Проблемы европейской интеграции и проблемы евро

Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Декабря 2010 в 00:08, контрольная работа

Описание работы

В настоящее время в мире полным ходом идут интеграционные процессы, то есть процессы сращивания национальных экономических, социальных, правовых и институциональных систем, и количество экономических союзов и единых таможенных зон непрерывно растёт. Поэтому особенно важно знать, как подобные объединения влияют на экономику государств-членов объединения и на мировую экономику в целом, о трудностях на пути экономической интеграции и о путях их преодоления с учётом изучения мирового опыта. Необходимо изучить мировой опыт интеграционных процессов, предпосылки интеграции, внутреннюю логику, нормативно-правовую базу интегрирующихся стран, положительные и отрицательные моменты для конкретного государства,

связанные с углублением интеграционных процессов. Всё это позволит избежать многих ошибок в будущем, и будет способствовать более уверенному продвижению по пути экономической интеграции.

Содержание

Введение


1. Необходимость и сущность интеграции

1.1 Этапы интеграции

2. Особенности развития западноевропейской экономической интеграции

2.1 Европейский союз

2.2 Европейская ассоциация свободной торговли

2.3 Центрально-европейское соглашение о свободной

торговле

2.4 Проблемы евро

3. Иностранные инвестиции



Список использованных источников

Работа содержит 1 файл

мировая эк-ка.docx

— 58.79 Кб (Скачать)

Федеральное государственное образовательное  учреждение

высшего профессионального образования

Калининградский государственный технический университет 
 

Кафедра экономической теории 
 
 
 
 
 
 

Проблемы  европейской интеграции и проблемы евро

Контрольная работа по дисциплине: «Мировая экономика» 
 
 
 
 
 

  Работу выполнила

Студентка учебной группы 09ФК3

Лисова Екатерина ____________

                                 Проверила: Борисевич С.В

 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Калининград 2010

 

Введение 

   1. Необходимость и сущность интеграции   

        1.1 Этапы интеграции    

   2. Особенности  развития западноевропейской экономической  интеграции  

        2.1 Европейский союз    

        2.2 Европейская ассоциация свободной торговли 

        2.3 Центрально-европейское соглашение  о свободной

           торговле  

        2.4 Проблемы евро   

   3. Иностранные инвестиции

    

     Список использованных источников 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

1. Необходимость и  сущность интеграции.

    В настоящее время в мире полным ходом идут интеграционные процессы,  то есть процессы сращивания национальных экономических, социальных, правовых  и институциональных  систем,  и  количество  экономических  союзов  и   единых таможенных  зон  непрерывно  растёт.  Поэтому  особенно  важно  знать,   как подобные объединения влияют на экономику государств-членов объединения и  на мировую экономику в целом, о трудностях на пути экономической  интеграции  и о путях  их  преодоления  с  учётом   изучения  мирового  опыта.  Необходимо изучить  мировой  опыт  интеграционных  процессов,  предпосылки  интеграции, внутреннюю   логику,   нормативно-правовую   базу   интегрирующихся   стран, положительные  и  отрицательные   моменты   для   конкретного   государства,

связанные с углублением интеграционных процессов. Всё это позволит  избежать многих  ошибок  в   будущем,  и  будет   способствовать   более   уверенному продвижению по пути  экономической  интеграции.

    Реальное  интегрирование  возможно  лишь  при  наличии  трёх   основных

условий:

   Во-первых, нужен  достаточно  высокий   уровень  развития  промышленности, делающий   национальные    хозяйства    взаимодополняющими, все более заинтересованными в сотрудничестве друг с другом. Интегрирование возможно  и необходимо   лишь   между   странами,   имеющими   развитую   обрабатывающую

промышленность, особенно её высокотехнологичные отрасли.  Что   же  касается менее развитых стран, производящих и экспортирующих преимущественно  базовые товары,  то   они   выступают   по   отношению   друг   к   другу   не   как взаимодополняющие, а  как  конкурирующие  хозяйственные  системы.  Им  почти нечего  предложить  друг  другу:  в  сырье  они  почти  не  нуждаются  из-за отсутствия   собственной   обрабатывающей   промышленности, а немногие производимые ими готовые  изделия  по  качеству  значительно  уступают  тем, какие  можно  ввезти  из  развитых  стран.  К  тому   же  из-за   постоянных финансовых  трудностей  они  ограничены  в  предоставлении  друг  другу  как правительственных,  так  и  коммерческих   экспортных   кредитов.   Взаимная

торговля между  ними развита очень слабо: и как  экспортеры, и  как импортеры они гораздо сильнее привязаны к промышленно развитым  странам,  чем  друг  к другу.

