Проблемы европейской интеграции и проблемы евро

Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Декабря 2010 в 00:08, контрольная работа

Описание работы

В настоящее время в мире полным ходом идут интеграционные процессы, то есть процессы сращивания национальных экономических, социальных, правовых и институциональных систем, и количество экономических союзов и единых таможенных зон непрерывно растёт. Поэтому особенно важно знать, как подобные объединения влияют на экономику государств-членов объединения и на мировую экономику в целом, о трудностях на пути экономической интеграции и о путях их преодоления с учётом изучения мирового опыта. Необходимо изучить мировой опыт интеграционных процессов, предпосылки интеграции, внутреннюю логику, нормативно-правовую базу интегрирующихся стран, положительные и отрицательные моменты для конкретного государства,

связанные с углублением интеграционных процессов. Всё это позволит избежать многих ошибок в будущем, и будет способствовать более уверенному продвижению по пути экономической интеграции.

Содержание

Введение


1. Необходимость и сущность интеграции

1.1 Этапы интеграции

2. Особенности развития западноевропейской экономической интеграции

2.1 Европейский союз

2.2 Европейская ассоциация свободной торговли

2.3 Центрально-европейское соглашение о свободной

торговле

2.4 Проблемы евро

3. Иностранные инвестиции



Список использованных источников

Работа содержит 1 файл

мировая эк-ка.docx

— 58.79 Кб (Скачать)

членов в ЕС будет, как считают эксперты Евросоюза, достаточно напряженным  и

длительным. А  затраты по адаптации стран-кандидатов к вступлению в ЕС  будут

весьма высокими. На первых порах ЕС будет  ежегодно  на  эти  цели  выделять

около 1,7 млрд. долл. в год. Начиная с 2000  г.  эта  сумма  удваивается.  В

основном средства пойдут  на  модернизацию  отсталого сельского хозяйства,

развитие транспорта, полную перестройку служб по  охране  окружающей  среды,

на обеспечение  безопасности АЭС и финансирование других отраслей.  Теоретики

западноевропейской  интеграции под эгидой  ЕС  выдвинули  концепцию  развития

экономической интеграции «на разных  скоростях»  и  «Европы  концентрических

кругов».   Что   касается   концепции   «Европы   разных   скоростей»,    то

интеграционные  процессы  в  Европе  движутся,  по  крайней  мере,  на  пяти

скоростях. Самая быстрая — это 11  членов  валютного союза.  Затем идут

Великобритания, Швеция, Дания, Греция, которые на первом  этапе воздержатся

от введения евро. За ними следуют «пять плюс один»  самых  достойных  из  11

претендентов, последним  из которых является Турция.

2.2 Европейская ассоциация  свободной торговли.

      Экономическая интеграция в Западной  Европе  не  ограничивается  только

территорией  ЕС:  с  начала  60-х  гг.  существует  Европейская   ассоциация

свободной торговли (ЕАСТ). ЕАСТ в отличие от  ЕС  не  имеет  наднациональных

функций и межгосударственных координирующих институтов. ЕАСТ во  главу  угла

ставит экономическое  сотрудничество.  В  первую  очередь  она  содействовала

либерализации торговли и устранению  таможенных  барьеров.  Страны  –  члены

ЕАСТ (в 80-х гг. их было семь, в середине 90-х  гг.  –  четыре  –  Норвегия,

Исландия, Лихтенштейн, Швейцария)  добровольно  присоединяются  к  тому  или

иному торгово-экономическому соглашению с третьими странами,  причем  каждый

из участников  ЕАСТ  вправе  устанавливать  в  отношении  этих  стран  любые

таможенные  тарифы.  В  торговле  между  странами  –  членами   ЕАСТ   режим

свободного беспошлинного  торгового  оборота  действует  только  в  отношении

промышленных  товаров, так как действие конвенции  ЕАСТ  не  распространяется

на сельскохозяйственную продукцию. В 1972 г. каждое государство, входящее  в

ЕАСТ, подписало  соглашение с ЕЭС/ЕС, в  соответствии  с  которым  постепенно

были снижены  пошлины и количественные ограничения  на  промышленные  товары.

