Проблема в области планирования оплаты труда

Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Февраля 2012 в 15:32, курсовая работа

Описание работы

Предмет исследования — фонд системы заработной платы – способ увязки цены рабочей силы (ставок заработной платы) с результатами труда работников, позволяющий начислять заработную плату работнику в соответствии с фактическими результатами его труда.
Цель курсовой работы — провести исследования регулирования и планирования средств на оплату труда персонала по предприятию и его подразделениям, а также рассмотреть проблемы в области планирования оплаты труда.

Работа содержит 1 файл

курсовая.docx

— 387.71 Кб (Скачать)
 

    В статье 63 Трудового кодекса Республики Беларусь определено, что дополнительные выплаты стимулирующего и компенсирующего  характера устанавливаются нанимателем  на основании коллективного договора, соглашения и трудового договора. Организации сами вправе определять перечень, размеры и условия установления этих доплат и надбавок в своих  локальных положениях об оплате труда, исходя из финансового состояния  организации [22].

    В коллективном договоре организации  должен быть определен перечень видов  премий, их размеры, круг премируемых  работников, периодичность и условия  выплаты премий за счет экономии трудовых и материальных ресурсов.

    Целью премирования является достижение единства интересов всех категорий работников в обеспечении высоких конечных результатов производственно-финансовой деятельности коммерческой организации в целом на основе учета и поощрения трудового вклада каждого подразделения и отдельных работников.

    Для обеспечения стимулирующего воздействия  премиальной системы на материальную заинтересованность работника при  ее построении необходимо соблюдать  определенные требования. Показатели премирования должны соответствовать  задачам производства конкретного  подразделения и реально зависеть от трудовых усилий данного коллектива или работника. Установленные показатели не должны противоречить друг другу, т. к. улучшение одних показателей может привести к ухудшению других [8, c. 86].

    Основными источниками выплаты премии работникам являются:

  • средства на оплату труда, включаемые в затраты по производству и реализации продукции (работ, услуг), которые учитываются при ценообразовании и налогообложении;
  • часть чистой прибыли, которая остается в распоряжении организации.

    В качестве дополнительного источника  может быть сумма экономии материальных и трудовых ресурсов.

Социальные  выплаты 

Из средств  государственного социального страхования  выплачиваются пособия: 

  • по временной нетрудоспособности;  
  • по беременности и родам;
  • в связи с рождением ребенка;
  • женщине, ставшей на учет в государственной организации    здравоохранения до 12-недельного срока беременности;
  • по уходу за ребенком в возрасте до 3 лет;
  • на погребение.

Кроме того, в соответствии со ст. 265 Трудового  кодекса Республики Беларусь за счет средств государственного социального  страхования предоставляется один дополнительный свободный от работы день в месяц матери (отцу,  опекуну,  попечителю), воспитывающей (воспитывающему)  ребенка-инвалида в возрасте до 18 лет [22].

 

    1.3.3 Планирование фонда оплаты труда 

    Планирование  фонда оплаты труда осуществляется, во-первых, по каждому структурному подразделению предприятия и, во-вторых, по всем элементам, входящим в фонд оплаты труда. Исходными данными при детальном планировании являются: при относительно небольшой номенклатуре продукции – планируемые объемы работ в натуральном измерении и расценки за единицу каждого вида продукции; при большой номенклатуре продукции или работ – показатель технологической трудоемкости производственной программы и средняя тарифная ставка совокупности работ по разрядам. Умножением натуральных объемов работ на соответствующие сдельные расценки (с последующим суммированием результатов расчетов по каждому виду работ и в целом по производственной программе) или умножением суммы технологической трудоемкости производственной программы в нормочасах на среднюю тарифную ставку, соответствующую среднему разряду выполняемых работ, получают фонд прямой тарифной заработной платы основных рабочих-сдельщиков. В практике этот фонд называют фондом тарифной заработной платы.

    При определении фонда для рабочих-повременщиков  их плановую численность умножают на фонд рабочего времени в плановом периоде и на тарифную ставку: если фонд рабочего времени подсчитан  в часах – то на часовую ставку, а если в рабочих днях (сменах) – то на дневную. При оплате труда  работников по месячным должностным  окладам годовой фонд прямой заработной  платы определяется умножением численности  работников на 12 и на месячный должностной  оклад за вычетом средней продолжительности  отпусков.

