Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Ноября 2012 в 21:38, курсовая работа
Экономика – это система отношений по поводу производства, распределения, потребления материальных ценностей; - это сорок отраслей народного хозяйства; - это теория и практика рационального использования ресурсов в условиях их ограниченности. Каждая из управляемых систем способна к саморазвитию и к самоуправлению. Экономика бывает рыночная и командно-административная. Если что производить, как производить и сколько определяет государство, то это командно-административная экономика. Если это определяется под воздействием рыночного регулирования, то это рыночная экономика. В реальности экономики одного конкретного типа в чистом виде не было. Рыночное регулирование не может без государственного участия. Управлять экономической системой любого уровня (малого, среднего предприятия, национальной экономики) – значит управлять всеми тремя аспектами экономики. Нельзя успешно управлять производством, не регулируя отношения.
Целью курсовой работы является раскрытие сущности государственного регулирования денежных доходов, бедности и социальной справедливости в Республике Беларусь.
Задачами работы являются:
1. Выявить особенности государственной социальной политики Республики Беларусь.
2. Проследить динамику показателей, характеризующих уровень доходов в 2006-2008 гг.
3. Выявить пути решения проблемы неравенства доходов, бедности, социальной справедливости.
Введение……………...………………………………………………………...….4
1. Общая характеристика бедности и социальной справедливости.….….........6
1.1 Доходы: понятие и виды.…….………..…………………….….….........6
1.2 Бедность: понятие, предпосылки возникновения……………………..7
1.3 Характеристика социальной справедливости………………………...10
2. Анализ проблемы неравенства доходов, бедности и социальной
справедливости в РБ……………………………………………………….……13
2.1 Уровень и качество жизни в РБ…………………………………..…...13
2.2 Динамика уровня доходов населения и характеристика проблемы их распределения…………………………..………………………….……….17
2.3 Государственная политика перераспределения доходов в РБ………20
2.4 Обеспечение социальной справедливости в РБ…..…………...…......23
3. Пути решения проблемы неравенства доходов, бедности и социальной справедливости……………………...……………………………………….…….........26
Заключение……………………………………………………………………….28
Список использованных источников………………………………………..….30
Приложения………………………………………………………………….…..32
Абсолютная бедность – состояние, при котором индивид на свой доход не способен удовлетворить даже базисные потребности в пище, жилище, одежде, тепле, либо способен удовлетворить только минимальные потребности, обеспечивающие биологическую выживаемость. Численным критерием выступает порог бедности (прожиточный минимум).
Относительная бедность – невозможность поддерживать уровень приличествующей жизни, или некоторый стандарт жизни, принятый в данном обществе. Относительная бедность показывает то, насколько вы бедны в сравнении с другими людьми.
Субъективная бедность – базируется на оценках собственного положения самими людьми; чувствующие, что не имеют достаточно, чтобы жить, сами для себя определяющие уровень бедности.
1.3 Характеристика социальной справедливости
Социальная справедливость способствует эффективности воздействия экономического роста на сокращение бедности.
Социальная справедливость, определяемая как равенство возможностей людей, должна стать неотъемлемой частью успешной стратегии сокращения бедности в любой точке развивающегося мира, говорится в годовом Отчете Всемирного банка «Мировое развитие: 2006 г.». “Социальная справедливость дополняет стремление к долгосрочному процветанию”, - заявил Франсуа Бугиньон, главный экономист и старший Вице-президент по вопросам экономики развития, который возглавил группу специалистов по подготовке отчета. “При наличии в обществе большей справедливости эффект в борьбе с бедностью удваивается. Социальная справедливость способствует устойчивому общему развитию и предоставляет более широкие возможности наиболее бедным слоям общества”.
