Проблемы европейской интеграции и проблемы евро

Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Декабря 2010 в 00:08, контрольная работа

Описание работы

В настоящее время в мире полным ходом идут интеграционные процессы, то есть процессы сращивания национальных экономических, социальных, правовых и институциональных систем, и количество экономических союзов и единых таможенных зон непрерывно растёт. Поэтому особенно важно знать, как подобные объединения влияют на экономику государств-членов объединения и на мировую экономику в целом, о трудностях на пути экономической интеграции и о путях их преодоления с учётом изучения мирового опыта. Необходимо изучить мировой опыт интеграционных процессов, предпосылки интеграции, внутреннюю логику, нормативно-правовую базу интегрирующихся стран, положительные и отрицательные моменты для конкретного государства,

связанные с углублением интеграционных процессов. Всё это позволит избежать многих ошибок в будущем, и будет способствовать более уверенному продвижению по пути экономической интеграции.

Содержание

Введение


1. Необходимость и сущность интеграции

1.1 Этапы интеграции

2. Особенности развития западноевропейской экономической интеграции

2.1 Европейский союз

2.2 Европейская ассоциация свободной торговли

2.3 Центрально-европейское соглашение о свободной

торговле

2.4 Проблемы евро

3. Иностранные инвестиции



Список использованных источников

Работа содержит 1 файл

мировая эк-ка.docx

— 58.79 Кб (Скачать)

экономическое сообщество и т.д.).

    Наиболее  развитым интеграционным объединением, своего рода моделью,  на которой отрабатываются отдельные элементы интеграции,  является  Европейский

союз. 

          

2. Особенности развития  западноевропейской  экономической

интеграции. 

    Западная Европа с точки зрения развития торговых отношений представляет собой кольцевую структуру с ярко выраженным  центром  —  Европейским  Союзом(ЕС) и достаточно мощными центростремительными силами.  Объективные  причины обусловили   активное    развитие    торгово-экономических    отношений    и интеграционных процессов между  странами  Западной  Европы.  Первыми  начали движение к объединению небольшие страны: Бельгия, Люксембург  и  Нидерланды.

Позднее  активную  роль  в  этом  процессе  стали   играть   более   крупные

европейские страны. В настоящее время ЕС занимает сильные позиции в  мировой экономике  и  международной  торговле.  Кроме   того,   большинство   других европейских стран связаны с ЕС соглашениями о зонах свободной торговли и  т.п. В результате все государства региона в той или иной  мере  подвержены торгово-экономическому влиянию ЕС.

                            2.1 Европейский союз.

    Современная  история образования  и   развития  Европейского  союза  (ЕС)

начинается с 1951 г. В апреле этого года был подписан договор о  Европейском объединении угля и стали (ЕОУС), в который  вошли  шесть  стран  —  Франция, ФРГ,  Италия,  Бельгия,  Нидерланды,  Люксембург.  Это  была   своего   рода предыстория западноевропейской интеграции. Реальный отсчет ее  возникновения и развития начинается с 1957 г., когда те же  страны  подписали  договоры  о создании  Европейского  экономического  сообщества  (ЕЭС)   и   Европейского сообщества по атомной энергии (Евратом). В состав сообществ вошли  страны  с высоким  уровнем  развития,  что  во  многом  определило  высокие  темпы  их экономического  роста   на   протяжении   последующих   15   лет.   Развитие западноевропейской  интеграции  с  конца  50-х  гг.  до  настоящего  времени протекало неравномерно и относительно противоречиво. Вместе  с  тем  цели  и

задачи,  поставленные  при  образовании  ЕЭС,   реализовывались   достаточно последовательно и успешно.

    Процесс   развития  западноевропейской  экономической   интеграции  можно условно подразделить на четыре этапа.

    Первый  этап (конец 50-х – середина 70-х  гг.) считается «золотым  веком»

в жизни Сообщества. Он ознаменовался досрочным созданием  таможенного  союза, сравнительно успешным формированием единого аграрного рынка,  вступлением  в ЕЭС трех новых стран: Великобритании, Дании, Ирландии.