    Фонд  прямой (тарифной) оплаты труда составляет основу всего планового фонда оплаты труда рабочих и его наибольшую часть. Далее рассчитывается так называемый фонд часовой заработной платы. Он соответствует всем видам выплат за фактически отработанные часы в течение всего планового периода и включает весь фонд прямой заработной платы и следующие виды выплат:

  • премии из фонда оплаты труда, планируемые за 100% выполнение установленных показателей;
  • доплаты неосвобожденным бригадирам за руководство бригадами;
  • доплаты за работу в вечерние и ночные смены (при сменной работе);
  • выплаты за обучение учеников индивидуальным или бригадным методам без отрыва от производства;
  • доплаты за совмещение функций и профессий;
  • индивидуальные надбавки за профессиональное мастерство;
  • прочие выплаты, связанные со временем выполнения трудовых функций в течении всего рабочего дня.

    Плановый  фонд дневной заработной платы включает весь фонд часовой заработной платы  и ряд доплат за те часы, которые  в течение рабочих дней не отрабатываются, но за которые по трудовому законодательству за работниками сохраняется ставка, или средний заработок. Такие  доплаты относительно не велики. К  ним относятся:

  • Плановые доплаты рабочим-подросткам до 18 лет в связи с сокращением продолжительности рабочей смены на один час;
  • Сохранение заработка работницам – кормящим матерям за время перерывов для кормления грудных детей или за сокращение рабочего дня;
  • Сохранение заработка за часы выполнения государственных и общественных обязанностей в течение рабочего дня.

    Плановый  фонд годовой заработной платы рабочих  состоит из фонда дневной заработной платы и планируемых доплат за дни, фактиче6ски не отрабатываемые, но за которые рабочим сохраняется  или средний заработок, или дневная  тарифная ставка. В эти доплаты  входят:

  1. Сохранение среднего заработка за время очередных и дополнительных отпусков (средний заработок рассчитывается исходя из фонда дневной заработной платы, деленного на количество рабочих дней в году);
  2. Сохранение среднего заработка  за время выполнения государственных и общественных обязанностей в течение рабочих дней;
  3. Оплата отпусков женщин в связи с беременностью и родами;
  4. Выплаты единовременного годового вознаграждения за непрерывный стаж работы (например на подземных горных работах);
  5. Выплаты по районным коэффициентам в отдаленных и северных местностях и надбавки к заработной плате в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях;
  6. Прочие выплаты из фонда заработной платы за рабочие дни, фактически не отработанные, но за которые по законодательству предусмотрены выплаты среднего или тарифного заработка;
  7. Доплаты разницы между пособиями по социальному страхованию в связи с временной нетрудоспособностью и средним заработком, если такие доплаты в отдельных случаях предусмотрены законодательством или коллективным договором.

    В результате детальных расчетов прямой заработной платы и всех перечисленных  выше планируемых доплат, входящих в фонды часовой, дневной и  годовой заработной платы, формируется  полный годовой фонд заработной платы  рабочих. Средняя плановая заработная плата одного рабочего определяется делением полученного планового фонда на плановую численность рабочих.

    Плановая  численность и фонд оплаты труда  руководящих работников, служащих, младшего обслуживающего персонала  и сотрудников вневедомственной охраны рассчитывается исходя из оптимальной  численности этих категорий и  должностных окладов, предусмотренных  контрактами, индивидуальными или  коллективными договорами. Если работникам сверх должностных окладов положены  дополнительно какие-либо плановые выплаты, относящиеся к фонду  заработной платы (например, надбавки за выслугу лет, районные коэффициенты или надбавки за работу в отдаленных и северных местностях), то они включаются в плановый фонд заработной платы  каждой категории работников. Расчет выполняется на 12 месяцев работы. Резерв на отпуска не создается, поскольку  за время отпуска выплачиваются  только должностной оклад и постоянные, относящиеся к фонду оплаты труда, надбавки. Премии этим категориям работников, как правило, выплачиваются из фонда  материального поощрения, поэтому  в составе фонда заработной платы  они не планируются.

