Проблема конкурентоспособности национальной экономики

Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Февраля 2013 в 11:01, курсовая работа

Описание работы

Цель работы: определение путей и методов повышения конкурентоспособности страны.

Содержание

Введение……………………………………………………………………………..5

1 Теоретические основы конкурентоспособности ………..7
1.1 Понятие и показатели конкурентоспособности ………..7
1.2 Основные подходы к оценке уровня конкурентоспособности национальной экономики……………………………………………….................12

2 Характеристика конкурентоспособности экономики РБ……………………...15
2.1 Оценка уровня конкурентоспособности национальной экономики….15
2.2 Основные направления повышения конкурентоспособности белорусской экономики……………………………………………………………19

3 Государственные меры и программы по повышению конкурентоспособности РБ…………………………………………………………………………………….24
3.1 Инструменты государственного воздействия на конкурентоспособность национальной экономики………………………………24
3.2 Перечень и характеристика ныне действующих программ………......26

Заключение………………………………………………………………………….29
Список использованных источников……………………………………………...31
Приложение А………………………………………………………………………33
Приложение Б………………………………………………………………………34
Приложение В………………………………………………………………………35
Приложение Г………………………………………………………………………36

Работа содержит 1 файл

Моя курсовая.docx

— 120.98 Кб (Скачать)

Для Беларуси анализ конкурентоспособности  в рамках международных исследований IMD или Всемирного экономического форума проводился лишь однажды — в 1993 г. Это было исследование, посвященное  странам с переходной экономикой (IMD, WEF (1993)). В дальнейшем Беларусь не включалась ни в один из международных  обзоров, но сама проблема конкурентоспособности  широко обсуждается в стране и  упоминается в программах социально-экономического развития [1, c.9].

Анализ конкурентоспособности  Беларуси может быть проведен на основании  методологии М. Портера, которая  исходит из того, что главным проявлением  конкурентоспособности является рост производительности труда в долгосрочном периоде, который приводит к улучшению  благосостояния населения. Производительность труда в Беларуси в 1998-2008 годах росла одним из самых быстрых темпов в постсоциалистических странах, уступая только Армении, Азербайджану, Грузии, т.е. странам с изначально намного более низкой производительностью труда. Тем не менее,  уровень производительности в Беларуси существенно ниже, чем в странах Центральной и Восточной Европы и даже России. Исследования показывают, что на практике рост производительности в Беларуси зависит в первую очередь от уровня инвестиций в экономику, условий торговли энергоресурсами и доступа на российский рынок (Всемирный банк (WDI), МВФ (IFS и WEO), 2007 г.). Для достижения уровня ведущих стран ЕС производительность белорусской экономики должна увеличиться при изготовлении конечной продукции более чем в 8 раз. В Беларуси на протяжении последнего десятилетия до развития глобального экономического кризиса наблюдался быстрый экономический рост, сопровождавшийся увеличением доходов населения, снижением уровня бедности и поддержанием социального равенства. Однако динамика факторов, традиционно определяющих производительность труда, не объясняла этот рост. Для такой малой открытой экономики, как экономика Беларуси, критически важный аспект конкурентоспособности связан с возможностями предприятия выйти на экспортные рынки и удержать свою долю рынка [17]. В экспорте Беларуси происходило усиление сырьевых позиций и потеря конкурентных преимуществ в машиностроении, в импорте не наблюдалось роста высокотехнологичной продукции, не было притока прямых иностранных инвестиций, а значит, и сопутствующих технологий. Уровень инноваций, оцениваемый в количестве патентов, зарегистрированных в США, оставался на низком уровне. Единственным параметром, позитивно влияющим на производительность, можно было считать рост внутренних инвестиций, но и его потенциал уменьшается. К тому же у этого роста была и обратная сторона: вместе с ускоренным ростом заработных плат он привел к наращиванию внешнеторгового дефицита, который в итоге стал структурной проблемой экономики Беларуси. Основным фактором, предопределяющим такое противоречивое развитие экономики РБ, стало географическое положение Беларуси.  По территории страны проходят нефте- и газопроводы из России в страны ЕС, транспортные коридоры Варшава – Москва, Санкт-Петербург – Киев. Этот ресурс используется Беларусью в достаточной мере, особенно касательно трубопроводного и железнодорожного транспорта. Что касается природных ресурсов, которые выделяются в качестве важного источника конкурентных преимуществ, то в Беларуси они достаточно ограниченны. Единственным таким ресурсом является хлористый калий, запасы которого в Беларуси позволяют ей влиять на цены на мировых рынках. Поэтому соседство с Россией обеспечивает Беларусь дешевыми сырьевыми ресурсами и обширным рынком для сбыта своей продукции. Другим важным фактором, определяющим противоречивое развитие белорусской экономики, стала благоприятная внешняя конъюнктура в виде роста цен на сырьевые продукты на протяжении 1998–2008 гг. Эти благоприятные внешние условия позволили создать в Беларуси стабильную макроэкономическую среду. Главной ее проблемой являлось отрицательное сальдо торгового баланса, которое стало особенно тревожным в условиях глобального экономического кризиса. Необходимость его сбалансирования привела к девальвации, росту внешнего долга, сокращению государственных расходов, ухудшению состояния банковской системы. Сдерживающими факторами для роста конкурентоспособности Беларуси являются особенности ее микроэкономической среды. Сохранившаяся высокая концентрация государственной собственности в экономике обусловливает низкий уровень конкуренции в экономике и протекционизм в пользу госпредприятий. Развитие частного сектора также сдерживается общей сложностью ведения бизнеса, включая сложную налоговую систему и недостаточно защищенные права инвесторов. Среди положительных моментов микросреды можно отметить доступность относительно дешевых природных ресурсов и высококвалифицированной рабочей силы [1, c. 27].

