Автор: Пользователь скрыл имя, 02 Ноября 2011 в 23:25, курсовая работа
Цель данной работы состоит в теоретическом изучении проблем, причин и последствий безработицы.
В работе будут последовательно рассмотрены такие задачи как:
Определение сущности безработицы.
Описание видов и типов безработицы.
Изучение причин безработицы.
Проведение анализа безработицы.
Определение уровня безработицы в республике Коми.
Проанализированы социальные и экономические последствия безработицы.
Содержание.
Введение……………………………………………………………………...3
1. Теоретические аспекты безработицы……………………………………5
1.1. Виды и типы безработицы……………………………………………...7
1.2. Причины безработицы………………………………………………....11
1.3. Политика занятости…………………………………………………....14
2. Анализ проблем безработицы в Республике Коми……………………17
2.1. Динамика развития безработицы в Республике Коми за период
2006-2009г…………………………………………………………………..20
2.2. Социальные и экономические последствия безработицы…………..28 Заключение………………………………………………………………….34 Список используемой литературы………………………………………...37
В 2007 году в органы службы занятости за содействием в поиске подходящей работы – 75,6 тыс. человек, по вопросам профессиональной ориентации – 21,7 тыс. человек (16%) и за информацией о положении на рынке труда – 38,1 тыс. человек (28,1%). В сравнении с 2006 годом численность граждан, обратившихся в органы службы занятости населения, уменьшилась на 6,8%, а безработных граждан – на 8,7%.На рынке труда предложение рабочей силы опережает спрос в 1,4 раза, что сдерживает возможности трудоустройства как ищущих работу, так и зарегистрированных безработных граждан. Значительная часть вакансий приходится на рабочие профессии (84%), с оплатой труда выше прожиточного минимума – 47% предложенных вакансий. При содействии службы занятости нашли работу (доходное занятие) 57,9 тыс. человек, из них безработных – 25,1 тыс. человек, что ниже показателей предыдущего года на 5,9% и 7,3% соответственно.
По данной таблице видно, что низкий уровень безработицы был зарегистрирован в Ухте 0,8 % безработных, а в Ижемском районе высокий уровень безработных 8,2%. Это можно объяснить таким образом: Ухта по сравнению с Ижемским районом, является более развитой инфраструктурой, имеющей предприятия добывающие уголь, газ и нефть. Ижемский район не настолько развит и основное направление работы идёт на сельское хозяйство.
Основные показатели регистрируемого рынка труда по состоянию на 1 января 2008 г. (человек)
Города и районы |
Численность граждан, ищущих работу | Численность безработных | Уровень безработицы (в %) |
Всего по РК | 15464 | 13649 | 2,2 |
Сыктывкар | 1868 | 1111 | 0,8 |
Воркута | 2423 | 2326 | 3,4 |
Вуктыл | 365 | 364 | 3,8 |
Инта | 698 | 629 | 2,9 |
Печора | 1062 | 995 | 2,9 |
Сосногорск | 606 | 566 | 2,1 |
Усинск | 608 | 592 | 1,5 |
Ухта | 1083 | 407 | 0,6 |
Ижемский | 575 | 574 | 6,6 |
Койгородский | 310 | 302 | 6,2 |
Сыктывдинский | 664 | 650 | 5,9 |
Сысольский | 483 | 476 | 6,1 |
Троицко-Печорский | 606 | 595 | 7,3 |
Удорский | 386 | 386 | 3,1 |
Усть-Вымский | 655 | 640 | 3,9 |
Усть-Куломский | 876 | 876 | 6,4 |
Усть-Цилемский | 429 | 404 | 5,9 |
В 2008 году За содействием в поиске подходящей работы в органы службы занятости обратилось 89 тыс. человек (включены состоявшие на учете в начале 2008 года - 15 тыс. человек), из них 46,5 тыс. человек (12,6 тыс. человек) были признаны безработными. В сравнении с 2007 годом численность граждан, обратившихся в органы службы занятости населения, уменьшилась на 2,2%, а безработных граждан - на 8,1%.
Самая
высокая численность
Основные показатели регистрируемого рынка труда по состоянию на 1 января 2009г. (человек)
Города и районы |
Численность граждан, ищущих работу | Численность безработных | Уровень безработицы (в %) |
Всего по РК | 19700 | 16650 | 3,8 |
Сыктывкар | 17657 | 12998 | 3,6 |
Воркута | 2423 | 2331 | 2,1 |
Вуктыл | 374 | 369 | 2,7 |
Инта | 700 | 648 | 3,4 |
Печора | 1075 | 1007 | 3,4 |
Сосногорск | 612 | 578 | 2,2 |
Усинск | 614 | 598 | 1,7 |
Ухта | 1132 | 845 | 1,8 |
Ижемский | 678 | 623 | 3,0 |
Прилузский | 651 | 650 | 5,9 |
Сыктывдинский | 664 | 650 | 3,0 |
Троицко-Печорский | 606 | 595 | 7,3 |
Удорский | 386 | 386 | 3,1 |
Усть-Вымский | 655 | 640 | 3,3 |
Усть-Куломский | 887 | 423 | 0,8 |
Усть-Цилемский | 437 | 402 | 1,3 |
С 1 января по 7 июля 2009 года численность зарегистрированных в органах службы занятости населения Республики Коми безработных граждан увеличилась на 3,6 тыс. человек или на 30,1 процента. Рост численности безработных наблюдается во всех городах и районах республики, кроме Усть-Куломского района. Наибольший прирост численности безработных отмечается в городах: Сыктывкаре – на 3,6%; Печоре-3,4%; Инте- 3,4%; Ухте -1,8%; и районах: Усть-Вымском – 3,3%; Сыктывкарском- 3,0%; Койгорском – 2,9%.
