Проблема утечки умов и пути ее решения

Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Февраля 2013 в 10:36, курсовая работа

Описание работы

Целью работы является анализ проблемы интеллектуальной миграции и поиск путей для ее решения.
Для достижения цели были поставлены следующие задачи:
изучить сущность проблемы миграции интеллектуального капитала в России и ее содержание;
описать основные причины интеллектуальной миграции;
исследовать состояние миграции квалифицированных специалистов из России;
на основе данных исследования предложить мероприятия по сдерживанию «утечки умов».

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3
1. ПРОБЛЕМА МИГРАЦИИ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОГО КАПИТАЛА В РОССИИ 5
1.1. Состояние рынка труда и заработная плата научных сотрудников 5
1.2. «Утечка умов»: сущность проблемы и ее содержание. 7
1.3. Причины современной «интеллектуальной утечки». 12
2. ОСОБЕННОСТИ ФИНАНСИРОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ НАУКИ 16
2.1. Убытки, получаемые в результате «утечки мозгов» 16
2.2. Положение современной российской науки 17
2.3.Процедура формирования государственного бюджета на очередной финансовый год 19
3.ПУТИ РЕШЕНИЯ ПРОБЛЕМЫ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЙ МИГРАЦИИ 23
3.1. Мероприятия по сдерживанию «утечки умов» 23
3.2. Авторская программа по решению проблемы (Угикалов И. и Валюков В. 25
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 27
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 29
ПРИЛОЖЕНИЕ А Фундаментальная наука и будущее России 31
ПРИЛОЖЕНИЕ Б Научно-техническая политика России с 1996 года по 2010 год 35

Работа содержит 1 файл

12.docx

— 335.82 Кб (Скачать)

СОДЕРЖАНИЕ

 

 

Стр.

ВВЕДЕНИЕ

3

1. ПРОБЛЕМА МИГРАЦИИ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОГО КАПИТАЛА В РОССИИ

5

 

1.1. Состояние рынка труда и заработная плата научных сотрудников

5

 

1.2. «Утечка умов»: сущность проблемы и ее содержание.

7

 

1.3. Причины современной «интеллектуальной утечки».

12

2. ОСОБЕННОСТИ ФИНАНСИРОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ НАУКИ

16

 

2.1. Убытки, получаемые в результате «утечки мозгов»

16

 

2.2. Положение современной российской науки

17

 

2.3.Процедура формирования государственного бюджета на очередной финансовый год

19

3.ПУТИ РЕШЕНИЯ ПРОБЛЕМЫ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЙ МИГРАЦИИ

23

 

3.1. Мероприятия по сдерживанию «утечки умов»

23

 

3.2. Авторская программа по решению проблемы (Угикалов И. и Валюков В.)

25

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

27

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

29

ПРИЛОЖЕНИЕ А Фундаментальная наука и будущее России

31

ПРИЛОЖЕНИЕ Б Научно-техническая политика России с 1996 года по 2010 год

35


 

 

ВВЕДЕНИЕ

В связи с переходом на новые рыночные отношения, многим странам пришлось столкнуться с рядом серьезных проблем. Среди них есть одна, не разрешив которую, будет невозможным дальнейшее экономическое развитие этой страны – проблема «утечки мозгов», т. е. проблема миграции высококвалифицированных трудовых кадров за границу.

Проблема интеллектуальной миграции до сих пор не потеряла своей значимости. Никто не станет оспаривать тот факт, что люди продолжают покидать свою родину. В последнее время все больше желают уехать из своей страны обычные студенты, а также ученые, чей отъезд наносит наибольший урон не только экономике страны, но и тормозит развитие научного прогресса. Поэтому понятие «утечка мозгов» тесно связано с наукой.

Актуальность темы заключается  в том, что после кризиса у  России есть реальная возможность изменить свою политику в области занятости  населения, и  миграционную политику с целью повышения ее эффективности, воспользоваться опытом других стран.

Целью работы является анализ проблемы интеллектуальной миграции и поиск путей для ее решения.

Для достижения цели были поставлены следующие задачи:

  • изучить сущность проблемы миграции интеллектуального капитала в России и ее содержание;
  • описать основные причины интеллектуальной миграции;
  • исследовать состояние миграции квалифицированных специалистов из России;
  • на основе данных исследования предложить мероприятия по сдерживанию «утечки умов».

Объект исследования: процесс  миграция высококвалифицированных  кадров.

 Предмет исследования: экономическая составляющая «утечки мозгов» в России.

