Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Декабря 2011 в 19:18, курсовая работа
Бедность, как явление, присущее практически любой стране, неизбежно. На него нельзя не обращать внимание ввиду тех последствий, к которым оно может привести в социальной, экономической и культурной сферах жизни общества. Состояние постоянной нужды, преследующее бедных людей, превращает их в тех, кто не может самостоятельно руководить своей жизнью, не зависеть от кого бы то ни было в материальном плане, быть самостоятельным в выборе места и времени удовлетворения всех своих потребностей, как первичных, так и вторичных.
Введение................................................................................................................3
1. Экономический и социальный взгляд на проблему бедности....................5
1.1 Особенности Российской бедности..............................................................5
1.2 Исторические аспекты проблемы бедности в России...............................11
1.3 Рейтинг российских регионов по уровню бедности.................................14
1.4 Показатели бедности....................................................................................16
2. Пути решения проблемы бедности...............................................................24
2.1 Социальные реформы в решении проблемы бедности............................24
2.2 Направления стабилизационной политики в России................................29
2.3 Кризис 2008-2010 гг и его влияние на проблему бедности.....................35
Заключение..........................................................................................................42
Список литературы...........
Величина прожиточного минимума во втором квартале в целом для всего населения составила 6505 рублей (в первом квартале - 6473 рубля). Рост прожиточного минимума относительно первого квартала оказался минимальным - всего 0,5 процента.
При
этом стоимость продуктов питания
потребительской корзины
Заметно изменилось во втором квартале соотношение полученных (заработанных) денег с величиной прожиточного минимума - по сути, увеличилась их покупательная способность. В первом квартале среднедушевой денежный доход составлял 271 процент величины прожиточного минимума, а во втором - уже более 307 процентов. Зарплата также стала весомее: в первом квартале она составляла 305,7 процента прожиточного минимума трудоспособного населения, а во втором - уже почти 330 процентов.
А вот размер средней пенсии по старости чуть-чуть уменьшился и составил всего 172,1 процента к прожиточному минимуму пенсионера.
Несмотря на позитивные изменения, непростой остается ситуация с бедностью. Численность населения с доходами ниже прожиточного минимума во втором квартале заметно снизилась по сравнению с первым: было таковых 22,9 миллиона человек, стало 19,5 миллиона. Но в сравнении с прошлым годом показатели пока не выигрышные. В прошлом году во втором квартале насчитывалось 18 миллионов бедных, или 12,7 процента населения.
Кто чаще всего попадает в разряд малоимущих? Учащиеся. Минимальный размер стипендии в государственных вузах - 1100 рублей, что покрывает лишь 15,7 процента прожиточного минимума для трудоспособного населения. У учащихся профтехучилищ доход еще меньше - 5,7 процента прожиточного минимума. Также уязвимая категория - женщины, находящиеся в отпуске по уходу за ребенком. Их пособие значительно ниже величины прожиточного минимума для детей.
Порог бедности
По данным государственной статистики, количество россиян с доходами ниже прожиточного минимума постоянно уменьшается. Однако это не имеет ничего общего с реальным положением дел. За 20 лет реформ самые богатые россияне стали вдвое богаче, самые бедные - в 1,5 раза беднее.
Многие центральные российские газеты опубликовали отчеты членов правительства России, сотрудников Кремля, крупных чиновников и их семей о доходах за 2010 год.
Члены правительства оказались более чем вдвое богаче руководящих сотрудников Кремля. При этом ростом благосостояния многие высокопоставленные чиновники обязаны женам. По данным издания, средний доход членов правительства - 10,7 млн. рублей.
Средний же доход руководящих сотрудников кремлевской администрации - 4,8 млн. рублей.
Из деклараций можно вывести интересную тенденцию: «кремлевские» и в жизни беднее «белодомовских», у которых возможностей для заработка больше, а легализация в 80% случаев проходит именно через жен.
Этой же теме посвящен и редакционный комментарий на первой полосе «Ведомостей» под названием «Честный туман». «Несметных богатств, о которых так любят порассуждать в прессе, официально ни у кого, можно считать, нет», - пишет газета о декларациях крупных госчиновников.
За официальной чертой бедности в России находятся 18,5 миллиона человек. Это 13% населения страны. Тем не менее, по расчетам Всемирного банка, Россия попадает в группу стран с доходом населения выше среднего – от 4 до 12 тысяч долларов на человека в год[21].
В России, как и в большинстве стран СНГ, принято измерять абсолютный уровень бедности на основе устанавливаемого властями прожиточного минимума.
В марте текущего года правительство России утвердило прожиточный минимум в целом по стране за четвертый квартал 2010 года в размере 5,9 тысячи рублей на душу населения. В нашей стране этот минимум явно не предполагает наличия у гражданина квартиры, в которой надо ежемесячно оплачивать коммунальные услуги.
По разным экспертным оценкам, к бедным в России на самом деле можно отнести более половины жителей страны.
Ждать
каких-то успехов на фронте борьбы с
бедностью, нет оснований. Более
того, известно, что в январе-феврале
2011 года реальные доходы граждан снизились
на 3,4% по сравнению с тем же периодом
2010-го. Между тем, эксперты считают,
что уровень жизни людей
В
предвыборный год
Вместе
с тем если брать европейские
стандарты бедности, то 18 млн. российских
граждан, живущих ниже
Высшая
школа экономики (ВШЭ) сравнила, как
изменилось благосостояние граждан
за 20 лет рыночных реформ. Так, благосостояние
россиян выросло на 32%, но в основном
за счет непродовольственных товаров
и товаров длительного
В пересчете на стоимость жилищно-коммунальных услуг средний доход упал втрое; доступность кино, театров и санаториев - вдвое. Госрасходы на медицину в 2006 г. были на уровне 1994 г., в то время как общая заболеваемость в 1990-2008 гг. выросла на 45%. Кроме того, лишь для 20% населения жилье стало более доступным.
