Проблема конкурентоспособности национальной экономики

Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Февраля 2013 в 11:01, курсовая работа

Описание работы

Цель работы: определение путей и методов повышения конкурентоспособности страны.

Содержание

Введение……………………………………………………………………………..5

1 Теоретические основы конкурентоспособности ………..7
1.1 Понятие и показатели конкурентоспособности ………..7
1.2 Основные подходы к оценке уровня конкурентоспособности национальной экономики……………………………………………….................12

2 Характеристика конкурентоспособности экономики РБ……………………...15
2.1 Оценка уровня конкурентоспособности национальной экономики….15
2.2 Основные направления повышения конкурентоспособности белорусской экономики……………………………………………………………19

3 Государственные меры и программы по повышению конкурентоспособности РБ…………………………………………………………………………………….24
3.1 Инструменты государственного воздействия на конкурентоспособность национальной экономики………………………………24
3.2 Перечень и характеристика ныне действующих программ………......26

Заключение………………………………………………………………………….29
Список использованных источников……………………………………………...31
Приложение А………………………………………………………………………33
Приложение Б………………………………………………………………………34
Приложение В………………………………………………………………………35
Приложение Г………………………………………………………………………36

Работа содержит 1 файл

Моя курсовая.docx

— 120.98 Кб (Скачать)

Яркой иллюстрацией сказанному служит компания Apple. Благодаря инновационным технологиям и эстетичному дизайну, корпорация Apple создала уникальную репутацию, сравнимую с культом, в индустрии потребительской электроники. В мае 2011 года торговая марка Apple была признана самым дорогим брендом в мире (c оценкой в $153,3 млрд.) в рейтинге международного исследовательского агентства Millward Brown. В первом квартале 2011 года Apple вырвалась вперед по показателю прибыльности, оставив позади Microsoft ($5,99 млрд. и $5,23 млрд. у соответственно). Ранее компания обгоняла софтверного гиганта по другим показателям (рыночной капитализации и доходам). По доходу лидер обгоняет практически на $8 млрд.: $24,67 млрд. – доход Apple и $16,43 млрд. – у Microsoft. По показателю рыночной капитализации Apple оторвался почти на $100 млрд.: $318,45 млрд. против $224,43 млрд. у конкурента. На мой взгляд, все конкуренты пока только следуют за продукцией компании Apple. Пока они не создадут свою «фишку», так и будут их прототипами. Apple будет продолжать развиваться и завоевывать рынок. Они смогли создать то, чем можно удивить людей [11, c. 14].

Конкурентоспособность отрасли  характеризуется оценкой ее положения  на международных рынках и определяется рядом факторов [Приложение В]:

- оптимальным уровнем  концентрации, специализации и кооперирования  в отрасли; 

- высоким удельным весом  конкурентоспособного персонала  в отрасли; 

- качественной информационной  и нормативно-методической базой  управления в отрасли; 

- наличием конкурентоспособных  поставщиков; 

- наличием доступа к  качественному дешевому сырью  и другим ресурсам;

- эффективностью использования  ресурсов;

- высоким уровнем радикальных  новшеств (патентованные товары, технологии, информационные системы);

- проведением сертификации  продукции и систем;

- эксклюзивностью товаров  отрасли; 

- высокой эффективностью  организации отрасли; 

- высокой долей экспорта  наукоемких товаров; 

- высоким удельным весом  в мировом экспорте товаров  и мировом производстве.

Таким образом, на основе этих критериев можно сказать, что, например, в Германии наиболее конкурентоспособными отраслями являются автомобилестроение, электротехническая промышленность, общее машиностроение (производство станков, различных приборов), химическая, фармацевтическая и парфюмерно-косметическая промышленность.

Следующий уровень – конкурентоспособность  народнохозяйственных комплексов. Самое простое определение конкурентоспособности национальной экономики – это способность страны как геополитического субъекта производить и реализовывать товары и услуги, отвечающие требованиям мировых рынков, и создавать условия наращивания государственных ресурсов со скоростью, позволяющей обеспечивать устойчивые темпы роста ВВП и качество жизни населения на уровне мировых значений. Однако IMD (Международный институт развития менеджмента), один из ведущих центров по изучению конкурентоспособности, ориентируется на следующие 2 определения:

− конкурентоспособность  анализирует то, как страны и предприятия  используют весь спектр своих компетенций  для увеличения благосостояния населения  или роста прибыли;

− конкурентоспособность  нации – это область экономической  теории, которая изучает факты  и политику, формирующие способность  нации воспроизводить и сохранять  такую среду, которая способствует более интенсивному созданию ценностей  предприятиями и большему благосостоянию народа [1, c. 2].

