Автор: Пользователь скрыл имя, 02 Ноября 2011 в 23:25, курсовая работа
Цель данной работы состоит в теоретическом изучении проблем, причин и последствий безработицы.
В работе будут последовательно рассмотрены такие задачи как:
Определение сущности безработицы.
Описание видов и типов безработицы.
Изучение причин безработицы.
Проведение анализа безработицы.
Определение уровня безработицы в республике Коми.
Проанализированы социальные и экономические последствия безработицы.
Содержание.
Введение……………………………………………………………………...3
1. Теоретические аспекты безработицы……………………………………5
1.1. Виды и типы безработицы……………………………………………...7
1.2. Причины безработицы………………………………………………....11
1.3. Политика занятости…………………………………………………....14
2. Анализ проблем безработицы в Республике Коми……………………17
2.1. Динамика развития безработицы в Республике Коми за период
2006-2009г…………………………………………………………………..20
2.2. Социальные и экономические последствия безработицы…………..28 Заключение………………………………………………………………….34 Список используемой литературы………………………………………...37
1. Безработица ведет к не
2. При продолжительной
3. Рост
безработицы приводит к
Оценивая,
безработицу как потери
- снижение покупательного спроса;
- сокращение сбережений;
- снижение инвестиционного спроса;
- сокращение предложения, спад производств.
4. Рост числа безработных служит
благоприятным фактором для
Также по данным опроса 18% считают, что безработица усиливает социальную напряженность и политическую нестабильность в обществе. А 5,2% - что безработица ведет к снижению заработной платы, вследствие конкуренции на рынке труда.
Оценки мужчин и женщин примерно одинаковы, однако женщины более остро реагируют на снижение жизненного уровня и утрату квалификации и менее болезненно на усиление социальной напряженности и политической нестабильности.
Потеря безработными
При всех отрицательных сторонах безработицы на определенном уровне имеются и положительные аспекты:
- безработные представляют собой резерв незанятой рабочей силы, которую можно задействовать при расширении производства или структурных перестройках.
-
наличие безработицы усиливает
агрессию профсоюзов и их
Страх потерять работу и влиться в число высвободившихся из сферы производства, является самым лучшим организатором дисциплины труда, а кроме того, создает условия для поддержания необходимого качества затрат труда. Этот аспект отметило 47% от опрошенных в Воркуте. Респонденты также отмечали что:
75,2% - устраивает статус безработного т.к. он увеличивает личное свободное время;
13% - безработица стимулирует овладение новыми специальностями; каждый 7-й респондент считает, что безработица воспитывает ответственность и самостоятельность.
В силу отмеченных причин, умеренная безработица (от 3-5% от числа занятых) считается необходимым спутником развития рыночной экономики.
2.1. Динамика развития безработицы в Республике Коми за период 2006-2009г
В настоящее время в мировой практике применяется два основных метода измерения безработицы: на основе данных соответствующих служб о зарегистрированных безработных и общенациональных выборочных обследований домохозяйств.
Каждый из методов имеет свои достоинства и недостатки. Выборочное обследование населения позволяет выявить практически все категории безработных, в том числе и те, которые по каким-либо причинам оказались вне поля зрения служб занятости. Кроме того, данные обследований удобны для межстрановых сопоставлений. В то же время возможности применения названного метода ограничены.
Во-первых, для регулярного и качественного проведения опросов на основе репрезентативной (в том числе по регионам) выборки и оперативной обработки их результатов требуются соответствующее технологическое обеспечение, квалифицированные кадры и немалые финансовые затраты. Во многих развивающихся странах это стало серьезной преградой на пути широкого распространения данного метода.
Во-вторых, те или иные концептуальные положения, составляющие выборки, вопросы анкеты периодически пересматриваются, что приводит к несопоставимости данных за различные периоды времени.
Преимущества учета безработицы на основе данных регистрации заключаются в том, что при этом не требуется значительных финансовых затрат, а отчетность имеет сплошной и непрерывный характер, что позволяет легко отделить сезонные колебания занятости, безработицы и других параметров рынка труда от долговременных тенденций их изменения. Сплошная статистика дает возможность подробно анализировать ситуацию в каждом регионе и положение безработных по отдельным категориям, так как в этом случае дезагрегирование само по себе не снижает достоверность показателей.
В странах, применяющих регистрационный метод, ширится понимание того, что собираемая информация неизбежно является неполной, так как она представляет собой лишь побочный продукт органа социальной защиты, ориентированного, прежде всего на помощь определенному контингенту населения. Информация о числе зарегистрированных безработных, пользующихся правом на пособие, неизбежно "отсекает" тех лиц, не имеющих работы, которые либо не удовлетворяют критериям регистрации, либо нарушили какие-то правила, либо просто предпочитают искать работу самостоятельно. Кроме того, критерии предоставления пособий различаются по странам, поэтому национальные данные несопоставимы.
