Проблема утечки умов и пути ее решения

Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Февраля 2013 в 10:36, курсовая работа

Описание работы

Целью работы является анализ проблемы интеллектуальной миграции и поиск путей для ее решения.
Для достижения цели были поставлены следующие задачи:
изучить сущность проблемы миграции интеллектуального капитала в России и ее содержание;
описать основные причины интеллектуальной миграции;
исследовать состояние миграции квалифицированных специалистов из России;
на основе данных исследования предложить мероприятия по сдерживанию «утечки умов».

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3
1. ПРОБЛЕМА МИГРАЦИИ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОГО КАПИТАЛА В РОССИИ 5
1.1. Состояние рынка труда и заработная плата научных сотрудников 5
1.2. «Утечка умов»: сущность проблемы и ее содержание. 7
1.3. Причины современной «интеллектуальной утечки». 12
2. ОСОБЕННОСТИ ФИНАНСИРОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ НАУКИ 16
2.1. Убытки, получаемые в результате «утечки мозгов» 16
2.2. Положение современной российской науки 17
2.3.Процедура формирования государственного бюджета на очередной финансовый год 19
3.ПУТИ РЕШЕНИЯ ПРОБЛЕМЫ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЙ МИГРАЦИИ 23
3.1. Мероприятия по сдерживанию «утечки умов» 23
3.2. Авторская программа по решению проблемы (Угикалов И. и Валюков В. 25
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 27
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 29
ПРИЛОЖЕНИЕ А Фундаментальная наука и будущее России 31
ПРИЛОЖЕНИЕ Б Научно-техническая политика России с 1996 года по 2010 год 35

Работа содержит 1 файл

12.docx

— 335.82 Кб (Скачать)

 

 

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

  1. Федеральный закон о науке и государственной научно-технической политике №127 – ФЗ: [принят Государственной Думой 23.08.1996]
  2. Трофимов Е. А. Россия в системе международных рыночных отношений в трудовой сфере [Текст]. – Иркутск.: БГУЭП, 2007.-179с.
  3. Угикалов И., Валюков В. Утечка умов и рынок научных кадров // Российский экономический журнал [Текст]. – 1993. - № 5. – С. 58.
  4. Журавлева, Г.П. Экономическая теория РЭА им. Г.В.Плеханова «Утечка мозгов» [Текст] / Г.П. Журавлева. – Москва: Академия, 2000. – 546 с.
  5. Имамутдинов И.Н., Костина Г.Б. Исследование российской научно-технологической диаспоры в развитых странах: условия и возможности возвращения научных кадров и использование потенциала [Текст]: отчет. – Москва: Инновационное бюро «Экспорт», 2009 – 216 с.
  6. Рынок труда в 2011 году. Прогнозы на 2012. Рынок замер в ожидании [Электронный ресурс]. Дата обновления: 17.01.2012. – Режим доступа: http://www.rabotagrad.ru/articles/_aview_b20372
  7. Зарплаты ученых в РФ резко растут[Электронный ресурс]. Дата обновления: 10.11.2011. – Режим доступа: http://blogs.strf.ru/blog/177.html
  8. Путин: Зарплата ученых вдвое превысит среднюю по экономике [Электронный ресурс]. Дата обновления: 29.02.2012. – Режим доступа: http://vz.ru/news/2012/2/29/564949.html
  9. Лекарство от «утечки мозгов» [Электронный ресурс]. - "Российская газета" - Федеральный выпуск №3514/ П. Пальчиков -  Дата обновления: 30.06.2004. – Режим доступа: http://www.rg.ru/2004/06/30/mrt.html
  10. Финансирование гражданской науки России из Федерального бюджета [Электронный ресурс].  Дата обновления: 07.07.2002. – Режим доступа: http://www.strana-oz.ru/print.php?type=article&id=384&numid=8
  11. Наука России в цифрах [Электронный ресурс]. - М.:ЦИСН, 2011 – Режим доступа: http://www.csrs.ru/statis/sc/sc2011.htm

 

 

 

 

ПРИЛОЖЕНИЕ А

Фундаментальная наука и будущее России

/открытое письмо  Президенту и Председателю Правительства

Российской Федерации/

9 сентября 2009 года /09.09.09/

 

Глубокоуважаемые Дмитрий Анатольевич и Владимир Владимирович!

