Проблема неравенства доходов, бедности, и социальной справедливости и государственное регулирование

Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Ноября 2012 в 21:38, курсовая работа

Описание работы

Экономика – это система отношений по поводу производства, распределения, потребления материальных ценностей; - это сорок отраслей народного хозяйства; - это теория и практика рационального использования ресурсов в условиях их ограниченности. Каждая из управляемых систем способна к саморазвитию и к самоуправлению. Экономика бывает рыночная и командно-административная. Если что производить, как производить и сколько определяет государство, то это командно-административная экономика. Если это определяется под воздействием рыночного регулирования, то это рыночная экономика. В реальности экономики одного конкретного типа в чистом виде не было. Рыночное регулирование не может без государственного участия. Управлять экономической системой любого уровня (малого, среднего предприятия, национальной экономики) – значит управлять всеми тремя аспектами экономики. Нельзя успешно управлять производством, не регулируя отношения.
Целью курсовой работы является раскрытие сущности государственного регулирования денежных доходов, бедности и социальной справедливости в Республике Беларусь.
Задачами работы являются:
1. Выявить особенности государственной социальной политики Республики Беларусь.
2. Проследить динамику показателей, характеризующих уровень доходов в 2006-2008 гг.
3. Выявить пути решения проблемы неравенства доходов, бедности, социальной справедливости.

Содержание

Введение……………...………………………………………………………...….4

1. Общая характеристика бедности и социальной справедливости.….….........6
1.1 Доходы: понятие и виды.…….………..…………………….….….........6
1.2 Бедность: понятие, предпосылки возникновения……………………..7
1.3 Характеристика социальной справедливости………………………...10

2. Анализ проблемы неравенства доходов, бедности и социальной
справедливости в РБ……………………………………………………….……13
2.1 Уровень и качество жизни в РБ…………………………………..…...13
2.2 Динамика уровня доходов населения и характеристика проблемы их распределения…………………………..………………………….……….17
2.3 Государственная политика перераспределения доходов в РБ………20
2.4 Обеспечение социальной справедливости в РБ…..…………...…......23

3. Пути решения проблемы неравенства доходов, бедности и социальной справедливости……………………...……………………………………….…….........26

Заключение……………………………………………………………………….28

Список использованных источников………………………………………..….30

Приложения………………………………………………………………….…..32

Работа содержит 1 файл

НАЦИОНАЛЬНЫЙ БАНК РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ.doc

— 313.00 Кб (Скачать)

Примечание – источник: [22]

 

Проследить  динамику роста денежных доходов  также можно на рисунке 2.1. Таким образом, важной социальной проблемой стала бедность. Программой социально-экономического развития Республики Беларусь на 2006 – 2010 годы планируется снижение доли населения с доходом ниже БПМ снизить до 10%. Еще одной проблемой являются различия в уровне оплаты между производственной сферой и непроизводственной, отраслями, регионами. Социальная политика в республике направлена на снижение дифференциации в оплате. Так если в 2001 году коэффициент межотраслевой дифференциации составил - 5,1, то к 2008 году он сократился в 1,9 раза и стал равен - 3,5. Приняты решения, направленные на повышение заработной платы отраслей бюджетной сферы. Установлена ставка первого разряда для оплаты работников организаций, финансируемых из бюджета. Введены корректирующие коэффициенты, позволяющие обеспечить приоритетный рост заработной платы низкооплачиваемых категорий работников.


Рисунок 2.1 Темпы роста денежных доходов населения и потребительских цен в Республике Беларусь

(в  процентах к предыдущему году)

 

Примечание – источник: [22]

 

