Проблемы европейской интеграции и проблемы евро

Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Декабря 2010 в 00:08, контрольная работа

Описание работы

В настоящее время в мире полным ходом идут интеграционные процессы, то есть процессы сращивания национальных экономических, социальных, правовых и институциональных систем, и количество экономических союзов и единых таможенных зон непрерывно растёт. Поэтому особенно важно знать, как подобные объединения влияют на экономику государств-членов объединения и на мировую экономику в целом, о трудностях на пути экономической интеграции и о путях их преодоления с учётом изучения мирового опыта. Необходимо изучить мировой опыт интеграционных процессов, предпосылки интеграции, внутреннюю логику, нормативно-правовую базу интегрирующихся стран, положительные и отрицательные моменты для конкретного государства,

связанные с углублением интеграционных процессов. Всё это позволит избежать многих ошибок в будущем, и будет способствовать более уверенному продвижению по пути экономической интеграции.

Содержание

Введение


1. Необходимость и сущность интеграции

1.1 Этапы интеграции

2. Особенности развития западноевропейской экономической интеграции

2.1 Европейский союз

2.2 Европейская ассоциация свободной торговли

2.3 Центрально-европейское соглашение о свободной

торговле

2.4 Проблемы евро

3. Иностранные инвестиции



Список использованных источников

Работа содержит 1 файл

мировая эк-ка.docx

— 58.79 Кб (Скачать)

публикуемый Европейской  комиссией, в  последние  месяцы  1999  г.  продолжал

уверенно расти. По  оценкам  прирост  ВВП  европейских  стран  в  1999  году

превысил 2%.

    В  2000 году доля еврозоны в общем   объёме  мирового  экспорта  достигла

19.5%,  превысив  аналогичные  показатели  США  (15%)  и  Японии(8.5%).  Но,

несмотря на заметное расширение объёмов экспорта  во  второй  половине  1999

г., одновременный  рост  импорта  и  дефицита  в  торговле  услугами  вызвал

сокращение положительного сальдо торгового баланса с 1.1% ВВП  в 1998  г.  до

0.9% в 1999г.

    Сразу  же после введения курс единой  европейской валюты по  отношению   к

доллару начал  снижаться.  Несколько  укрепившись  в  июле  и  августе,  евро

продолжал терять свои позиции в конце 1999 г., а в  начале 2000 г.  опустился

ниже психологически важного уровня – 1 долл.  за  евро.  Ослабление  евро  в

значительной   степени   объясняется   стабильным   развитием   американской

экономики, её высокими темпами роста на фоне подавленной  инфляции.  Несмотря

на то, что  темпы экономического роста в  ЭВС почти вдвое  ниже  американских,

а безработица  – в два раза выше, Европейский  центральный банк (ЕЦБ), так  же

как и Федеральная  резервная система (ФРС) в США, дважды  повысил  процентные

ставки в конце 1999 г. – начале 2000 г. Дело в том, что  слабый  евро  может

угрожать ценовой  стабильности. В целом с момента  своего  введения  до  марта

2000 г. евро  потерял около 18%. Тем не  менее,  в  результате  снижения  его

курса  относительно  доллара   европейские   компании   получили   некоторые

конкурентные  преимущества, обусловившие, в свою  очередь,  рост  европейской

экономики. В  противном случае замедление  экономического  роста  могло  быть

ещё больше и  продолжительнее. По  оценкам  ОЭСР,  удержание  курса  евро  на

первоначальном  уровне – около .17 долл. – привело бы в 1999  г.  к снижению

темпов роста  ВВП еврозоны с 2 до 1%.