Структурно работа состоит  из трех глав. В первой главе освещена проблема интеллектуальной миграции, выявлены ее причины, также проведен теоретический анализ рынка труда и зарплат научных сотрудников.

Во второй главе приводится характеристика положения современной российской науки, в связи с ее финансированием, рассмотрен процесс формирования государственного бюджета, также выявлены убытки, получаемые экономикой страны в процессе рассматриваемой проблемы.

В третьей главе предложены мероприятия по сдерживанию «утечки мозгов», а также авторская программа Угикалова И. и Валюкова В. по решению данной проблемы.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. ПРОБЛЕМА МИГРАЦИИ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОГО КАПИТАЛА В РОССИИ

1.1. Состояние рынка труда и заработная плата научных сотрудников

 

На протяжении последних  лет рынок труда в России стабильно рос вместе с ростом экономики. Зарплаты специалистов повышались. Растущий рынок труда породил рост благосостояния, к которому россияне быстро успели привыкнуть. Однако финансовый кризис, который неожиданно для большинства граждан пришел в Россию осенью 2008 года, изменил все.

Если еще полгода назад  спрос на многие специальности на российском рынке труда многократно  превышал предложение, и предприятия  были вынуждены порой переманивать друг у друга даже не очень опытных  и квалифицированных специалистов, то в 2009 году ситуация изменилась. Начались сокращения персонала в финансовом и банковском секторах.

Кризис изменил структуру  рынка труда в России.  Как  известно, на первом этапе экономического кризиса увольняют лишних, неэффективных  сотрудников. Далее идеи черед и  хороших профессионалов, которым  просто не посчастливилось оказаться  в плохое время в неправильном месте; тех, чья деятельность наиболее пострадала от изменений в экономике.

Экономический кризис, не миновавший сферу науки, также коснулся и ученых. Кто-то шел преподавать сам, кто-то, напротив, готовился к повышению квалификации в России или за рубежом. Кризис, как показала практика, хороший повод углубить свои знания, написав кандидатскую или докторскую диссертацию, или получить бизнес-образование.

Если 2010 был годом восстановления, то 2011 стал годом роста, но с учетом экономической ситуации этот рост оказался небольшим. В среднем по стране зарплаты выросли не более, чем на 8%, что с учетом инфляции является практически нулевым ростом реальных зарплат. После ощутимого роста в первой половине года, осень 2011 года отметилась стагнацией рынка. Несмотря на отсутствие очевидных показателей рецессии и массовых увольнений, напряженность на рынке труда в настоящее время фиксируют многие работодатели и кандидаты. Напряженность проявляется в осторожном подходе к любым инвестициям. Компании не заморозили подбор персонала и не отменяют переданные в работу проекты, но сохраняют режим экономии, в том числе в части подбора и инвестиций в персонал. В целом по стране зарплаты растут чуть быстрее, но далеко не так, как в благополучные годы. Ожидать зарплатного бума в 2012 году не приходится. Рост уровня заработной платы в 2012 году, как и в 2011, вряд ли превысит отметку в 8% [6].

В настоящее время заметен  рост заработной платы научных сотрудников. Среднемесячная номинальная начисленная заработная плата в расчете на одного работника по виду деятельности «Научные исследования и разработки» в процентах от среднемесячной номинальной начисленной заработной платы по стране в целом показана на рисунке 1 [7].

Рисунок  1 - Среднемесячная номинальная начисленная заработная плата в расчете на одного научного работника

Согласно данным, показанным на рисунке 1, можно сделать вывод, что зарплата научных сотрудников  медленно, но верно росла, особенно заметно ее увеличение в 2006 – 2007 годах, кризис 2008 года немного затормозил этот рост, который снова набрал обороты в 2009 году.

«Мы сделаем все, чтобы понятия «наука» и «бедность» больше не воспринимались обществом как синонимы. С сентября 2012 года средняя зарплата профессоров и профессорско-преподавательского состава вузов будет не ниже средней по экономике, а в течение следующих шести лет она должна удвоиться. То есть нужно сделать так, чтобы уровень доходов преподавателей вузов, профессорско-преподавательского состава был в два раза выше, чем в среднем по экономике. На такую же планку должна выйти оплата труда научных сотрудников РАН», - говорит В.В. Путин.

В программной статье, опубликованной 13 февраля в «Комсомольской правде», Путин сообщил, что средняя зарплата преподавателей, врачей, ученых и работников сферы культуры до 2018 года будет доведена до 200% от средней по экономике [8].

