Проблема занятости трудовых ресурсов в Республике Беларусь

Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Ноября 2011 в 12:37, курсовая работа

Описание работы

Задачи написания курсовой работы:
раскрыть основные причины и виды безработицы.
раскрыть понятие естественного уровня безработицы и как он измеряется.
рассмотреть социальные и экономические последствия безработицы.
- раскрыть и рассмотреть основные направления повышения и поддержания занятости в республике

Содержание

Введение ………………………………………..….…………….……… 2
1. Трудовые ресурсы Республики Беларусь, их состав и структура занятости в народном хозяйстве……………………………………….. 4

1.1. Классификация трудовых ресурсов………………………………. 7
1.2. Рынок труда…………………………………………………….…… 10
2. Современные тенденции формирования трудовых ресурсов в
Республике Беларусь…………………………………………………….. 11
2.1. Определение потребности в трудовых ресурсах………………… 13
2.2. Производительность труда……………………………………….. 15
3. Безработица, ее причины, формы и специфика в условиях
переходного периода……………………………………………………. 18
3.1. Основные понятия и характеристики безработицы…………….. 20
3.2. Структура и формы безработицы………………………………… 22

4. Основные направления поддержания и повышения уровня занятости
в Беларуси………………………………………………………………. 24
Заключение……………………………………………………………… 28
Список используемой литературы……………………………………... 30

Работа содержит 1 файл

Курсовая работа.doc

— 189.50 Кб (Скачать)

    • были готовы приступить к работе;

    • проходили обучение или переподготовку по направлению службы занятости.

       Определение уровня безработицы при полной занятости  осложняется тем, что на практике трудно установить фактический уровень  безработицы. Все население разделяется  на три большие группы.

       Первая  группа включает в себя тех, кто не достиг 16 лет, а также тех, кто содержится в специализированных учреждениях, например в психиатрических больницах или в исправительных заведениях. Эта категория людей не рассматривается в качестве потенциального компонента рабочей силы.

       Вторую  группу, которая называется "не входящие в состав рабочей силы", составляют взрослые, потенциально имеющие возможность работать, но по тем или иным причинам - надомная занятость, учеба, выход на пенсию - не работающие и не ищущие работу.

       Третья группа -  это собственно рабочая сила. Эта категория охватывает всех тех, кто способен и готов работать. Считается, что в состав рабочей силы входят как работающие (занятые) так и безработные, но активно ищущие работу. Уровень безработицы - это доля безработных в общей численности трудоспособного населения (рабочей силы):

       Формула для вычисления безработных:

       Рабочая сила - Число занятых = Безработные. Рабочая сила составляет определенную часть от трудоспособного населения, которое в свою очередь является частью всего населения республики.

       Основные  объективные причины безработицы а Республике Беларусь:

       • экономическая нестабильность;

       • диспропорции, вызванные переходным периодом к рыночной экономике;

       • банкротство предприятий;

       • стремительное падение производства.

       Основные  субъективные причины безработицы в Республике:

       • сокращение штатов;

       • окончание учебы;

       • уход за ребенком;

       • низкая заработная плата;

       • плохие условия труда;

       • истечение срока трудового соглашения;

       • ликвидация предприятия;

       • состояние здоровья;

       • смена места жительства;

       • задержка заработной платы;

       Свыше 70% безработных – это люди от 18 до 40 лет. Самая высокая доля среди  безработных приходится на лица, которые  имеют среднее специальное и  высшее образование. 
 
 
 

       3.2. Структура и формы безработицы.

       К безработным относят не только уволенных по различным причинам, но и лиц, добровольно оставивших прежнюю работу  и предпринимающих попытку найти новую. Структура безработицы по ее причинам включает четыре основные категории рабочей силы:

       1. потерявшие работу в результате  увольнения;

       2. добровольно оставившие работу;

       3.пришедшие  на рынок труда после перерыва;

       4. впервые пришедшие на рынок  труда.