 

Мы считаем своим долгом обратить ваше внимание на катастрофическое состояние фундаментальной науки  в стране. Регресс продолжается, масштабы и острота опасности этого процесса недооцениваются. Уровень финансирования российской науки резко контрастирует с соответствующими показателями развитых стран. Громадной проблемой для России был и остается массовый отток ученых за рубеж. 

В течение десятилетий  в СССР была создана мощная научно-техническая  база и устойчивые механизмы ее воспроизводства, включая воспроизводство кадров. Именно эта база, своеобразная научная "ткань"нашего общества, гарантировала научно-технический прогресс, обороноспособность страны и, в конечном счете, независимость России. Продолжающийся распад этой ткани приведет в ближайшее время к полному разрыву связи между поколениями научных работников, исчезновению науки мирового уровня в РФ и утрате знаний в катастрофических масштабах.

Среди наиболее острых проблем  фундаментальной науки и образования  выделим следующие:

    • существенное отставание российской науки от науки мирового уровня; 
      отсутствие стратегического планирования с постановкой ясных целей;
    • неадекватность финансирования активно работающих ученых, резкое падение престижа научных профессий, связанная с этим проблема кадров;
    • серьезное снижение стандартов в преподавании естественнонаучных дисциплин, ухудшение качества подготовки студентов и аспирантов.

Эти проблемы требуют немедленного решения на уровне надведомственного государственного планирования. Мы считаем, что процесс Стратегического Научного Планирования, координируемый непосредственно Президентом и/или Председателем Правительства РФ, должен иметь целью разработку, в течение короткого времени, комплексного плана стабилизации и развития фундаментальной науки и естественнонаучного образования в России. К разработке плана необходимо подключить выдающихся ученых, представителей министерств, промышленности, а также зарубежных экспертов. Это должен быть коллектив активно работающих, устремленных в будущее, обладающих государственным мышлением людей.

Наши конкретные предложения  к стратегическому плану развития фундаментальной науки в РФ заключаются  в следующем:

    • увеличение финансирования науки до уровня, адекватного стоящим перед страной задачам, обеспечение условий труда и быта ученых;
    • идентификация важнейших направлений научно-технического прогресса и конкретных проектов, служащих катализаторами развития и приводящих к осязаемым фундаментальным результатам, какими в своё время были космические и атомные программы в СССР;
    • активное привлечение на территорию России крупнейших научно-технических проектов мирового масштаба. Главная задача подобных проектов - смещение фокуса передовых научных иcследований в Россию, что имело бы колоссальный морально-психологический и практический эффект и послужило бы катализатором развития науки и техники. Уникальной возможностью такого типа является проект создания коллайдера частиц высоких энергий нового поколения. Осуществление этого проекта потребует активной разработки самых современных технологий. Их внедрение в энергетику, информатику, биологию, материаловедение и другие области, а также использование  при создании эффективных и безопасных реакторов позволило бы России стать мировым лидером в ряде наукоемких производств;
    • обеспечение абсолютной прозрачности финансовых потоков, достижимое в рамках международных проектов;
    • кардинальное улучшение степени интегрированности российской науки в общемировую науку, стремление к лидерству в важнейших международных научных проектах, активное участие России в мировом академическом рынке труда: создание академических вакансий международного уровня, обеспечение доступности конкурсов на замещение постоянных и временных академических должностей для зарубежных кандидатов, создание привлекательных для кандидатов условий жизни и труда;
    • введение международных стандартов оценки качества научного труда, укрепление системы независимых научных грантов;
    • создание Российского Института Высших Исследований с привлечением государственного и частного финансирования по образцу аналогичных институтов в США, Канаде, Японии. Открытие в нем вакансий для крупнейших российских и зарубежных ученых на конкурсной основе в соответствии с международными стандартами, инициация активной программы научных обменов.

