Проблема конкурентоспособности национальной экономики

Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Февраля 2013 в 11:01, курсовая работа

Описание работы

Цель работы: определение путей и методов повышения конкурентоспособности страны.

Содержание

Введение……………………………………………………………………………..5

1 Теоретические основы конкурентоспособности ………..7
1.1 Понятие и показатели конкурентоспособности ………..7
1.2 Основные подходы к оценке уровня конкурентоспособности национальной экономики……………………………………………….................12

2 Характеристика конкурентоспособности экономики РБ……………………...15
2.1 Оценка уровня конкурентоспособности национальной экономики….15
2.2 Основные направления повышения конкурентоспособности белорусской экономики……………………………………………………………19

3 Государственные меры и программы по повышению конкурентоспособности РБ…………………………………………………………………………………….24
3.1 Инструменты государственного воздействия на конкурентоспособность национальной экономики………………………………24
3.2 Перечень и характеристика ныне действующих программ………......26

Заключение………………………………………………………………………….29
Список использованных источников……………………………………………...31
Приложение А………………………………………………………………………33
Приложение Б………………………………………………………………………34
Приложение В………………………………………………………………………35
Приложение Г………………………………………………………………………36

Работа содержит 1 файл

Моя курсовая.docx

— 120.98 Кб (Скачать)

в) Преодоление неэффективности рынка и государственного регулирования (налоговые стимулы для экспорта, создание СЭЗ и кластеров, содействие развитию экспорта, инновации, стандарты и сертификация, конкурентоспособность промышленности и т.д.). Например, экспортеры зачастую несут достаточно высокие невосполнимые издержки, связанные с необходимостью сбора информации о новых рынках, развитии каналов сбыта, адаптирования продукции к вкусам и стандартам потребителей на зарубежных рынках и т.д. Именно такого рода затраты являются препятствием для выхода на внешние рынки. Поэтому правительство в целях повышения конкурентоспособности экспорта должно предоставлять предприятиям налоговые и финансовые стимулы (экспортные кредиты и гарантии по ним, возврат таможенных пошлин, бесплатное размещение товаров в таможенных складах и т.д.).

Кроме того, бороться с проблемой  конкурентоспособности национальной экономики помогают и такие меры, как:

- организация поставок  продукции с использованием биржевых  торгов;

- продвижение на внешние  рынки продукции белорусских  производителей на условиях лизинга; 

- внедрение элементов  электронной торговли;

- обеспечения правовой защиты технических решений и патентной чистоты объектов экспортных поставок на основе осуществления патентования отечественных разработок.

Среди факторов, сдерживающих экономическое развитие и повышение  конкурентоспособности, необходимо назвать  изношенность производственных фондов, устаревшие технологии, низкий уровень  менеджмента, высокую налоговую  нагрузку, отсутствие конкурентной среды, несовершенство нормативно-правовой базы.

Проводимая правительством политика не в полной мере соответствует задачам повышения конкурентоспособности белорусской продукции и развития новых сравнительных преимуществ. По-прежнему недостаточной является защита инвесторов, обременительна существующая система налогообложения, политика по привлечению прямых иностранных инвестиций не оптимальна и нуждается в улучшении, и не только в связи с недостаточным объемом ПИИ, но и отсутствием положительного влияния (spillover эффектов) существующих фирм с иностранными инвестициями на отечественные предприятия [22, c. 25]. Свободные экономические зоны также не решили поставленных при их создании задач по увеличению экспортного потенциала, развитию новых и высоких технологий, импортозамещающих производств. В связи с этим необходимо обеспечить стабильность основных макроэкономических показателей, ускорить процесс приватизации, улучшить институциональную среду для осуществления внешнеэкономической деятельности, проводить дальнейшую дебюрократизацию внешнеэкономической деятельности, сокращать налоговую нагрузку на предприятия, улучшить качество инфраструктуры и повысить ее эффективность, пересмотреть политику по привлечению ПИИ в сторону усиления ее направленности на стимулирование инвестиций, передающих опыт, технологии и ноу-хау.

Таким образом, потенциальный  набор мер возможного повышения конкурентоспособности продукции белорусских товаропроизводителей достаточно широк. Задача состоит в том, чтобы повысить эффективность используемых мер, сделать их системными и комплексными. 

