Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Февраля 2013 в 11:01, курсовая работа
Цель работы: определение путей и методов повышения конкурентоспособности страны.
Введение……………………………………………………………………………..5
1 Теоретические основы конкурентоспособности ………..7
1.1 Понятие и показатели конкурентоспособности ………..7
1.2 Основные подходы к оценке уровня конкурентоспособности национальной экономики……………………………………………….................12
2 Характеристика конкурентоспособности экономики РБ……………………...15
2.1 Оценка уровня конкурентоспособности национальной экономики….15
2.2 Основные направления повышения конкурентоспособности белорусской экономики……………………………………………………………19
3 Государственные меры и программы по повышению конкурентоспособности РБ…………………………………………………………………………………….24
3.1 Инструменты государственного воздействия на конкурентоспособность национальной экономики………………………………24
3.2 Перечень и характеристика ныне действующих программ………......26
Заключение………………………………………………………………………….29
Список использованных источников……………………………………………...31
Приложение А………………………………………………………………………33
Приложение Б………………………………………………………………………34
Приложение В………………………………………………………………………35
Приложение Г………………………………………………………………………36
РЕФЕРАТ
Киреева Юлия Геннадьевна
« Проблемы повышения
конкурентоспособности
Курсовая работа: 37 стр., 27 ист., 4 прил.
Ключевые слова: конкуренция, конкурентоспособность национальной экономики, показатели конкурентоспособности, уровень конкурентоспособности, характеристика конкурентоспособности РБ, направления повышения, государственные программы.
Объект исследования - конкурентоспособность национальной экономики.
Предмет исследования: проблемы повышения конкурентоспособности национальной экономики.
Цель работы: определение путей и методов повышения конкурентоспособности страны.
Методы исследования: теоретический научный метод (гипотезы, теории), синтез, анализ, индукция, дедукция, экономический анализ, логический и экономико-статистический методы.
Полученные результаты и их новизна: теоретическое исследование понятия «конкурентоспособность», в частности «конкурентоспособность национальной экономики», изучение его сущности; рассмотрение факторов, критериев и показателей конкурентоспособности экономики; анализ существующих подходов к оценке конкурентоспособности отдельной страны; определение методов государственного влияния на конкурентоспособность национальной экономики.
Практическая значимость работы: возможность использования результатов работы для дальнейшего поиска научно-обоснованных концепций функционирования и развития предприятия, повышения его конкурентоспособности и, следовательно, поиска новых методов, путей и подходов улучшения конкурентоспособности белорусской экономики.
Автор работы подтверждает, что приведенный в ней расчетно-аналитический материал правильно и объективно отражает состояние исследуемого процесса, а все заимствованные из литературных и других источников теоретические и методологические положения и концепции сопровождаются ссылками на их авторов.
______________________
( подпись студента)
СОДЕРЖАНИЕ
Обозначения и сокращения………………………………………………
Введение…………………………………………………………
1 Теоретические основы конкурентоспособности ………..7
1.1 Понятие и показатели конкурентоспособности ………..7
1.2 Основные подходы к оценке
уровня конкурентоспособности национальной
экономики………………………………………………...
2 Характеристика конкурентоспособности экономики РБ……………………...15
2.1 Оценка уровня конкурентоспособности национальной экономики….15
2.2 Основные направления повышения
конкурентоспособности белорусской экономики………………………………………………………
3 Государственные меры и программы
по повышению конкурентоспособности РБ…………………………………………………………………………
3.1 Инструменты государственного воздействия на конкурентоспособность национальной экономики………………………………24
3.2 Перечень и характеристика ныне действующих программ………......26
Заключение……………………………………………………
Список использованных источников……………………………………………...
Приложение А………………………………………………………………………33
Приложение Б………………………………………………………………………34
Приложение В………………………………………………………………………35
Приложение Г………………………………………………
ОБОЗНАЧЕНИЯ И СОКРАЩЕНИЯ
В настоящей работе применяются
следующие обозначения и
ВВП – валовый внутренний продукт;
ВЭФ, WEF – всемирный экономический форум;
ЕС – Европейский союз;
МЭМС - микроэлектромеханические системы;
НИОКР - научно-исследовательские, опытно-конструкторские и технологические работы;
НСУР-2020 – Национальная стратегия устойчивого развития РБ на период до 2010 года;
НЭМС - наноэлектромеханические системы;
ПИИ – прямые иностранные инвестиции;
РБ – Республика Беларусь;
СНГ – Содружество Независимых Государств;
СССР – Союз Советских Социалистических Республик;
ЮНКТАД - Конференция ООН по торговле и развитию;
СЭЗ – свободная экономическая зона;
IMD – Международный институт развития менеджмента;
OECD - Организация Экономического Сотрудничества и Развития.
