Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Февраля 2013 в 11:01, курсовая работа
Цель работы: определение путей и методов повышения конкурентоспособности страны.
Введение……………………………………………………………………………..5
1 Теоретические основы конкурентоспособности ………..7
1.1 Понятие и показатели конкурентоспособности ………..7
1.2 Основные подходы к оценке уровня конкурентоспособности национальной экономики……………………………………………….................12
2 Характеристика конкурентоспособности экономики РБ……………………...15
2.1 Оценка уровня конкурентоспособности национальной экономики….15
2.2 Основные направления повышения конкурентоспособности белорусской экономики……………………………………………………………19
3 Государственные меры и программы по повышению конкурентоспособности РБ…………………………………………………………………………………….24
3.1 Инструменты государственного воздействия на конкурентоспособность национальной экономики………………………………24
3.2 Перечень и характеристика ныне действующих программ………......26
Заключение………………………………………………………………………….29
Список использованных источников……………………………………………...31
Приложение А………………………………………………………………………33
Приложение Б………………………………………………………………………34
Приложение В………………………………………………………………………35
Приложение Г………………………………………………………………………36
в) Преодоление неэффективности рынка и государственного регулирования (налоговые стимулы для экспорта, создание СЭЗ и кластеров, содействие развитию экспорта, инновации, стандарты и сертификация, конкурентоспособность промышленности и т.д.). Например, экспортеры зачастую несут достаточно высокие невосполнимые издержки, связанные с необходимостью сбора информации о новых рынках, развитии каналов сбыта, адаптирования продукции к вкусам и стандартам потребителей на зарубежных рынках и т.д. Именно такого рода затраты являются препятствием для выхода на внешние рынки. Поэтому правительство в целях повышения конкурентоспособности экспорта должно предоставлять предприятиям налоговые и финансовые стимулы (экспортные кредиты и гарантии по ним, возврат таможенных пошлин, бесплатное размещение товаров в таможенных складах и т.д.).
Кроме того, бороться с проблемой
конкурентоспособности
- организация поставок
продукции с использованием
- продвижение на внешние
рынки продукции белорусских
производителей на условиях
- внедрение элементов электронной торговли;
- обеспечения правовой защиты технических решений и патентной чистоты объектов экспортных поставок на основе осуществления патентования отечественных разработок.
Среди факторов, сдерживающих экономическое развитие и повышение конкурентоспособности, необходимо назвать изношенность производственных фондов, устаревшие технологии, низкий уровень менеджмента, высокую налоговую нагрузку, отсутствие конкурентной среды, несовершенство нормативно-правовой базы.
Проводимая правительством политика не в полной мере соответствует задачам повышения конкурентоспособности белорусской продукции и развития новых сравнительных преимуществ. По-прежнему недостаточной является защита инвесторов, обременительна существующая система налогообложения, политика по привлечению прямых иностранных инвестиций не оптимальна и нуждается в улучшении, и не только в связи с недостаточным объемом ПИИ, но и отсутствием положительного влияния (spillover эффектов) существующих фирм с иностранными инвестициями на отечественные предприятия [22, c. 25]. Свободные экономические зоны также не решили поставленных при их создании задач по увеличению экспортного потенциала, развитию новых и высоких технологий, импортозамещающих производств. В связи с этим необходимо обеспечить стабильность основных макроэкономических показателей, ускорить процесс приватизации, улучшить институциональную среду для осуществления внешнеэкономической деятельности, проводить дальнейшую дебюрократизацию внешнеэкономической деятельности, сокращать налоговую нагрузку на предприятия, улучшить качество инфраструктуры и повысить ее эффективность, пересмотреть политику по привлечению ПИИ в сторону усиления ее направленности на стимулирование инвестиций, передающих опыт, технологии и ноу-хау.
Таким образом, потенциальный
набор мер возможного повышения конкурентоспособности
продукции белорусских товаропроизводителей
достаточно широк. Задача состоит в том,
чтобы повысить эффективность используемых
мер, сделать их системными и комплексными.
Глава 3 Государственные меры и программы по повышению конкурентоспособности РБ
3.1 Инструменты государственного воздействия на конкурентоспособность национальной экономики
Как считает М. Портер, роль
правительства в формировании национальных
преимуществ заключается в
Практическую значимость
имеет классификация методов
государственного регулирования
Правовые меры представляют собой юридические законы, подзаконные акты и другие правовые нормы воздействия на деятельность предприятий, которые определяют и устанавливают нормы и правила поведения предприятия в рыночных условиях; систему прав и обязанностей; меру участия предприятия в формировании государственного и других бюджетов; виды и меру ответственности предприятия за допущенные нарушения действующих правил игры.