Все перечисленные обстоятельства побуждают европейские страны, опирающиеся на данные отчетности служб занятости, регулярно проводить выборочные обследования в соответствии с методологией МОТ. Таким образом, на протяжении уже четырех десятилетий во многих странах собираются данные об уровне безработицы из двух независимых источников.
Основные показатели безработицы: уровень общей безработицы, уровень зарегистрированной безработицы и продолжительность безработицы. Уровень безработицы определяется как отношение числа безработных к числу занятых и безработных (в процентах) по следующей формуле:
УБ = Б /(З + Б) х 100%, где
УБ - уровень безработицы;
З - число занятых;
Б - число безработных.
Уровень регистрируемой безработицы, определяемый отношением численности безработных, зарегистрированных в органах службы занятости, к численности экономически активного населения:
Урб = Чрб / Чэан x 100% , где
Урб - уровень регистрируемой безработицы;
Чрб - численность зарегистрированных безработных;
Чэан - численность экономически активного населения;
Этот показатель носит административный характер. Если человек пришел в службу занятости, его зарегистрировали, поставили на учет. Он приходит в службу занятости, отмечается, ему выплачивают пособие. Такие люди считаются безработными в рамках административной системы.
Длительность
безработицы характеризуется
Аналогично по всем безработным, трудоустроенным в отчетном году, рассчитывается общая продолжительность трудоустройства безработных (человеко-дней). При этом продолжительность поиска работы каждого считается со дня регистрации человека как "безработный" до снятия с учета по причине его трудоустройства.
Далее этот показатель может использоваться для расчета средней продолжительности трудоустройства безработных в днях (путем деления его на общее число безработных, трудоустроенных в отчетном году). Для прогнозных расчетов численности безработных анализируется уровень обращаемости населения в органы службы занятости.
Рассмотрим некоторые данные УФГСЗН по РК о состоянии безработицы в городе Воркута с 2006- по 2009г.
Основные
показатели регистрируемого
рынка труда
по состоянию на 1 января 2006г (человек)
Города и Районы |
Численность граждан, ищущих работу | Численность безработных | Уровень безработицы
(в %) |
Всего по РК | 18100 | 16234 | 3,5 |
Сыктывкар | 1930 | 1412 | 1,9 |
Воркута | 2920 | 2700 | 4.0 |
Вуктыл | 436 | 412 | 4,7 |
Инта | 1165 | 1075 | 4,9 |
Печора | 1031 | 1019 | 3,0 |
Сосногорск | 734 | 695 | 3,6 |
Усинск | 800 | 773 | 3,4 |
Ухта | 1354 | 653 | 1,0 |
Ижемский | 664 | 669 | 8,2 |
Княжпогостский | 656 | 656 | 4,9 |
Койгородский | 367 | 369 | 7,9 |
Корткеросский | 626 | 626 | 7,0 |
Прилузский | 680 | 680 | 6,6 |
Сыктывдинский | 637 | 636 | 5,9 |
Сысольский | 600 | 570 | 8,2 |
Троицко-Печорский | 660 | 643 | 8,8 |
Удорский | 536 | 535 | 4,7 |
Усть-Вымский | 687 | 660 | 4,3 |
Усть-Куломский | 887 | 875 | 5,0 |
Усть-Цилемский | 553 | 523 | 6,5 |
В 2006 году в органы службы занятости по вопросам трудоустройства, профессионального обучения и получения услуг по профессиональной ориентации обратились 80,2 тыс. человек (на 0,5% меньше, чем в 2005 г.). Статус безработного получили 39,4 тыс. человек (на 8,2% меньше, чем в 2005 г.). При содействии службы занятости нашли работу (доходное занятие) 61,5 тыс. человек (на 2,8% больше, чем за 2005г.). Из них: безработных - 27 тыс. человек.
По
данной таблице можно наблюдать
как проявляется безработица
в разных городах Республики Коми.
Самая высокая численность
Основные показатели регистрируемого рынка труда по состоянию на 1 января 2007 г. (человек)
Города и Районы |
Численность граждан, ищущих работу | Численность безработных | Уровень безработицы
(в %) |
Всего по РК | 17503 | 15940 | 2,5 |
Сыктывкар | 1870 | 1310 | 0,9 |
Воркута | 2737 | 2655 | 3,9 |
Вуктыл | 426 | 425 | 4,7 |
Инта | 1165 | 1075 | 4,9 |
Печора | 1043 | 1035 | 3,1 |
Сосногорск | 705 | 692 | 2,6 |
Усинск | 792 | 789 | 2,4 |
Ухта | 1318 | 584 | 0,8 |
Ижемский | 652 | 652 | 8,2 |
Княжпогостский | 656 | 656 | 4,9 |
Койгородский | 359 | 358 | 7,6 |
Корткеросский | 626 | 626 | 7,0 |
Прилузский | 675 | 675 | 6,4 |