Глава 3 Государственные меры и программы по повышению конкурентоспособности РБ

 

 

3.1 Инструменты государственного воздействия на конкурентоспособность национальной экономики

 

 

Как считает М. Портер, роль правительства в формировании национальных преимуществ заключается в оказании влияния на все детерминанты «национального ромба». Однако влияние правительства  может быть как положительным, так  и отрицательным. Задача правительства  состоит в том, чтобы создать  окружающую среду, в которой предприятия  смогут повышать уровень конкурентного  преимущества в сложившихся отраслях, вводя более сложную технологию, новые методы хозяйствования и проникновения  в более передовые сегменты рынка. Механизм  государственного регулирования  конкурентоспособности экономики  представляет собой функционирующую  систему установленных законодательством  принципов, методов и форм оказания государственного воздействия на отношения, процессы и условия хозяйственно-производственной деятельности предприятия в рыночной экономике.

Практическую значимость имеет классификация методов  государственного регулирования конкурентоспособности  предприятий на правовые, административные и экономические.

Правовые меры представляют собой юридические законы, подзаконные  акты и другие правовые нормы воздействия  на деятельность предприятий, которые определяют и устанавливают нормы и правила поведения предприятия в рыночных условиях; систему прав и обязанностей; меру участия предприятия в формировании государственного и других бюджетов; виды и меру ответственности предприятия за допущенные нарушения действующих правил игры.

К экономическим методам, в свою очередь, следует отнести:

- регулирование налоговой  нагрузки на предприятие;

-  регулирование цен  и тарифов на отдельные виды  продукции и услуг;

- развитие рыночных отношений собственности (регулирование рынка капитала в стране, процесса инвестирования, эмиссионных процессов);

- регулирование денежно-кредитных  отношений, включая сдерживание  инфляционных процессов, управление  процентной ставкой, развитие  банковской системы;

- меры по регулированию  межбюджетных отношений;

- расширение возможностей  внешнеэкономической деятельности  предприятия и т. д.

 К методам административного  воздействия относятся:

- разрешительные, суть которых  сводится к выдаче специальных  разрешений (государственных лицензий) на осуществление отдельных видов  деятельности предприятия;

- запретительные, в соответствии  с которыми устанавливается государственный  запрет на некоторые виды деятельности  предприятий, допустившие опасные  нарушения установленных требований  по безопасности производства;

- меры принудительного  характера, направленные на обеспечение  предприятием организации некоторых  видов его деятельности, в том  числе и таких, как очистка  от вредных выбросов и сбросов,  утилизация токсичных отходов,  обеспечение занятости инвалидов  и людей с ограниченной трудоспособностью.

Основными формами государственного регулирования являются: прогнозирование, планирование, программирование; финансово-кредитная  политика; антимонопольная политика; создание инновационной структуры; регулирование структуры собственности.

Приоритетным для государственного регулирования конкурентной среды  является устранение входных барьеров на рынки для субъектов хозяйствования на различной основе (реализация экономических  мероприятий, совершенствование нормативно-правовых актов, реализация мероприятий информационного  характера и т. п.).

В числе общесистемных  мер и институциональных преобразований в сфере повышения конкурентоспособности  национальной экономики, которые необходимо предпринять, определены:

а) Осуществление государственного антимонопольного контроля за недобросовестной конкуренцией и деятельностью организаций, занимающих доминирующее положение на товарных рынках.

б) Совершенствование законодательства по вопросам приватизации государственного имущества в целях создания благоприятных условий для привлечения инвестиций в приватизируемые организации.

в) Развитие фондового рынка, расширение операций с корпоративными ценными бумагами и ряд других.

Был выдвинут главный принцип: конкуренция – везде, где возможно, государственное регулирование  – там, где необходимо.

Таким образом, анализ государственного регулирования позволяет сделать  вывод, что в настоящее время  государство осуществляет последовательную либерализацию экономики; эволюционную приватизационную политику  в направлении  осуществления инвестиционной деятельности, с всемерной поддержкой малого и  среднего бизнеса; продолжает работу по ограничению вмешательства органов  государственного управления в хозяйственную  жизнь предприятий [23, c. 430-452].

 

3.2 Перечень и характеристика ныне действующих программ

 

 

Основные направления  повышения конкурентоспособности  продукции белорусских товаропроизводителей и национальной экономики определены в ключевых государственных программах, утвержденных на среднесрочную перспективу:

- Программе социально-экономического  развития Республики Беларусь  на 2011–2015 гг.;

- Государственной программе  инновационного развития;

- Национальная стратегия  устойчивого развития РБ на  период до 2020 г.;

- Программа структурной перестройки и повышения конкурентоспособности экономики.