Политика, направленная на обеспечение принципов социальной справедливости, может существенно сократить неравенство. Задачей, при этом, скорее является не обеспечение равенства доходов, а расширение доступа беднейших слоев населения к услугам здравоохранения, образования, рынкам труда и капитала, а также, предоставление гарантированных прав на землю. Что особенно важно, социальная справедливость предполагает большее равенство в том, что касается доступности политических свобод и политической власти. Она также подразумевает ломку стереотипов и уничтожение дискриминации, повышение доступа к системе правосудия и благам инфраструктуры [2, c.148].
Для повышения уровня социальной справедливости в развивающихся странах необходима, в частности, политика, искореняющая хроническое неравенство возможностей путем выравнивания условий игры на экономическом и политическом поле. Проведение такой политики также повышает эффективность экономики, и нивелирует недостатки рыночной экономики. Проведение подобной политики основывается на следующих принципах:
• Инвестиции в человека
путем расширения доступа к качественным
услугам здравоохранения и
• Расширение возможностей доступа к правосудию, земле и экономической инфраструктуре, включая дороги, электроэнергию, водоснабжение, канализацию и телекоммуникации;
• Поощрение принципов справедливости на рынках финансов, труда и товаров, с тем, чтобы люди с низким уровнем доходов имели бы больше возможностей получить кредит и работу, а не подвергались бы дискриминации.
Обращая внимание на отрицательные последствия крайнего неравенства нужно делать четкое различие между равенством и социальной справедливостью. Социальная справедливость, не то же, что равенство в доходах, или в состоянии здоровья, или в каком-либо ином конкретном следствии жизненной деятельности. Скорее это поиск ситуации, в которой возможности равны, то есть, где личные усилия, предпочтения и инициатива, а не происхождение, принадлежность к касте, расе или полу, формируют различия между экономическими достижениями людей [4, c.152].
Таким образом преобладание
элиты в институциональных
ГЛАВА 2
Анализ проблемы неравенства доходов, бедности и социальной справедливости в РБ
2.1 Уровень и качество жизни в РБ
Главной целью социальной политики Республики Беларусь в долгосрочной перспективе является обеспечение устойчивого роста уровня и качества жизни населения и создание условий для развития человеческого потенциала. При этом государство должно предоставить каждому трудоспособному человеку условия, позволяющие ему собственным трудом и предприимчивостью обеспечить свое благосостояние и благосостояние своей семьи и полностью выполнить социальные обязательства перед инвалидами, многодетными семьями, нетрудоспособными и малообеспеченными слоями населения. Для реализации этой цели основными направлениями социальной политики в Республике Беларусь должны являться:
Приоритетной задачей национальной экономики Республики Беларусь является необходимость приближения по уровню и качеству жизни населения нашей страны к экономически развитым странам на основе формирования социально ориентированного рыночного типа экономики.В соответствии с социально-экономическим курсом Главы государства, Национальной стратегией устойчивого социально-экономического развития Республики Беларусь на период до 2020 г., Программой социально-экономического развития Республики Беларусь на 2001 – 2005 гг. социальная политика нашего государства имеет яркую направленность на последовательное повышение денежных доходов населения, как важнейшего показателя уровня жизни населения [20, c.324].
Рост денежных доходов населения и заработной платы в Республике Беларусь рассматривается как фактор экономического роста и расширения внутреннего потребительского спроса. В 2000 – 2004 гг. осуществлялась политика ускоренного роста доходов и заработной платы. При росте ВВП за этот период в 1,2 раза реальные денежные доходы выросли в 1,7 раза, реальная заработная плата – в 1,6 раза. Приоритетными направлениями политики нашей страны, в области оплаты труда должны стать: кардинальное повышение уровня заработной платы работников, как основного источника формирования денежных доходов населения и важного стимула трудовой активности; повышение производительности труда и эффективности хозяйствования во всех звеньях экономики; рост инвестиционного потенциала населения; снижение налоговой нагрузки на фонд заработной платы субъектов хозяйствования всех форм собственности [13, c.284].