Беспошлинная  торговля между этими странами  базируется  на  системе  сложных

правил,  разработанных  в  зависимости  от   происхождения   товара.   Из-за

отсутствия единого  таможенного  тарифа  внутри  ЕАСТ  свобода  беспошлинной

торговли существует только для товаров, произведенных  в странах-членах.

В  1994  г.  ЕАСТ  и  ЕС  подписали  соглашение  об   образовании   «единого

экономического  пространства» (ЕЭП), в которое  из  западноевропейских  стран

не вошла только Швейцария. Основополагающий принцип  соглашения  –  свободное

перемещение  капиталов,   товаров,   услуг   и   физических   лиц.   Следует

подчеркнуть,  что  ЕЭП  не  является  таможенным  союзом.  Входящие  в  него

государства в  рамках  структур  ЕС  и  ЕАСТ  не  имеют  ни  единой  торговой

политики, ни общих  таможенных тарифов по отношению  к  третьим  странам.  ЕЭП

возглавляет  Совет,  состоящий  из   министров   государств   –   участников

соглашения. Несмотря на высокий уровень развития входящих в  нее  государств

и взаимных экономических  связей  между  ними,  ЕАСТ  не  стала  полноценной

интеграционной   группировкой.   Фактически   она    явилась    своеобразным

«подготовительным классом»  для  новых  членов  ЕЭС/ЕС.  В  настоящее  время

многие  члены  ЕАСТ  рассматривают  ее  как  потенциальную  зону   свободной

торговли между  восточноевропейскими и западноевропейскими  странами.

    ЕАСТ  приветствовала создание в начале  1996  г.  центрально-европейской

зоны свободной  торговли из 12 стран.  Не  исключено,  что  со  временем  эти

государства пополнят ряды ЕАСТ, членство в которой станет  для них первым

шагом на пути в  ЕС. Экономическая мощь ЕС,  динамичность  его  расширения  и

сильная зависимость  отдельных стран Западной Европы от  торговли  с  ним,  в

ближайшем будущем поставят  перед остальными  странами  альтернативу:  либо

вступить в  ЕС  и  частично  отказаться  от  своего  суверенитета,  но  зато

воспользоваться всеми возможностями крупнейших рынков мира, либо  оставаться

в стороне, отрезать себе путь к  участию  в  процессе  объединения  Западной

Европы со всеми  отрицательными последствиями для  собственной экономики. 

2.3 Центрально-европейское  соглашение о свободной  торговле.

    После  прекращения  деятельности  интеграционной   группировки   бывших

социалистических  государств  –  Совета  Экономической  Взаимопомощи   (СЭВ)

бывшие члены  этой организации не отказались от углубленного  сотрудничества.

В 1990 г. они образовали свою  интеграционную  группировку  –  «Вышеградскую

тройку», в которую  вошли  Венгрия,  Польша  и  Чехословакия.  После  распада

Чехословакии  эта группировка преобразовалась  в «Вышеградскую четверку». С 1

марта 1993  г.  в  рамках  этой  группировки  вступило  в  силу  Центрально-

европейское  соглашение  о  свободной  торговле  (СЕФТА),  предусматривающее

постепенное взаимное снижение пошлин. Этот шаг  был  продиктован  тем,  что,

несмотря на специальные  «европейские  соглашения»  с  ЕС  каждой  из  стран

«Вышеградской четверки», их торгово-экономические отношения развиваются в

целом  малоудовлетворительно.  Поэтому   для   сохранения   и   преумножения

наработанных   за   последние   десятилетия   торгово-экономических   связей

Центральной Европы и была создана эта интеграционная группировка.