 Что касается положения  национальной конкурентоспособности  на данном этапе, то необходимо  отметить, что конкурентоспособность  белорусских товаров ухудшилась  по ряду ключевых параметров. Во-первых, с 1999 г. не произошло  изменений в структуре сравнительных  преимуществ как на рынках СНГ, так и вне СНГ, т.е. не появились новые товары, обладающие сравнительными преимуществами. Во-вторых, на рынках дальнего зарубежья, являющихся своего рода «лакмусовой бумажкой» конкурентоспособности белорусской продукции, Беларусь специализировалась на низко продуктивных товарах: продукции химической промышленности, древесине и текстильном волокне, а также топливе и смазочных материалах, причем рост конкурентоспособности отмечался только по последней группе. В то же время промышленные товары, машины и оборудование, в том числе транспорт, на мировых рынках были неконкурентоспособными. Следует отметить также, что хотя структура белорусской экспортной корзины и приближена к гипотетической мировой, в ней постепенно происходит сдвиг в сторону товаров, пользующихся относительно невысоким спросом на мировых рынках. При этом конкурентоспособность большинства белорусских экспортных товаров согласно оценкам, сделанным Международным торговым центром ЮНКТАД, находится на уровне ниже среднемирового. Согласно интегральному показателю конкурентоспособности торговли ЮНКДАТ, наиболее конкурентоспособными оказались продукция химической промышленности, изделия из древесины и текстиль, а наименее – бытовая электроника, неэлектронное оборудование, компоненты электронного оборудования, стандартные товары. При этом по данным товарам, а также по изделиям из древесины, транспорту, кожевенным изделиям с течением времени отмечается ухудшение интегрального показателя конкурентоспособности [15, c. 24].

Таким образом, формальный рост конкурентоспособности Беларуси в  виде увеличения производительности труда  и доходов населения сопровождался ухудшением других показателей, в особенности внешней торговли, что связано с низким маркетинговым потенциалом, низкими стимулами для внедрения инноваций и отсутствием интеграции в глобальные сети и цепочки поставок. Эти проблемы решить непросто, поскольку они, в свою очередь, связаны со структурой экономики. Промышленная структура страны остается негибкой, причем по сравнению с соседними странами, создавалось очень ограниченное число новых предприятий, привлекалось очень мало ПИИ, и создавалось мало трансграничных партнерств [17].