ВВЕДЕНИЕ
Выбор темы моей работы обусловлен
чрезвычайной актуальностью для
всех стран мирового хозяйства, в
частности для Республики Беларусь,
проблемы повышения
Формирование потенциальной
возможности хозяйствующих
Таким образом, тема данной курсовой работы является не только актуальной, но и имеет практическую значимость.
Целью работы является определение путей и методов повышения конкурентоспособности страны.
Достижение поставленной цели предполагает решение следующих задач:
- теоретическое исследование
понятия «
- рассмотрение факторов,
критериев и показателей
- анализ существующих
подходов к оценке
- определение методов
государственного влияния на
конкурентоспособность
В соответствии с поставленными задачами, курсовая работа состоит из введения, основной части, заключения, списка использованной литературы и приложений. В первой главе будет дано определение понятию конкурентоспособность, описаны её показатели и основные подходы к оценке уровня конкурентоспособности национальной экономики. Вторая глава, носящая практическую значимость, посвящена рассмотрению конкурентоспособности экономики РБ. В ней охарактеризован уровень конкурентоспособности белорусской экономики на данном этапе и проанализированы возможные направления её повышения. Что касается третьей главы курсовой работы, то она, как уже было упомянуто выше, носит нормативный характер и включает в себя государственные меры, инструменты и программы по повышению конкурентоспособности РБ.
Кроме того, следует отметить
довольно высокую степень
Глава 1 Теоретические основы конкурентоспособности
Термин конкурентоспособность широко используется в экономике в отношении как товара или предприятия, так и отрасли или даже государства. При этом не существует четкого определения для того, что понимается под конкурентоспособностью, а в случае конкурентоспособности страны существуют сомнения о целесообразности применения данного термина в принципе (Krugman (1996)) [1, c.2]. Таким образом, спектр мнений по этому поводу весьма широк: от трактовки ее как способности производить и реализовывать товары и услуги до формулировок, делающих акцент на способности обеспечивать высокий уровень доходов населения.
Существует несколько трактовок определения понятия конкуренции. Так, например, И. М. Лемешевский понимает под конкуренцией экономическую борьбу между участниками рыночных отношений за наиболее выгодные условия купли-продажи товара и за сферы приложения капитала [2, c.204]. В свою очередь В. Г. Золотогоров определяет её как экономическое соперничество между обособленными товаропроизводителями за удовлетворение своих интересов, выгодные условия производства и сбыта товаров, получение более высокой прибыли [3, c. 213]. По словам Г. П. Журавлёвой, конкуренция означает соперничество между отдельными субъектами рыночного хозяйства за наиболее выгодные условия производства и реализации товаров [4, c. 178]. В учебнике «Экономика предприятия» А. С. Головачёва под словом конкуренция подразумевается экономическое соперничество обособленных товаропроизводителей за долю рынка [5, c. 210], а для И. В. Липсиц конкуренция - экономическое соперничество за право получения большей доли определённого вида ограниченных ресурсов [6, c.652]. Однако даже данные трактовки и подходы не исчерпывают это понятие и существует ещё много различной литературы, рассматривающей и объясняющей термин конкуренция.
Таким образом, в общем смысле конкурентоспособность – это обладание каким-либо субъектом хозяйствования свойствами, дающими преимущества в соревновании с соперником [7, c. 250].
Ранее при исследовании вопросов
конкурентоспособности на передний
план традиционно выдвигались
- продукции, предприятия (микроуровень);
- отрасли или отдельных регионов (мезоуровень);
- народнохозяйственных
Конкурентоспособность товара
(продукции) – это такой уровень
его экономических, технических
и эксплуатационных параметров, который
позволяет выдержать
В экономической теории выделяют различные показатели и методы оценки конкурентоспособности товаров: по объему их продаж, сравнению уровня издержек производства и реализации, анализу финансовых показателей, анализу рыночных долей и их динамики.
В качестве наглядного примера
конкурентоспособности
Конкурентоспособность продукции
неразрывно связана с
Среди основных конкурентных преимуществ предприятия (фирмы) традиционно выделяют предложение лучшей продукции на рынке; предоставление лучшего обслуживания потребителю; обеспечение более низких, чем у конкурентов, цен; лучшее территориальное расположение; выпуск продукции с более привлекательными для потребителя свойствами или внешним видом; более короткое время выхода на рынок с новой продукцией; обладание популярной торговой маркой и высокой репутацией.
Конкурентные преимущества
достигаются за счет природных, материальных,
трудовых и финансовых факторов: более
дешевых производственных ресурсов,
выгодного географического
Информация о работе Проблема конкурентоспособности национальной экономики