Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Февраля 2013 в 10:36, курсовая работа
Целью работы является анализ проблемы интеллектуальной миграции и поиск путей для ее решения.
Для достижения цели были поставлены следующие задачи:
изучить сущность проблемы миграции интеллектуального капитала в России и ее содержание;
описать основные причины интеллектуальной миграции;
исследовать состояние миграции квалифицированных специалистов из России;
на основе данных исследования предложить мероприятия по сдерживанию «утечки умов».
ВВЕДЕНИЕ 3
1. ПРОБЛЕМА МИГРАЦИИ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОГО КАПИТАЛА В РОССИИ 5
1.1. Состояние рынка труда и заработная плата научных сотрудников 5
1.2. «Утечка умов»: сущность проблемы и ее содержание. 7
1.3. Причины современной «интеллектуальной утечки». 12
2. ОСОБЕННОСТИ ФИНАНСИРОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ НАУКИ 16
2.1. Убытки, получаемые в результате «утечки мозгов» 16
2.2. Положение современной российской науки 17
2.3.Процедура формирования государственного бюджета на очередной финансовый год 19
3.ПУТИ РЕШЕНИЯ ПРОБЛЕМЫ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЙ МИГРАЦИИ 23
3.1. Мероприятия по сдерживанию «утечки умов» 23
3.2. Авторская программа по решению проблемы (Угикалов И. и Валюков В. 25
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 27
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 29
ПРИЛОЖЕНИЕ А Фундаментальная наука и будущее России 31
ПРИЛОЖЕНИЕ Б Научно-техническая политика России с 1996 года по 2010 год 35
Рисунок 4 – ассигнования на гражданскую науку из средств федерального бюджета в процентах к расходам федерального бюджета
Определение государственных
приоритетов развития науки и
техники гражданского назначения входят
в компетенцию
Списки приоритетных направлений развития науки были утверждены комиссией 13 июня 1996 года в «Доктрине развития российской науки» и с тех пор в них ничто не изменилось, несмотря на то, что произошли серьезные изменения в области мировой науки, и Россия на этом фоне смотрится не очень выгодно. В настоящее время Министерство науки проводит работу по пересмотру списков приоритетов, но никаких решений до сих пор не принято. См.: Приложение Б.
2.3. Процедура формирования государственного бюджета на очередной финансовый год.
Применяемые в России процедуры
подготовки и уточнения исходных
бюджетных предложений
В самых общих чертах процесс формирования соответствующего раздела государственного бюджета состоит из следующих шагов:
После принятия Федерального закона о бюджете Минпромнауки, Минфин, министерства и ведомства уточняют бюджетную роспись расходов по предметным статьям экономической классификации (заработная плата, капиталовложения, коммунальные услуги и т. д.). Текущее финансирование осуществляется Федеральным казначейством (ежемесячно) в соответствии с лимитами, утвержденными правительством. Распределение лимитов и доведение их до бюджетополучателей осуществляет Минфин.
Описанная процедура формирования
бюджета государственного финансирования
НИОКР имеет следующие
3.ПУТИ РЕШЕНИЯ ПРОБЛЕМЫ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЙ МИГРАЦИИ
3.1. Мероприятия по сдерживанию «утечки умов».
Как всем известно, для каждой проблемы найдется свое решение. По некоторым данным, в области образования и науки в ближайшем будущем планируется поднять зарплату ученым со стажем и молодым ученым. По мнению чиновников, это должно поднять привлекательность работы ученого.
В вопросе утечки кадров главным, необходимым, но далеко не определяющим, условием решения проблемы является повышение материальной заинтересованности, прежде всего молодых специалистов. Создание крепкой материальной базы может заинтересовать молодых людей оставаться работать в своих родных городах. Но в то же время только создание материальной базы не может предотвратить полностью «утечку мозгов», нужно повысить социальный статус молодого ученого и специалиста, изменить к нему то негативное отношение со стороны работодателя, которое сложилось в современном обществе. Нужно с детства воспитывать у ребенка патриотические чувства к своей родной стране.
