Проблема конкурентоспособности национальной экономики

Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Февраля 2013 в 11:01, курсовая работа

Описание работы

Цель работы: определение путей и методов повышения конкурентоспособности страны.

Содержание

Введение……………………………………………………………………………..5

1 Теоретические основы конкурентоспособности ………..7
1.1 Понятие и показатели конкурентоспособности ………..7
1.2 Основные подходы к оценке уровня конкурентоспособности национальной экономики……………………………………………….................12

2 Характеристика конкурентоспособности экономики РБ……………………...15
2.1 Оценка уровня конкурентоспособности национальной экономики….15
2.2 Основные направления повышения конкурентоспособности белорусской экономики……………………………………………………………19

3 Государственные меры и программы по повышению конкурентоспособности РБ…………………………………………………………………………………….24
3.1 Инструменты государственного воздействия на конкурентоспособность национальной экономики………………………………24
3.2 Перечень и характеристика ныне действующих программ………......26

Заключение………………………………………………………………………….29
Список использованных источников……………………………………………...31
Приложение А………………………………………………………………………33
Приложение Б………………………………………………………………………34
Приложение В………………………………………………………………………35
Приложение Г………………………………………………………………………36

Работа содержит 1 файл

Моя курсовая.docx

— 120.98 Кб (Скачать)

РЕФЕРАТ

 

Киреева Юлия Геннадьевна

 

« Проблемы повышения  конкурентоспособности национальной экономики»

 

 

Курсовая работа: 37 стр., 27 ист., 4 прил.

 

Ключевые слова: конкуренция, конкурентоспособность национальной экономики, показатели конкурентоспособности, уровень конкурентоспособности, характеристика конкурентоспособности РБ, направления повышения, государственные программы.

Объект исследования - конкурентоспособность национальной экономики.

Предмет исследования: проблемы повышения конкурентоспособности национальной экономики.

Цель работы: определение путей и методов повышения конкурентоспособности страны.

Методы исследования: теоретический научный метод (гипотезы, теории), синтез, анализ, индукция, дедукция, экономический анализ, логический и экономико-статистический методы.

Полученные результаты и их новизна: теоретическое исследование понятия «конкурентоспособность», в частности «конкурентоспособность национальной экономики», изучение его сущности; рассмотрение факторов, критериев и показателей конкурентоспособности экономики; анализ существующих подходов к оценке конкурентоспособности отдельной страны; определение методов государственного влияния на конкурентоспособность национальной экономики.

Практическая  значимость работы: возможность использования результатов работы для дальнейшего поиска научно-обоснованных концепций функционирования и развития предприятия, повышения его конкурентоспособности и, следовательно, поиска новых методов, путей и подходов улучшения конкурентоспособности белорусской экономики.

Автор работы подтверждает, что приведенный в ней расчетно-аналитический материал правильно и объективно отражает состояние исследуемого процесса, а все заимствованные из литературных и других источников теоретические и методологические положения и концепции сопровождаются ссылками на их авторов.

 

 

______________________

      ( подпись  студента)

 

СОДЕРЖАНИЕ

 

 

 

Обозначения и сокращения…………………………………………………………4

Введение……………………………………………………………………………..5

 

1 Теоретические основы конкурентоспособности ………..7

1.1 Понятие и показатели конкурентоспособности ………..7

1.2 Основные подходы к оценке уровня конкурентоспособности национальной экономики……………………………………………….................12

 

2 Характеристика конкурентоспособности экономики РБ……………………...15

2.1 Оценка уровня конкурентоспособности национальной экономики….15

2.2 Основные направления повышения конкурентоспособности белорусской экономики……………………………………………………………19

 

3 Государственные меры и программы по повышению конкурентоспособности РБ…………………………………………………………………………………….24

3.1 Инструменты государственного воздействия на конкурентоспособность национальной экономики………………………………24

3.2 Перечень и характеристика ныне действующих программ………......26

 

Заключение………………………………………………………………………….29

Список использованных источников……………………………………………...31

Приложение А………………………………………………………………………33

Приложение Б………………………………………………………………………34

Приложение В………………………………………………………………………35

Приложение Г………………………………………………………………………36

 

ОБОЗНАЧЕНИЯ И  СОКРАЩЕНИЯ

 

 

 

В настоящей работе применяются  следующие обозначения и сокращения:

 

ВВП – валовый внутренний продукт;

ВЭФ, WEF – всемирный экономический  форум;

ЕС – Европейский союз;

МЭМС - микроэлектромеханические системы;

НИОКР - научно-исследовательские, опытно-конструкторские и технологические работы;

НСУР-2020 – Национальная стратегия  устойчивого развития РБ на период до 2010 года;

НЭМС - наноэлектромеханические системы;

ПИИ – прямые иностранные  инвестиции;

РБ – Республика Беларусь;

СНГ – Содружество Независимых  Государств;

СССР – Союз Советских  Социалистических Республик;

ЮНКТАД - Конференция ООН  по торговле и развитию;

СЭЗ – свободная экономическая  зона;

IMD – Международный институт  развития менеджмента;

OECD - Организация Экономического Сотрудничества и Развития.

