Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Февраля 2013 в 11:01, курсовая работа
Цель работы: определение путей и методов повышения конкурентоспособности страны.
Введение……………………………………………………………………………..5
1 Теоретические основы конкурентоспособности ………..7
1.1 Понятие и показатели конкурентоспособности ………..7
1.2 Основные подходы к оценке уровня конкурентоспособности национальной экономики……………………………………………….................12
2 Характеристика конкурентоспособности экономики РБ……………………...15
2.1 Оценка уровня конкурентоспособности национальной экономики….15
2.2 Основные направления повышения конкурентоспособности белорусской экономики……………………………………………………………19
3 Государственные меры и программы по повышению конкурентоспособности РБ…………………………………………………………………………………….24
3.1 Инструменты государственного воздействия на конкурентоспособность национальной экономики………………………………24
3.2 Перечень и характеристика ныне действующих программ………......26
Заключение………………………………………………………………………….29
Список использованных источников……………………………………………...31
Приложение А………………………………………………………………………33
Приложение Б………………………………………………………………………34
Приложение В………………………………………………………………………35
Приложение Г………………………………………………………………………36
Яркой иллюстрацией сказанному служит компания Apple. Благодаря инновационным технологиям и эстетичному дизайну, корпорация Apple создала уникальную репутацию, сравнимую с культом, в индустрии потребительской электроники. В мае 2011 года торговая марка Apple была признана самым дорогим брендом в мире (c оценкой в $153,3 млрд.) в рейтинге международного исследовательского агентства Millward Brown. В первом квартале 2011 года Apple вырвалась вперед по показателю прибыльности, оставив позади Microsoft ($5,99 млрд. и $5,23 млрд. у соответственно). Ранее компания обгоняла софтверного гиганта по другим показателям (рыночной капитализации и доходам). По доходу лидер обгоняет практически на $8 млрд.: $24,67 млрд. – доход Apple и $16,43 млрд. – у Microsoft. По показателю рыночной капитализации Apple оторвался почти на $100 млрд.: $318,45 млрд. против $224,43 млрд. у конкурента. На мой взгляд, все конкуренты пока только следуют за продукцией компании Apple. Пока они не создадут свою «фишку», так и будут их прототипами. Apple будет продолжать развиваться и завоевывать рынок. Они смогли создать то, чем можно удивить людей [11, c. 14].
Конкурентоспособность отрасли характеризуется оценкой ее положения на международных рынках и определяется рядом факторов [Приложение В]:
- оптимальным уровнем
концентрации, специализации и
- высоким удельным весом
конкурентоспособного
- качественной информационной
и нормативно-методической
- наличием конкурентоспособных поставщиков;
- наличием доступа к качественному дешевому сырью и другим ресурсам;
- эффективностью использования ресурсов;
- высоким уровнем радикальных новшеств (патентованные товары, технологии, информационные системы);
- проведением сертификации продукции и систем;
- эксклюзивностью товаров отрасли;
- высокой эффективностью организации отрасли;
- высокой долей экспорта наукоемких товаров;
- высоким удельным весом в мировом экспорте товаров и мировом производстве.
Таким образом, на основе этих критериев можно сказать, что, например, в Германии наиболее конкурентоспособными отраслями являются автомобилестроение, электротехническая промышленность, общее машиностроение (производство станков, различных приборов), химическая, фармацевтическая и парфюмерно-косметическая промышленность.
Следующий уровень –
− конкурентоспособность анализирует то, как страны и предприятия используют весь спектр своих компетенций для увеличения благосостояния населения или роста прибыли;
− конкурентоспособность
нации – это область
Среди других интерпретаций определения национальной конкурентоспособности можно выделить следующие варианты:
− способность страны достигать устойчиво высоких темпов роста ВВП на душу населения (World Economic Forum (1996));
− конкурентоспособность страны – это набор факторов, политик и институтов, которые определяют уровень производительности в стране (World Economic Forum (2006));
− текущая и будущая
способность и возможность
− конкурентоспособность
подразумевает элементы производительности,
эффективности и прибыльности. Но
это не самоцель. Это мощное средство
достижения роста жизненного уровня
и роста социального
− конкурентоспособность это степень, в которой страна в рамках свободной торговли и справедливых рыночных отношений может производить товары и услуги, которые проходят тест международных рынков, и одновременно при этом сохранять и увеличивать реальные доходы населения в долгосрочном периоде (OECD).
Конкурентоспособность страны характеризуют ряд факторов, такие как: стабильность политической и правовой системы; высокая эффективность использования ресурсов; наличие природных ресурсов и благоприятный климат, выгодное географическое положение; открытость экономики, высокий уровень международной интеграции и кооперирования; значительные вложения в развитие человека (на образование, здравоохранение, социальные нужды); высокий уровень ВВП на душу населения; значительная доля конкурентоспособных фирм; оптимальный экспорт-импорт; наличие конкурентной среды; значительные расходы из госбюджета на НИОКР [7, c. 251].