    Общий годовой фонд оплаты труда промышленно-производственного  персонала определяется как сумма  фондов заработной платы рабочих, руководящих  работников, служащих, младшего обсуживающего  персонала и сотрудников охраны.

    Поскольку планирование осуществляется до окончания  текущего года, то рассчитывается ожидаемое  выполнение плана и по фонду, и  по средней заработной плате. Для  этого за отработанное время учитываются  отчетные данные об израсходованном  фонде заработной платы и среднесписочной  численности промышленно-производственного  персонала, а за оставшиеся до конца  года месяцы – соответствующие плановые показатели. Если выявляется устойчивая тенденция перевыполнения или невыполнения плана, то плановые показатели за оставшиеся до конца года месяца корректируются на соответствующие индексы отклонения плана. Учитывается и ожидаемый  индекс инфляции.

    После того, как определены плановая средняя  заработная плата и индекс ее роста  по отношению к базовому году, исчисляется  рост производительности труда, предусмотренный  в плане. Укрупненно это показатель рассчитывается как отношение индекса  увеличения объема производства к численности. При детальных расчетах изменения  производительности труда определяются по факторам, по показателям высвобождения  рабочей силы по формуле (в %).  

    , (1.20)

    где Пт - процент повышения производительности труда;

    Эч - экономия (относительное высвобождение) численности, чел.;

    Чисх - исходная численность, т.е. численность, необходимая для выполнения планового  объема продукции или работ при  базовой выработке на одного работающего.

    При расчете производительности труда  по факторам можно достаточно точно  определить рост средней заработной платы. в данном случае принимается  во внимание то, что далеко не все  факторы роста производительности труда вызывают соответствующий  рост средней заработной платы. Последняя  возрастает только за счет факторов, связанных  с использованием рабочего времени, с изменением интенсивности и  тяжести труда либо с повышением квалификации и профессионального  мастерства.

    На  практике плановые фонды заработной платы детально рассчитываются по первичным  подразделениям предприятия - цехам, участкам, переделам и т.п., затем сводятся в oбщий план по предприятию. Целесообразно  избрать наиболее простой и достоверный  вариант расчетов в зависимости  от специфики каждого производственного  подразделения. Так, в цехах, где  выпускается однородная продукция, фонд прямой заработной платы производственных рабочих можно определять умножением натуральных плановых объемов продукции  на установленную расценку за единицу. В цехах со значительной номенклатурой  продукции сначала определяется нормированная трудоемкость производственной программы, а затем сумма всех нормо-часов умножается на среднюю  тарифную ставку  по разрядам выполняемых  работ. Если оплата труда всех или  части (работников повременная, то прямая заработная плата рассчитывается так: численность рабочих, исчисленная  по нормам, умножается на фонд рабочего времени в часах или днях и  на соответствующие тарифные (часовые  или дневные) ставки.

    После определения тем или иным способом фонда прямой заработной платы рассчитываются все многочисленные доплаты, входящие в часовые, дневные и годовые  фонды.

 

    2 Технико-экономическое  обоснование производства нового изделия 

    2.1 Исходные  данные для технико-экономического  обоснования производства нового  изделия 
     

    Талица 2.1 ─ Исходные данные для технико-экономического обоснования производства нового изделия

Параметр В а р и  а н т
14
1 Наименование изделия Плата
2 Программа выпуска, шт.  72000
3 Норма времени на операцию, нормо-ч     
3.1 Подготовительная – 3 раз-ряд 0.27
3.2 Монтажная – 5 разряд 0.72
3.3 Контрольная – 4 разряд 0.18
3.4 Сборочная – 6 разряд 0.26
3.5 Регулировочная – 6 разряд 0.54
3.6 Маркировочная – 3 разряд 0.15
3.7 Контрольная – 4 разряд 0.09
4 Стоимость материалов, руб. 2770
5 Стоимость комплектующих из-делий, руб. 2180

Информация о работе Проблема в области планирования оплаты труда