб (Скачать)


ВВЕДЕНИЕ

 

 

Современная социально-экономическая, морально-психологическая и духовная ситуация в Республике Беларусь крайне противоречива и многоаспектна. Имеет место нестабильность в  экономике, остро ощущается дефицит  федерального бюджета, практически  не снижается численность людей с доходом ниже прожиточного минимума, усиливается дифференциация населения по доходам, повышается напряженность на рынке труда, растет задолженность по выплате заработной платы, пенсий и социальных пособий, остро проявляются тенденции неблагополучия, в том числе социальные девиации.

Сложившаяся ситуация требует принятия адекватных мер прежде всего в  сфере развития системы социальной защиты населения и обеспечения  социальной безопасности, что может  быть достигнуто только путем реформирования общественной жизни, проведением грамотной и эффективной социальной политики государства. В силу непродуманности реформ под угрозой уже оказались не только интересы и потребности отдельных людей или наиболее ущемленных социальных групп, но и общества в целом. Известно, что жизненно важные параметры российского общества давно уже вышли за пределы нормы, стали угрожающими самому существованию социума. Специалисты говорят о предельно критических значениях жизненноважных показателей общества в целом.

Реформирование общественной жизни глубоко затрагивает не только механизм управления обществом, но и весь комплекс интересов личности, трудовых коллективов, классов, народностей, социальных и профессиональных групп и слоев населения. Среди факторов, способствующих гармонизации интересов личности и общества, гарантирующих защиту интересов человека, его прав и свобод, особое место принадлежит социальной политике государства и всей инфраструктуре социальной работы с различными группами населения.

Одна из главных задач социальной политики на современном этапе - социальная защита населения от воздействия негативных последствий рыночных отношений в экономике. Это предполагает поддержание баланса между денежными доходами населения и товарными ресурсами; создание благоприятных условий для улучшения жилищных условий граждан; развитие сферы услуг для населения, удовлетворение его спроса на качество товаров и услуг; расширение материальной базы укрепления здоровья населения, роста его образованности и культуры. Также, важное место в политике государства принадлежит обеспечению социальной справедливости в обществе. Социальная справедливость должна конкретизироваться и дополняться системой социальной работы на местах.

Социальная политика и социальная работа взаимосвязаны и взаимообусловлены. С одной стороны, социальная работа представляет собой форму, способ реализации социальной политики. С другой стороны, социальная политика раскрывается в социальной работе. Какова социальная политика, такова и социальная работа. Но, в свою очередь, и социальная работа не может не сказаться на социальной политике, ее ориентирах, целях и задачах.

И в настоящее время существует множество факторов, приводящих всю  сферу социальной защиты населения  в плачевное состояние, множество  социальных проблем, которые должны решаться через систему «социальная политика - социальная работа». Все это делает актуальным и необходимым изучение социальной политики.

Анализируя степень научной  разработанности проблематики организации  государственного управления социальной защитой населения, государственной политики в данной сфере жизни общества, следует отметить, что в рамках отечественной политологической науки проблема изучения государственной политики в области социальной защиты не получила должной разработанности, что особенно характерно для советского периода развития общественной науки. Более того, само понятие «социальная защита» в советской науке практически полностью отсутствовало, так как выделение данной категории и соответствующего направления в политике применительно к социалистическому государству противоречило официальной идеологической доктрине, а социальная деятельность капиталистического государства полностью. 

Курсовая работа состоит из введения, трех разделов, заключения, списка использованных источников.

Объект: проблемы формирования и реализации социально ориентированной модели развития национальной экономики на примере Республики Беларусь.

Предмет: проблемы формирования и реализации социально ориентированной модели развития национальной экономики.

Цель курсовой работы: изучить теоретические основы социальной политики и основные механизмы ее реализации на практике.

Задачи курсовой работы:

  • изучить сущность, цели и основные направления социальной политики в рыночной экономике;
  • исследовать эволюцию роли государства а управлении системы социальной защиты;
  • изучить специфику социально-ориентированной модели развития национальной экономики Республики Беларусь.

При написании  курсовой работы использовались следующие научные  приемы и способы: статистический, сравнение показателей, отражение результатов.

Информационной и методологической  основой для написания курсовой  работы послужили: учебная и методическая литература под редакцией Алешкевич И.Н., Морова А.П, а также данные Министерства статистики и анализа Республики Беларусь, Министерства финансов Республики Беларусь.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1. СУЩНОСТЬ, ЦЕЛИ, ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ СОЦИАЛЬНОЙ  ПОЛИТИКИ В РЫНОЧНОЙ ЭКОНОМИКЕ

 

Государству как институту  экономической системы, наряду с  общественными организациями и международными движениями и блоками принадлежит важная роль в области преодоления различных социальных проблем.

Для повышения общего уровня и качества жизни населения  государство постоянно проводит определенную экономическую политику. Однако ни фискальная, ни монетарная и др. политики государства не способны решить  такие проблемы, как: высокая степень дифференциации доходов, недоступность основных, жизненно важных благ для некоторой части населения, обеспечение детей равными правами и возможностями в доступности образования, культуры и т.п.

Поэтому наряду с экономической  политикой, государство проводит и социальную политику – совокупность мероприятий государства, направленных на улучшение экономических и социальных условий жизни общества и отдельных слоев, на достижение социальной справедливости. Социальную справедливость можно рассматривать как меру общественной пользы норм и законов, устанавливающих и поддерживающих такой порядок жизнедеятельности, который способствует выживанию и прогрессивному развитию общества. Понятие социальной справедливости всегда исторически конкретно.