Одним из основоположников
концепции
− производительность зависит как от ценности выпускаемой продукции или оказываемых услуг (ее уникальности, качества), так и от эффективности с которым она производится;
− для процветания важно не то, в каких отраслях страна конкурирует, а то, как фирмы конкурируют в этих отраслях;
− производительность страны – это отражение того, что местные и зарубежные фирмы решили производить в этом регионе. Собственность предприятий вторична в вопросах конкурентоспособности стран;
− производительность не только ориентированных на экспорт, но и местных (ориентированных на внутренний рынок) отраслей имеет фундаментальное значение для конкурентоспособности;
− девальвация не делает страну более конкурентоспособной.
Конкуренция отдельной страны
зависит от склонности её общественного
воспроизводства к инновациям и
модернизации. Конкурентное преимущество
возникает и поддерживается вследствие
существенной локализации проходящих
процессов [13]. При этом существуют большие
различия в моделях
В современных условиях конкурентоспособность
(предприятия, отрасли или экономики
в целом) обусловлена, прежде всего,
стабильностью политических, социальных
и экономических условий. Поэтому
главным уровнем обеспечения
конкурентоспособности
Исследователи проблемы конкурентоспособности
используют различные методологические
подходы для измерения ее уровня
в целях сравнения этого
Первый базируется на анализе
основного макроэкономического
показателя – ВВП на душу населения.
Производство ВВП на душу населения
может служить важной обобщающей
характеристикой
Основой второго подхода
служит исследование реализованных
конкурентных преимуществ, которые
выражаются данными о результатах
внешнеторговой деятельности страны,
об изменении доли отечественных
товаров во внутреннем товарообороте.
В качестве показателей
Третий подход основан
на сравнении
Анализом
Анализ конкурентоспособности отдельных государств сводится к их бенчмаркингу. Бенчмаркинг представляет собой способ изучения деятельности своих конкурентов с целью использования их положительного опыта в своей работе. При этом анализ варьируется в зависимости от особенностей страны, но проводится по одной и той же схеме. Первым этапом анализа является оценка текущих экономических тенденций в стране. В основном это означает анализ роста ВВП, производительность труда, прямых иностранных инвестиций, внешней торговли и других особенно актуальных для страны показателей в сравнении с другими странами того же региона или той же стадии развития, что позволяет получить понимание существующего уровня конкурентоспособности страны. Также внимание уделяется числу патентов, регистрируемых в стране, так как этот статистический показатель отражает уровень инновационного развития страны. Следующим этапом является анализ отдельно макроэкономических и микроэкономических основ конкурентоспособности [14].
Однако указанная методика
определения
Таким образом, национальная
конкурентоспособность - это способность
страны добиться высоких темпов экономического
роста, которые были бы устойчивы
в среднесрочной перспективе; это
уровень производительности факторов
производства в данной стране или
способность компаний данной страны
успешно конкурировать на тех
или иных международных рынках. Конкурентоспособность
страны характеризуют ряд факторов,
таких как, например, наличие и
высокая эффективность
Глава 2 Характеристика конкурентоспособности экономики РБ
2.1 Оценка уровня конкурентоспособности национальной экономики
Для нашей страны, как и для других стран бывшего Советского Союза, проблема конкурентоспособности относительно новая. До этого в экономике СССР понятие конкурентоспособности использовалось лишь для товаров, продаваемых на внешних рынках, а внутри страны оперировали понятием экономической эффективности, однако с преобразованием национальной экономики в открытую проблема конкурентоспособности вышла на первый план. Зависимость Беларуси от предшествующего развития предопределена, с одной стороны, десятилетиями функционирования экономики в условиях тотального планового хозяйства, с другой – сильным административно-командным подходом. Именно из-за вышеуказанных событий в республике не было методологической базы, которая позволила бы оценивать реальную конкурентоспособность экономических объектов. Слабую исследованность этой проблемы следует считать опасной, так как конкурентоспособность средне- и высокотехнологических товаров, традиционно экспортируемых из республики, снижается.
Все открытые экономики сталкиваются
с необходимостью сохранения или
расширения своего присутствия на различных
международных рынках. Сказанное
особенно актуально для стран, осуществляющих
переход к рыночной экономике
и проводящих глубокие экономические
реформы. В Беларуси относительно долгое
время удавалось избегать системных
экономических реформ, чему способствовала
весьма благоприятная внешняя
Информация о работе Проблема конкурентоспособности национальной экономики