    Ослабление  евро имело и отрицательные  последствия:  цены  на  импортные

товары  повысились,  что  в   свою   очередь,   может   привести   к   росту

потребительских цен. В январе годовые темпы роста  инфляции составили  2%  по

сравнению с 0.8%  годом  ранее.  Усиление  инфляционного  давления  стало  в

основном результатом  роста цен на нефть,  тогда  как  уровень  инфляции  без

учёта на энергоносители составил  1%.  Тенденция  к  повышению  инфляции  во

второй половине  1999  г.  наблюдалась  в  большинстве  стран  еврозоны,  за

исключением  Нидерландов   и   Португалии,   при   этом   уровень   инфляции

варьировался  от 1% в Австрии и Франции до 3% в Ирландии.

    Следует   отметить,  что  годовые   темпы  роста  денежного   предложения

остаются довольно высокими, существенно превышая установленный  ЕЦБ  уровень

в 4.5%. Рассматривая  высокую  ликвидность  банковской  системы  в  качестве

потенциального  фактора  усиления  инфляционного  давления  в  среднесрочном

периоде,  в  условиях  оживления  экономической  активности  ЕЦБ  перешёл  к

ужесточению  кредитно-денежной  политики.  Впрочем,  подобная   реакция   на

улучшение   мировой   экономической   конъюнктуре   была   характерна    для

центробанков практически всех  ведущих стран.  Это отражало  общий взгляд

банкиров на перспективы мировой  экономики,  стабилизация  которой  является

одним из факторов повышения цен. Учитывая временной  лаг в реакции рынков  на

изменение направления  кредитно-денежной  политики,  в  ноябре  1999  г.  ЕЦБ

повысил основную ставку рефинансирования до 3%, в  начале  февраля  2000  г.

установил её на уровне 3.25%, а в середине марта  поднял  до  3.5%.  Ответная

позитивная  реакция  рынков  на  повышение   ставок   свидетельствовала   об

уверенности инвесторов в том, что ЕЦБ удастся удержать инфляцию  в  пределах

2%.

    Средний  уровень безработицы, достигший  максимума  в  11.7%  в  сентябре

1997 г., снизился  в декабре 1999 г. до минимального  за  последние  семь  лет

уровня – 9.6%.

В то же время  различные количественные и качественные характеристики  рынков

труда,  такие  как  расходы  на  оплату  труда,  трудовое  законодательство,

временная  занятость,  размеры  и  сроки  выплаты  пособия  по  безработице,

обусловливают значительный разброс по этому показателю между странами  –  от

2.8% в Нидерландах  до 15.4% в Испании. В 1999 г. в  двух европейских  странах

– Люксембурге и Нидерландах – уровень безработицы был ниже,  чем в США,

тогда как в  четырёх  странах  –  Испании,  Франции,  Италии  и  Финляндии  –

превышал 10%. Общеё  тенденцией последних лет стало  создание  новых  рабочих

мест  преимущественно  в  сфере  услуг,  в  меньшей   степени   подверженной

изменениям мировой  экономической  конъюнктуры.  Необходимо  также  отметить,

что сокращение безработицы в еврозоне в 1999  г.  произошло  в  основном  за

счёт существенного  снижения этого показателя в Испании  – с 18.5% до 15.4%.

    В  1999 году в европейских странах  наметились явные позитивные  сдвиги  в

решении задачи бюджетной консолидации, хотя уровень государственного  долга

всё  ещё  значительно  превышает   установленные   Маастрихтским   договором

критерии   конвергенции.   По   оценкам   Европейской   комиссии,    уровень

государственного  долга в странах ЭВС в 1999 г. снизился на 0.9 проц.  пункта

и составил 72.9% ВВП, а бюджетный дефицит сократился на  0.5  проц.  пункта,

до 1.6% ВВП. Единственной страной, в которой  дефицит  бюджета  превысил  2%

ВВП,  оказалась  Австрия,  тогда  как  Ирландия,  Финляндия,  Люксембург   и

Нидерланды завершили  год с профицитом. Несмотря на то, что в разных  странах

показатели  бюджетного  дефицита  и   государственного   долга   существенно

различаются, в  среднем они выше, чем в США, но ниже чем в Японии.