       Соотношение этих категорий зависит, прежде всего, от фазы экономического цикла.

       Среднемесячный  уровень  безработицы в течении  года рассчитывается по формуле :

             LUE = UE/LFс·100                                      (3.2.1),

       где LUE уровень (норма) безработицы), 100%;

       UE – среднемесячная численность безработных;

       LFс – численность гражданской рабочей силы.

       Естественный  уровень безработицы, определяется как уровень безработицы при полной занятости. При этом полная занятость вовсе не означает 100%-ой занятости рабочей силы и отсутствие безработицы, но и отсутствие циклической безработицы.

       Под структурной безработицей понимается безработица, вызванная несоответствием структур спроса и предложения рабочей силы по квалификации, демографическим, географическим и иным критериям.

       Фрикционная безработица – это  безработица, связанная  с добровольным переходом  трудящихся с одной работы на другую с сезонными колебаниями в спросе на рабочую силу. Таким образом, сезонная безработица является частью фрикционной безработицы.

       Циклическая безработица отражает состояние  экономической конъюнктуры в  стране и превышает предложение  рабочей силы над спросом на нее  в период экономического спада.

         Экономисты выделяют и некоторые  другие формы безработицы, связанные  с различными критериями классификации: ее продолжительностью, вынужденным характером, концентрацией в определенных профессиональных группах, отраслях, регионах или возрастных категориях.

       Среди них, в частности, частичная безработица, когда трудящиеся вынуждены работать неполный рабочий день ввиду отсутствия работы.

       К скрытой безработице относят  существование нерациональной, неэффективной  занятости.

       Под застойной безработицей понимается ее концентрационная среди определенных категорий рабочей силы в течении длительного времени.

       Технологическая безработица связана с вытеснением  из производства живого труда под  влиянием научно-технического прогресса.

          

                  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

4.      Основные направления поддержания и повышения

уровня  занятости в   Беларуси.

             Существует сложная система мер, обеспечивающая социальную защиту трудящихся. Рынок положил начало новым трудовым отношениям, сделал экономически невозможной нерациональную занятость, предъявил спрос на рабочую силу определенного качества. Длительная безработица оказывает весьма неблагоприятное влияние на квалификацию работников. Они , как правило, ее утрачивают. И когда их вновь принимают на работу, то чаще всего как неквалифицированную или низкооплачиваемую рабочую силу. Особенно страшна безработица для лиц пожилого возраста, которые вместе с работой теряют и перспективы вновь ее получить.

             В последнее время проделана большая работа поддержания и повышения уровня занятости в Беларуси:

  1. создана служба занятости;
  2. создан государственный фонд занятости;
  3. финансируется подготовка и переподготовка высвобожденных работников;
  4. местные органы власти в целях обеспечения временной занятости организуют общественные работы;
  5. работник, потерявший работу, может получить стипендию, пособие по безработице или другие материальные выплаты.

       Преодоление спада промышленного и сельскохозяйственного производства, уменьшение безработицы, повышение жизненного уровня граждан и другие, способствующие выходу из глубокого социально-экономического кризиса, охватившего все сферы жизни общества - это главная задача , которую надо ставить для повышения уровня занятости в республике.

   Особое  место можно уделить для  изучения традиционных форм занятости, самобытности, национального мастерства, возрождение которых, на мой взгляд, должно сыграть значительную роль в обеспечении занятости ранее безработного населения.

         В Беларуси началась реализация нового совместного проекта Программы развития ООН (ПРООН) и Правительства Республики Беларусь «Содействие в подготовке основных направлений национальной стратегии предотвращения малообеспеченности (бедности) в Республике Беларусь». Проект рассчитан на три года и будет исполняться Министерством труда и социальной защиты Республики Беларусь в сотрудничестве с Министерством статистики и анализа, а также экспертами Всемирного банка.