    При  подписании договора в  1992  г.  предполагалось  ликвидировать   все

таможенные барьеры  между участвующими странами  к  2001  г.  Однако  позднее

было  принято  решение  ускорить  этот   процесс.   Уже   шесть   государств

(дополнительно  к учредителям присоединились  Румыния  и  Словения)  намерены

активизировать  торговлю в  регионе.  С  сентября  1995  г.  СЕФТА  приобрела

статус открытой организации. Важным принципом деятельности СЕФТА  стало  то,

что «внутренние  рынки открываются не  для  конкуренции,  а  чтобы  дополнять

друг друга». К договору может присоединиться любое государство  при  условии

его членства в  ВТО и наличии у него договоров  о свободной торговле  с  ЕС  и

каждым из участников СЕФТА. По прогнозам экспертов, к  началу XXI в. в СЕФТА

могут  войти  Болгария,  Литва,   Латвия,   Эстония,   Украина.   Население,

проживающее в этой зоне, составит свыше 120 млн. человек.  При этом  только

30% товаров, циркулирующих  в рамках СЕФТА, будет  облагаться  налогами.  Уже

сейчас большая  часть торговли промышленными товарами в  рамках  СЕФТА  носит

свободный характер. Сложнее обстоит дело в сельскохозяйственном  секторе.  В

той или иной степени все страны «шестерки»  пытаются  защитить  национальные

рынки от  иностранных  конкурентов.  Помимо  либерализации  товарных  рынков

(«видимых» товаров)  стороны решают  вопросы  либерализации   рынков  услуг  и

капитала. Вместе с тем шесть государств СЕФТА  отказались от принятого  ранее

обязательства о взаимной поддержке в переговорах  о вступлении в ЕС.

2.4 Проблемы евро

    Деятельность  Экономического и валютного союза  (ЭВС) в 1999 году  нельзя

назвать удачным: евро не удалось потеснить доллар и обеспечить себе  позиции

резервной  валюты.  Впрочем,  такой  результат  не   стала   неожиданностью.

Введение единой европейской валюты происходило  в условиях ухудшения  мировой

экономической конъюнктуры, с одной стороны, и  роста американской  экономики,

с другой. В  то  же  время  во  второй  половине  1999  года  наметился  ряд

позитивных   сдвигов,   позволяющих   прогнозировать    успешное    развитие

европейской экономики  в  будущем.  Реализация  механизма  проведения  единой

кредитно-денежной  политики  стала  новым   этапом   на   пути   европейской

интеграции,  тогда  как  введение  единой  валюты   стимулировало   развитие

финансовых рынков и обострило проблему структурных  дисбалансов.

    Экспортная  ориентированность  Германии,  Франции  и  Италии,  на  долю

которых приходится более  половины  ВВП  еврозоны,  стала  одной  из  причин

замедления темпов её экономического роста во второй половине 1998  –  начале

1999 года в  связи с усилением негативных  тенденций  в  мировой   экономике  и

сокращением мирового спроса. Ситуация заметно улучшилась во втором  квартале

1999  года,  когда  прирост  ВВП  составил  0.5%.  Одновременно  происходило

сближение темпов экономического роста стран  еврозоны.  В  третьем  квартале

ВВП увеличился на 0.9% по сравнению с предыдущим  кварталом  и  на  2.3%  по

сравнению с  аналогичным периодом 1998 года. Темпы  роста  ВВП  на  четвёртый

квартал составили 0.9%.

    Стабилизация  европейской экономики во второй  половине  1999  года  была

обусловлена рядом факторов. Среди них:  проведение  Европейским  центральным

банком стимулирующей  денежной  политики,  улучшение  мировой  экономической

конъюнктуры, восстановление объёмов экспорта, расширение внутреннего  спроса

и ослабление евро. Наибольшие темпы роста были характерны для стран  второго

эшелона – Ирландии, Люксембурга, Испании,  Финляндии,  Нидерландов.  Впервые

за семь лет  средний уровень безработицы  в еврозоне был ниже 10%,  тогда  как

реальный доходы населения увеличились.  В то  же  время,  согласно  данным

Евростата,  темпы роста промышленного производства  в конце 1999   года

несколько замедлились, составив 1.1% в четвёртом  квартале  по  сравнению  с

1.4%  в  третьем.  Тем  не  менее,  показатель   доверия   предпринимателей,

Информация о работе Проблемы европейской интеграции и проблемы евро