Проблема неравенства доходов, бедности, и социальной справедливости и государственное регулирование

Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Ноября 2012 в 21:38, курсовая работа

Описание работы

Экономика – это система отношений по поводу производства, распределения, потребления материальных ценностей; - это сорок отраслей народного хозяйства; - это теория и практика рационального использования ресурсов в условиях их ограниченности. Каждая из управляемых систем способна к саморазвитию и к самоуправлению. Экономика бывает рыночная и командно-административная. Если что производить, как производить и сколько определяет государство, то это командно-административная экономика. Если это определяется под воздействием рыночного регулирования, то это рыночная экономика. В реальности экономики одного конкретного типа в чистом виде не было. Рыночное регулирование не может без государственного участия. Управлять экономической системой любого уровня (малого, среднего предприятия, национальной экономики) – значит управлять всеми тремя аспектами экономики. Нельзя успешно управлять производством, не регулируя отношения.
Целью курсовой работы является раскрытие сущности государственного регулирования денежных доходов, бедности и социальной справедливости в Республике Беларусь.
Задачами работы являются:
1. Выявить особенности государственной социальной политики Республики Беларусь.
2. Проследить динамику показателей, характеризующих уровень доходов в 2006-2008 гг.
3. Выявить пути решения проблемы неравенства доходов, бедности, социальной справедливости.

Содержание

Введение……………...………………………………………………………...….4

1. Общая характеристика бедности и социальной справедливости.….….........6
1.1 Доходы: понятие и виды.…….………..…………………….….….........6
1.2 Бедность: понятие, предпосылки возникновения……………………..7
1.3 Характеристика социальной справедливости………………………...10

2. Анализ проблемы неравенства доходов, бедности и социальной
справедливости в РБ……………………………………………………….……13
2.1 Уровень и качество жизни в РБ…………………………………..…...13
2.2 Динамика уровня доходов населения и характеристика проблемы их распределения…………………………..………………………….……….17
2.3 Государственная политика перераспределения доходов в РБ………20
2.4 Обеспечение социальной справедливости в РБ…..…………...…......23

3. Пути решения проблемы неравенства доходов, бедности и социальной справедливости……………………...……………………………………….…….........26

Заключение……………………………………………………………………….28

Список использованных источников………………………………………..….30

Приложения………………………………………………………………….…..32

Работа содержит 1 файл

НАЦИОНАЛЬНЫЙ БАНК РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ.doc

— 313.00 Кб (Скачать)

Также при государственном  прогнозировании и программировании социально-экономического развития Республики Беларусь должен делаться основной упор на необходимость:

  • комплексности и системности разработок, охватывающих совокупность народнохозяйственных комплексов, отраслей экономики и административно-территориальных единиц, их непрерывности и последовательности;
  • единства методических подходов и информационного обеспечения всей системы прогнозов социально-экономического развития;
  • приоритета научной обоснованности, предусматривающей постоянное проведение специальных исследований научно-исследовательскими организациями;
  • систематического уточнения и корректировки прогнозов социально-экономического развития с выявлением причин отклонения от намеченных параметров;
  • сочетания инерционного и целевого (нормативного) подходов к определению перспективных показателей, вариантности прогнозов социально-экономического развития Республики Беларусь;
  • широкого участия в государственном прогнозировании и программировании представителей государственных органов, местных органов власти и управления, объединений, ассоциаций, союзов предпринимателей и арендаторов, профсоюзов и других.

Экономическая деятельность человека, в конечном счете, имеет цель создание материальной базы для улучшения условий жизни. Поскольку люди в своей экономической деятельности тесно связаны друг с другом, постольку и изменение условий жизни отдельного индивида не может происходить в отрыве от изменения этих условий для других индивидов. В свою очередь, это требует согласования деятельности по обеспечению благоприятных условий жизни. Указанная деятельность и получила название социальной политики Рост производства в основных отраслях экономики, улучшение качественных параметров их функционирования и увеличение на этой основе ВВП позволил обеспечить достижение целевых параметров программы по повышению уровня жизни населения.

В социальной политики Беларуси можно выделить следующие  изменения:

- распределение  социальной составляющей между основными

экономическими  субъектами: государством, нанимателями и населением;

- поддержание  минимальной дифференциации доходов  между работниками

различных отраслей экономики;

- введение института  негосударственных платных услуг  в социальной сфере;

- отказ от  социальных льгот и переход  к адресному назначению социальной

помощи на основе единых критериев и ужесточения  критерия оценки

нуждаемости (проведение обследования материально-бытовых  условий

жизни заявителя  с целью оценки нуждаемости);

- поддержание  минимума социальных гарантий  для населения через систему

государственных минимальных социальных стандартов.