  

ВВЕДЕНИЕ

 

 

 

Выбор темы моей работы обусловлен чрезвычайной актуальностью для  всех стран мирового хозяйства, в  частности для Республики Беларусь, проблемы повышения конкурентоспособности как самих хозяйствующих субъектов, так и создаваемых ими объектов (товаров или услуг).

Формирование потенциальной  возможности хозяйствующих субъектов  к конкурентной борьбе и достижению эффективных результатов в сегодняшних  условиях осложняется в связи  с необходимостью постоянного приспособления к изменяющимся условиям, что требует, в свою очередь, поиска научно-обоснованных концепций функционирования и развития предприятия, повышения его конкурентоспособности. Разработка таких концепций обуславливает  необходимость глубокого исследования как самой экономической категории  конкурентоспособности, ее особенностей и признаков, так и сущности влияния  общемировых тенденций, политических факторов, особенностей конкретно-исторической стадии развития на процесс ее формирования и совершенствования. Т. е. в рыночной экономике категория конкурентоспособности  является одной из ключевых, поскольку  ее уровень определяет успех или  неудачу в деятельности предприятия, а повышение конкурентоспособности  продукции и как следствие  рост ее экспорта являются средствами для повышения уровня жизни населения  страны.

Таким образом, тема данной курсовой работы является не только актуальной, но и имеет практическую значимость.

Целью работы является определение  путей и методов повышения  конкурентоспособности страны.

Достижение поставленной цели предполагает решение следующих  задач:

- теоретическое исследование  понятия «конкурентоспособность»,  в частности «конкурентоспособность  национальной экономики», изучение  его сущности;

- рассмотрение факторов, критериев и показателей конкурентоспособности  экономики;

- анализ существующих  подходов к оценке конкурентоспособности  отдельной страны;

- определение методов  государственного влияния на  конкурентоспособность национальной  экономики.

В соответствии с поставленными  задачами, курсовая работа состоит  из введения, основной части, заключения, списка использованной литературы и приложений. В первой главе будет дано определение понятию конкурентоспособность, описаны её показатели и основные подходы к оценке уровня конкурентоспособности национальной экономики. Вторая глава, носящая практическую значимость, посвящена рассмотрению конкурентоспособности экономики РБ. В ней охарактеризован уровень конкурентоспособности белорусской экономики на данном этапе и проанализированы возможные направления её повышения. Что касается третьей главы курсовой работы, то она, как уже было упомянуто выше, носит нормативный характер и включает в себя государственные меры, инструменты и программы по повышению конкурентоспособности РБ.

Кроме того, следует отметить довольно высокую степень разработанности  исследуемой проблемы в научной  литературе. Теоретической и методологической основой исследования данной курсовой работы являются научные труды отечественных  и зарубежных ученых по проблемам  оценки и повышения конкурентоспособности  продукции.

 

Глава 1 Теоретические основы конкурентоспособности

 

 

    1. Понятие и показатели конкурентоспособности

 

 

Термин конкурентоспособность  широко используется в экономике  в отношении как товара или  предприятия, так и отрасли или  даже государства. При этом не существует четкого определения для того, что понимается под конкурентоспособностью, а в случае конкурентоспособности  страны существуют сомнения о целесообразности применения данного термина в  принципе (Krugman (1996)) [1, c.2]. Таким образом, спектр мнений по этому поводу весьма широк: от трактовки ее как способности производить и реализовывать товары и услуги до формулировок, делающих акцент на способности обеспечивать высокий уровень доходов населения.