Социальная  политика призвана выполнять следующие  функции:

  • стимулирование экономической активности населения;
  • гарантия обеспечения минимального уровня жизни;
  • стабилизация  и поддержание социального мира и спокойствия;
  • оказание адресной помощи нуждающимся гражданам.

Социальная политика, преследуя определенные цели, осуществляется по следующим направлениям:

а) стимулирование достижения полной занятости населения (политика занятости);

б) снижение степени дифференциации доходов (политика доходов)

в) обеспечение социальных гарантий и социальной защиты населения;

г) социальное партнерство;

д) защита здоровья нации;

е) обеспечение защиты окружающей среды.

Основными стратегическими  направлениями современной социальной политики являются: политика доходов, политика занятости, политика здравоохранения, политика социальной защиты, жилищная стратегия, образовательная политика и др.

К важнейшей из них  следует отнести политику занятости  населения.

Политика занятости – это одно из направлений социальной политики, посредством которых решается или снижается степень остроты проблем трудоустройства, безработицы, переквалификации. Политики занятости рассматривается в контексте мер по стимулированию экономического роста и преследует следующие цели:

  • создание для трудоспособных членов общества возможностей наиболее полно реализовать свой потенциал;
  • забота о безработных и их семьях, трудоустройство и переквалификация безработных;
  • более полное использование частично занятой рабочей силы;
  • создание возможностей продуктивной и хорошо оплачиваемой занятости;
  • инвестирование в человеческий капитал в целях увеличения производительности труда, его сохранения и накопления;
  • развитие механизмов адаптации к требованиям рынка (прежде всего содействие развитию производственной и социальной инфраструктур).

Осуществляя политику занятости, государство большую часть средств  расходует на меры пассивного характера – выплату пособий по безработице, при этом в ряде стран законодательно закрепляется увязка получения пособия с профессиональной подготовкой, переподготовкой или получением дополнительного образования, а также использование вынужденных отпусков в целях переподготовки и получения дополнительного образования[9,с.180].

Вместе с тем в последнее время отчетливо просматривается тенденция к усилению роли активных мер, которые направлены на регулирование спроса на труд и  требуют значительных финансовых затрат. Речь идет, в частности, о выплате предприятиям, предоставляющим работу определенным контингентам рабочей силы,  временных субсидий, покрывающих часть заработной платы этих работников. Как правило, подобная мера применяется для стимулирования найма длительно безработных, молодежи и обычно не ведет к созданию дополнительных рабочих мест, но содействует занятости тех контингентов, перспективы которых наименее благоприятны.

Дорогостоящей, но перспективной  мерой являются прямые государственные вложения в создание новых рабочих мест. Безусловное ее преимущество - адресный характер. Такие программы наиболее рационально используются при финансировании инфраструктурных проектов, в том числе в сельской местности, что не только позволяет предоставить людям работу, но дает импульс развитию хозяйственной деятельности региона.

Среди активных мер можно выделить рациональное использование гибких форм занятости и частичной занятости на основе гибких графиков.  Это позволяет сохранить квалифицированную рабочую силу, а работники получают возможность достаточно свободно маневрировать своим временем, выбирая наиболее удобный для себя режим труда.

Важнейшим направлением политики занятости является поддержка и формирование структуры мелкого бизнеса. В большинстве стран основная часть новых рабочих мест создается сегодня не на крупных, а на мелких и средних предприятиях.

Тем не менее, политика занятости имеет  «обратную сторону медали» (рисунок 11.1). Она стимулирует рост спроса на рынке труда, но приводит к временному уменьшению безработицы (в краткосрочном периоде) до уровня, соответствующего отрезку ВС (или L1L2). В долгосрочном периоде безработица вернется к естественному уровню, но «цена» действий правительства такова:  повышение средней зарплаты с w0  до w1 в составе издержек фирм приведет к росту уровня цен, а следовательно, к инфляции.

Рисунок 1.1 – Последствия политики занятости [9,с.180].

 

Жилье является одной  из первостепенных потребностей населения. Степень удовлетворения потребности в жилье во многом предопределят социальное и экономическое поведение людей, психологическое состояние и здоровье человека, его производственную деятельность, духовное и материальное благосостояние и развитие всей нации.

Одним из приоритетов  социально-экономического развития страны и снижения остроты жилищной проблемы признано развитие жилищного строительства. Однако в условиях рыночной экономики объем строительства жилья определяется спросом на него, который зависит от финансовых возможностей семей, а также от стоимости приобретения, содержания и обслуживания жилья.

 При значительной дифференциации доходов, некоторая часть населения не способна самостоятельно решить жилищную проблему, поэтому государство проводит жилищную политику – часть социальной политики, направленную на улучшение жилищных условий граждан.

При реализации этой политики государство в качестве инструментов использует:

  • льготы на строительство, покупку и оплату аренды жилья;
  • систему налоговых скидок (по налогу на недвижимость);
  • систему регулирования оплаты социального жилья;
  • государственные займы на строительство жилых домов;
  • субсидирование процентов по кредитам и выдачу прямых кредитов на строительство и  приобретение жилья;
  • жилищные пособия для пенсионеров и семей с низкими доходами;

 субсидии на ремонт, реконструкцию и улучшение жилья  и т.д.

Жилищная политика также проводится в виде специальных программ по строительству жилья.

Информация о работе Проблемы формирования и реализации социально ориентированной модели развития национальной экономики на примере Республики Беларусь