Поможет ли такое увеличение заработной платы научным работникам решить системные проблемы – пока что неизвестно.

1.2. «Утечка умов»: сущность проблемы и ее содержание

Проблема интеллектуальной миграции является немаловажной для российской экономики, особенно, если рассматривать ее в прагматическом контексте — в связи с потерями России от «утечки умов». Этот термин возник в конце 1950-х - начале 1960-х годов на пике эмиграции высококвалифицированных специалистов из стран третьего мира, а также из Великобритании и других стран Западной Европы в США и прочно вошел в политический язык России в 1980-1990-е годы.

Существует множество  определений данного понятия, однако все они сходятся в том, что под «утечкой умов» рассматривается некий процесс потери страной умственного капитала - одного из наиболее значимых ресурсов в современном обществе.

Надо различать две  формы «утечки умов»: выезд представителей научной среды за границу (частично обратимая утечка), и смену профессии: учёный, не добившись конкретных результатов в науке, может поменять сферу своей деятельности, но это приведет к деквалификации ушедшего (утечка в основном необратимая).

Проблема интеллектуальной эмиграции имеет давнюю историю. Первую ошибку совершил еще русский царь Борис Годунов, который, отобрав 18 наиболее одаренных боярских детей, отправил их за счет казны на обучение в лучшие европейские университеты с тем, чтобы они потом вернулись в Россию, обогащенные европейскими знаниями. Знаниями они действительно обогатились, но ни один из них не вернулся.

Заинтересованность одних  стран в «переманивании» специалистов из других стран для работы в собственных научно - исследовательских центрах начала проявляться после второй мировой войны. Одной из главных причин возросшего внимания к роли науки со стороны государства, к сожалению, стала начавшаяся холодная война и сопутствующая ей гонка военных технологий.

Во второй половине XX века в мире усилились миграционные процессы высококвалифицированных специалистов. Россия, долгое время существовавшая за «железным занавесом», находилась вне этих тенденций. Однако, на пороге третьего тысячелетия, когда роль науки в обществе значительно возросла, российские специалисты оказались непосредственными участниками процесса интеллектуальной миграции.

Так, уже в 1947 г. в трехтомном исследовании «Наука, техника и американская дипломатия», вышедшем в США, подчеркивалось, что «наука и техника создают новые возможности для достижения важнейших целей американской внешней политики и заслуживают большего внимания с точки зрения будущего США, чем любой другой элемент национальной политики».

Именно с конца 40-х годов  усилилось внимание, как государства, так и общества к науке и ее деятелям, выразившееся, прежде всего, в выделении все больших средств со стороны государства и частного бизнеса на развитие научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ (НИОКР). Интерес к ним, проявившийся в росте инвестиций в науку и образование, заметно усилился в конце 50-х годов в связи с шоком западных стран, вызванным запуском первого советского искусственного спутника Земли.

Между тем, наука стала выходить на лидирующие позиции и в производстве, становясь основной производительной силой общества, органичной составной частью национальных экономических систем США, Западной Европы и СССР.

Осознание значимости науки  для развития государства в целом, включая его безопасность, экономический  рост и социальную стабильность общества, было тем толчком, который заставил ряд государств (прежде всего, США, а  впоследствии и Канаду) пересмотреть свою иммиграционную политику в сторону  все большего открытия границ для  высококвалифицированных специалистов из других стран. Важным документом с  этой точки зрения стал принятый сенатом  США закон «Об иммиграции» 1965 г., который, отменяя этнический подход к выдаче «зеленой карты», ввел новый принцип отбора, описанный следующим образом президентом Л. Джонсоном: «...Тем, кто желает эмигрировать в Америку, будет выдано разрешение на въезд в страну, исходя из их способностей». Таким образом, отбор эмигрантов по закону 1965 г. проводился не на базе расы/национальности индивида, а на базе профессиональных способностей претендента и потребности США в определенных специалистах.

На данный момент Россия является одним из основных поставщиков  высококвалифицированных специалистов за рубеж.

Напрашиваются вопросы, каковы реальные масштабы отъезда российских ученых за границу и угрожает ли потеря специалистов развитию отечественной  науки? Конечно, ответ следует искать в статистических данных, которые  позволили бы исследователям объективно оценить масштабы эмиграции, осуществить  анализ ее структуры и установить причинно-следственные связи. Между  тем, в России в настоящее время наблюдается нехватка статистической информации, что существенно ограничивает возможности анализа данной проблемы.

Информация о работе Проблема утечки умов и пути ее решения