   Во-вторых, даже  достаточно  развитые  в  промышленном  отношении  страны способны к интегрированию друг с другом лишь при условии, что  их  экономика является  не  командно-распределительной и жестко  централизованной,  где действуют искусственные цены, плановые   издержки  производства и государственная монополия внешней торговли,  а рыночной и децентрализованной, где главными действующими лицами являются не чиновники, а частные предприниматели.

   В-третьих,  интегрирование может стать устойчивым  и необратимым процессом лишь при наличии в государствах-партнерах высокоразвитой и прочно укоренившейся политической демократии, способной учитывать и обеспечивать экономические, социальные и культурные интересы различных  групп  населения.

В противном  случае  и  внутренняя  ситуация,  и  внешняя  политика  остаются спонтанными, трудно предсказуемыми  и  не  внушающими   доверие  со  стороны других  стран-партнеров.  А  в  таких условиях   невозможно ни открытие таможенных границ, ни формирование  и  проведение  совместной  экономической политики, ни создание наднациональных фондов для финансирования  мероприятий

такой политики.

    Рассматривая  причины интеграции, нельзя  не  заметить,  что  каждая  из

участвующих  в  интеграционном  процессе  сторон  имеет   свои   собственные интересы  и пытается решить свои собственные проблемы.

Таких причин существует великое множество, в частности желание, получить доступ на зарубежный рынок сбыта, а также доступ к более дешёвым  производственным ресурсам, улучшить условия торговли, сократить издержки на масштабе производства, добиться устойчивого  экономического роста, привлечь  прямые зарубежные инвестиции, которые охотнее  идут  на  большие  рынки.  Не  менее важны   и   неэкономические   цели:    налаживание    более    дружественных взаимоотношений   со   странами-соседями,   укрепление   сотрудничества    в культурной, научной, социальной  и политической областях, увеличение  своего влияния на мировой политической и экономической  арене,  так  как  к  мнению

подобных сообществ прислушиваются гораздо больше, чем к  отдельным  странам.

Кроме  того,  многие  менее  развитые  страны  видят  в  интеграции   способ

приобщения  к  экономическому  и  технологическому  опыту   более    богатых соседей, а  также  гарантию  политической  и  экономической  стабильности  в процессе рыночных реформ.

Помимо  всего  вышеперечисленного,  интеграция   стран   создаёт   несколько эффектов, способствующих привлечению новых участников в этот процесс.

   Первый  эффект называется демонстрационным  и заключается  в  том,  что  в государствах-участниках   интеграционного   процесса   обычно    наблюдаются положительные экономические эффекты, такие как  увеличение  темпов  роста  и занятости, снижение инфляции и инвестиционный бум. Это приводит к тому,  что окружающие данное объединение  страны  тоже  хотят  воспользоваться  плодами

интеграции, даже не имея к тому должных предпосылок. Примером может  служить разгоревшаяся на постсоветском пространстве битва за право вступления в  ЕС, заключение в срочном порядке торговых отношений Латиноамериканских  стран  с Мексикой после её вступления в НАФТА.

   Второй  эффект заключается  в  том,  что  часть  торговли   стран-участниц

интеграционного процесса переориентируется с внешнего мира  друг  на  друга, что создаёт неудобства окружающим странам и вынуждает  их  присоединяться  к интеграционному процессу.

    Но  для участия в интеграционном  процессе мало одних добрых  намерений  и желания сотрудничать. Важно иметь много  общих черт  во всех  областях,  так называемое  ядро   интеграции,   которое   предполагает   близость   уровней экономического развития и общность экономического и политического строя.  Не менее  важна  культурная и  религиозная  близость  объединяющихся  народов, так как без взаимопонимания и уважения традиций и обычаев друг  друга  любое объединение  невозможно.  И  конечно,  свою   роль   играет   географическая близость стран-участников  объединения,  поскольку  она  способствует  более быстрому и выгодному налаживанию сотрудничества, культурной близости. 