         Бедность как социально значимое явление общественной жизни в Беларуси проявилось в 90–х годах ХХ века. Первое исследование уровня бедности в стране было проведено в 1996 году при поддержке Всемирного банка. Оно показало, что число бедных людей значительно возросло — с 5 % в 1992 году до 22 % в 1995–м. В наиболее уязвимой группе населения оказались неполные семьи, семьи с одним кормильцем, а также семьи с низким уровнем образования, имеющие детей. В 2001 году, по данным официальной статистики, уже 26,7 % городского населения и 33,6 % сельских жителей республики проживали ниже черты бедности.

             Новый проект ПРООН явится первой стадией разработки национальной стратегии предотвращения бедности и будет охватывать часть работ по ее созданию. В частности, в рамках проекта предполагается проанализировать проблемы бедности в Беларуси, изучить и адаптировать наиболее успешный опыт соседних стран, разработать рекомендации по основным направлениям стратегии борьбы с бедностью, укрепить потенциал национальных агентств по исследованию проблем бедности, усилить диалог и партнерство с организациями гражданского общества по обсуждению результатов исследований и разработке рекомендаций по приоритетам национальной стратегии предотвращения бедности в Беларуси.

        В процессе подготовки национальной стратегии проект будет всемерно содействовать проведению ряда исследований в области бедности, вовлечению в обсуждение их результатов специалистов, политиков, представителей государственных ведомств, церкви и общественности. Более глубокое исследование по оценке бедности, учитывающее ее многоаспектный характер, позволит усилить методологический потенциал национальных статистических и аналитических агентств при проведении более системного и глубокого мониторинга бедности, анализа и моделирования влияния экономических реформ на бедность как до начала их реализации, так и после их проведения. Последнее особенно важно, учитывая предстоящее реформирование индустриального и аграрного секторов экономики, влияние процессов глобализации на ход социально–экономических преобразований, что выводит бедность в число одной из наиболее острых социальных угроз для устойчивого развития Беларуси.

            Проведение комплексного анализа и разработка стратегии будут содействовать осуществлению социально–экономических преобразований, формированию политики доходов и занятости, отвечающей новым требованиям. Разрабатываемые документы предложат новый комплексный подход в деле предотвращения роста бедности при проведении социально–экономических реформ.

              Новый проект будет осуществляться в тесном взаимодействии с другими проектами ПРООН и Правительства Беларуси. По его завершении планируется достичь следующих результатов:

  • будет подготовлен и представлен Правительству Беларуси отчет об оценке бедности в республике;
  • с учетом международных подходов будет усовершенствована методика комплексной оценки, мониторинга уровня и распространения бедности;
  • усилится потенциал национальных государственных и общественных организаций, будет подготовлена группа местных специалистов по вопросам бедности;
  • будет подготовлен доклад Правительству об основных направлениях стратегии сокращения и предупреждения роста бедности в Республике Беларусь.

               Кроме того, проект по выработке национальной стратегии предотвращения бедности рассматривается как фундамент для последующих проектов в таких сферах как устойчивое региональное развитие, повышение уровня занятости и доходов семей, укрепление плодотворного партнерства государства и гражданского общества. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

       Заключение.
 

       Путь  выхода из кризиса определяется, прежде всего, стратегией развития государства и пределом социальной терпимости общества. Наиболее сложным в переходный период является поддержание доверия населения к проводимым реформам или государство считает, что население должно само о себе позаботиться.

       В безработицу все в большей мере втягиваются как мужчины, так и женщины. А это означает, что все больше становится детей и подростков, растущих в такой обстановке, когда они не видят, чтобы их отцы и матери когда-либо ходили на работу.

       Растет  число убыточных производств. Это создает предпосылку «залпового» выброса рабочей силы. К их числу добавим выпускников учебных заведений. Требования, предъявляемые работодателями к претендентам на имеющиеся вакантные места (стаж работы, высокая квалификация), не позволяют выпускникам техникумов, училищ быть достаточно конкурентоспособными.

Информация о работе Проблема занятости трудовых ресурсов в Республике Беларусь