Целью уменьшения дифференциации доходов общества является  образования  некоего "среднего класса" как приспособления общества -большинства населения  -  к рыночным условиям.

    Наличие,  рост  среднего  класса  в   любой  стране  рассматриваются   как свидетельство эффективности проводимых преобразований, как  критерий  того, что  реформы  идут  в  правильном  направлении  и  приобретают  необратимый характер.  Большой  удельный  вес  среднего  класса  в  системе  социальной стратификации  является   одним   из   существенных   признаков   общества, определяемого как "развитое", "цивилизованное". В то  же  время отсутствие среднего класса после десяти лет реформ  служит  аргументом  для  тех,  кто настаивает на радикальном изменении политического курса.

Заработная плата в условиях экономической трансформации перестала

выполнять воспроизводственную, стимулирующую и регулирующую

функции, стала играть роль социального вспомоществования и значительно

оторвалась  от сферы непосредственно трудовых отношений. В контексте же

социальной  политики заработная плата должна стимулировать  опору на

собственные силы и способствовать сокращению бедности. Ни одну из этих

функций она  в республике полностью не выполняет.

По итогам социально-экономического развития страны в 2006-2008 годах достигнуто большинство из предусмотренных  Программой социально-экономического развития Республики Беларусь на 2006-2010 годы основных показателей, что создает объективные предпосылки для уверенности в её успешном завершении.

 

 

 

                                                           

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение


 

 Государственное регулирование экономики в условиях рыночного хозяйства представляет собой систему типовых мер законодательного, исполнительного и контролирующего характера, осуществляемых правомочными государственными учреждениями и общественными организациями в целях стабилизации и приспособления существующей социально-экономической системы к изменяющимся условиям.

Объективная возможность  государственного регулирования  появляется с достижением определенного  уровня экономического развития, концентрации производства и капитала. В современных  условиях государственное регулирование является составной частью процесса воспроизводства. Оно решает различные задачи, например: стимулирование экономического роста, регулирование занятости, поощрение прогрессивных сдвигов в отраслевой и региональной структуре, поддержка экспорта. Конкретные направления, формы, масштабы государственного регулирования определяются характером и остротой экономических и социальных проблем в той или иной стране в конкретный период.

Все функции государства  можно условно объединить в две  группы.

Первая группа включает функции, обеспечивающие и поддерживающие функционирование рыночной системы.

Вторая группа функций  государства связана с усилением  и развитием самой экономической  системы.

Государственное регулирование  в той или иной мере затрагивает всех участников социально-экономических процессов, которые принимают участие в процессе регулирования, одновременно являясь субъектами регулирования.

Все меры государственного регулирования экономики направлены на то, чтобы ориентировать макроэкономическое развитие и поведение в микроэкономике в направлении выбранного варианта движения, обеспечивающего достижение поставленных целей и задач.

Преобладание элиты в институциональных структурах подрывает социальную справедливость. Социальная справедливость и процветание идут рука об руку, и приводятся примеры стран, где высокий уровень экономического и политического неравенства ведет к существованию экономических институтов и социальных схем, которые постоянно действуют в интересах тех, кто имеет больше влияния. Такие институты подрывают потенциал роста и снижения уровня бедности в стране.

Положительная динамика социально-экономического развития страны за 2006-2008 годы позволила достичь значительных результатов по выполнению Программы социально-экономического развития Республики Беларусь на 2006-2010 годы. Для ее успешного завершения государство должно предоставить каждому трудоспособному человеку условия, позволяющие ему собственным трудом и предприимчивостью обеспечить свое благосостояние и благосостояние своей семьи и полностью выполнить социальные обязательства перед инвалидами, многодетными семьями, нетрудоспособными и малообеспеченными слоями населения.