                         1 Этапы(уровни) интеграции. 

    Первым этапом интеграции является  заключение  торговых  соглашений  на двух- или многосторонней основе. Суть таких соглашений – в  снижении  внутри данной группы стран тарифов по сравнению  с  тарифами  на  товары  и  услуги остального  мира,  и  хотя  такая  дискриминация  стран,  не  участвующих  в соглашении,  противоречит  принципам  ГАТТ/ВТО,  эти  меры  допускаются  как временные,   подготовительные   соглашения,   направленные   на   углубление интеграционного  процесса.  Торговые  соглашения   возникли   в   результате развития  международного   переговорного   процесса   в   области   торговых соглашений. Первые двухсторонние торговые соглашения начали заключаться  США

в 30-х гг., после  отмены Акта Смута-Холи о таможенной  политике  США после окончания Второй мировой  войны  появились  первые  многосторонние  торговые соглашения.

    Вторым  этапом интеграции  является  создание  зоны  свободной   торговли

(ЗСТ), где отменяются  все тарифы на  товары  стран-участниц  соглашения,  но при этом каждая отдельная страна  сохраняет  автономность  своей  таможенной политики по отношению к внешнему  миру.  Иногда  снятие  таможенной  пошлины происходит не на все товары, обычно пошлины остаются на  продукты  сельского хозяйства.   На   этом   уровне   возможно   также    создание    небольшого координационного совета.

К зонам свободной  торговли относятся:

-  Европейская   ассоциация  свободной  торговли  EFTA  (Австрия,  Финляндия, Исландия, Лихтенштейн, Норвегия, Швеция), созданная в 1960г.;

- Европейская  экономическая зона EEA (страны Европейского  союза,  Исландия, Лихтенштейн), существующая с 1994г.;

- Североамериканская  зона свободной торговли NAFTA (США,  Мексика,  Канада), существующая с 1994г. и др.

    Третьим  уровнем интеграции является  образование таможенного  союза.  Он характеризуется  тем,  что   государства-участники   отменяют   национальные таможенные тарифы и вводят общую для всех  стран-членов  систему  таможенных пошлин и методов нетарифного регулирования по отношению к  третьим  странам.

Таможенный союз подразумевает беспошлинную торговлю внутри  союза  и  полную свободу  перемещения  внутри  региона,  а  также  требует   создания   общих координирующих органов, обычно на уровне периодических встреч министров.

    К  четвёртому уровню  интеграции  относится  общий   рынок.  Он

предусматривает не только общую таможенную политику  и  свободу  перемещения товаров и услуг, но и свободное перемещение факторов производства:  труда  и капитала. Этот уровень  требует  больших  координационных  усилий  и  обычно происходит на уровне встреч глав государств.

   Интеграцией   пятого уровня   является экономический союз. При

экономическом союзе кроме общей таможенной  политики  и  свободы   движения ресурсов проводится  координация  движения  макроэкономической   политики  в

ключевых областях, таких как валютная, бюджетная, и правительства уступают часть своих функций созданным межнациональным органам.

На этом уровне интеграции находятся:

Европейский  союз,  в  который  входят:  Австрия,  Бельгия,  Великобритания,

Дания, Германия, Люксембург, Греция, Ирландия, Испания, Италия,  Нидерланды,

Португалия, Финляндия, Франция, Швеция;

Содружество Независимых  Государств СНГ в составе которого на данный  момент:

Армения, Азербайджан, Беларусь,  Грузия,  Казахстан,  Кыргызстан,  Молдавия,

Россия,  Таджикистан, Туркменистан, Украина, Узбекистан.

    По  данным ГАТТ/ВТО, к середине 90-х  гг. в мире насчитывалось  более  30 интеграционных объединений различного типа. Отдельные группировки  полностью выполнили намеченную программу  интеграции  и  совершенствуют  её  отдельные стороны     (Австралийско-Новозеландская     ЗСТ,  Балтийская  ЗСТ, Центральноамериканский общий рынок и т.д.). Однако большинство  из  них  еще находится  на  ранних  подступах  к  поставленным  целям  (СНГ,  Африканское

Информация о работе Проблемы европейской интеграции и проблемы евро