Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Декабря 2011 в 19:18, курсовая работа
Бедность, как явление, присущее практически любой стране, неизбежно. На него нельзя не обращать внимание ввиду тех последствий, к которым оно может привести в социальной, экономической и культурной сферах жизни общества. Состояние постоянной нужды, преследующее бедных людей, превращает их в тех, кто не может самостоятельно руководить своей жизнью, не зависеть от кого бы то ни было в материальном плане, быть самостоятельным в выборе места и времени удовлетворения всех своих потребностей, как первичных, так и вторичных.
Введение................................................................................................................3
1. Экономический и социальный взгляд на проблему бедности....................5
1.1 Особенности Российской бедности..............................................................5
1.2 Исторические аспекты проблемы бедности в России...............................11
1.3 Рейтинг российских регионов по уровню бедности.................................14
1.4 Показатели бедности....................................................................................16
2. Пути решения проблемы бедности...............................................................24
2.1 Социальные реформы в решении проблемы бедности............................24
2.2 Направления стабилизационной политики в России................................29
2.3 Кризис 2008-2010 гг и его влияние на проблему бедности.....................35
Заключение..........................................................................................................42
Список литературы...........
Важнейшей социальной реформой последнего времени стала. Однако совсем не очевидно, что данная реформа монетизация льгот будет иметь результатом сокращение числа бедных в стране. Дело в том, что натуральные льготы и, соответственно, их денежные компенсации у нас представлялись и выплачиваются не в зависимости от располагаемого душевого дохода, а по другим основаниям (участие в боевых действиях, инвалидность, профессиональная при- надлежность и др.). Кроме того, даже по официальным данным, большая часть льгот и дотаций до реформы доставалась льготополучателям с наибольшими располагаемыми денежными доходами, а меньше всего - самым нуждающимся получателям. Например, по данным Росстата, в 2003 году на долю 10% льготополучателей с наименьшими располагаемыми ресурсами пришлось всего 7% государственных дотаций и льгот, в то время как на долю 10% самых обеспеченных получателей – 12,3%. Так что вполне очевидно нарушение основополагающего принципа государственной социальной поддержки населения – адресности помощи. Точно также очевидно и то, что простой перевод натуральных льгот в денежную форму только зафиксирует данное соотношение.
Замена натуральных льгот денежными выплатами – это дополнительные располагаемые доходы льготников. Поскольку льготники зачастую представляют наиболее нуждающиеся категории населения, то в этом смысле монетизация все-таки будет способствовать снижению уровня бедности. Однако, следует обратить внимание на то, что разрыв в размере денежной компенсации разных льготных категорий очень существенный (от 50 до 1550 рублей). По «региональным» льготникам с учетом межрегиональных различий и возможностей бюджетов субъектов Федерации по финансированию компенсационных выплат – этот разрыв увеличивается. В результате, уровень дифференциации доходов льготников возрастает[3].
Результаты
социальных реформ в решении проблемы
бедности можно будет объективно оценивать
по тому, как будет меняться соотношение
показателей уровня бедности, измеренных
по абсолютному подходу (т.е. численность
населения с доходами ниже величины прожиточного
минимума) и по методу субъективных оценок
(количество граждан, которые сами себя
считают бедными). Если субъективные оценки
выявят, по крайней мере, неуменьшение
числа бедных, это будет лишним доказательством
неудовлетворительной организации социальных
реформ.
2.2
Направления стабилизационной
политики в России
Целью уменьшения дифференциации общества является образования некоего «среднего класса» как приспособления общества – большинства населения – к рыночным условиям.
Наличие,
рост среднего класса в любой стране
рассматриваются как
Эти обстоятельства часто придают идеологическую окраску дискуссиям о среднем классе. Так, нередко звучит мысль о том. что в дореформенном, постсоветском обществе средний класс фактически существовал, но был «размыт», погублен курсом реформ, а его место заняли полукриминальные «элементы». Согласно противоположной точке зрения, средний класс неизбежно должен сложиться в результате стабильного функционирования рыночной экономики. При этом сторонники обеих точек зрения, как правило, ограничиваются указанием на наличие некоторых известных критериев отнесения к среднему классу (уровень образования, социально-профессиональный статус)[5].