В конечном итоге можно  судить о том, что в экономике  страны наблюдается ряд проблем, которые противодействуют международной  конкурентоспособности Беларуси. Залог  их успешного развития – тесное  сотрудничество правительства и  бизнеса в разработке и применении мер, укрепляющих конкурентоспособность [16].

 

2.2 Основные направления повышения конкурентоспособности белорусской экономики

 

Создание конкурентоспособной  экономики – приоритетная задача развития нашей страны. Ее решение  достигается через повышение  конкурентоспособности продукции  белорусских товаропроизводителей. Это требует проведения системной, целенаправленной работы органов государственного управления, субъектов хозяйствования всех форм собственности по следующим  основным направлениям.

1. Техническое перевооружение  и модернизация производств, внедрение  новых и высоких технологий.

В настоящее время в  республике осуществляется интенсивное  строительство новых и модернизация действующих производств. Только в  реализации Государственной инновационной  программы на 2007–2010 гг. было задействовано 1095 важнейших предприятий реального сектора экономики. Кроме того, на уровне отраслей и регионов разработаны свои программы инновационного и инвестиционного развития, задача которых – поэтапная комплексная модернизация практически всех субъектов хозяйствования.

В зависимости от задач, решаемых организацией, выбирается либо менее  капиталоемкий путь модернизации производственных звеньев и отдельных технологий, увеличения загрузки существующих производств при одновременном повышении их технологического уровня; либо – создание принципиально новых предприятий и производств. Первое направление ориентировано на использование уже имеющихся разработок с высоким потенциалом реализации. В рамках второго направления внедряются новые, перспективные, научно-технологические разработки, на основе которых осуществляется выпуск новой, ранее не производимой, продукции [7, c. 253].

Среди ярких примеров таких  проектов, реализованных в 2007 году, – создание «завода в заводе»  на ЗАО «Атлант» в результате организации  на этом предприятии производства автоматических стиральных машин.

2. С модернизацией производства  связано второе стратегическое  направление повышения конкурентоспособности  – снижение издержек производства, обеспечение энерго- и ресурсосбережения.

В современных условиях выигрывает прежде всего та экономика, которая имеет наиболее низкую энергоемкость и материалоемкость.

Бережливость – составная  часть экономической политики нашей  страны, обеспечивающая долговременную конкурентоспособность без существенных капиталовложений. С принятием в  июне 2007 г. Директивы Президента Республики Беларусь № 3 «Экономия и бережливость – главные факторы экономической  безопасности государства» повысились требования к работе по бережному  хранению и рациональному использованию  материальных и топливно-энергетических ресурсов, выявлению резервов снижения энерго- и материалоемкости производств, вовлечению в топливно-энергетический баланс местных видов топлива. В качестве примера можно привести ОАО «Гродно Химволокно», где за счет энергосбережения в течение нескольких лет доля энергоресурсов в себестоимости продукции была снижена с 30% до 5%.

3. Повышение эффективности  инновационной деятельности предприятий,  стимулирование производства новой,  высокотехнологичной продукции.  В XXI веке на смену индустриальной  приходит экономика, основанная  на знаниях. 

Для предприятий ключевым моментом в завоевании позиций на внутреннем и внешнем рынках является своевременное обновление производимых товаров и услуг, организация  производства новых видов продукции. В настоящее время в мире не просто конкурируют товары и услуги (это только видимая потребителями внешняя сторона рынка), а идет борьба за создание и скорейшее внедрение инноваций. Побеждают, как правило, производители, способные мобильно переналаживать производство, постоянно осуществляющие модернизацию и использующие новейшие образцы техники и технологий.

Для Беларуси характерна высокая  доля участия в проведении научных  исследований ведущих предприятий  промышленного комплекса. На крупных  предприятиях (РУП «МАЗ», РУПП «БелАЗ», РУП «ММЗ» и др.) созданы научно-технические центры, которые являются основой «фирменной» науки в машиностроении. Сегодня в Беларуси научными исследованиями занимаются более 300 организаций, в которых работает свыше 18 тыс. человек [18, c. 149]. За последние 6 лет внутренние затраты на исследования и разработки в стране выросли в 8 раз и сегодня превышают 500 млрд. руб.