Кроме того, проблемы конкурентоспособности  конкретных товаров и товарных групп  прорабатываются в соответствующих  отраслевых и региональных программах министерств (концернов), областей и  г. Минска, а также на микроуровне (предприятиями, научно-исследовательскими институтами, конструкторскими бюро).

Далее рассмотрим основные цели и положения выше приведённых  программ.

а) Программе социально-экономического развития Республики Беларусь на 2011–2015 гг.

В ходе реализации Программы  социально-экономического развития Республики Беларусь на 2006–2010 годы не удалось  в полной мере решить ряд проблем, которые сдерживают развитие страны. Сохранилась недостаточно эффективная  структура экономики. Для нее  все еще характерны высокая импортоёмкость, материалоемкость и энергоемкость выпускаемой продукции, относительно низкая производительность труда. Следствием этого становится недостаточная конкурентоспособность продукции отечественного производства. Поэтому главная цель социально-экономического развития Республики Беларусь на 2011–2015 годы – рост благосостояния и улучшение условий жизни населения на основе совершенствования социально-экономических отношений, инновационного развития и повышения конкурентоспособности национальной экономики.

Для ее достижения предусматривается  повышение реальных располагаемых  денежных доходов населения в 2015 году к уровню 2010 года в 1,7–1,76 раза. Основной для этого станет рост ВВП в 1,62–1,68 раза, производительности труда в 1,63–1,68 раза, объемов производства продукции сельского хозяйства в 1,39–1,45 раза, промышленности в 1,54–1,6 раза, удельного веса отгруженной инновационной продукции организациями, основным видом экономической деятельности которых является производство промышленной продукции, в общем объеме отгруженной продукции до 20–21 %  в 2015 году, инвестиций в основной капитал за пятилетие в 1,9–1,97 раза, основная часть которых будет направлена на создание и модернизацию рабочих мест.

Если говорить о конкретных примерах, приводимых в Программе, то в этих же целях предусматривается модернизация производства РУПТП «Оршанский льнокомбинат» с созданием фабрики по переработке длинного волокна, что значительно улучшит качество и конкурентоспособность выпускаемых льняных и льносодержащих тканей, позволит производить ткани модного колористического оформления и широкой цветовой гаммы [24].

б) Государственная программа инновационного развития

Государственная программа  направлена на перевод национальной экономики в режим интенсивного развития и должна обеспечить решение  важнейших для Республики Беларусь задач по сбалансированности экономики, значительному росту экспорта (в 2,2 раза), не менее чем трехкратному росту доли экспорта наукоемкой и  высокотехнологичной продукции  в общем объеме белорусского экспорта, обеспечению положительного торгового  баланса, а также решение вопросов импортозамещения, повышение позиции страны в международных рейтингах, в частности, рейтинга глобальной конкурентоспособности по показателям «Оснащенность новыми технологиями» и «Инновационный потенциал», a также индекса экономической свободы по показателю «Права интеллектуальной собственности».

Согласно Программе, будет  происходить формирование и развитие высокотехнологичного сектора национальной экономики; формирование институциональной  среды, благоприятной для интенсивного инновационного развития; совершенствование  системы нормативного правового  регулирования инновационной деятельности; повышение эффективности системы  управления научно-технической и  инновационной деятельностью и  т. д.

В качестве конкретных примеров можно привести техническое переоснащение производства легковых и грузовых цельнометаллокордных шин, что позволит расширить ассортимент, улучшить качественные и эксплуатационные характеристики, снизить материалоемкость, энергоемкость производства и тем самым повысить конкурентоспособность продукции (концерн «Белнефтехим) [25].

в) Национальная стратегия устойчивого развития РБ на период до 2020 г.

В качестве важнейших широкомасштабных мер и механизмов, обеспечивающих переход Республики Беларусь к устойчивому  развитию, в НСУР-2020 предусматриваются: углубление рыночных и других институциональных  преобразований в экономике; расширение предпринимательской деятельности; развитие научных исследований и  разработок; разработка программ и  механизмов модернизации производства и реструктуризации предприятий; совершенствование  инвестиционно-структурной политики; активизация внешнеэкономической  политики и международного сотрудничества; разработка программ устойчивого развития регионов; развитие финансовых и социально-политических механизмов устойчивого развития.

Информация о работе Проблема конкурентоспособности национальной экономики