Однако делать однозначные выводы о наличии среднего класса в социалистическую и постсоциалистическую эпохи нельзя. Помимо обычных признаков отнесения к этому тезису, есть и «классические» признаки и функции среднего класса в обществе. Прежде всего – это основной экономический донор: бюджет страны складывается из налогов широкого слоя налогоплательщиков, рассматривающих себя как опору государства и по этой причине наделенных правом контролировать его расходы. Понятно, что административно-командная экономика предполагала лишь декоративные формы контроля, типа «народного контроля». К тому же система уравнительного распределения доходов предусматривала совершенно иные принципы формирования налоговой базы о том, что у страны есть бюджет, принятие которого на полгода становится главным делом парламента, страна узнала сравнительно недавно.
Другая
важнейшая функция среднего класса
– его ведущая роль в процессе
вертикальной мобильности. Основные социальные
перемещения в обществе происходят
как внутри среднего класса, так
и между ним и другими
В «экономике
дефицита» величина дохода напрямую
не определяла характер потребления. Уровень
престижного потребления
Каковы
же перспективы формирования среднего
класса в нашей стране сегодня? Во
многом они зависят от успешной адаптации
населения, формирования продуктивных
моделей социально-
Широко
распространено мнение, что общество
не вышло из полосы нестабильности,
не исключено резкое изменение принципов
финансовой политики, в экономической
политике имеет место «чехарда законов»,
«законы непоследовательны и
противоречат друг другу», «существующая
система не стимулирует легальную
деятельность». Отсутствие доверия
к власти и ее финансовым институтам
лишает потенциальный средний класс
возможности строить
Также
о кризисном характере
Нельзя
обойти вниманием и политическую
самоидентификацию
Хотя
в целом тенденции адаптации
населения свойственны
Таким
образом, реально можно говорить
о высшем слое, которому присущи
все основные черты сформированной
социальной страты: нормы и санкции,
поддерживающие ее устойчивость, культурные
символы взаимодействия, практически
завершившийся процесс
Ничего
подобного нельзя сказать о среднем
слое, для которого характерна дисгармония
отношений между типом
Вторая причина – торможение восходящей социальной мобильности. Потенциальное ядро среднего класса, которое, по нашим оценкам, включает примерно 15–20% населения, характеризуется адаптационными навыками, реализацией достаточно успешных стратегий социально-экономического поведения. Все это, однако, еще не делает данную часть общества «классом в себе», поскольку, хотя и имеются важные предпосылки формирования среднего класса, практически отсутствуют, во-первых, стереотипы массового социокультурного поведения, а во-вторых, устойчивая самоидентификация, которая должна быть обеспечена идеологической поддержкой, выступающей в виде признания особого достоинства, символической оплаты за издержки адаптационных усилий. Тем более нельзя говорить о «классе для себя», так как сегодня средние слои не имеют серьезных рычагов влияния на макроэкономические и политические процессы. Нестабильность политической ситуации, отсутствие последовательности и предсказуемости в действиях властей, значимых горизонтальных связей, реальной поддержки авторитетных общественных организаций делают представителей данного слоя уязвимыми перед угрозой потери достигнутых в ходе адаптации позиций. Сложившаяся налоговая система, стимулирующая сокрытие доходов, также не способствует контролю над властью со стороны налогоплательщиков[14]. Структурное оформление среднего класса возможно при наличии непротиворечивого и взаимодополняющего комплекса внутренних и внешних факторов. К числу внутренних можно отнести развитие автономной активности, четкое очерчивание круга социальных интересов, групповую идентификацию, формирование системы социокультурных ценностей, норм и санкций, а к числу внешних – стабилизацию социально-экономических и политических институтов и способность общества к воспроизводству этой стабильности, под которой следует понимать не консервацию существующего порядка, а предсказуемость и открытость действий власти.
2.3
Кризис 2008-2010 гг и его
влияние на проблему
бедности
Мировой
финансовый кризис 2008-го года — это
финансово-экономический
Предшественником финансового кризиса 2008 года был ипотечный кризис в США, первые признаки которого появились в 2006 году в форме снижения числа продаж домов и в начале 2007 года переросли в кризис высокорисковых ипотечных кредитов (англ. subprime). Довольно быстро проблемы с кредитованием ощутили и надёжные заёмщики. Летом 2007 года постепенно кризис из ипотечного начал трансформироваться в финансовый и затронул не только США. Начались банкротства крупных банков, спасение банков со стороны национальных правительств. Котировки на фондовых рынках резко снизились в течение 2008 года и в начале 2009 года. Для компаний существенно сократились возможности получения капиталов при размещении ценных бумаг. В 2008 году кризис приобрёл мировой характер и постепенно начал проявляться в повсеместном снижении объёмов производства, снижении спроса и цен на сырьё, росте безработицы[20].