Вместе с тем, начиная с мая месяца, на рынке труда республики наметились некоторые положительные тенденции, в том числе за счет организации общественных и временных работ.
Наблюдается снижение численности безработных, как в целом по республике (на 1668 человек), так и в каждом городе и районе.
Важный фактор, способствующий некоторому снижению напряженности на рынке труда республики – увеличение спроса на рабочую силу, заявленную работодателями в органы службы занятости населения. С мая количество заявок возросло с 4635 до 6973 единиц.
Таким образом, рассмотрев
2.2 Социальные и экономические последствия
безработицы
Являются ли последствия безработицы серьезной проблемой? Несомненно. Социально-экономические последствия безработицы рассматриваются наряду с проблемами бедности и социальной нестабильности как одни из наиболее острых глобальных и национальных проблем.
Действительно, в переходный период единственным средством побудить большие массы людей перемещаться в целях более рационального формирования структуры занятости является вытеснение их с неэффективных производств. Вместе с тем, очевидно, что проведение сверхжестких мер может вызвать массовое банкротство предприятий и возникновение такой волны безработицы, которая неизбежно приведет к социальному взрыву. Необходимо соблюдение "разумной меры" жесткости.
Очень часто оценивается лишь экономический эффект безработицы в виде количества высвобожденных работников и сумм выплаченных пособий, а социальные последствия, которые трудно выделяются и носят кумулятивный характер, практически не оцениваются. Однако степень негативного воздействия безработицы на положение в стране зависит от конкретных параметров социальной ситуации. Так, в силу низкой материальной обеспеченности россиян и безработных в особенности, а также вследствие несравненно более высокой социальной напряженности в обществе уровень безработицы, который может вызвать социальные потрясения, в России значительно ниже, чем на Западе. В этой связи возникает потребность детального рассмотрения именно экономических и социальных последствий безработицы, а также критический анализ и дальнейшая адаптация к специфическим Российским условиям применяемых за рубежом методов изучения и оценки последствий безработицы.
Подчеркнем, что появляется не просто возможность оценить социальный ущерб или косвенные потери в экономике (от снижения количества отработанного времени, падения интенсивности и производительности труда), но и прямые затраты, связанные с ростом государственных расходов на преодоление социально негативных процессов.
Можно предложить развернутую классификацию наиболее значимых, на мой взгляд, социальных и экономических последствий безработицы, рассматриваемых с точки зрения отрицательного и положительного влияния на систему.
I. Социальные последствия безработицы:
Отрицательные:
1. Обострение криминогенной обстановки.
2. Усиление социальной напряженности.
3. Рост
количества физических и
4. Увеличение социальной дифференциации.
5. Снижение трудовой активности.
Положительные:
1. Повышение социальной ценности рабочего места.
2. Увеличение личного свободного времени.
3. Возрастание свободы выбора места работы.
4. Увеличение
социальной значимости и
II. Экономические последствия безработицы:
Отрицательные:
1. Обесценивание последствий обучения.
2. Сокращение производства.
3. Затраты на помощь безработным.
4. Утрата квалификации.
5. Снижение жизненного уровня.
6. Недопроизводство национального дохода.
7. Снижение налоговых поступлений.
Положительные:
1. Создание
резерва рабочей силы для
2. Конкуренция между работниками как стимул к развитию способностей к труду.
3. Перерыв
в занятости для переобучения
и повышения уровня
4. Стимулирование
роста интенсивности и
Какие же шаги может применять государство для уменьшения уровня безработицы?
Многообразие типов безработицы делает задачу ее сокращения чрезвычайно сложной. Поскольку единого способа борьбы с безработицей не существует, любой стране для решения этой проблемы приходится использовать различные методы.
Уровень фрикционной безработицы может быть снижен за счет:
· улучшения информационного обеспечения рынка труда. Во всех странах эту функцию выполняют организации по трудоустройству (биржи труда). Они собирают у работодателей информацию о существующих вакансиях и сообщают ее безработным;
· устранения факторов, снижающих мобильность рабочей силы. Для этого необходимо, прежде всего:
а) создание развитого рынка жилья;
б) увеличение
масштабов жилищного
в) отмена административных преград для переезда из одного населенного пункта в другой
Сокращению структурной безработицы более всего способствуют программы профессионального переобучения и переквалификации. Такого рода программы должны привести к тому, чтобы рабочая сила наилучшим образам соответствовала имеющимся рабочим местам. Эта задача достигается программой профессиональной подготовки, информацией о рабочих местах. Программы профессиональной подготовки обеспечивают как подготовку на рабочих местах, так и в специальных учебных заведениях для безработной молодежи, а также для рабочих старших возрастов, чья профессия оказалась устаревшей. В ряде городов такая переподготовка осуществляется через городскую службу занятости и Центр социальной поддержки.