Существует несколько  трактовок определения понятия  конкуренции. Так, например, И. М. Лемешевский понимает под конкуренцией экономическую борьбу между участниками рыночных отношений за наиболее выгодные условия купли-продажи товара и за сферы приложения капитала [2, c.204]. В свою очередь В. Г. Золотогоров определяет её как экономическое соперничество между обособленными товаропроизводителями за удовлетворение своих интересов, выгодные условия производства и сбыта товаров, получение более высокой прибыли [3, c. 213]. По словам Г. П. Журавлёвой, конкуренция означает соперничество между отдельными субъектами рыночного хозяйства за наиболее выгодные условия производства и реализации товаров [4, c. 178]. В учебнике «Экономика предприятия» А. С. Головачёва под словом конкуренция подразумевается экономическое соперничество обособленных товаропроизводителей за долю рынка [5, c. 210], а для И. В. Липсиц конкуренция - экономическое соперничество за право получения большей доли определённого вида ограниченных ресурсов [6, c.652]. Однако даже данные трактовки и подходы не исчерпывают это понятие и существует ещё много различной литературы, рассматривающей и объясняющей термин конкуренция.

Таким образом, в общем  смысле конкурентоспособность –  это обладание каким-либо субъектом  хозяйствования свойствами, дающими  преимущества в соревновании с соперником [7, c. 250].

Ранее при исследовании вопросов конкурентоспособности на передний план традиционно выдвигались выгодное географическое положение, обладание  богатыми природными ресурсами и  наличие благоприятных цен на основные факторы производства. В  настоящее время акценты смещаются  в сторону таких факторов, как  высокая производительность, качество жизни основной массы населения, обладание высокими технологиями, а  также экономическая среда, способствующая технологическому лидерству и выработке  успешной глобальной конкурентной стратегии. В результате получается, что в понятии конкурентоспособность выражаются экономические, научно-технические, производственные, организационно-управленческие, маркетинговые и иные возможности не только отдельного товара, отрасли, но и экономики страны в целом или даже группы стран [8, c. 26]. В связи с этим обычно рассматривают три вида (уровня) конкурентоспособности:

- продукции, предприятия  (микроуровень);

- отрасли или отдельных  регионов (мезоуровень);

- народнохозяйственных комплексов, национальных экономик (макроуровень).

Конкурентоспособность товара (продукции) – это такой уровень  его экономических, технических  и эксплуатационных параметров, который  позволяет выдержать соперничество (конкуренцию) с другими аналогичными товарами на рынке. Конкурентоспособность  товара, как правило, определяется путем  сравнения его различных параметров с аналогичными показателями товара-конкурента [9].

В экономической теории выделяют различные показатели и методы оценки конкурентоспособности товаров: по объему их продаж, сравнению уровня издержек производства и реализации, анализу финансовых показателей, анализу  рыночных долей и их динамики.

В качестве наглядного примера  конкурентоспособности конкретной продукции можно использовать производство автомобилей. Еще 10–15 лет назад мы имели весьма слабое представление  о корейских автомобилях. Но сейчас корейские компании теснят на мировом  рынке ведущих автопроизводителей мира. Если с 1998 по 2005 год они увеличили объемы производства в среднем на 10–20%, то за последние годы корейской компании «Hundai-Kia» удалось нарастить объемы производства более чем в 3 раза: с 900 тыс. до 3 090 тыс. автомобилей, увеличив тем самым свою долю на мировом рынке производства автомобилей с 1,7% до 4,7%. Этот факт наглядно свидетельствует о растущей конкурентоспособности южнокорейских авто [7, c. 250].

Конкурентоспособность продукции  неразрывно связана с конкурентоспособностью предприятия (фирмы). К важнейшим  показателям конкурентоспособности  предприятия (фирмы) относят рентабельность производства, производительность труда, уровень качества производимых товаров, характеристики инновационной деятельности, показатели экспорта. Решающей предпосылкой конкурентоспособности предприятия  является производство конкурентоспособных  товаров.

Среди основных конкурентных преимуществ предприятия (фирмы) традиционно выделяют предложение лучшей продукции на рынке; предоставление лучшего обслуживания потребителю; обеспечение более низких, чем у конкурентов, цен; лучшее территориальное расположение; выпуск продукции с более привлекательными для потребителя свойствами или внешним видом; более короткое время выхода на рынок с новой продукцией; обладание популярной торговой маркой и высокой репутацией.

Конкурентные преимущества достигаются за счет природных, материальных, трудовых и финансовых факторов: более  дешевых производственных ресурсов, выгодного географического положения  страны, высокой производительности труда, более современных технологий, развитой инфраструктуры. Как показывает практика, успех в международной  конкуренции на сегодняшний день определяет не столько наличие природных, человеческих, финансовых и других ресурсов, сколько эффективное их использование [10].

Информация о работе Проблема конкурентоспособности национальной экономики