    Государственный  сектор в  европейских  странах   заметно  отличается  от

американского и японского по размерам и структуре. Так доля  государственных

расходов в  ВВП  в  еврозоне  достигает  49%,  тогда  как  в  США  и  Японии

составляет 39  и  34%  соответственно.  Текущие  государственные  трансферты

домохозяйствам  в европейских странах существенно  выше  в  силу  различий  в

системах социального страхования. Основу доходной части бюджетов  в Европе

составляют косвенные  налоги,  в  то  время  как  в  США  и  Японии  бюджеты

формируются в  основном за счёт прямых налогов.

    Введение  евро  оказало  значительное  влияние  на  европейские   рынки

капиталов. В 1999 г.  резко  возросла  по  сравнению  с  предыдущими  годами

эмиссия  корпоративных  облигаций.  Усилившаяся  конкуренция  активизировала

слияния  и  поглощения  в  банковской  сфере  внутри  стран,  однако  уже в

ближайшее  время  можно  ожидать,  что  этот  процесс  выйдет   за   пределы

национальных  границ. В 1999 г. значительно  расширились  объёмы  операций  в

электронной системе  торговли акциями «Neue Markt» во Франкфурте, открытой  в

марте 19997  г.  и представляющей  собой европейский аналог  американской

системы NASDAQ.

    Европейская  финансовая система продолжает  ориентироваться на банковские

займы, объём  которых летом 1999 г. достиг  100%  ВВП,  объём  же  внутренних

долговых обязательств, выпускаемых в  основном  госсектором,  составил  89%.

Несмотря  на  то,  что  европейская  финансовая   система   в   отличие   от

американской  характеризуется меньшей ролью  акций и облигаций как  источников

финансирования  и форм  сбережений,  введение  единой  валюты  активизировало

развитие  фондового  рынка,  капитализация  которого  в  октябре   1999   г.

составила 71% ВВП. 

3. иностранных инвестиций

В самом широком  смысле инвестиции обеспечивают механизм, необходимый для

финансирования  роста и развития экономики страны.

Инвестиция  - это способ помещения капитала, который должен обеспечить

сохранение или  возрастание стоимости капитала и или принести положительную

величину дохода; другими словами это любой  инструмент, в который можно

поместить деньги, рассчитывая сохранить или умножить их стоимость и (или)

обеспечить положительную  величину дохода. Свободные денежные средства не

являются инвестицией, так как ценность наличных денег  может быть «съедена»

инфляцией и  они не могут обеспечить никакого дохода.

В соответствие с федеральным законом от 9 июля 1999 г. N 160-ФЗ "Об

иностранных инвестициях  в Российской Федерации" (с изменениями  от 21 марта,

25 июля 2002 г.) иностранные  инвестиции - это вложение иностранного  капитала

в объект предпринимательской  деятельности на территории Российской Федерации

в виде объектов гражданских прав, принадлежащих  иностранному инвестору, если

такие объекты  гражданских прав не изъяты из оборота  или не ограничены в

обороте в Российской Федерации в соответствии с федеральными законами, в том

числе денег, ценных бумаг (в иностранной валюте и  валюте Российской

Федерации), иного  имущества, имущественных прав, имеющих  денежную оценку

исключительных  прав на результаты интеллектуальной деятельности

(интеллектуальную  собственность), а также услуг  и информации;

По своим характеру  и формам заграничные капиталовложения могут быть различными.

По источникам происхождения можно выделить следующие  виды иностранных

инвестиций.

Говоря об иностранных  инвестициях, необходимо, прежде всего, проводить

различия между  государственными и частными инвестициями.

Государственные инвестиции (в международной практике называют еще

официальными) - это средства из госбюджета, которые направляются за рубеж или

принимаются оттуда по решению либо непосредственно  правительств, либо

межправительственных  организаций. Это государственные  займы, ссуды, гранты

(дары), помощь, международное  перемещение которых определяется

Информация о работе Проблемы европейской интеграции и проблемы евро