Таким образом, в социальной политике сохраняется тенденция на уравнительность, что характеризует ее инерционность. Роль социальной политики, как правило, видят в реализации «правильных» норм и тогда политика сводится к социальному менеджменту, администрированию и, следовательно, фокусируется на проявлении воли. Содержанием же социальной политики является «взаимодействие по поводу принципов и масштабов дифференциации граждан (причем не индивидуальной, а групповой), детерминация положения групп относительно друг друга…». Данный подход позволяет определить объективные основы социальной политики. Поэтому и основой анализа ее изменений должен быть анализ социально-трудовых отношений. Сложность в том, что основные субъекты социальной политики в политическом, экономическом и организационном плане не отделены друг от друга. Их интересы слабо оформлены и артикулированы. Это позволяет проводить в республике социальную политику от имени «недифференцированных» масс. Волевая составляющая социальной политики остается значительной. Сохраняются и уравнительные тенденции. Вместе с тем возрастание инновационной составляющей экономического развития связано со стимулированием высококвалифицированного труда, и вышеуказанная тенденция может выступить преградой для решения задач экономики знаний. Анализ показывает, что в социальной политики Беларуси можно выделить следующие изменения: распределение социальной составляющей между основными экономическими субъектами: государством, нанимателями и населением; поддержание минимальной дифференциации доходов между работниками различных отраслей экономики; введение института негосударственных платных услуг в социальной сфере; отказ от социальных льгот и переход к адресному назначению социальной помощи на основе единых критериев и ужесточения критерия оценки нуждаемости (проведение обследования материально-бытовых условий жизни заявителя с целью оценки нуждаемости); - поддержание минимума социальных гарантий для населения через систему государственных минимальных социальных стандартов [11, c.173].

 

2.3 Государственная  политика перераспределения доходов в РБ

 Первой попыткой  внести определенность в ранее  выданные обязательства государства  и декларируемые нормы и одновременно  сохранить минимальный уровень  государственного социального обеспечения  были государственные минимальные  социальные стандарты (ГМСС). Закон о ГМСС был принят в 1999 году. Но только в 2003 году были разработаны и утверждены постановлением Совета Министров меры по внедрению в республике 44 государственных социальных стандартов.

Цель стандартов –  удовлетворить важнейшие потребности человека в материальных благах и услугах и таким образом соблюсти конституционные гарантии. Большинство норм и нормативов, которые входят в систему стандартов, являются обязательствами государства перед различными группами населения и должны обеспечиваться за счет его финансовых ресурсов. Это дало возможность сохранить равные минимальные гарантии социальной защищенности для населения. В перспективе государственное социальное обеспечение должно сохраниться на уровне минимального стандарта, ориентированного на малообеспеченную часть населения. Активное реформирование социальной политики началось после 2000 года, когда стало очевидным, что затратная патерналистская модель социальной политики не отвечает потребностям страны. Беларусь стоит перед дилеммой: направить ресурсы на цели экономического роста или социальное обеспечение. Основными направлениями реформирования социальной политики стали: поиск путей ограничения расходов государственного бюджета на социальные нужды и ужесточение финансовой дисциплины использования средств; активное привлечение средств нанимателей к социальной защите и страхованию; расширение круга платных услуг для населения в здравоохранении, образовании, санаторно-курортном обслуживании.

Таким образом, происходит перераспределение социальных расходов между основными экономическими субъектами. На сокращение расходов государства  были направлены изменения в трудовом законодательстве. В 2007 году при незначительном росте длительности минимального отпуска оплата дополнительных отпусков перенесена на плечи нанимателей. В этом же году принят законопроект о ликвидации льгот. В Беларуси существовало более 200 видов льгот, правом их получении пользовались более 30 категорий граждан, 25% льгот получали наиболее обеспеченные граждане. В декабре прошлого года, несмотря на негативное общественное восприятие законопроекта, он вступил в силу. Опросы, проведенные до его введения, показали устойчивую отрицательную динамику отношения к закону (если в сентябре 65,4 % участников опроса считали, что экономить нужно не на льготах, то в декабре - 74,2 % придерживались этого мнения). Сегодня 75,9 % опрошенных не одобряют отмену льгот для большинства категорий населения. Однако в открытых социальных протестах приняло участие незначительное число граждан. Разрабатывается законопроект об обязательном государственном страховании работников, занятых в особых условиях труда. Его целью является выведение профессиональных пенсий из общей пенсионной системы с тем, чтобы расходы на их выплату финансировались из дополнительных отчислений нанимателей таких работников. Это позволит освободить пенсионную систему от несвойственных ей функций: страхования производственных рисков и сосредоточить усилия на обеспечении нетрудоспособных.