Конкретными целями создания  ЕЭС,  или,  как  его  часто  называли,  «Общего рынка», были:

V постепенное   устранение  всех  ограничений   в  торговле  между  странами-участницами;

V  установление  общего таможенного тарифа в  торговле с третьими странами;

V  ликвидация  ограничений для свободного  передвижения  «людей,  капиталов, услуг»;

V разработка  и проведение общей политики  в области транспорта  и   сельского хозяйства;

V  создание  валютного союза;

V унификация  налоговой системы;

V сближение  законодательства;

V разработка  принципов согласования экономической  политики.

В целях реализации этих установок была  создана  комплексная  управленческая структура  –  Совет   министров   ЕЭС,   Комиссия   европейских   сообществ, Европейский совет, Европейский суд, Европейский парламент.

Своей первой целью  ЕЭС  поставило  решение  задачи  создания  общего  рынка товаров, капиталов, услуг и  рабочей  силы  стран-участниц.  Для  этого  был создан таможенный союз. Именно таможенный союз лежит в основе ЕЭС. В  рамках таможенного союза были:

V ликвидированы  торговые ограничения во взаимной  торговле  стран-участниц

V установлен  единый таможенный тариф по  отношению к третьим странам;

V достигнута  свобода передвижения капиталов,  кредитов, денежных  переводов,

   предоставления  услуг;

V обеспечена  свободная  миграция  рабочей   силы  и  свобода  выбора  места

   жительства.

Все эти меры способствовали ускорению промышленной интеграции.  Одновременно

делались попытки  по осуществлению аграрной интеграции в  форме  установления

коллективного   протекционизма   с   помощью   компенсационных   сборов    и

финансирования  через  сельскохозяйственный  фонд.  Аграрная   политика   ЕС

базируется на единой системе цен, которая  гарантирует  установление  единой

минимальной цены для многих сельскохозяйственных продуктов  стран  –  членов

ЕС. Формирование общего  рынка  ускорило  процесс  превращения  национальных

монополий стран  ЕЭС  в  транснациональные,  способствовало  проникновению в

экономику стран-партнеров. Развитие ЕЭС означало интенсивный  переход  стран

–  участниц  Сообщества  от  замкнутых  национальных  хозяйств  к  экономике

открытого типа, обращенной к внешнему рынку.

    Второй  этап (середина 70-х – середина 80-х  гг.) вошел в историю ЕС тем,

что  удалось  принять  программу  европейского   валютного   сотрудничества,

создать  механизм  внешнеполитических  консультаций.  Все  же   проявившиеся

негативные  тенденции  привели  в   этот   период   к   серьезному   кризису

западноевропейской  экономической интеграции. Этот  кризис  получил  название

«евросклероз». В 70-х и начале 80-х гг.  разрыв  в  уровнях  развития  между

странами ЕС увеличился. С вступлением в ЕС Греции в 1981  г.  эта  тенденция

проявилась еще  более отчетливо, поскольку экономика  этой  страны  находилась

на значительно  более  низком  уровне  по  сравнению  с  другими  участниками

Сообщества.

    Третий  этап (вторая половина 80-х – начало 90-х гг.) – этап дальнейшего

расширения состава  Сообщества. В 1986 г. присоединение Испании  и  Португалии

привело к обострению  ранее  существовавших  межстрановых  диспропорций.  На

момент вступления  в  ЕС  душевой  доход  в  Португалии  составлял  примерно

половину среднего по ЕЭС, в Испании – около 3/4. В  новых  странах-участницах

примерно один из пяти работал в сельском хозяйстве, в то время как в  ЕЭС  –

один из тринадцати. Вместе с тем именно этот период  характеризуется  новыми

импульсами  в  развитии  западноевропейской  интеграции,  связанными  прежде

всего с принятием  Единого Европейского Акта (ЕЕА).