Среди других интерпретаций  определения национальной конкурентоспособности  можно выделить следующие варианты:

− способность страны достигать  устойчиво высоких темпов роста  ВВП на душу населения (World Economic Forum (1996));

− конкурентоспособность  страны – это набор факторов, политик и институтов, которые  определяют уровень производительности в стране (World Economic Forum (2006));

− текущая и будущая  способность и возможность предпринимателей создавать товары, чьи ценовые  и неценовые характеристики формируют  более привлекательный набор, чем  у их местных и зарубежных конкурентов (European Management Product and Market);

− конкурентоспособность  подразумевает элементы производительности, эффективности и прибыльности. Но это не самоцель. Это мощное средство достижения роста жизненного уровня и роста социального благополучия, т.е. это инструмент для достижения целей. В целом, увеличивая производительность и прибыльность в контексте международной  специализации, конкурентоспособность  предоставляет основу для не инфляционного  увеличения доходов населения. (Competitiveness Advisory Group (1995));

− конкурентоспособность  это степень, в которой страна в рамках свободной торговли и  справедливых рыночных отношений может  производить товары и услуги, которые проходят тест международных рынков, и одновременно при этом сохранять и увеличивать реальные доходы населения в долгосрочном периоде (OECD).

Конкурентоспособность страны характеризуют ряд факторов, такие как: стабильность политической и правовой системы; высокая эффективность использования ресурсов; наличие природных ресурсов и благоприятный климат, выгодное географическое положение; открытость экономики, высокий уровень международной интеграции и кооперирования; значительные вложения в развитие человека (на образование, здравоохранение, социальные нужды); высокий уровень ВВП на душу населения; значительная доля конкурентоспособных фирм; оптимальный экспорт-импорт; наличие конкурентной среды; значительные расходы из госбюджета на НИОКР [7, c. 251].

Одним из основоположников концепции конкурентоспособности  в отношении государств является Майкл Портер. Он подчеркивает, что  конкурентоспособность определяется производительностью, с которой  страна использует свои природные, человеческие ресурсы и капитал, так как  производительность является ключевым фактором, определяющим благосостояние страны и ее населения [Приложение Б]. Портер выделил следующие ключевые аспекты конкурентоспособности:

− производительность зависит  как от ценности выпускаемой продукции  или оказываемых услуг (ее уникальности, качества), так и от эффективности  с которым она производится;

− для процветания важно  не то, в каких отраслях страна конкурирует, а то, как фирмы конкурируют  в этих отраслях;

− производительность страны – это отражение того, что местные  и зарубежные фирмы решили производить  в этом регионе. Собственность предприятий  вторична в вопросах конкурентоспособности  стран;

− производительность не только ориентированных на экспорт, но и  местных (ориентированных на внутренний рынок) отраслей имеет фундаментальное  значение для конкурентоспособности;

− девальвация не делает страну более конкурентоспособной.

Конкуренция отдельной страны зависит от склонности её общественного  воспроизводства к инновациям и  модернизации. Конкурентное преимущество возникает и поддерживается вследствие существенной локализации проходящих процессов [13]. При этом существуют большие  различия в моделях конкурентоспособности  каждой из стран [12, c. 205-206].

В современных условиях конкурентоспособность (предприятия, отрасли или экономики  в целом) обусловлена, прежде всего, стабильностью политических, социальных и экономических условий. Поэтому  главным уровнем обеспечения  конкурентоспособности заслуженно признается государственный, на котором  определяются т. н. «правила экономической  игры», то есть основные условия функционирования всей хозяйственной системы.

 

    1. Основные подходы к оценке уровня конкурентоспособности национальной экономики

 

Исследователи проблемы конкурентоспособности  используют различные методологические подходы для измерения ее уровня в целях сравнения этого показателя в различных странах. Наиболее широко используются три основных подхода.

Первый базируется на анализе  основного макроэкономического  показателя – ВВП на душу населения. Производство ВВП на душу населения  может служить важной обобщающей характеристикой конкурентоспособности  страны на макроуровне, однако не позволяет  определить степень влияния отдельных  факторов на национальную конкурентоспособность.

Основой второго подхода  служит исследование реализованных  конкурентных преимуществ, которые  выражаются данными о результатах  внешнеторговой деятельности страны, об изменении доли отечественных  товаров во внутреннем товарообороте. В качестве показателей конкурентоспособности  страны рассматриваются доля страны в мировом экспорте определенного  товара, удельный вес товара в совокупном экспорте страны, соотношения между  экспортом и производством, импортом и потреблением отдельных товаров. В этом плане характерен пример Китая. Доля этой страны в мировом производстве и экспорте ряда товаров (одежды, обуви, радиоэлектроники, компьютеров, автомобилей) неуклонно растет. Удельный вес страны, к примеру, в мировом производстве легковых автомобилей вырос с 1% в 1997 году до 7% в 2005-м. Соответственно, вырос  и их экспорт.