4. Не отставать от мировых  экономических процессов и наравне конкурировать с ведущими зарубежными экспортерами и импортерами белорусским товаропроизводителям позволяет целенаправленная работа по повышению качества выпускаемой продукции, обеспечению ее соответствия международным стандартам и сертификация продукции и производств на базе международных стандартов серии ИСО 14000.

Сегодня именно качество товаров  и услуг, как правило, определяет заинтересованность и предпочтения покупателей. Чтобы удовлетворять  требованиям потребителей, каждое предприятие  старается проанализировать качественные характеристики выпускаемой продукции  через их соответствие международным  стандартам, оценить технический  уровень по сравнению с зарубежными  аналогами и определить пути совершенствования. Кроме того, расширение международной  торговли обязывает изготовителей  знать, какие требования к продукции  установлены в каждой стране и  регионе, какие нужно пройти процедуры  подтверждения соответствия и по каким стандартам, чтобы поставлять на тот или иной рынок свою продукцию. Стратегическим элементом в этом направлении является сближение  стандартов на продукцию белорусских  предприятий со стандартами ее основных торговых партнеров.

В республике более 1 000 видов  товаров соответствуют международным и европейским стандартам и ежегодно принимается более 500 государственных стандартов, большинство из которых соответствует международным требованиям. В настоящее время уровень гармонизации принятых государственных стандартов с их международными аналогами составляет 67% [19, c. 11].

5. Создание условий для  развития экспорта. Снижение затрат  на производство экспортной продукции,  создание экспортоориентированных производств на основе внедрения наукоемких технологий, увеличение в структуре экспорта удельного веса высокотехнологичных товаров и услуг, обеспечение их соответствия требованиям международных стандартов и запросам потребителей формируют основу повышения конкурентоспособности белорусских экспортеров на мировых рынках.

В этих целях открываются  представительства белорусских  предприятий за рубежом, торговые дома, создаются торгово-логистические  центры, оптово-розничные склады, сервисные  пункты, фирменные магазины. Для дальнейшего расширения объемов белорусского экспорта широко используются применяемые за рубежом механизмы продвижения экспортной продукции. Развивается маркетинговая деятельность организаций, изучается конъюнктура внешних рынков. Более 120 предприятий Минсельхозпрода, например, имеют собственные сайты в сети Интернет. Ценовая информация о состоянии внешних рынков размещается на сервере Минсельхозпрода [20].

Факторы, определяющие экспортную конкурентоспособность, можно представить  в виде трех укрупненных блоков:

а) Создание стимулов (торговая и налоговая политика и политика обменного курса). Для повышения конкурентоспособности экспорта важнейшим требованием является создание экономического механизма, гарантирующего, что ресурсы – основные факторы производства и технологии – будут направлены в наиболее производительные сектора, которые могут быть конкурентоспособными в долгосрочном периоде, а также в наиболее эффективные предприятия.

По критерию «международная торговля» наша страна на протяжении многих лет занимает низкую позицию в рейтинге Всемирного Банка «Doing business». Например, в Doing Business 2010 она находилась на 129-ом месте [21]. Таким образом, в целом институциональная среда для осуществления внешнеэкономической деятельности не является благоприятной, что не может не отражаться на конкурентоспособности экспорта [Приложение Г].

б) Сокращение издержек, связанных с торговлей. В современном глобализирующемся мире очень важно, чтобы предприятия имели доступ к основным услугам, производство которых является эффективным, поскольку, если они будут платить за электроэнергию, транспортные, телекоммуникационные и финансовые услуги, таможенную очистку и т.д. больше, чем зарубежные фирмы, их товары вряд ли будут конкурентоспособными на внешних рынках. Поэтому повышение эффективности функционирования инфраструктурных секторов является необходимым условием обеспечения конкурентоспособности экспорта.

Информация о работе Проблема конкурентоспособности национальной экономики