К экономическим методам, в свою очередь, следует отнести:
- регулирование налоговой нагрузки на предприятие;
- регулирование цен и тарифов на отдельные виды продукции и услуг;
- развитие рыночных отношений собственности (регулирование рынка капитала в стране, процесса инвестирования, эмиссионных процессов);
- регулирование денежно-
- меры по регулированию межбюджетных отношений;
- расширение возможностей
внешнеэкономической
К методам административного воздействия относятся:
- разрешительные, суть которых
сводится к выдаче специальных
разрешений (государственных лицензий)
на осуществление отдельных
- запретительные, в соответствии
с которыми устанавливается
- меры принудительного
характера, направленные на
Основными формами государственного
регулирования являются: прогнозирование,
планирование, программирование; финансово-кредитная
политика; антимонопольная политика;
создание инновационной структуры;
регулирование структуры
Приоритетным для
В числе общесистемных
мер и институциональных
а) Осуществление государственного антимонопольного контроля за недобросовестной конкуренцией и деятельностью организаций, занимающих доминирующее положение на товарных рынках.
б) Совершенствование законодательства по вопросам приватизации государственного имущества в целях создания благоприятных условий для привлечения инвестиций в приватизируемые организации.
в) Развитие фондового рынка, расширение операций с корпоративными ценными бумагами и ряд других.
Был выдвинут главный принцип: конкуренция – везде, где возможно, государственное регулирование – там, где необходимо.
Таким образом, анализ государственного
регулирования позволяет
3.2 Перечень и характеристика ныне действующих программ
Основные направления
повышения
- Программе социально-
- Государственной программе инновационного развития;
- Национальная стратегия устойчивого развития РБ на период до 2020 г.;
- Программа структурной перестройки и повышения конкурентоспособности экономики.
Кроме того, проблемы конкурентоспособности
конкретных товаров и товарных групп
прорабатываются в
Далее рассмотрим основные цели и положения выше приведённых программ.
а) Программе социально-экономического развития Республики Беларусь на 2011–2015 гг.
В ходе реализации Программы социально-экономического развития Республики Беларусь на 2006–2010 годы не удалось в полной мере решить ряд проблем, которые сдерживают развитие страны. Сохранилась недостаточно эффективная структура экономики. Для нее все еще характерны высокая импортоёмкость, материалоемкость и энергоемкость выпускаемой продукции, относительно низкая производительность труда. Следствием этого становится недостаточная конкурентоспособность продукции отечественного производства. Поэтому главная цель социально-экономического развития Республики Беларусь на 2011–2015 годы – рост благосостояния и улучшение условий жизни населения на основе совершенствования социально-экономических отношений, инновационного развития и повышения конкурентоспособности национальной экономики.
Для ее достижения предусматривается повышение реальных располагаемых денежных доходов населения в 2015 году к уровню 2010 года в 1,7–1,76 раза. Основной для этого станет рост ВВП в 1,62–1,68 раза, производительности труда в 1,63–1,68 раза, объемов производства продукции сельского хозяйства в 1,39–1,45 раза, промышленности в 1,54–1,6 раза, удельного веса отгруженной инновационной продукции организациями, основным видом экономической деятельности которых является производство промышленной продукции, в общем объеме отгруженной продукции до 20–21 % в 2015 году, инвестиций в основной капитал за пятилетие в 1,9–1,97 раза, основная часть которых будет направлена на создание и модернизацию рабочих мест.
Если говорить о конкретных примерах, приводимых в Программе, то в этих же целях предусматривается модернизация производства РУПТП «Оршанский льнокомбинат» с созданием фабрики по переработке длинного волокна, что значительно улучшит качество и конкурентоспособность выпускаемых льняных и льносодержащих тканей, позволит производить ткани модного колористического оформления и широкой цветовой гаммы [24].
б) Государственная программа инновационного развития
Государственная программа направлена на перевод национальной экономики в режим интенсивного развития и должна обеспечить решение важнейших для Республики Беларусь задач по сбалансированности экономики, значительному росту экспорта (в 2,2 раза), не менее чем трехкратному росту доли экспорта наукоемкой и высокотехнологичной продукции в общем объеме белорусского экспорта, обеспечению положительного торгового баланса, а также решение вопросов импортозамещения, повышение позиции страны в международных рейтингах, в частности, рейтинга глобальной конкурентоспособности по показателям «Оснащенность новыми технологиями» и «Инновационный потенциал», a также индекса экономической свободы по показателю «Права интеллектуальной собственности».
Согласно Программе, будет
происходить формирование и развитие
высокотехнологичного сектора национальной
экономики; формирование институциональной
среды, благоприятной для интенсивного
инновационного развития; совершенствование
системы нормативного правового
регулирования инновационной
В качестве конкретных примеров можно привести техническое переоснащение производства легковых и грузовых цельнометаллокордных шин, что позволит расширить ассортимент, улучшить качественные и эксплуатационные характеристики, снизить материалоемкость, энергоемкость производства и тем самым повысить конкурентоспособность продукции (концерн «Белнефтехим) [25].
в) Национальная стратегия устойчивого развития РБ на период до 2020 г.
В качестве важнейших широкомасштабных
мер и механизмов, обеспечивающих
переход Республики Беларусь к устойчивому
развитию, в НСУР-2020 предусматриваются:
углубление рыночных и других институциональных
преобразований в экономике; расширение
предпринимательской
Информация о работе Проблема конкурентоспособности национальной экономики