Важность этого законопроекта  вызвана тем, что 27,4% работников выходят  на пенсию досрочно. Хотя в 1997 году правительство  Беларуси приняло Концепцию реформирования системы пенсионного обеспечения, и она предполагала введение трех видов пенсий: социальной, трудовой (страховой) и дополнительной негосударственной пенсии (страхования гражданами своего дополнительного обеспечения). Однако реформа была только продекларирована. Дополнительным пенсионы страхованием сегодня занимаются лишь отдельные страховые компании в рамках страхования жизни. Не планируется и предусматривавшееся ранее повышение пенсионного возраста. Проблемами действующей пенсионной системы остаются: сложное финансовое положение ФСЗН, низкий уровень пенсий, уравнительные тенденции. Так у лиц с низким доходом коэффициент замещения заработка в пенсии составляет 60-80%, а у лиц с высокими заработками 15-20%. Это снижает мотивацию к зарабатыванию более высоких пенсий.

Рост затрат населения, вложений граждан в воспроизводство  человеческого капитала находит проявление в неуклонном росте платных услуг. Наибольшими темпами они растут в образовании, здравоохранении и санаторно-курортном обслуживании. В нашей стране в 2003/04 учебном году впервые число студентов, обучающихся за собственный счет, превысило число обучающихся за бюджетные средства. Эта тенденция сохраняется при абсолютном сокращении (с 2004/05 учебного года) бюджетных мест. В общей структуре услуг услуги сферы образования составляют 7.9 %. Медицина остается и сегодня государственной, бесплатной и вертикально - итегрированной. На нее затрачивается 4-4,2 % ВВП. Сфера платных услуг в здравоохранении развивается медленно. В общей структуре услуг медицинские услуги занимали в 2007 году 2,5 %, санаторно-оздоровительные - 3,3 %. Институт медицинского страхования не развивается в силу недостатка средств у населения. Свидетельством нехватки средств у государства является принятое в мае этого года постановление Совета министров, разрешающее гражданам самостоятельно закупать расходные материалы для сложных операций.  И хотя страховая платная медицина . могла бы эффективно дополнить общедоступные медицинские услуги, переход к ней не планируется в ближайшее время.

Заработная плата в  условиях экономической трансформации  перестала выполнять воспроизводственную, стимулирующую и регулирующую функции, стала играть роль социального вспомоществования и значительно оторвалась от сферы непосредственно трудовых отношений. В контексте же социальной политики заработная плата должна стимулировать опору на собственные силы и способствовать сокращению бедности. Ни одну из этих функций она в республике полностью не выполняет2.4Программа социально-экономического развития Республики Беларусь на 2006–2010 годы является важнейшим документом, определяющим социально-экономическое развитие страны в текущем пятилетии. В ней определены цели и задачи, основные направления и приоритеты развития страны, обоснована система мероприятий правового, организационно-экономического и экологического характера и даны предложения по совершенствованию механизмов их реализации, определены необходимые ресурсы и возможные социально-экономические последствия [8, c.365].

2.4  Обеспечение  социальной справедливости в  РБ

Последовательно проводимая Правительством Республики Беларусь экономическая  политика, направленная на достижение основной цели социально-экономического развития республики в 2006-2010 годах - дальнейшее повышение уровня и качества жизни населения - позволила сохранить в 2008 году положительную динамику основных макроэкономических показателей, обеспечить рост реальных денежных доходов населения, достаточно низкий уровень безработицы, социальную стабильность белорусского общества. В 2008 году Правительство продолжало работать над достижением параметров и решением задач, определенных Программой социально-экономического развития Республики Беларусь на 2006-2010 годы.

    Для обеспечения  выполнения важнейших прогнозных  параметров осуществлялась реализация  Совместного плана действий Совета  Министров Республики Беларусь  и Национального банка по достижению параметров прогноза социально-экономического развития, бюджета и Основных направлений денежно-кредитной политики Республики Беларусь на 2008 год, утвержденного постановлением Совета Министров и Национального банка от 31 января 2008 г. № 137/2.