Становление рыночной экономики в России сопровождалось гигантским ростом неравенства. В итоге уровень реальных доходов 20% самых бедных упал в 1,45 раза, еще 20% - в 1,2 раза, а доходы 20% самых обеспеченных выросли вдвое, еще 20% - на четверть.
Фактически
Россия - это две страны, иным
стало качество жизни, но когда элита
перевозит детей за рубеж, это
показатель того, что даже выигравшие
количественно глубоко не удовлетворены
происходящим.
2.1 Социальные реформы в решении проблемы бедности
Пенсионная реформа и замена натуральных льгот денежными компенсациями стали одними из самых заметных событий в социально-экономической и поли- тической жизни российского общества за последние годы.
Ситуацию, сложившуюся в пенсионной сфере, может охарактеризовать, в частности, динамика таких показателей, как:
• коэффициент замещения (соотношение размера средней начисленной пенсии и заработной платы);
•
соотношение пенсии
и прожиточного минимума
пенсионера, характеризующее
общий уровень жизни
пенсионеров (рисунок 1).
45
40 2
35
%
30
1
25
20
1997 1998 1999 2001 2002 2003
2004 2005 2006 2007 2008 2009
2010
1 – коэффициент замещения, % (левая ось)
2- соотношение среднего размера назначенных месячных пенсий с величиной прожиточного минимума пенсионера, % (правая ось)
Источник:
Росстат
140
120
100
80
%
60
40
20
0
Рисунок 1. Динамика коэффициента замещения и соотношения пенсии и прожиточного минимума пенсионера в 1997-2010гг., %
В 2010 году коэффициент замещения составил всего 28%. Это самый низкий уровень с 1997 года. Столь низкие показатели соотношения пенсии и заработной платы обусловлены меньшими темпами индексации пенсии по сравнению с темпами роста номинальных заработных плат. В последние годы кэффициент замещения устойчиво снижается. Это означает, что пенсионеры становятся все беднее относительно работающих граждан[22].
Сделанный выше вывод подтверждается и динамикой реальных показателей. Начиная с 2006 года, темпы роста реального размера пенсий и зарплат уменьшаются (рисунок 2). При этом на графике видно, что реальный размер пенсий растет медленнее по сравнению со средней реальной заработной платой.
40
2
110
%
80
50
2001
2003 2004
2005 2006
2007 2008
2009
1 – реальный размер назначенных месячных пенсий
2 – реальный размер средней заработной платы
Источник:
Росстат
Рисунок 2. Динамика реального размера назначенных месячных пенсий и начисленной заработной платы, в % к предыдущему году
С введением накопительной составляющей пенсии ситуация с располагаемыми доходами и уровнем жизни будущих пенсионеров при благоприятном инвестиционном и макроэкономическом климате теоретически может улучшиться. Дифференциация по уровню пенсий в перспективе будет возрастать. Пенсии будут различные по причине различного уровня зарплат, различного возраста вступления в накопительную систему (сколько лет работник делал отчисления на накопительную часть пенсии), разных ставок отчисления на накопительную составляющую в зависимости от года рождения работника, разного уровня инвестиционного дохода от размещения средств пенсионных накоплений (причем доходность пенсионных инвестиционных портфелей может варьироваться весьма существенно не только в зависимости от состава и структуры включенных в тот или иной портфель активов, но и в зависимости от инвестиционной стратегии управляющей компаний, под управлением которой находится портфель), разных темпов роста зарплат в различных отраслях и сферах деятельности и прочих факторов[3].
Однако в настоящее время события развиваются по неблагоприятному сценарию. Фактически, накопительная система не работает. Во-первых, доходность инвестирования средств пенсионных накоплений оказалась даже ниже уровня инфляции. Во-вторых, государство, похоже, сделало все, чтобы пенсионные накопления не попали в управление частным управляющим компаниям. В-третьих, сама макроэкономическая ситуация, состояние фондового рынка с 2004 года начали меняться в негативную сторону. Это ограничивает возможности выгодного размещения средств пенсионных накоплений.
Негативным фактором оказалось снижение с 1 января 2005 года ЕСН до 26%, которое привело к снижению доходов Пенсионного фонда Российской Федера ции (ПФР). Из-за того, что снижается сумма пенсионных взносов, поступающих в ПФР через этот налог, возникает необходимость дотировать ПФР. Сейчас на эти цели решено направить часть средств Стабилизационного фонда. Однако высокая рискованность подобного решения очевидна, ведь покрывать дефицит в бюджете ПФР, который будет только увеличиваться, придется ежегодно.
Остается без ответа и резонный вопрос: почему не увеличилась налогооблагаемая база и, соответственно, поступления в ПФР в результате снижения ЕСН? Причина этого в том, что 26% - это, по-видимому, не тот уровень, не тот «порог чувствительности», достижение которого позволяет надеяться на выведение из «тени» серых зарплат. К сожалению, обоснованность принимаемых налоговых ставок остается низкой. В результате – выпадающие доходы и отсутствие необходимой динамики в расширении налогооблагаемой базы.