    В  ЕЕА подтверждалась общая цель  стран – участниц Сообщества  –  создание

Европейского  союза – объединения, которое  представляет  собой  политический

альянс участников Сообщества и предусматривает не только высокую степень  их

экономического,  валютно-финансового,  гуманитарного  сотрудничества,  но  и

согласование   внешней   политики,   включая    обеспечение    безопасности.

Центральным положением ЕЕА  явилась  зафиксированная  в  нем  цель  создания

единого экономического пространства, в котором разные  страны  –  члены  ЕЭС

составляли бы единый  хозяйственный  организм.  С  принятием  ЕЕА  усилились

интеграционные  процессы  стран  –  членов  Сообщества  в  области  микро-  и

макроэкономики, политики и права, науки и экологии, регионального  развития,

социальных отношений. В начале  90-х гг.  страны  – члены ЕС  практически

завершили  создание  основ  единого  рынка   и   вплотную   приблизились   к

формированию  валютно-экономического и политического  союзов.

   Четвертый  этап (середина 90-х гг. XX в. – начало XXI в.). В соответствии

с Единым Европейским  Актом  с  1  января  1993  г.  было  введено  свободное

передвижение  факторов производства внутри границ  Сообщества.  Фактически  в

рамках Сообщества возникло единое экономическое пространство,  что означало

вступление ЕС в качественно новый этап экономической  интеграции.

На основании  Маастрихтского договора (февраль 1992 г.) с 1  января  1994  г.

ЕЭС  трансформировалось  в  Европейский  союз   с   числом   стран-участниц,

возросшим до 15. В  рамках  ЕС  осуществляется  создание  полностью  единого

внутреннего   рынка.   Провозглашены   цели   дальнейшего    интеграционного

сотрудничества. Они включают создание единого Европейского банка  с  правами

эмиссии  единой  валюты  евро,   образование   единого   западноевропейского

пространства  без внутренних границ. Состоящий ныне из 15  государств-членов,

Европейский союз является наряду с США и Японией  одним  из  главных  в  мире

производителей  и потребителей. На его долю, по данным Евростата,  приходится

57% мирового экспорта  и 55% импорта, В то же время  доля стран ЕС  в  мировой

торговле за последние два десятилетия падала, несмотря на  увеличение  числа

членов Союза. Размер годового ВВП на душу населения, рассчитанный  с  учетом

паритета покупательной  способности, в среднем составляет для стран  ЕС  17,3

тыс. ЭКЮ. При  достаточно  весомых  социально-экономических  достижениях  ЕС,

его население  составляет лишь 7% мирового.

    Поступательное  развитие ЕС отнюдь не означает  отсутствия противоречий и

трудностей у  Союза.  Выше  уже  отмечались  межстрановые  и внутристрановые

диспропорции,  возникшие  в  результате  присоединения  новых   членов   ЕС.

Значительные  проблемы возникали и возникают  в процессе осуществления  единой

аграрной  политики,   единых   централизованных   цен   на   основные   виды

сельскохозяйственной  продукции.  Тревожит  идеологов  Евросоюза  и  падение

конкурентоспособности   европейских   товаров   на   международных   рынках,

сокращение доли ЕС в мировой торговле, отставание от США  в  компьютеризации

и др. С существенными  проблемами может столкнуться Евросоюз  и  в  связи  со

вступлением  в  него  новых  членов.  В  марте  1998  г.  начались  активные

переговоры  с  группой  стран  –  претендентов  на  вступление  в   ЕС.   ЕС

поворачивается  лицом к Восточной Европе. Будущими новыми  членами  ЕС  могут

стать Кипр, Чехия, Венгрия, Словения, Эстония. Активизировалась Турция в  ее

стремлении вступить в ЕС. С января 1996 г.  вступило  в силу  соглашение  о

таможенном союзе Турции с ЕС. Все новые претенденты на  членство  в ЕС,  за

исключением Кипра  и  Турции,  представляют  еще  только  реформирующийся  на

рыночный и  демократический лад  постсоциалистический  регион  Центральной  и

Восточной Европы.  Переговорный  процесс  по  вступлению  новых  «восточных»

Информация о работе Проблемы европейской интеграции и проблемы евро