В завершающем периоде 2008 года экономика республики вплотную столкнулась с угрозами мирового финансового кризиса. Правительство работало над сохранением в стране экономической и политической стабильности и итоги социально-экономического развития Республики Беларусь за 2008 год свидетельствуют об устойчивости белорусской экономической модели [17, c.274].

Выполнение большинства  важнейших параметров прогноза на 2008 год, наряду с достигнутыми в 2006-2007 годах  результатами, способствовало в целом  выходу в 2008 году по данным показателям на уровни, определенные программой. Так, валовой внутренний продукт (ВПП) в 2008 году составил 130,9 процента к 2005 году (по программе 124,8-128,9 процента), при этом среднегодовой прирост ВВП составил 9,4 процента. Важно отметить, что экономический рост в 2006-2008 годах сопровождался заметным снижением энергоемкости ВВП, что в нынешних условиях роста цен на импортируемые энергоносители приобретает ещё большую значимость. Так, снижение энергоемкости ВВП за 2006-2008 годы составило 18,9 процента (по программе – 16,9-19,6 процента). Рост производства в основных отраслях экономики, улучшение качественных параметров их функционирования и увеличение на этой основе ВВП позволил обеспечить достижение целевых параметров программы по повышению уровня жизни населения. За 2006-2008 годы реальная заработная плата увеличилась на 41,9 процента, что выше, чем предусмотрено программой (на 27,1-30,7 процента).

Рост реальных денежных доходов населения в 2006-2008 годах (147,3 процента при задании по программе 124,8-128,9 процента) способствовал повышению внутреннего спроса на товары и услуги, формированию положительных тенденций роста их реализации. В результате в 2008 году темп роста розничного товарооборота составил 162,4 процента к уровню 2005 года (по программе – 130,7-134,9 процента), реализация платных услуг населению – 138,9 процента (128,3-131,9 процента) [20,c.281].

Одним из важнейших направлений  бюджетной политики является обеспечение  сбалансированности бюджетов всех уровней  и сокращение их дефицита до размера, приемлемого для прогнозируемых темпов инфляции, инвестиций и в целом экономического роста. Программой предусмотрен дефицит республиканского бюджета не выше 1,5 процента к ВВП. По предварительным данным в 2008 году сложился профицит республиканского бюджета на уровне 0,8 процента к ВВП.  В то же время, по отдельным показателям запланированные на 2006-2008 годы количественные значения недовыполнены, что связано с действием ряда объективных факторов и ограничений. 

Таким образом, положительная динамика социально-экономического развития страны за 2006-2008 годы позволила достичь значительных результатов по выполнению Программы социально-экономического развития Республики Беларусь на 2006-2010 годы. Для ее успешного завершения государство должно предоставить каждому трудоспособному человеку условия, позволяющие ему собственным трудом и предприимчивостью обеспечить свое благосостояние и благосостояние своей семьи и полностью выполнить социальные обязательства перед инвалидами, многодетными семьями, нетрудоспособными и малообеспеченными слоями населения.

 

 

 

 

ГЛАВА 3

Пути решения проблемы неравенства Доходов,  бедности и социальной справедливости

 

Действующая в  настоящее время в Республике Беларусь система прогнозирования  и программирования в целом оправдывает себя. Повысилась ее научная обоснованность, системность, согласованность, непрерывность и сбалансированность. Постепенно улучшаются качественные характеристики государственного регулирования. Больше внимания уделяется глубокой проработке долгосрочного прогноза социально-экономического развития народного хозяйства, подготовке и реализации государственных социально-экономических программ [15, c.347].

Вместе с  тем уже сейчас очевидна необходимость  дальнейшего совершенствования  отдельных элементов этой системы. В первую очередь требует улучшения качество проведения поискового прогноза, содержанием которого является определение всесторонне возможных состояний объекта прогнозирования в будущем, что требует более широкого проведения научно-исследовательских работ по проблемам макроэкономического моделирования.

Информация о работе Проблема неравенства доходов, бедности, и социальной справедливости и государственное регулирование