           

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список использованных источников

  1. Головачев А.С., Лутохина Э.А. Социальная ориентация экономических систем. – Мн.: Академия управления при Президенте Республики Беларусь, 2000.с.265
  2. Экономическое развитие Беларуси на рубеже веков: проблемы, итоги, перспективы: Монография / В.Н. Шимов. – Мн.: БГЭУ, 2003 с.264.
  3. Экономическая теория: Учебник / Грязнова А.Г., Чечелева Т.В. – М.: Экзамен, 2004.
  4. Национальная стратегия устойчивого социально-экономического развития Республики Беларусь на период до 2020 г.
  5. Основные направления социально-экономического развития Республики Беларусь до 2010 г.
  6. Антонова Н.Б. Государственное регулирование экономики. Уч. пособие в 2-х ч. – Мн.: Академия управления при Президенте РБ, 1999. с.372
  7. Антонова Н.Б., Завьялков А.Г., Кандаурова Г.А. Государственное регулирование экономики: Курс лекций. Под общ. ред. Н.Б.Антоновой. – Мн.: Изд-во БГЭУ: ООО "Мисанта", 1996.
  8. Базылев Н. И., Гурко С. П.  Макроэкономика: Учебное пособие. – Мн.: БГЭУ 1998. с.364
  9. Бартнев С.А. История экономических учений. - М.:Юрист, 2001.
  10. Гукасьян Г.М. Экономическая теория: проблемы новой экономики. М.: Экономика, 2002. с.394
  11. К.Макконнелл, С.Брю. Экономикс: принципы, проблемы и политика. - М.: Республика, 1995.
  12. Основы экономической теории: Учеб. пособие //под ред. А.А. Баканов, В.А. Воробьев и др. - Мн., 1995. с.453
  13. Пикулькин А.В. Система государственного управления. Учебник для вузов. – 2-е изд. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2000. – 399 с.
  14. Проблемы социального развития Республики Беларусь в условиях перехода к рыночной экономике. Сборник научных трудов под ред. А. М. Стронгиной, Т. И. Какшинской. – Мн., 1998.
  15. Филатов А. Государство и рынок: кто кого // Национальная экономическая газета. №6, 2003.
  16. Экономика: Учебник. Под ред. Доц. А.С. Булатова. – М.: Издательство БЕК, 1999.
  17. Экономическая теория. Учебник для ВУЗов. //под ред. М.А.Сажиной, Г.Г.Чибрикова. – М.: Издательская группа «НОРМА», 1998. с.256
  18. Экономическая теория: Учебник //под ред. Н.И.Базылева, С.П. Гурко. - Мн.: БГЭУ, 2002. с.589
  19. Переходная экономика: информация к действию //Национальная экономическая газета, №11, 2003.с.4-6
  20. Проблемы, успехи и трудности переходной экономики (опыт России и Беларуси) / Под ред. М.А. Портного. М.: МОНФ, 2000. с.456
  21. Теория национальной экономики: Учебное пособие. Часть первая. – Мн, 2001. с.347
  22. Социальное положение и уровень жизни населения Республики Беларусь: Стат. сборник. – Минск: Министерство статистики и анализа Республики Беларусь, 2008 г.
  23. Статистический ежегодник 2009

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

       

 

 

        ПРИЛОЖЕНИЯ

 

 

                    

 

 

                                  Приложение А

Состав денежных доходов населения 
Республики Беларусь

(миллиардов рублей)

 

1995

2000

2005

2006

2007

2008

Денежные доходы населения – всего

63077,4

5577,3

38622,4

48685,1

58670,0

75305,1

в том числе:

           

оплата труда

40271,0

3118,9

22413,9

29534,3

34545,4

44229,9

трансферты населению

14435,1

1078,9

8344,9

10585,2

12344,8

15368,0

из них:

           

пенсии и пособия

12744,2

969,9

7675,5

9503,7

11283,6

14183,5

стипендии

270,3

17,6

102,4

222,3

232,3

249,9

другие трансферты населению

1420,6

91,4

567,0

859,2

828,9

934,6

доходы от собственности

2184,6

108,8

624,0

739,2

1021,1

1479,9

из них:

           

проценты по депозитам

1489,7

72,9

489,9

609,7

853,9

1216,5

дивиденды

657,2

29,3

112,2

72,7

106,4

181,0

прочие доходы от собственности

37,7

6,6

21,9

56,8

60,8

82,4

прочие доходы

6186,7

1270,7

7239,6

7826,4

10758,7

14227,3

из них:

           

поступления от продажи  продукции сельского хозяйства

1092,9

94,8

809,1

895,0

1005,8

1333,0

доходы от предпринимательской 
и иной деятельности, приносящей доход, и прочие поступления

5093,8

1175,9

6430,5

6931,4

9752,9

12894,3

             

Информация о работе Проблема неравенства доходов, бедности, и социальной справедливости и государственное регулирование