 

 

 

 

ПРИЛОЖЕНИЕ Б 

Научно-техническая  политика России с 1996 года по 2010 год


 

«Доктрина развития российской науки», 
принята Указом президента РФ от 13 июня 1996 года

«Концепция реформирования российской науки на период 1998–2000 гг.», 
утверждена решением правительства РФ  
от18 мая 1998 года

«Основы политики РФ в области развития  
науки и технологий на период до2010 года...»,

рассмотрены на заседании  СБ РФ и президиума Госсовета 20 марта 2002 года

Отношение государства  к науке

Наука — «национальное  достояние, определяющее будущее страны, в связи с чем, поддержка развития науки становится приоритетной государственной  задачей»

…в повестке дня —  разработка и реализация курса на превращение отечественной науки  в действенный национальный ресурс обновления и развития России

Развитие науки и технологий относится к числу высших приоритетов  Российской Федерации

Государство и  фундаментальная наука

«Стимулирование развития фундаментальных  научных исследований» отнесено к важнейшим принципам государственной  научной политики

…следует сделать особый акцент на государственную поддержку  фундаментальных и поисковых  исследований»

Развитие фундаментальной  науки отнесено к основным направлениям политики государства в области  развития науки и технологий

Научные школы

«Сохранение и развитие ведущих  отечественных научных школ»  отнесено к важнейшим принципам  государственной научной политики

Существование научных школ <…> является уникальной особенностью российской науки…

Необходимо «…сохранение и поддержка научных и технологических  школ»

Бюджетное финансирование

Запланировано «выделение средств  из федерального бюджета на финансирование научно-исследовательских и опытно-конструкторских  работ гражданского назначения в  размере 3% его расходной части  с ежегодным увеличением этого  размера по мере стабилизации экономики»

«…необходимо уже в 1999 году выйти на предусмотренный Федеральным  законом «О науке…» уровень государственного финансирования научно-технической  сферы в размере не менее 4% от расходной части федерального бюджета»

Намечено «доведение к 2010году доли затрат федерального бюджета на финансирование научных исследований и технологических разработок гражданского назначения до4% от его расходной части»

Принципы финансирования науки

Ставится задача «обеспечить  множественность источников финансирования научно-исследовательских и опытно-конструкторских  работ за счет активной поддержки  целевых государственных фондов»

«Для прикладной науки  исключительно важное значение имеют отраслевые и межотраслевые внебюджетные фонды НИОКР. <…> Необходимо принять меры по их устойчивому формированию»

«Совершенствование государственного управления развитием науки и  технологий предусматривает <…> развитие бюджетных и внебюджетных фондов поддержки научной и научно-технической деятельности, включая государственные научные фонды»

Региональная  научная политика

«Для реального преобразования жизни в России исключительно  важное значение имеет развитие науки в регионах…»

«Неотъемлемой частью государственной  научно-технической политики должно являться содействие укреплению научно-технического потенциала регионов, который по целому ряду объективных причин оказался более  жизнестойким, чем в научных мегаполисах»

Ставится задача стимулирования научной, научно-технической и инновационной  деятельности в субъектах РФ, содействия интеграции их научного потенциала на приоритетных направлениях развития науки, технологий и техники»

Отбор приоритетов  в научных исследованиях

Необходимо «развитие  конкурсных начал в распределении  средств на научные программы  и проекты при открытости принимаемых  решений и привлечении научного сообщества к контролю за использованием средств»

«Хорошо зарекомендовала  себя введенная несколько лет  назад конкурсная система финансирования научных проектов через <…> ряд  специализированных и региональных фондов»

Намечен «переход государственного сектора науки и высоких технологий к конкурсному и адресному  финансированию научных исследований и экспериментальных разработок»

Государственный протекционизм по отношению к  науке

Обещано «введение налоговых  и таможенных льгот для стимулирования и поддержки научной деятельности»

Намечено «разработать комплекс косвенных методов стимулирования <науки и инноваций>, включающий налоговые льготы, механизмы ускоренной амортизации, льготные тарифы» и  т. д.

Предусмотрено «снижение  таможенных пошлин на ввозимое специализированное научное оборудование»

Заявленные цели государственной научно-технической  политики

«Государство, беря на себя перечисленные обязательства, выражает уверенность в том, что российское научное сообщество обеспечит научно-технические  предпосылки для преобразования России в правовое государство с  социально ориентированной рыночной экономикой, высоким уровнем духовной и материальной культуры, экологической  и военной безопасности»

«Перечисленные направления  реформирования научной сферы являются наиболее существенными. Их реализация способна значительно повысить общественную полезность науки и активно содействовать  переходу общества в фазу устойчивого  экономического развития» 

«Реализация «Основ…» направлена на обеспечение стратегических национальных приоритетов Российской Федерации  в области повышения качества жизни населения, развития фундаментальной  науки, образования, культуры, обеспечения  обороны и безопасности страны»


 

 
 


Информация о работе Проблема утечки умов и пути ее решения