Третий подход основан  на сравнении конкурентоспособности  стран по различным рейтингам. Известно около десятка рейтингов конкурентоспособности  национальных экономик, которые стали  регулярно публиковаться в конце  прошлого века. Наиболее популярны  из них два: Ежегодник мировой  конкурентоспособности (Лозанна, Швейцария) и Глобальный индекс конкурентоспособности, публикуемый с 1979 года Всемирным  экономическим форумом (Давос, Швейцария) – организацией, финансируемой, главным  образом, крупным транснациональным  бизнесом [Приложение А]. Ежегодник мировой конкурентоспособности публикуется ежегодно с 1989 г. На 2009 г. в нем был представлен анализ конкурентоспособности 57 стран. Она оценивалась как результирующая сумма показателей страны по 329 критериям, которые группируются в четыре фактора конкурентоспособности: экономическое положение (цены, международная торговля, зарубежные инвестиции), эффективность правительства (государственные финансы, фискальная политика), эффективность бизнеса (производительность, финансы, управленческая практика), инфраструктура (наука, здравоохранение, окружающая среда, система образования). В 2009–2010 была оценена сравнительная конкурентоспособность 125 стран с помощью Глобального индекса конкурентоспособности, разработанного Майклом Портером совместно с коллективом ВЭФ. В исследовании ВЭФ применяется более сложная методология, главной особенностью которой является использование разных весов для факторов в зависимости от уровня экономического развития государства. В рамках конечного индекса учитываются как среда функционирования экономики (макроэкономика, образование, здравоохранение и др.), так и особенности ведения бизнеса в стране (микроэкономика).  Ведущие места в этих рейтингах занимают, как правило, страны Западной Европы и Северной Америки. Беларусь в настоящее время не включена в число стран, представленных в указанных ежегодных обзорах [7, c.252].

Анализом конкурентоспособности  отдельных государств занимается с  одной стороны Гарвардская бизнес школа (Институт стратегии и конкурентоспособности  во главе с М. Портером), а с  другой – центры национальной конкурентоспособности  отдельных государств (зачастую сотрудничающих с Гарвардской бизнес школой). Такие центры есть, к примеру, в США, Ирландии, Англии, Хорватии, Венгрии, Казахстане [1, c.8].

Анализ конкурентоспособности  отдельных государств сводится к их бенчмаркингу. Бенчмаркинг представляет собой способ изучения деятельности своих конкурентов с целью использования их положительного опыта в своей работе. При этом анализ варьируется в зависимости от особенностей страны, но проводится по одной и той же схеме. Первым этапом анализа является оценка текущих экономических тенденций в стране. В основном это означает анализ роста ВВП, производительность труда, прямых иностранных инвестиций, внешней торговли и других особенно актуальных для страны показателей в сравнении с другими странами того же региона или той же стадии развития, что позволяет получить понимание существующего уровня конкурентоспособности страны. Также внимание уделяется числу патентов, регистрируемых в стране, так как этот статистический показатель отражает уровень инновационного развития страны. Следующим этапом является анализ отдельно макроэкономических и микроэкономических основ конкурентоспособности [14].

Однако указанная методика определения конкурентоспособности  национальных экономик подвергается научными кругами серьезной критике. Отмечается, что общее количество измеряемых показателей так велико, что любое  сопоставление стран между собой  не только теряет всякий экономический  смысл, но и предоставляет огромные возможности для политической интерпретации.

Таким образом, национальная конкурентоспособность  - это способность  страны добиться высоких темпов экономического роста, которые были бы устойчивы  в среднесрочной перспективе; это  уровень производительности факторов производства в данной стране или  способность компаний данной страны успешно конкурировать на тех  или иных международных рынках. Конкурентоспособность  страны характеризуют ряд факторов, таких как, например, наличие и  высокая эффективность использования  природных ресурсов, высокий уровень ВВП на душу населения, наличие конкурентной среды, высокий уровень международной интеграции, предпосылками которой являются однородность социально-экономических систем, относительно высокий уровень экономического развития, взаимозависимость экономик интегрирующих стран и другие.

 

Глава 2 Характеристика конкурентоспособности экономики РБ

 

 

2.1 Оценка уровня конкурентоспособности национальной экономики

 

 

Для нашей страны, как  и для других стран бывшего  Советского Союза, проблема конкурентоспособности  относительно новая. До этого в экономике  СССР понятие конкурентоспособности  использовалось лишь для товаров, продаваемых  на внешних рынках, а внутри страны оперировали понятием экономической  эффективности, однако с преобразованием  национальной экономики в открытую проблема конкурентоспособности вышла на первый план. Зависимость Беларуси от предшествующего развития предопределена, с одной стороны, десятилетиями функционирования экономики в условиях тотального планового хозяйства, с другой – сильным административно-командным подходом. Именно из-за вышеуказанных событий в республике не было методологической базы, которая позволила бы оценивать реальную конкурентоспособность экономических объектов. Слабую исследованность этой проблемы следует считать опасной, так как конкурентоспособность средне- и высокотехнологических товаров, традиционно экспортируемых из республики, снижается.

Все открытые экономики сталкиваются с необходимостью сохранения или  расширения своего присутствия на различных  международных рынках. Сказанное  особенно актуально для стран, осуществляющих переход к рыночной экономике  и проводящих глубокие экономические  реформы. В Беларуси относительно долгое время удавалось избегать системных  экономических реформ, чему способствовала весьма благоприятная внешняя конъюнктура  и относительно низкие цены на энергоносители. Глобальный экономический кризис обострил данные проблемы для Беларуси и актуализировал необходимость дальнейших экономических  преобразований по созданию условий  для повышения конкурентоспособности  экономики и ее устойчивого роста  в долгосрочном периоде.

Информация о работе Проблема конкурентоспособности национальной экономики