Если сотрудники уезжают, то надо попытаться их собрать и объединить в совместных исследованиях с соотечественниками. Разделы такой программы могут быть следующими:
Данная политика – это лишь средство решения конкретных задач, всего лишь фрагмент в большой проблеме подготовки, удержания и эффективного использования научных кадров в России. Главные пункты в этой проблеме следующие:
Если предположить, что
Россия должна развиваться на
основе создания разнообразных
наукоемких технологий и
По сути, количество ученых, уезжающих из родной страны в настоящее время, не так уж велико. Другая, - важнейшая сторона это проблемы состоит в том, что достаточно уехать одному человеку, как целое научное направление может исчезнуть.
3.2. Авторская программа по решению проблем интеллектуальной миграции (Угикалов И. и Валюков В.)
Основные мероприятия программы представляется реализовать в 3 этапа:
На первом этапе, центральной задачей выступает введение стихийного процесса «интеллектуальной миграции» в цивилизованные рамки. На этом этапе большое значение имеет совершенствование законодательства. Создание нормативно-законодательной базы, регулирующей процессы внешней трудовой миграции, предполагает разработку законопроектов о въезде и выезде российских граждан в трудовых целях, о правовом положении иностранцев, в том числе научных кадров, на территории России, о социальной защите мигрирующих граждан.
Необходимо добиться того, чтобы эта миграция осуществлялась для общества в наиболее приемлемых формах (временный отъезд на контрактной основе, прекращение нелегальной эмиграции и т. п.). Вместе с тем уже на этом этапе необходимо принять экстренные меры для сохранения научной элиты России, для создания оптимальных условий творчества наиболее одаренной части научных кадров. Повысить зарплату всем невозможно. Никакого бюджета на это не хватит. И, к тому же, хорошо платить за плохую работу не эффективно. Поэтому нужно ввести некую дифференцированную систему.
Второй этап осуществления
государственной программы
Третий этап – перспективный
этап регулирования «
Проблема миграции интеллектуального капитала существует не только в России. На Западе эта проблема почти так же актуальна, как и в России. Этой слабостью западной научной системы Россия может воспользоваться. Россия может привлечь западных ученых, предоставив им достаточно выгодные условия. «Утечка умов» существует во всех странах, центрами притяжения этой утечки являются: Америка, Япония, Швейцария и скандинавские страны. В какой-то степени Германия, Франция и Великобритания.
Предложенный организационно-
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Миграция интеллектуального
Причин интеллектуальной миграции несколько: недостаточное финансирование российской науки, низкий престиж, практически отсутствие рыночной и промышленной заинтересованности страны в инновациях. Отечественная наука находится в кризисе, но, тем не менее, прослеживаются некоторые позитивные сдвиги в экономическом положении науки, что позволяют в целом составить оптимистический прогноз и надеяться на дальнейшее сокращение интеллектуальной эмиграции.
Действенная защита безопасности самих ученых, общества и государства может быть обеспечена лишь при наличии гибкой и эффективной системы регулирования интеллектуальной миграции.
Таким образом, совершенно очевидно, что назрел вопрос о разработке целостной системы государственного регулирования национального рынка труда с учетом влияния на него мирового рынка рабочей силы.
Необходимо добиться создания оптимальных условий работы для научных кадров, увеличить финансирование науки путем вовлечения негосударственных структур, всячески поддерживать сотрудничество с зарубежными научными центрами, фирмами и журналами, а также привлекать иностранных ученых для работы в российских научных центрах. Рыночная экономика России должна предоставлять высокий спрос на инновации и изобретения.
Путей решения проблемы «утечки мозгов», на самом деле, может быть множество. Но какими бы они ни были, одним из важных факторов остается человеческий. Пока человек самостоятельно, невзирая на материальные и патриотические принципы, не поймет, что работать в своем городе, в своей стране – почетно, то никакие законы не смогут сдвинуть проблему с мертвой точки. Поэтому нужно менять психологию молодой личности в данном вопросе.