Для достижения поставленных целей в области оплаты труда необходимо:
Минимальная заработная плата является минимальным социальным стандартом в области оплаты труда. Дальнейшее ее повышение в Республике Беларусь следует осуществлять по мере роста эффективности производства, имея в виду поэтапное приближение ее размера к бюджету прожиточного минимума, в дальнейшем – к минимальному потребительскому бюджету. При этом минимальная заработная плата по отношению к средней должна составить не менее 30 – 40%, что соответствует параметрам, существующим в экономически развитых странах.
Борьба с бедностью является важнейшим приоритетом социальной политики. Для устойчивого развития первостепенное значение имеет максимальное сокращение в республике уровня малообеспеченности. Реализация этой задачи будет происходить на основе экономического роста, повышения уровня жизни, прежде всего работающей части населения. [9, c.284]
С увеличением минимальной заработной платы, ростом средней заработной платы и среднедушевых денежных доходов предполагается, что доля населения с доходами ниже бюджета прожиточного минимума должна сократиться к 2015 г. вдвое, что соответствует цели Декларации тысячелетия Организации Объединенных Наций, принятой Генеральной Ассамблеей 8 сентября 2000 г.
Пенсионное обеспечение
– важнейшее направление
В области организации
системы социального
В комплексе мер по
обеспечению устойчивого
Важнейшим условием реализации
этих мер должна стать координация
различных видов
2.2 Динамика уровня доходов населения и характеристика проблемы их распределения
Снижение доли заработной платы и трансфертов в денежных доходах населения и незначительность доходов от собственности, что иллюстрирует замороженный процесс приватизации собственности в республике можно увидеть в таблице 2.1. Минимальная заработная плата не выполняет роли социальных гарантий. К 2005 году соотношение минимальной заработной платы и средней заработной платы, по сравнению с 2001 годом, уменьшилось с 26 % до 6%. Одновременно отношение минимальной заработной платы к минимальному потребительскому бюджету, снизилось почти в 10 раз (с 56% в 1990 году до 8,9 % в 2002 году).
В приложениях А, Б ,В и Г можно увидеть величину и состав доходов населения РБ. Проанализировав можно заметить что денежные доходы населении выросли. Можно сделать вывод, что денежное положение населения Беларуси имеет положительную динамику.
Таблица 2.1- Структура денежных доходов населения Республики Беларусь
(в процентах к итогу)
1995 |
2000 |
2005 |
2006 |
2007 |
2008 | |
Денежные доходы населения – всего |
100 |
100 |
100 |
100 |
100 |
100 |
в том числе: |
||||||
оплата труда |
63,8 |
55,9 |
58,0 |
60,7 |
58,9 |
58,7 |
трансферты населению |
22,9 |
19,3 |
21,6 |
21,8 |
21,0 |
20,4 |
из них: |
||||||
пенсии и пособия |
20,2 |
17,4 |
19,9 |
19,5 |
19,2 |
18,8 |
стипендии |
0,4 |
0,3 |
0,3 |
0,5 |
0,4 |
0,4 |
другие трансферты населению |
2,3 |
1,6 |
1,4 |
1,8 |
1,4 |
1,2 |
доходы от собственности |
3,5 |
2,0 |
1,6 |
1,5 |
1,7 |
2,0 |
из них: |
||||||
проценты по депозитам |
2,4 |
1,3 |
1,2 |
1,3 |
1,4 |
1,6 |
дивиденды |
1,0 |
0,6 |
0,3 |
0,1 |
0,2 |
0,3 |
прочие доходы от собственности |
0,1 |
0,1 |
0,1 |
0,1 |
0,1 |
0,1 |
прочие доходы |
9,8 |
22,8 |
18,8 |
16,0 |
18,4 |
18,9 |
из них: |
||||||
поступления от продажи продукции сельского хозяйства |
1,7 |
1,7 |
2,1 |
1,8 |
1,7 |
1,8 |
доходы от предпринимательской |
8,1 |
21,1 |
16,7 |
14,2 |
16,7 |
17,1 |